Научная статья на тему 'Интеграция творческой и поисковой деятельности учащихся в обучении математике'

Интеграция творческой и поисковой деятельности учащихся в обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TO TEACH MATHEMATICS / CREATIVE ACTIVITY / PROBLEM SOLVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонов Владимир Иванович, Молчанова Елена Александровна, Дивулина Екатерина Александровна

Статья посвящена проблеме организации творческой и поисковой деятельности учащихся. Представлены различные аспекты исследования данной проблемы. Показана возможность подготовки будущих учителей к реализации творческой и поисковой деятельности учащихся на уроках математики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонов Владимир Иванович, Молчанова Елена Александровна, Дивулина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Creative Activity into Problem Solving among Learners Sitting in on Mathematics Classes

The article is devoted to the organisation of creative and problem solving activity of students. Various aspects of the problem are presented Opportunity to instruct prospective teachers how to implement learners' creative and problem solving activity on mathematics classes is illustrated.

Текст научной работы на тему «Интеграция творческой и поисковой деятельности учащихся в обучении математике»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ИНТЕГРАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ*

В. И. Сафонов, Е. А. Молчанова, Е. А. Дивулина

(Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Статья посвящена проблеме организации творческой и поисковой деятельности учащихся. Представлены различные аспекты исследования данной проблемы. Показана возможность подготовки будущих учителей к реализации творческой и поисковой деятельности учащихся на уроках математики.

Ключевыге слова: обучение математике; творческая деятельность; поисковая деятельность.

Изменения, происходящие в современном обществе, непосредственно влияют на систему образования и предъявляют к ней новые требования. Сегодня основной задачей школы является формирование личности, способной быстро и продуктивно перестраивать направление и содержание своей деятельности, систематически и непрерывно пополнять свои знания и совершенствовать навыки, творчески и самостоятельно подходить к решению любого вопроса, постоянно совершенствоваться и самообразовываться и т. д. Отсюда вытекает главная цель общего образования — «формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях» [1, с. 8].

Рассмотрим роль математического образования в становлении всесторонне развитой творческой личности. Прописными стали утверждения, что изучение математики вносит заметный вклад в умственное развитие человека. В процессе обучения в арсенал приемов и методов мышления естественным образом включаются анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логиче-

ских построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление. В ходе изучения математики систематически и последовательно формируются навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов [2, с. 20]. В связи с этим становится актуальным вопрос подготовки студентов педагогического вуза к реализации творческой и поисковой деятельности учащихся на уроках математики как одной из составляющих их всестороннего развития.

Проблему организации творческой и поисковой деятельности учащихся можно рассматривать в рамках следующих направлений:

1) изучение творческой и поисковой деятельности в целом и определение их роли в процессе обучения;

2) выявление творческих и поисковых умений и разработка методики их формирования у учащихся;

3) разработка способов и приемов организации творческой и поисковой деятельности учащихся;

4) разработка методики решения различных типов задач, направленных на формирование и развитие творческой и поисковой деятельности учащихся.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме: «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427).

© Сафонов В. И., Молчанова Е. А., Дивулина Е. А., 2010

Проблемы обучения поиску и творчеству всегда интересовали ученых различных областей. К ним обращаются прежде всего психологи (А. В. Брушлин-ский, Л. С. Выготский, И. Я. Гальперин, И. И. Ильясов, Ю. Н. Кулюткин, С. Л. Рубинштейн и др.), исследуя механизмы протекания данных процессов и отмечая при этом их высокий развивающий потенциал. В педагогической литературе проблемы обучения поиску и творчеству пересекаются с проблемами формирования познавательной самостоятельности (В. А. Крутецкий, М. И. Пидкасистый, Г. И. Саранцев), исследовательской деятельности (В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, В. И. Загвязинский и др.), с вопросами обучения эвристической деятельности (В. Н. Соколов, В. Н. Пушкин, А. В. Хуторской).

