Научная статья на тему 'Интегрированное обучение: интеграция уроков литературы и изобразительного искусства'

Интегрированное обучение: интеграция уроков литературы и изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2353
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTEGRATED EDUCATION / ФОРМЫ / SHAPE / ТИП УРОКА / TYPE OF LESSON / ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ / FEATURES TRAINING / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / VISUAL ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караоол Любовь Салчаковна

В данной статье анализируются роль и возможности интегрированного обучения в современной системе образования, особенности подготовки к интегрированным урокам, а также на примере урока литературы и изобразительного искусств показано как реализуется идея интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED EDUCATION: INTEGRATION OF LITERATURE LESSONS AND FINE ARTS

This article analyzes the role and possibilities of integrated education in the modern system of education, features of training in integrated lessons. It also shows on the example of the lesson of literature and fine arts how the idea of integration is realized.

Текст научной работы на тему «Интегрированное обучение: интеграция уроков литературы и изобразительного искусства»

УДК 372.8.+372.882+372.87

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Кара-оол Л.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

INTEGRATED EDUCATION: INTEGRATION OF LITERATURE LESSONS AND FINE ARTS

Kara-ool L.S.

Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье анализируются роль и возможности интегрированного обучения в современной системе образования, особенности подготовки к интегрированным урокам, а также на примере урока литературы и изобразительного искусств показано как реализуется идея интеграции.

Ключевые слова: интеграция, интегрированное обучение, формы, тип урока, особенности подготовки, литература, изобразительное искусство.

This article analyzes the role and possibilities of integrated education in the modern system of education, features of training in integrated lessons. It also shows on the example of the lesson of literature and fine arts how the idea of integration is realized.

Key words: integration, integrated education, shape, type of lesson, features training, literature, visual arts.

Интегрированное обучение в образовательном процессе является одной из важных и современных проблем. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявленными к школе, средним специальным учебным заведениям (ссуз) и высшим учебным заведениям (вуз). Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира [1]. И одну из причин фрагментарности мировоззрения обучающихся видят в предметной разобщённости, в то время, как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической и культурной интеграции.

Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.

Через интегрированное обучение можно формировать у обучающихся определённый стиль мышления, чтобы они уверенно чувствовали себя в современном мире и могли реализовать свои способности.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему данной

работы.

Рассмотрим словарную статью понятия интеграция в толковом словаре русского языка начала XXI века: интеграция [лат. integration - соединение] 1. Объединение в одно целое каких-либо разнородных, прежде самостоятельных объектов. Языковая интеграция. Интеграция наук. 2. Включение какого-либо объекта или его элементов в состав какого-либо другого объекта (обычно более крупного). Интеграция капиталов в отечественную промышленность. 3. Спец. Системная интеграция [2].

В словаре современных педагогических терминов дается следующее толкование: интеграция - естественный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, историко-генетического, общественно-функционального аспектов [3].

Таким образом, применительно к системе обучения интеграция - это

1. создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения);

2. нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения) [4].

И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и воспитания. Основной целью интегрированного обучения является заложение основ целостного представления о природе и обществе и сформирование собственного отношения к законам их развития.

На каждом этапе обучения интеграция помогает решить определенные учебно-воспитательные задачи:

- формирование познавательного интереса обучающегося и расширение кругозора;

- познание мира в его многообразии и единстве;

- развитие потенциала обучающихся, логики, мышления, коммуникативных способностей;

- формирование способностей к активному познанию окружающей действительности;

- становление социально-активной творческой личности [5].

На современном этапе реализацию интеграции в образовательном процессе педагоги осуществляют через следующие формы:

• интегрированные уроки;

• межпредметные связи;

• проектную деятельность учащихся;

• внеурочную деятельность.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по двум (и более) дисциплинам при изучении одной темы, в котором выделяется ведущая дисциплина, выступающая

интегратором, и вспомогательная дисциплина, способствующая углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины [6;7;8;5].

Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины, как в полном их объеме, так и включая лишь отдельные составляющие содержание и методы. К интегрированным урокам педагоги прибегают в следующих случаях:

• при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

• при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;

• при изучении межнаучных и обобщенных категорий, законов, принципов;

• при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;

• при создании проблемной, развивающей методики обучения предмета [8].

Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора того, вокруг чего будет проводиться интеграция (системообразующий компонент). Формы бывают:

• предметно-образной, воссоздается более широкое и целостное представление о предмете познания;

• понятийной, с помощью феноменологического анализа явления вырабатывается понятийное поле понятия;

• мировоззренческой, производится духовно-нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно-нравственные постулаты доказываются научными фактами;

• деятельностной, производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;

• концептуальной, обучающиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы [9].

Выбор формы интегрирования зависит от знания педагогом самого явления педагогической интеграции, ее форм, видов и технологии, а также от уровня развития обучающихся, от их умения совмещать знания из разных дисциплин.

Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо связаться с педагогом другого предмета, с которым затевается интеграция, определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Педагоги должны осознавать, что их ждет большая работа и немалые затраты времени и сил, чем при подготовке и проведении традиционного урока [5].

Интегрированный урок начинается с составления плана урока, каждый этап которого подробно расписывается. Педагоги продумывают ход занятия, прогнозируют возможные паузы, связанные с использованием наглядных пособий и компьютерных технологий. На определённом этапе

интегрированного урока ведущую роль играет один педагог, второй готовится к следующему этапу или наблюдает за работой обучающихся, помогает им.

В конце урока обучающиеся должны самостоятельно обозначить межпредметные связи, ради которых и проводилось занятие, поэтому упражнения, используемые на этапе закрепления, должны быть яркими, конкретными, подходящими для индивидуальной работы, чтобы достигнуть цели занятия и добиться конкретного результата, который заключается:

- в повышении уровня знаний по предмету за счёт использования сведений интегрируемых наук;

- в изменении уровня интеллектуальной деятельности с установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

- в эмоциональном развитии обучающихся, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы;

- в росте познавательного интереса обучающихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке;

- во включении обучающихся в творческую деятельность, результатом которой могли быть их собственные стихотворения, рисунки, поделки и т.д. [10].

На интегрированных уроках обучающиеся обычно легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал, применяя их не только на практике, но и проявляя интеллектуальные способности.

Наиболее удачно идея интеграции реализуется на уроках литературы и изобразительного искусства: литературный текст способствует яркому и образному восприятию действительности, а художественное творчество даёт возможность выразить своё отношение к литературному произведению в доступной для обучающегося форме, развивая внимание и воображение.

В статье "О первоначальном преподавании родного языка" К.Д. Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только с чувством и не может быть объяснено умом» [11].

При правильно построенной работе на интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства за счёт использования картин, рисунков, иллюстраций развивается и обогащается словарный запас обучающихся, появляется смысл и значение многих новых слов, относящихся к историко-этнографическому быту или к области духовной жизни народа, стимулируется речевая деятельность.

Интегрированные уроки изобразительного искусства и литературы с использованием живописи, музыкальных и литературных произведений помогают обучающимся создавать яркие художественные образы, посредством слова и красок. Работа в этом направлении позволяет педагогу формировать интерес обучающихся к художественному творчеству, развивать познавательную активность и творческую индивидуальность, воспитывать

словесную культуру, собирать и систематизировать материал, детально рассматривать и описывать предлагаемый образ, используя эпитеты, правильно выстраивать устную и письменную речь.

Известный отечественный литературовед К. Пигарев сказал: «Словесное искусство и изобразительное искусство обладает каждое своей спецификой, но стоящие перед ними задачи реалистического отражения действительности решаются во многом общими художественными средствами» [12].

Для подтверждения данной мысли рассмотрим фрагмент интегрированного урока, в котором использовали стихотворение Светланы Скорик «Золотые луга России» и картину Николая Комарова «Золотые луга России».

Светлана Скорик «Золотые луга России»

Золотые луга России, Травяной молодой настой, Чем спасались и что косили, Цвет наполненный и густой.

На лугах запашные ситцы: пижма, чина и зверобой, всё, что светит и колосится, исходя золотой крупой.

Николай Комаров «Золотые луга России»

Кони ржут на лугах России Звонко, солнечно, не скупясь. Травы бродят веселой силой, Наливаясь и колосясь.

