Научная статья на тему 'Интегрированное образование и современная модель социальнообразовательной интеграции детей с девиантным поведением'

Интегрированное образование и современная модель социальнообразовательной интеграции детей с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
921
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / интегрированное образование и воспитание / психологопедагогическое сопровождение / deviant behaviour / integrated education and upbringing / psychological and pedagogical maintenance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Морозова Н. Л., Корчагина Л. Н., Тупарева Н. В.

Проанализировано состояние интегрированного образования на современном этапе, описаны внешние и внутренние условия, необходимые для успешной интеграции детей с девиантным поведением. Предложена модель социальнообразовательной интеграции с описанием ее структуры и содержания работы специалистов различного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Морозова Н. Л., Корчагина Л. Н., Тупарева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the current state of integrated education, describes external and internal conditions essential for successful integration of children with deviant behaviour. The article presents a pattern of social and educational integration with the description of its structure and scope of work for different specialists.

Текст научной работы на тему «Интегрированное образование и современная модель социальнообразовательной интеграции детей с девиантным поведением»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16) 2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009

УДК 37.013.42

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

© г. О. ГАЛИЧ, Е. А. КАРПУШКИНА, Н. Л. МОРОЗОВА, Л. H КОРЧАГИНА, Н. В. ТУПАРЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: studentpro@inbox.ru

Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Морозова Н. Л., Корчагина Л. Н., Тупарева Н. В. - Интегрированное образование и современная модель социально-образовательной интеграции детей с девиантным поведением // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 162-167. - Проанализировано состояние интегрированного образования на современном этапе, описаны внешние и внутренние условия, необходимые для успешной интеграции детей с девиантным поведением. Предложена модель социально-образовательной интеграции с описанием ее структуры и содержания работы специалистов различного профиля.

Ключевые слова: девиантное поведение, интегрированное образование и воспитание, психолого-педагогическое сопровождение.

Galich G.O., Karpushkina E.A., Morozova N.L., Korchagina L.N., Tupareva N.V. - Integrated Education and the Modern Pattern of Social and Educational Integration of Children with Deviant Behaviour // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 162-167. - The article analyses the current state of integrated education, describes external and internal conditions essential for successful integration of children with deviant behaviour. The article presents a pattern of social and educational integration with the description of its structure and scope of work for different specialists.

Keywords: deviant behaviour, integrated education and upbringing, psychological and pedagogical maintenance.

Проблема девиантного поведения носит междисциплинарный характер и вызывает интерес у педагогов, психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов, социологов. Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика девиантного поведения, его профилактика и преодоление.

Масштабность и сложность проблемы требует от специалистов, занимающихся девиантным поведением, разработки адекватной и эффективной системы мер по профилактике этих явлений. Такая профилактика должна охватывать максимальное количество детей, быть обязательной, систематичной и последовательной. Очевидно, что эти требования могут быть успешно реализованы в системе общего образования. Таким образом, возникает острое противоречие между потребностями общества в профилактике и коррекции девиантного поведения у детей и подростков и недостаточной разработанностью диагностических, профилактических, коррекционных и реабилитационных программ для системы общего образования.

Таким образом, проблема заключается в необходимости научно-методического обоснования совре-

менной модели реализации инновационных педагогических технологий диагностики, профилактики, реабилитации детей с девиантным поведением в системе интегрированного образования и воспитания.

Под интеграцией на современном этапе понимается состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию. В педагогике -это не просто обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающими сверстниками, а совместная жизнь всех учащихся в стенах образовательного учреждения [1].

Необходимость перехода на новую модель функционирования специальных образовательных учреждений — не только ответ на социальный заказ общества, она обусловлена целым рядом объективных причин, в том числе:

■ ежегодным приростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно в социально и экологически неблагополучных районах;

■ узким рынком образовательных услуг для детей с различными нарушениями в развитии;

■ сокращением контингента С(К)ОУ на фоне непрофильного комплектования логопедических ДОУ, школ и классов для детей с задержкой психического развития (VII вид);

■ распространением моделей ранней коррекци-онно-педагогической помощи и созданием в разных министерствах и ведомствах программ раннего включения детей с ОВЗ;

■ повышением активности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и их готовностью включиться в процесс абилитации и реабилитации собственного ребенка;

■ созданием условий для инновационной нормативно-правовой поддержки, гарантирующей семье право выбора образовательного маршрута для ребенка;

■ возникновением новых типов и видов образовательных учреждений, в первую очередь психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), служб ранней помощи, лекотек, учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), способных оказать адресную, профессиональную помощь семье и педагогам общеобразовательных учреждений, реализующих интегрированное обучение на практике;

■ расширением возможностей муниципального, регионального (местного) самоуправления в планировании открытия учреждений, реализующих вариативные программы работы с детьми, проживающими на территории района или области;

■ новыми государственными требованиями к качеству образовательных услуг на всех ступенях обучения и воспитания детей [1].