В методике обучения математике исследования проблемы поисковой и творческой деятельности представлены в работах следующих авторов:

— методологические основы поиска — И. Лакатос, Д. Пойа, Г. И. Саранцев и др.;

— формирование общих приемов поисковой математической деятельности — В. А. Гусев, О. Б. Епишева, Л. Д. Кудрявцев и др.;

— выявление условий формирования поисковой деятельности — А. К. Артемов, О. К. Огурцова, Л. А. Михеева и др.;

— вопросы активизации творческой деятельности в процессе обучения математике — Б. А. Викол, В. Ю. Гуревич, О. С. Кретинин и др.;

— формирование эвристических приемов — Г. Б. и М. Б. Балк, В. И. Крупич и т. д.;

— обучение общим и специальным приемам поиска доказательства — В. Г. Болтянский, В. А. Далингер, Ю. М. Колягин, Г. И. Саранцев и др.;

— формирование исследовательских умений — В. А. Гусев, Т. А. Иванова, М. И. Зайкин, Е. В. Ларькина и др.;

— обучение аналитико-синтетиче-ским умениям вести поиск — Я. И. Груденов, В. А. Гусев;

— мотивационный аспект поиска — М. А. Родионов;

— поиск как компонент углубленного изучения математики — Н. К. Костюкова, Г. В. Токмазов, Л. Н. Тимофеева, поисковая работа учащихся на геометрическом материале — Г. И. Саранцев, О. М. Шеренцова, С. Н. Ячинова.

Как показывает практика, большинство учеников средних общеобразовательных учреждений, как и большинство будущих учителей математики, не готовы в полной мере к осуществлению поисковой и творческой деятельности. В этой связи стоит акцентировать внимание на изучении тех курсов в педагогическом вузе, в рамках которых возможно исправить сложившееся положение. Так, курс «Элементарная математика» открывает широкие возможности не только для формирования предметно-значимых знаний, умений и навыков студентов, но и для развития их самостоятельности, позитивной мотивации к учебе и будущей работе в качестве учителя математики. Поскольку основным видом деятельности на занятиях по элементарной математике является решение математических задач, целесообразно предложить студентам еще раз проанализировать ход решения задачи; решить ее другими способами или методами (с целью сравнения и нахождения оптимального из них); раскрыть эстетический потенциал какой-то задачи; развить тему задачи для ее дальнейшего исследования, используя прием обобщения или конкретизации; связать данную задачу с решенными ранее и т. д.

Актуальной представляется и разработка курсов по выбору, посвященных подготовке учителей к осуществлению творческой и поисковой деятельности учащихся средних общеобразовательных учреждений. В частности, нами разработан курс по выбору «Творческая деятельность учащихся на уроках математики». Ниже представлено его содержание.

Тема 1. Проблема обучения творческой деятельности в учебно-методической литературе

Понятие «творчество» как философская категория. Сущность творчества. Психологопедагогический аспект проблемы творчества.

Основные этапы творческой деятельности. Творчество и творческая деятельность в процессе обучения школьников. Основные критерии и характеристики творческой деятельности.

Тема 2. Творческая математическая деятельность

Специфика творческой математической деятельности, многообразие форм ее проявления. Связь творческой деятельности с математическим мышлением (математическими способностями). Основные этапы творческой математической деятельности. Особенности организации обучения учащихся творческой математической деятельности.

Тема 3. Познавательный интерес и его роль в учебной деятельности

Понятие о познавательном интересе. Пути формирования познавательного интереса. Средства и приемы, стимулирующие развитие познавательного интереса. Взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения математике.

Тема 4. Индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся

История возникновения и развития идей индивидуализации и дифференциации. Содержание понятий индивидуализации и дифференциации. Основные направления индивидуализации и дифференциации обучения математике. Пути их реализации в практике обучения.