Первичное восприятие текста стихотворения С. Скворик: чтение стихотворения учителем или аудиозапись. Анализ произведения:

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему? (Стихотворение источает благодатный аромат трав).

-Как вы понимаете слова золотые луга, запашные ситцы, золотой крупой, травы бродят?

- Какой вы увидели луг? (Автор описывает живо, образно, ощутимо)

- Найдите строки, в которых рассказывается о цвете. Какими словами представлены краски? Почему?

- Приходилось ли вам наблюдать за лугом?

- Кто пасется на лугу? Какими словами автор передает их настроение?

- Найдите эпитеты, при помощи которых описывается луг (золотые луга, травяной молодой настой, густой цвет, веселой силой, запашные ситцы, золотой крупой).

- Как будем читать стихотворение? (При чтении очень важно правильно делать паузы в нужном месте, выделить главные слова). Подготовка к выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворения обучающимися.

- Найдите в стихотворении рифмы. Выпишите их. Например, настой -густой, ...

- Найдите в тексте описание луга.

Художественная работа.

Совместно с педагогом обучающиеся выполняют художественную работу - при помощи цветовых пятен рисуют луг, где пасутся кони.

Знакомство с картиной Н. Комарова «Золотые луга России».

- Внимательно рассмотрите картину. Опишите картину, опираясь на следующие вопросы:

- Каков жанр произведения (портрет, пейзаж, натюрморт)?

- Какое время года изображено на картине?

- Что изображено на картине?

- Какими красками воспользовался художник, чтобы передать образ

луга?

- О чем хотел рассказать нам художник?

- Какие чувства у вас вызывает эта картина?

(Картина луга изображена во всем своем величии, все цветет, преобладают яркие цвета: желтый, голубой, белый. Природа находится на пике своей красоты перед началом осени. На лугу пасутся лошади, дальний лес в тумане).

Сравнение рисунков с картиной Н. Комарова.

Обучающиеся сравнивают свои рисунки с картиной Н. Комарова, находят в них общее и то, что их отличает.

Без помощи педагога обучающимся может быть трудно определить художественные средства, которые поэт использует при описании природы, из-за недостаточного опыта для передачи впечатлений, полученных от прочитанного стихотворения. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали им понятнее, целесообразно обеспечить взаимодействие зрительного и слухового восприятия. И знакомя с прекрасными образцами литературы и искусства, нужно добиться эмоционального подъема у обучающихся, возникновения у них желания создать свой образ, передать свое отношение к увиденному и услышанному [10].

На интегрированном уроке учащиеся начальных и средних классов очень любят рисовать, это дает им возможность создать свой словесный и

художественный образ и для этого они перечитывают понравившиеся строки, составляют словесный рисунок и выполняют живописную работу.

Таким образом, проводя интегрированные уроки литературы с изобразительным искусством, мы учим обучающихся правильно воспринимать художественный текст, словесно и художественно описывать свой образ, развивая творческое воображение, с интересом усваивать обширный по объёму материал.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Закон 273-Ф3 «Об образовании в РФ» 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/ (дата обращения: 05.05.2016).

2. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г.Н. Скляревский. М.: Эксмо, 2007.

3. Словарь современных педагогических терминов / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/slovar-sovremenyh-pedagogicheskih-terminov.html (дата обращения: 12.02.2016).

4. Шевченко Л.И. Интеграция предметов в начальной школе / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/doklad-na-temu-integraciya-predmetov-v-nachalnoy-shkole-65959.html

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: 1996.

6. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. 1995. №11. С. 21 -28.

7. Думина И.В. Педагогические технологии в обучении географии // Современный урок географии. М.: Школа-Пресс, 2001. Ч.2.

8. Пузанкова Е.Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Образование и общество. 2009. № 1.С. 9-13.

9. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1997. №4. С. 2428.

10. Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gazya.ru/nuda/urok-po-literaturnomu-chteniyu-i-izobrazitelenomu-iskusstvu-a/main.html (дата обращения: 13.05.2016).

11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах/ Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. М. «Педагогика», 1974.