В России вопросы организации и реализации интегрированного обучения требуют дальнейшего решения не только в научно-методическом, но и в организационно-правовом отношении. О возможности осуществления интеграционных процессов заявлено на государственном уровне, но учреждениям образования пока еще не оказывается должная юридическая и экономическая поддержка. Оставляет желать лучшего содержательно-организационная и кадровая сторона дела, а также духовно-нравственная атмосфера в общеобразовательной школе.

Важнейшим условием эффективности интеграции является не только разработка методологии развития и содержания инновационной образовательно-воспитательной среды, но и наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, разработки индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов — важное звено в решении вопросов интегрированного обучения. Большая часть специалистов образовательных учреждений сегодня принимает и понимает необходимость интегрированного обучения,

обсуждаются практические вопросы его реализации: все ли дети могут быть интегрированы, каким образом решить проблему отношения к ним здоровых сверстников и родителей, воспитателей и учителей.

Сегодня дети с отклонениями в развитии и поведении могут получить психолого-педагогическую помощь как в раннем, дошкольном, так и в школьном возрасте, но особую актуальность приобретает опыт оказания образовательных услуг для детей разных категорий в условиях обычных общеобразовательных учреждений, т. е. в условиях социально-образовательной интеграции.

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: 1) ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии; 2) обязательной коррекционной помощи каждому ребенку с ОВЗ, интегрированному в общеобразовательное пространство; 3) обоснованном отборе детей с проблемами в развитии для интегрированного обучения. При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специального (дифференцированного) образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри общегосударственной системы образования.

Процесс организации и осуществления интегрированного обучения сейчас находится в стадии теоретического обоснования и практического изучения. Однако российскими дефектологами накоплен большой опыт экспериментальной работы с детьми, интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников.

Развивая идеи Л. С. Выготского, российские ученые теоретически и практически доказали целесообразность совместной деятельности нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии, возможность их духовного и личностного развития в условиях интегрированного обучения, важность ведущей деятельности на разных возрастных этапах в приобретении социального опыта, большое значение окружающей среды и значительную роль семьи в решении вопросов социализации и адаптации детей с разным уровнем психофизического развития, необходимость разработки новых методов и приемов присвоения культурно-исторического опыта подрастающим поколением.

В последние годы XX в. в процессе целенаправленных исследований в различных регионах России: Красноярском крае, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Челябинской и Читинской областях -педагогами определены наиболее эффективные модели интеграции, но теория интегрированного обучения детей отстает от практики. недостаточно разработана и методика осуществления педагогической (образовательной) интеграции, отсутствует федеральная нормативно-правовая база, регламентирующая экономические и организационные вопросы интеграции.

Выбор модели оказания коррекционно-педа-гогической поддержки учащихся с отклоняющимся поведением должен осуществляться с учетом состава учащихся школы и желания педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в нее.

Интеграция в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:

1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

2) обучение в условиях классов коррекцион-но-педагогической поддержки по рекомендованным ПМПК специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-об-разовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);

3) оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в поведении ребенка специалистами службы сопровождения;

4) развитие и коррекция через систему дополнительного образования.

При организации интегрированного обучения следует учитывать и специфическую «российскую особенность»: неподготовленность общества к пониманию проблем детей с психофизическими нарушениями. Эта особенность вынуждает специалистов проводить большую разъяснительную работу по подготовке ученического, родительского и педагогического коллектива образовательного учреждения.

Таким образом, общеобразовательная школа сегодня должна осуществлять те функции, которые исконно являлись прерогативой специальной школы: гарантировать детям с особенностями психофизического развития физическую и социально-психологическую безопасность, обеспечивать их специальными дидактическими средствами, создавать условия для их личностного развития и реализации своих возможностей.

Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. учащиеся с отклоняющимся поведением включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства и нуждаются в особых условиях обучения, социально-психологического сопровождения, воспитания.

