Научная статья на тему 'Интегрированное обучение как фактор формирования готовности учащихся к проявлению профессионально значимых компетенций'

Интегрированное обучение как фактор формирования готовности учащихся к проявлению профессионально значимых компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1232
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCE OF STUDENTS / INTEGRATION OF KNOWLEDGE / INTEGRATED LESSON / PRINCIPLES OF INTEGRATED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепкова Наталья Михайловна

В статье обозначена проблема интеграции знаний в средней школе, рассматривается влияние интегрированного обучения на повышение познавательного интереса учащихся, формирование целостной научной картины мира, проявление профессионально значимых компетенций школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article emphasizes the problem of integrating knowledge in secondary school, examines the influence of the integrated training upon increasing students cognitive interest, making up of a complete scientific picture of the world, displaying professionally significant competences of schoolcheldren.

Текст научной работы на тему «Интегрированное обучение как фактор формирования готовности учащихся к проявлению профессионально значимых компетенций»

Н.М. Цепкова

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОЯВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье обозначена проблема интеграции знаний в средней школе, рассматривается влияние интегрированного обучения на повышение познавательного интереса учащихся, формирование целостной научной картины мира, проявление профессионально значимых компетенций школьников.

Ключевые слова: профессионально значимые компетенции учащихся, интеграция знаний, интегрированный урок, принципы интегрированного обучения.

Линамизм и нестабильность современной жизни побуждают педагогические коллективы к поиску инновационных ной и воспитательной работы. Меняются цели обучения: ученик не только получает и накапливает знания, но и учится их применять в жизни. Урок становится формой подготовки ученика к профессиональному проявлению, формирует жизненно важные компетенции учащегося.

Одним из направлений совершенствования учебного процесса в современной школе является интегрированное обучение. Интеграция знаний по различным школьным предметам может рассматриваться как средство повышения познавательного интереса учащихся и формирования их жизненно важных компетенций.

Использование интегрированного подхода в обучении продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Учебные дисциплины, повторяя путь развития наук, находятся сейчас на стадии максимальной дифференциации и специализации. При этом каждый преподаватель, стремясь углубить изучение своего предмета, все более и более погружает учеников в него.

В мире современной науки давно уже развиваются синтетические и пограничные отрасли (биофизика, физхимия и др.). Именно на стыках основных наук можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий. Общая тенденция развития науки - глобализация, объединение, решение общемировых и общечеловеческих проблем. В связи с этим в современной науке значительное развитие получили междисциплинарные и комплексные исследования, объединяющие представителей порой весьма далеких друг от друга научных дисциплин.

Нам представляется, что в школьном обучении должны появиться интегрированные уроки,

где школьники будут говорить о глобальных проблемах, не разделяя науку на отрасли. При этом будут синтезироваться знания сразу по нескольким учебным предметам. Э. Ильенков писал: «Очевидно, процесс усвоения знаний надо организовать так, как организует его жизнь - лучший учитель. А именно... тренировать не столько память, сколько способность решать задачи, требующие самостоятельного суждения. Решение задач - вовсе не привилегия математики. Все человеческое познание есть не что иное, как постоянная постановка и разрешение новых и новых вопросов, проблем» [1]. Показателем действительных знаний является не только умение воспроизвести то или иное положение, но и способность применить его для решения познавательной задачи.

Образовательная интеграция рассматривается нами как процесс формирования умений использовать полученные на одних уроках знания применительно к другим учебным дисциплинам. Интеграция знаний в общеобразовательных учреждениях - это закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в котором участвуют все цивилизованные страны мира. Интегрированное обучение начало приобретать признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Эта страна, имеющая великое научное прошлое и настоящее, не может не признавать значения интеграции знаний для развития отечественной науки и техники.

Кроме того, обществу необходим разносторонне развитый человек, в котором гармонично сочетаются эмоциональное и рациональное начала. Так, например, В. Ушаков считает: «Не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее проблематике. однобокость специализации чревата для человека очень серьезными последствиями» [1]. Выпускник школы -это уже не сборник знаний по разным предме-

там, не представляющий себе их ценность, т.к. не знает им применения. На современном этапе жизни школа должна не только сообщать сведения из разных областей науки, но и учить ими пользоваться, а также формировать у учащихся умения добывать знания самим, делать выводы, заключения, отсеивать, но не забывать ненужную на данном этапе информацию.

