Научная статья на тему 'Интегрированная система менеджмента'

Интегрированная система менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саркисян А.А., Кревина Т.Е.

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саркисян А.А., Кревина Т.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная система менеджмента»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

Несмотря на добровольность применения национального стандарта, при наличии следующих случаев наступает обязательность его применения:

1. Если техническое законодательство страны (технический регламент) предусматривает наличие обязательности стандартов в той или иной сфере деятельности.

2. При наличии прямых ссылок на национальные стандарты, добровольного применения, органами власти в их нормативных и правовых документах.

3. При решении изготовителем, на добровольных началах, применять стандарт и маркировать продукцию знаком соответствия национальному стандарту.

4. При ссылке на конкретный национальный стандарт в контракте (договоре) на поставку продукции, т. е. по договоренности поставщика и потребителя.

5. При изготовлении продукции для государственных нужд (Госзаказ) по контракту с Правительством, включающему ссылку на национальный стандарт, добровольного применения.

6. При сертификации продукции изготовителем по собственной инициативе, на соответствие требованиям национального стандарта.

7. При применении национального стандарта в качестве доказательной базы технического регламента.

8. Применение национального стандарта на добровольной основе на всех этапах создания продукции (на этапах жизненного цикла продукции - ЖЦП) [2].

Стандарты обеспечивают создание общего поля проектирования для всей промышленности, гарантируя беспрепятственное движение продукции и технологий, увеличивая конкуренцию и сотрудничество и оказывая помощь эффективному функционированию

рынка. Разработка стандартов обеспечивает повышение производительности труда и качества производимой продукции, ведь посредством стандартов повышается уровень взаимодействия между участниками производственного процесса, а применение стандартов менеджмента качества системно обеспечивает стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции.

Реформа технического регулирования - вопрос принципиальный для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, так как техническое регулирование выполняет задачи, связанные с конкурентоспособностью, ведь по нормам, принятым в ВТО, единый мировой рынок - это пространство без внутренних границ, в котором обеспечено свободное перемещение товаров, лиц и капитала, которое проявляет себя в суперконкуренции. А суперконкуренция, в свою очередь, в основе имеет соображения безопасности, под которой понимается вероятность наступления опасных явлений с учетом тяжести последствий, а степень безопасности устанавливается в каждом случае на основе обоснованных оценок рисков появления опасных явлений.

Библиографические ссылки

1. Статьи о стандартизации и качестве // Информационный бюллетень. 2012. № 7(73). URL: www.metrob.ru//

2. О техническом регулировании : федер. закон РФ от 1 июля 2003 г. № 184-ФЗ.

© Пурхало А. Н., 2013

УДК 658.5:011

А. А. Саркисян Научный руководитель - Т. Е. Кревина Сибирский государственный аэрокосмический ууниверситет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) - это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.

Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности, и др.), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации.

ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. Понятие «интегрированная система менеджмента» носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и др.), которые объединены в ИСМ. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время международных стандар-

тов менеджмента интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, так как область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др. Так например на ОАО «Красмаш» внедряется ИСМ которая включает в себя СМК и добавленную в нее систему экологического менеджмента, это позволит организации существенно упростить многие аспекты менеджмента на предприятии.

Деятельность современного предприятия регламентирована Международными стандартами. Россия, находясь в мировом сообществе и вступая в ВТО, не может отвергать необходимость создания ИСМ по

Секция ««Метрология, стандартизация, сертификация»

требованиям следующих международных стандартов [1].

1. Решение задач управления качеством должно обеспечиваться СМК-системой менеджмента качества по ИСО 9001:2011.

2. Предприятие должно управлять воздействием производства продукции на природу, используя СЭМ-систему экологического менеджмента по ИСО 140012008.

3. Предприятие должно создать персоналу условия для производительного и безопасного труда, что обеспечивается системой системах менеджмента профессиональной безопасности и здоровья ОШЛ8 -18000.

4. Социальная среда, в которой существует предприятие, предъявляет к нему требования обеспеченности персонала в системе социальной ответственности 8Л 8000: комфортности труда, социальной защищенности, реализации социальных гарантий, благотворительности и поддержки общественных движений и этики ведения бизнеса.

5. Предприятие должно обеспечить защиту конфиденциальной информации организации согласно требованию Системы управления информационной безопасностью ИСО 27000.

С учетом требований вышеперечисленных стандартов и стратегии развития бизнеса можно построить современную интегрированную систему менеджмента (ИСМ) предприятия, ориентированную на концепцию устойчивого развития [2].

Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких систем можно отнести преимущества внутренней среды, непосредственно на предприятии:

• Обеспечение согласованности действий внутри организации, при этом общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов

• Минимизация функциональной разобщенности в организации, возникающей при разработке отдельных систем менеджмента

• Достижение более высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации

• Уменьшение объема документов на систему менеджмента, по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах

• Уменьшение затрат на разработку, функционирование и сертификацию Системы Менеджмента, по

сравнению с суммарными затратами при нескольких системах менеджмента

Сертификат на Интегрированную Систему Менеджмента полностью отвечает всем требованиям мирового делового сообщества и обеспечит конкурентоспособность во внешней среде с конкурентами. Как показывает практика, создание интегрированных систем менеджмента осуществляется по одному из следующих вариантов:

1. Создание аддитивных (от латинского additio -прибавление) моделей ИСМ, когда к системе менеджмента качества (СМК), выполняющей роль базовой системы и в необходимых случаях использующей требования, последовательно добавляются система экологического менеджмента (СЭМ), система OHSAS, SA 8000, HACCP, GMP или FSC При применении данного варианта разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может составлять от полугода до нескольких лет;

2. Создание полностью интегрированных моделей, когда все системы менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно. Несмотря на неоспоримые организационные и экономические преимущества второго варианта создания ИСМ, он встречается ещё крайне редко, что связано прежде всего с тем, что появление MSS происходило на протяжении длительного периода времени: стандарты ИСО серии 9000 были введены в действие в 1987г, принципы HAPPS и GMP - в начале 90-х, стандарты ИСО 14000 - 1996 г., стандарты OHSAS, SA и FSС - в конце 90-х гг.

Наиболее приемлемый способ создания оптимальной интегрированной системы менеджмента - применение сбалансированной системы показателей (ССП), ориентированной на учет следующих четырех составляющих: финансы, удовлетворённость клиентов, результативность бизнес-процессов, обучение и развитие персонала.

Интеграцию планируемых финансовых показателей роста предприятия и системы менеджмента качества (СМК), ориентированной на потребителя, через организацию соответствующих бизнес-процессов и подготовку персонала можно представить в виде «цепочки прибыльности» предприятия.

Библиографические ссылки

1. Стандарты и качество оценки соответствия.

2. URL: http://www.klubok.net/pageid490.html.

© Саркисян А. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.