Первым типом интегрированного обучения являются специальные классы для детей с отклонениями в развитии (ЗПР и др.) при обычных школах. Ещё большая степень интеграции имеет место при ситуации, когда часть занятий с ребёнком, имеющим недостатки развития, ведёт педагог-дефектолог, а в остальное учебное время ребёнок находится в обычном классе.

Вторым типом интеграции - ещё более глубокая -обучение ребёнка с недостатками развития в обычном классе, сочетаемое с индивидуальными или групповыми специальными дополнительными занятиями, кото-

рые проводит специалист-дефектолог на базе так называемого коррекционного кабинета. Такие кабинеты организуются при обычных школах, куда интегрированы дети с недостатками развития. Эта форма интеграции, наиболее подходящая и для детей с девиантным поведением, имеется в России, но существует она, и уже давно, только для детей одной категории - детей с недостатками речевого развития.

Модель социально-образовательной интеграции представлена на рис. 1.

В рамках второго типа интеграции можно выделить виды интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и поведении:

1) обучение в обычном классе с занятиями в кор-рекционном кабинете;

2) обучение в обычном классе при участии приходящего специалиста-дефектолога;

3) обучение в обычном классе с участием помощника учителя или дефектолога;

4) обучение в обычном классе с минимальным сопровождением.

На основе данных диагностики и решения районной (окружной) или городской (областной) ПМПк при совпадении желания родителей и наличия в учреждении необходимых психолого-педагогических условий (службы сопровождения, учебно-методического и кадрового обеспечения, развитой материально-технической базы) происходит комплектование классов интегрированного обучения.

Деятельность общеобразовательного интегрированного класса регламентируется Положением о специальном (коррекционном) обучении в муниципальном общеобразовательном учреждении, Положением о социально-образовательной интеграции в условиях общеобразовательного класса, Положением об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. как правило, дети с девиантным поведением зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам.

Внутри учреждения всем ходом интегрированного обучения руководит школьный ПМПк. Он же осуществляет необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает необходимость. кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) - это объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей с особенностями развития по разным направлениям и осуществляющих контроль за результативностью своей деятельности. Его цель — диагностика и создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с психофизическими нарушениями и девиантным поведением в условиях общеобразовательного класса.

Модель социально-образовательной интеграции детей с девиантным поведением

В состав консилиума входят: руководитель консилиума (человек, имеющий специальное дефектологическое высшее образование), врач-педиатр, врач-психиатр (на договорной основе), учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.

Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. На успешность процесса интеграции и функционирования данной модели оказывают влияние внешние и внутренние условия.

К внешним условиям, обеспечивающим эффективную интеграцию детей с отклонениями в развитии, относятся:

■ раннее выявление нарушений и проведение адекватной коррекционной работы;

■ желание родителей обучать ребенка вместе в общеобразовательной школе, стремление и готовность помогать ребенку в процессе совместного обучения;

■ обеспечение возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную, квалифицированную коррекционную помощь.

К внутренним условиям, от которых зависит успешность интеграции, относят:

■ уровень психофизического развития ребенка;

■ возможность ребенка овладеть общим образовательным стандартом в сроки, предусмотренные для нормально развивающихся детей;

■ психологическая готовность ученика с отклонениями в развитии к интегрированному обучению и др.

Кроме того, важным условием интеграции детей с девиантным поведением в общеобразовательную школу является согласие обычной школы, куда интегрируются дети. Имеются в виду как согласие педагогического коллектива, так и непротиводействие детей и их родителей.

Следующее условие для эффективного функционирования модели, совершенно необходимое, - наличие в школе специалиста-дефектолога, который может заниматься с детьми девиантного поведения. Без этого интеграция не имеет никакого смысла, ибо тогда она сводится к механическому помещению детей с особенностями развития и поведения в условия, где им не оказывается никакой специальной помощи.

необходимым условием, обеспечивающим успешную интеграцию, является точная дифференциальная диагностика каждого случая. Это может быть осуществлено только при наличии квалифицированной диагностической службы, которая должна обеспечивать не только диагноз, но и такое заключение для школы, которое включает рекомендации к индивидуальному плану обучения. Такая диагностика может производиться только на базе психолого-медико-социальных (ПМС) центров или ПМПК (комиссий), обеспеченных всеми необходимыми специалистами [2].

В нашей модели интегрированное обучение детей с девиантным поведением основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения,

включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

Организация эффективной социально-образовательной интеграции детей с девиантным поведением в данной модели возможна только в условиях тесного взаимодействия педагогов и специалистов службы сопровождения: учителей-дефектологов, логопедов и психологов, т. е. сотрудников, чья профессиональная деятельность обеспечивает проведение медицинской, психологической, педагогической, социальной коррекции.