Поэтому необходимо выявить необходимость проведения интегрированных уроков для формирования разносторонне развитого ученика школы, повышения его познавательного интереса и умения использовать полученные на уроках знания на практике. В конечном смысле, мы считаем, сила интеграции знаний состоит в том, что она позволяет «раздвинуть стены школьных стен и классных комнат» [9].

Современная образовательная деятельность направлена на повышение общекультурного уровня выпускника. На наш взгляд, центральным моментом педагогического взаимодействия является развитие возможностей ученика, формирование профессионально значимых компетенций, подготовка к будущей жизнедеятельности. Но в современной педагогической теории и практике наблюдается расхождение во взглядах на решение этих проблем. В первую очередь, далеко не все учителя ставят формирование умения ребенка находить выход в жизненных ситуациях на первое место, более значимым они считают наличие знаний по своему предмету, а не умение ими пользоваться. Хотя часто можно наблюдать, как учащиеся, хорошо знающие предмет, вдруг теряются, если свои знания нужно применять на практике. И наоборот, ученик преображается, если ему предлагают решить какую-то практическую задачу, с которой на узкоспециальном предмете он наверняка не справился бы, но, имея возможность рассмотреть ее как пример из практики, легко находит выход из создавшейся ситуации.

Во-вторых, не существует однозначного мнения по поводу профессиональной значимости для старшеклассника того или иного знания или умения. Одним из способов решения этого вопроса и возможности придти к единому или непротиворечивому взгляду должно стать интегрированное обучение. Интегрированное обучение значительно обновляет содержание образования и направлено на решение основных задач российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности; кроме того, для

ученика - это возможность по-новому посмотреть на свои способности и оценить себя в процессе интегрированного урока.

Интегрированный урок (бинарный, совмещенный) - особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов; такие уроки целесообразно проводить в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления или при изучении другого предмета. Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит, и результат обучения. Бренда Дик, инструктор по интеграции технологий из колледжа в Калгари, Канада, отмечает: «Многие школьные учителя смотрят на инновационные технологии как на добавление к уже перегруженным программам и не находят для них времени. Они не могут представить себе, что технологии могут быть транспортёром, который может легче и эффективнее доставлять их ученикам те учебные программы, которым они учат» [9]. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Переход на новое содержание обучения математике поставил перед методической наукой ряд принципиально новых проблем, решение которых должно проводиться на нетрадиционной предметной основе. Использование вычислительной техники в школах, повышающийся уровень «компьютерной образованности» и заинтересованности учителей других профилей обучения дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми предметами без исключения. Единение учебных предметов на уровне интеграции должно привести к созданию новых целостностей.

С точки зрения профессиональной деятельности учителя интеграция знаний по предметам и технологий обучения может привести к:

- рождению новых предметов или курсов;

- созданию новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;

- рождению циклов (блоков) уроков, соединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;

- разовая интеграция уроков разного уровня и характера [2].

Вопросы интеграции знаний рассмотрены в работах А.М. Пышкало, В.А. Гусева, К.И. Не-шкова, Ю.К. Бабанского, Е.С. Полат, Ш. Амонаш-вили, Н.Я. Виленкина, А.Г Мордковича, А.И. Азе-вича, Т. С. Поляковой, П.М. Эрдниева.

При интеграции предметов принимаются во внимание такие положения теории обучения как:

- интеграция - это способ обучения, направленный на повышение усвояемости изучаемого материала, на обозначение путей достижения поставленных целей, на применение полученных знаний;

- цель интеграции заключается в определении механизма согласования действий субъектов учебного процесса, содержания и сроков их деятельности, обеспечивающих реализацию образовательных задач;

- задачи интегрирования заключаются в обозначении направлений деятельности субъектов образовательного процесса на основе изучения их потенциала; в определении желаемых результатов работы, в выделении ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей, в разработке критериев и показателей оценки результатов;

- исключение противоречий и дублирования при изучении одних и тех же понятий.