Т ема 5. Самостоятельная работа учащихся

Самостоятельная работа как одно из направлений приобщения учащихся к творческой математической деятельности. Понятие самостоятельной работы. Классификация типов самостоятельной работы при обучении математике. Виды самостоятельной работы учащихся. Методические аспекты ее организации.

Тема 6. Исследовательская деятельность учащихся

Понятие исследовательской деятельности. Соотношение понятий творческой и исследовательской деятельности. Различные направления приобщения учащихся к исследовательской деятельности. Исследовательский метод. Формирование исследовательских умений учащихся.

Тема 7. Формирование и развитие творческой деятельности учащихся посредством исследования задачной ситуации

Понятия задачи и задачной ситуации. Соотношение понятий «метод», «прием», «способ» решения. Приемы исследования задачной ситуации: аналогии; обобщения; конкретизации; изменения параметров и открытости требования задачи; дополнительных построений; симметрии; варьирования объектов и отношений между ними; использования «семей», блоков родственных фигур, предельной ситуации и т. д. Основные этапы формирования приемов. Методика формирования действий, лежащих в основе приемов исследования задачной ситуации. Интеграция приемов исследования задачной ситуации.

Тема 8. Занимательные задачи как средство активизации творческой деятельности учащихся

Роль задач в обучении математике. Классификации задач. Современные типы и виды задач, выделяемые в научно-методической литературе. Значение и место занимательных задач в обучении математике. Виды занимательных задач. Критерии отбора занимательных задач для содержательно-структурных линий курса математики.

В результате изучения курса по выбору «Творческая деятельность учащихся на уроках математики» у студентов должны быть сформированы систематизированные знания по различным аспектам проблемы обучения учащихся творческой деятельности на уроках математики. Это предполагает знание студентами содержания понятий «творческая деятельность», «математическая деятельность», «творческая математическая деятельность», «исследовательская деятельность», «самостоятельная работа», «задача», «задачная ситуация», «метод», «прием», «способ» решения; основных направлений и путей формирования и развития творческой деятельности учащихся на уроках математики; форм ее проявления; особенностей организации работы учащихся на уроках математики с учетом принципов индивидуализации и дифференциации; методики работы с задачной ситуацией.

Прослушав курс «Творческая деятельность учащихся на уроках математики», студенты должны уметь организовывать работу по вовлечению школьников в творческую математическую деятельность; выбирать и находить оптимальные пути и направления ее реализации; выделять и реализовать действия, адекватные приемам исследования задачной ситуации; выбирать из нескольких приемов исследования задачной ситуации наиболее рациональный, а также уметь их интегрировать; рационально использовать полученные знания в практике преподавания; иметь навыки работы с учебно-методической литературой.

В школьной практике обучения математике много внимания уделяется последовательному изложению материала, аккуратному оформлению решения задач, логическому обоснованию различных этапов решения. Однако нередко учащимся неясно, каким образом удалось догадаться о методе или приеме решения той или иной задачи, потому что учитель не заостряет на этом внимание, хотя решает задачу с их использованием. Знакомство с методами и приемами в курсе элементарной математики позволит решать, казалось бы, сложные математические задачи просто, понятно и доступно. Таким образом, вовлечение студентов младших курсов педагогических вузов в поисковую и творческую деятельность в процессе решения задач будет способствовать формированию у них следующих умений:

— наблюдать, сравнивать и обобщать, выдвигать, доказывать или опровергать гипотезу;

— аргументированно рассуждать, определять, сопоставлять, классифицировать, анализировать, систематизировать, обобщать, выбирать подходящий метод решения;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— рационально (последовательно, точно, ясно и лаконично) выражать свои мысли;

— владеть математическим языком и т. д.

Не следует забывать о том, что поисковая и творческая деятельность у разных лиц протекает неодинаково и в различных направлениях. Для одних это поиск обобщения ранее полученных результатов, позволяющих расширить поле их применимости, для других — новых объектов для исследования, для третьих — логического совершенствования теории, для четвертых — решения глубоких прикладных проблем, с помощью которого открываются пути для решения многочисленных вопросов в разнообразных областях знания.