Учителя-логопеды, олигофренопедагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги должны работать в тесном контакте как с преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживать развитие ребенка, результативность его обучения. Роль специалистов в осуществлении комплексного диагностико-консулъ-тативного и коррекционно-педагогического сопровождения учащихся с отклонениями в поведении через систему коррекционных кабинетов в условиях общеобразовательной школы велика. Специалисты проводят диагностические и коррекционные мероприятия как с учениками, так и с их родителями, просвещают и консультируют учителей и родителей по существу возникшей в обучении ребенка проблемы.

исходя из индивидуальных особенностей детей с девиантным поведением, специфики проведения коррекционной работы с ними можно определить следующие основные задачи психолого-медико-педагогического сопровождения:

• Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка в целях определения соматического, социального, психологического и образовательного статуса и содержания коррекционно-педагогической помощи для осуществления интегрированного обучения.

• Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-обра-зовательных программ психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся в условиях интегрированного обучения, направленных на их оздоровление, развитие, обучение, воспитание и раскрытие личностного потенциала.

• Оказание консультативной помощи родителям, учителям общеобразовательных классов в вопросах развития, воспитания и содействия социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в поведении.

• Отслеживание дальнейшего развития и жизненного пути детей, получивших образовательно-воспитательную и коррекционно-педагогическую помощь, оказание им консультативных услуг, анализ эффективности проведанных мероприятий.

В соответствии с этими задачами в данной модели определены следующие направления психолого-медико-педагогического сопровождения детей с деви-антным поведением:

1. Медицинское направление. Это сопровождение осуществляется врачом-педиатром, врачом-психиатром, неврологом (для этого обустраивается фи-зиокабинет, фитобар, кабинеты ЛФК, процедурный кабинет, приемные кабинеты).

2. психологическое направление ведет специальный педагог-психолог, владеющий методами ней-ропсихологического и психологического обследования детей с отклонениями в поведении (с этой целью используются кабинеты педагогов-психологов, комната релаксации для учащихся школы).

3. социально-педагогическое направление. Подобное сопровождение осуществляет социальный педагог, владеющий методами социально-педагогического обследования учащихся и их семей, теоретическими и практическими знаниями по оказанию педагогической помощи школьникам и их семьям в решении вопросов социализации и адаптации.

4. педагогическое направление. В реализации данного направления главная роль отводится учите-лю-дефектологу. Он проводит и координирует коррек-ционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения психофизического развития и поведения, обучающимися в условиях социально-образовательной интеграции.

5. логопедическое направление обеспечивает учитель-логопед, чья деятельность направлена на устранение речевых нарушений у ребенка с особенностями поведения и совершенствование его речевой и коммуникативной деятельности.

6. направление дополнительного образования. Педагоги дополнительного образования изучают компенсаторные возможности учащихся, участвуют в составлении индивидуальных программ развития; выявляют творческие способности учащихся, создают условия, способствующие их развитию; проводят индивидуальные, подгрупповые и фронтальные коррек-ционные занятия с учениками общеобразовательного класса; консультируют родителей по вопросам развития творческих способностей детей в условиях семьи.

Кроме того, большую роль в коррекционной работе играет семья, в которой ребенок воспитывается и влиянию которой он постоянно подвергается. В выстраивании позитивных внутрисемейных отношений весома роль всех специалистов службы сопровождения. Они помогают формировать у родителей адекватное восприятие собственного ребенка, следят за тем, чтобы в семье складывались доброжелательные детско-родительские отношения, помогают устанавливать разнообразные социальные связи и соблюдать требования, принятые в общеобразовательной школе. Создание условий для саморазвития каждого ребенка невозможно без желания и умения учителей и специалистов коррекционного образования проектировать его развитие и обучение, позволяющее каждому ученику быть успешным.

Степень участия специалистов службы сопровождения зависит от степени выраженности девиант-ного поведения.

Таким образом, предложенная модель социально-педагогической интеграции позволит добиться социальной адаптации, развития и гармонизации личности детей с девиантным поведением.

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» проект № 3.1.2/5198.

список литературы

1. Екжанова, Е. А., Резникова, Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008. 286 с.

2. Лубовский, В. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения // Специальная психология. 2008. № 4(18). С. 11-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.