Современное общество ставит человека перед необходимостью находить и принимать решения в различных ситуациях, на практике применять полученные в школе знания и умения. Качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. В связи с этим интегрированный урок преследует следующие цели:

1. Изучение предметов на высоком уровне системности знаний. На уроках по различным учебным предметам школьники получают многокомпонентные знания об объекте. Взаимодействие этих знаний позволяет ученикам находить единичное и общее, анализировать и синтезировать, вырабатывать конкретность и абстрактность мышления и тем самым обеспечивает создание у учащихся сознательного представления об изучаемом объекте (А.К. Артемов, В.И. Крупич,

А.В. Хуторской). Назначение интегрированного обучения состоит в формировании у учащихся научной картины мира, представляющей «не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему» [8, с. 187].

2. Развитие сотрудничества педагогов. Составляя план интегрированного урока, учитель должен определить вертикальные связи предмета -в каких классах рассматривается изучаемый материал и на кого направлены дидактические действия, а также горизонтальные связи - с кем будешь сотрудничать, выполняя часть поставленной задачи сугубо по собственному функционалу или по другим предметам.

3. Формирование у учащихся убеждения в связанности предметов, в целостности мира, и, как следствие, навыков интегрированного подхода к изучению явлений природы и общества. Интегрированные уроки способствуют упорядочению ранее полученных учащимися знаний, умений, навыков, т.к. школьники нередко, обладая достаточно глубокими знаниями учебных дисциплин, не могут определить логическую и содержательную связь между ними и тем самым формировать их целостную систему. Выход за рамки одного предмета требует от учащихся умения мыслить целостно, анализировать и синтезировать понятия.

4. Стимулирование умения приобретать знания из различных источников. Интегрированный урок - не столько проверка багажа знаний, сколько оттачивание способностей старшеклассника мыслить, творить.

5. Формирование у учащихся умения применять полученные знания на практике. Интегрированная форма уроков позволяет проверить комплексно знания учащихся в нестандартных ситуациях и объективно их оценить. Во время таких уроков учащимся представляется возможность самим найти выход из возникающих учебных затруднений.

6. Создание условий для развития профессионально значимых компетенций учащихся на основе межпредметных связей. Совершенствование учебного процесса с целью формирования у старшеклассников профессионально значимых компетенций должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей, обусловленных социально-психологическим типом личности учащегося, выбором дальнейшего жизненного пути. Учет профессиональных компетенций и интере-

сов ученика позволяет дифференцировать процесс формирования отношения к получаемым знаниям, оказывать влияние на этот процесс.

7. Активизация учебного процесса и установление наглядных междисциплинарных связей. На успешность обучения старшеклассников влияет не только содержание предлагаемого материала, но и также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность подростков и их познавательную активность.

Интеграция учебных предметов в старших классах средней школы имеет существенные отличия от интеграции в среднем и младшем звене. Это уже не игра, направленная на повышение познавательного интереса ученика, на улучшение оценки и настроения. Интегрированное обучение в старших классах должно быть направлено на решение глобальных проблем, рассмотрение личностно значимых для учащегося вопросов и задач, развитие оригинального и активного мышления. Ученик на таких уроках учится мыслить системно, рассматривать вопросы с разных сторон. И если в 5-6 классах интегрированный урок - это демонстрация единства, равноправия и взаимопроникновения наук, то в старших классах на интегрированном уроке лишь один предмет доминирует и предлагает свои задачи и проблемы для рассмотрения, а другие являются средством для их решения.

Знать факты, учиться анализировать, уметь делать выводы - это научные принципы изучения теории. Этому способствуют проблемные занятия, атмосфера дискуссии, спора, столкновения мнений. Умение анализировать, вести полемику шлифует ум, свидетельствует о развитости мышления, умственной культуре.

Мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, поисковую деятельность, формируют научные взгляды, целостное мировоззрение. Учитель должен понимать, что заставить кого-то самостоятельно мыслить невозможно. Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Мы перефразируем классику: сделать урок скучным - совершить кощунство. Вот почему цель учителя - активный педагогический поиск. А сам он - драматург, режиссер и актер 45-минутного спектакля, воздействующего не только на мысли ребят, но и на их чувства. Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством проводимых уроков:

шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Именно в творчестве человек утверждает себя, формирует чувство ответственности, собственной значимости.