Творческая и поисковая математическая деятельность в сущности есть деятельность умственная, а потому ее исследование осуществляется в контексте изучения других проблем, в частности исследовательской деятельности, математического мышления и математических способностей, познавательной самостоятельности и т. д.

В курсе теории и методики обучения математике, в рамках которого осуществляется подготовка учителей, сочетающих глубокие фундаментальные знания по этой дисциплине и обстоятельную практическую подготовку, представляется возможным затронуть отдельные аспекты творческой и поисковой деятельности при изучении различных тем как общей, так и частных методик.

В связи с возросшим интересом к развитию поисковой и творческой деятельности познакомить студентов с возможностями ее организации на уроках математики с учащимися общеобразовательных учреждений позволяют курсы по выбору. Они в наибольшей степени подходят для этого, поскольку основное назначение таких курсов — детальное изучение отдельных значимых и актуальных вопросов, дополняющих основной курс. В частности, в рамках курса по выбору можно изучить состояние проблем творческой и поисковой деятельности в психолого-педагогической и методической литературе; раскрыть сущность, специфику, важнейшие этапы, критерии и характеристики, условия формирования и развития поисковой и творче-

ской деятельности; основные направления их реализации и приемы активизации; выявить совокупность действий, входящих в их состав, а также познакомиться с методикой формирования адекватных им умений [3].

Трудно переоценить значение исследовательских групп, занимающихся изучением конкретной проблемы, а именно творческой и поисковой деятельностью. Кроме того, широкие возможности для изучения опыта работы других учителей по формированию и развитию поисковой и творческой деятельности учащихся на уроках математики предостав-

ляет Интернет, где даны разработки уроков и методические рекомендации по организации такого рода деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Саранцев, Г. И. Методология методики обучения математике / Г. И. Саранцев. — Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2001. — 144 с.

2. Саранцев, Г. И. Общая методика преподавания математики / Г. И. Саранцев. — Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 1999. — 208 с.

3. Творческая деятельность учащихся на уроках математики : программа курса по выбору для студентов физ.-мат. фак. пед. вузов / сост. Е. А. Молчанова ; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2007. — 12 с.

Поступила 03.12.09.

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (проблемы разработки этнокультурного образовательного стандарта)

В. И. Байтуганов (Новосибирский государственный педагогический

университет)

Раскрываются содержание и философско-культурологические основания этнокультурного образовательного стандарта, его важнейшие компоненты, а также способы внедрения в педагогическую практику современной школы.

Ключевыге слова: философия культуры; культурная традиция; культурологический подход; моделирование воспитательного пространства; этнокультурный образовательный стандарт.

Сегодня в процессе строительства современного гражданского общества России большое значение приобретают культурные традиции ее народов, которые сложили наш общий культурный опыт общения, наше культурное взаимодействие. Культурный, исторический опыт взаимодействия народов необходим для понимания диалога культур как современной философской концепции развития культуры и образования, а также для обоснования ее социального контекста: построения бесконфликтных ситуаций, устойчивого и поступательного развития всего общества. Основу этого опыта составляет культурная традиция, выступающая как одна из доминант философии культуры. Системное возрождение всех элементов культурных традиций и

их использование в гражданском строительстве, а значит, и в образовании в качестве базовых культурных парадигм, норм и ценностей необходимы для закрепления идеалов демократии, свободы и культурного развития каждой отдельной личности, нации и общества в целом. В этом и заключается одна из ключевых целей современного образования, основу которой составляет культурная традиция-ценность.

Очевидно, что культура как ценность может послужить восстановлению когда-то утраченных механизмов воспитания, социализации и общего культурного строительства в России, поскольку является главным системным адаптационным механизмом общества, а значит, решает задачи его стабильного функци-

© Байтуганов В. И., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.