12. Пигарёв К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском пейзаже. М., 1972.

Bibliograficheskij spisok

1. Zakon 273-fz "Ob obrazovanii v RF" 2016 / [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/ (data obrascheniya: 05.05.2016).

2. Tolkovyj slovar russkogo yazyka nachala XXI veka. Aktualnaya leksika / Pod red. G.N. Sklyarevskij. M.: Eksmo, 2007.

3. Slovar sovremennykh pedagogicheskikh terminov. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.maam.ru/detskijsad/slovar-sovremenyh-pedagogicheskih-terminov.html (data obrascheniya: 12.02.2016).

4. Shevchenko L.I. Integratsiya predmetov v nachalnoj shkole. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.metod-kopilka.ru/doklad-na-temu-integraciya-predmetov-v-nachalnoy-shkole-65959.html

5. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole. M.: 1996.

6. Grischenko N.V. Integrirovannye uroki - odno iz sredstv privitiya interesa k uchebnym predmetam // Nachalnaya shkola. 1995. 11. S. 21-28.

7. Dumina I.V. Pedagogicheskie tekhnologii v obuchenii geografii // Sovremennyj urok geografii. M.: Shkola-press, 2001. Ch.2.

8. Puzankova E.N., Bochkova N.V. Sovremennaya pedagogicheskaya integratsiya, ee kharakteristiki // Obrazovanie i obschestvo. 2009. № 1. S. 9-13.

9. Danilyuk A.Ya. Uchebnyj predmet kak integrirovannaya sistema // Pedagogika. 1997. 4. S. 24-28.

10. Integrirovannyj urok po literaturnomu chteniyu i izobrazitelnomu iskusstvu. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://gazya.ru/nuda/urok-po-literaturnomu-chteniyu-i-izobrazitelenomu-iskusstvu-a/main.html (data obrascheniya: 13.05.2016).

11. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya v dvukh tomakh/ Pod redaktsiej A.I. Piskunova, G.S. Kostyuka, D.O. Lordkipanidze, M.F. Shabaevoj. M. "Pedagogika", 1974.

12. Pigarv K.V. Russkaya literatura i izobrazitelnoe iskusstvo. Ocherki o russkom pejzazhe. M., 1972.

Кара-оол Любовь Салчаковна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского государственного университета, E-mail: lkaraool61@mail.ru

Kara-ool Lyubov - Candidate of Philological Sciences (PhD), Associate Professor, Department of theory and methodology of language education and speech therapy, Tuvan State University, E-mail: lkaraool61@mail.ru

УДК 398.21

К ПРОБЛЕМЕ СОСТАВЛЕНИЯ ТОМА «КАЛМЫЦКИЕ БОГАТЫРСКИЕ СКАЗКИ» В СВОДЕ КАЛМЫЦКОГО ФОЛЬКЛОРА

Манджиева Б.Б. Калмыцкий научный центр РАН

THE PROBLEM OF VOLUME "KALMYK HEROIC FAIRY TALE" IN THE VAULTS OF KALMYK FOLKLORE

Mandzhieva B.B. Kalmyk Scientific Center RAS

Статья посвящена проблеме составления тома «Калмыцкие богатырские сказки» в таком фундаментальном проекте как «Свод калмыцкого фольклора», который является новым типом научной публикации выдающихся в художественном отношении фольклорных произведений. В Своде будут представлены произведения, значимые для сохранения, возрождения и обогащения культурного наследия калмыков. Научная концепция Свода основана на комплексном подходе к произведениям калмыцкого фольклора.

Ключевые слова: Свод, калмыцкий фольклор, издание, богатырская сказка, герой, мотив, сюжет, структура, текст.

The article is devoted to the problem of compilation volume of "the Kalmyk heroic tales" in such a fundamental project as the "code of Kalmyk folklore", which is a new type of scientific publication of outstanding artistic cultural works. The code works, significant for the preservation, revitalization and enrichment of the cultural heritage of the Kalmyks. The scientific concept of REDD is based on a holistic approach to the works of Kalmyk folklore.

Key words: Arch, Kalmyk folklore, publishing, heroic tale, character, motive, plot, structure, text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.