Интегрированный урок - это не только единение учебных предметов, но и мозаика форм, методов и приемов работы на уроке, в ходе чего оттачивается ум школьника, ярче проявляются способности, пополняются кладовые памяти; такие уроки превращают учеников в ораторов, виртуозных полемистов (Л.М. Наумова, С.Г. Манвелов, В.С. Безрукова).

Интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с использованием межпредметных связей (В.М. Монахов и др.). На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, обсуждения глобальных проблем науки и человечества. Эти уроки - скорее импровизация, игра на сообразительность, выдумку, логическое мышление. Учитель не навязывает выводов, хотя все время зовет к размышлению. Сам урок предполагает усвоение большого круга вопросов. А эффективность урока зависит от того, насколько творчески подойдет к его содержанию учитель, какие задачи он подготовит своим ученикам. По мнению канадских ученых и педагогов «интеграция знаний особенно эффективна, чтобы облегчить развитие навыков критического мышления учащихся. Она позволяет продвигать учащихся от использования имеющейся информации к созданию новой информации; облегчает инновационное мышление учащихся. Вот почему использование интеграции особенно плодотворно в классах, готовящих учащихся к тестам повышенной трудности (АР тестам), в которых учителя обучают своих учеников по программам, выходящим за обычные рамки» [9].

При создании интегрированных уроков педагоги сталкиваются с многообразием форм, методов, приемов и видов обучения: проблемные ситуации, развивающее и личностно-ориентированное обучение, системный и компетентност-ный подход. При этом должны учитываться основные дедуктивные принципы: гуманизм; демократичность; научность и аналитичность; системный подход; перспективность, направленность на конечный результат; преемственность материала; конкретность; реальность; динамичность; принцип главного звена.

Рассмотрим некоторые из принципов интегрированного обучения.

1. Принцип практической направленности знаний формирует профессионально значимые компетенции учеников.

2. Принцип научности способствует развитию у учащихся познавательной активности, мышления, творчества.

3. Принцип органического единства элементов позволяет учащимся рассматривать предмет одновременно и как единое целое, и с разных точек зрения.

4. Принцип преемственности знаний дает возможность учащимся использовать ранее полученные знания при изучении новых понятий на уроках различных дисциплин.

5. Принцип доступности дает возможность учащимся реализоваться во время урока, проявить себя в разных ролях, наиболее полно показывая свои знания и умения.

6. Принцип необходимости объясняет сущность процесса обучения как процесса формирования профессионально значимых компетенций старшеклассников.

Мы считаем, что интегрированные уроки способствуют формированию профессионально значимых компетенций старшеклассника. Именно установление конструктивного диалога учителя и ученика позволяет старшекласснику использовать опыт и знания, полученные от общения с педагогом, не как массу фактов, которые он запомнил. Профессионально значимые компетенции старшеклассника будут проявляться в его умении рассуждать, критически мыслить, применять знания на практике, ошибаться, исправлять свои ошибки и находить верные решения. При этом важно соблюдать следующие условия:

- учитель на уроке - это творческий лидер, понимающий потребности учащихся и способный им соответствовать;

- стержень урока - это свободное творческое проявление подростка в интересующей его области знаний, организуемое специальными заданиями учителя.

Библиографический список

1. Наш молодой современник: Диалоги и размышления / И.В. Бестужев-Лада, Н.М. Блинов,

В.А. Житенев и др. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с. -(Личность. Мораль. Воспитание).

2. Актуальные проблемы совершенствования непрерывного образования: традиции и современность. Материалы межрегиональной научнопрактической конференции. Ч. 1. - Пенза, 2001.

3. Шаталов В. Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

4. ЧеткаревВ.К. Уроки творчества. - М.: Знание, 1982. - 96 с.

5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.

6. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Шишури-на В.Н. Технологии обобщения положительного профессионально-педагогического опыта (на примере муниципального образовательного учреждения): Учебное пособие / Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого / Под ред. И.Л. Федотенко. - Тула, 2005. - 110 с.

7. Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей. Сборник статей / Сост. А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 1978. - 239 с.

8. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешке-вич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 448 с. (Серия «Высшее образование»).

9. Education World. - 2005. - Февр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.