Научная статья на тему 'Интеграция сферы образования и рынка труда – новые требования к содержанию и результатам непрерывного образования'

Интеграция сферы образования и рынка труда – новые требования к содержанию и результатам непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный стандарт / Национальная система ква-лификаций / образовательные стандарты / результаты обучения / professional standard / the National qualification system / educational standards / learning outcomes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абылгазина Айгуль Есимжановна, Тастанова Анар Каирбаевна

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия рынка труда и рынка обра-зования, через механизм Национальной системы квалификаций. НСК устанавливает связь между результатами обучения и деятельностью, требуемой на рынке труда, квалификациями профессионального образования и полученной академической сте-пенью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers interaction of labor market and education, through the mecha-nism of the National qualification system. National qualification system establishes connec-tion between learning outcomes and required in the labor market activities, qualification of professional education and academic degree.

Текст научной работы на тему «Интеграция сферы образования и рынка труда – новые требования к содержанию и результатам непрерывного образования»

ИНТЕГРАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА - НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТАМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Е. Абылгазина

А. К. Тастанова

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия рынка труда и рынка образования, через механизм Национальной системы квалификаций. НСк устанавливает связь между результатами обучения и деятельностью, требуемой на рынке труда, квалификациями профессионального образования и полученной академической степенью.

The article considers interaction of labor market and education, through the mechanism of the National qualification system. National qualification system establishes connection between learning outcomes and required in the labor market activities, qualification of professional education and academic degree.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, Национальная система квалификаций, образовательные стандарты, результаты обучения.

Key words: professional standard, the National qualification system, educational standards, learning outcomes.

Глава государства Н. А. Назарбаев в послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отметил в качестве одной из приоритетных задач - создание необходимых условий для улучшения всех звеньев национального образования, начиная от дошкольного воспитания и обучения до высшего и послевузовского [1]. Развитие профессионального образования в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. обозначено как одно из ключевых направлений [2]. Для успешной реализации данной цели необходимо преодолеть такие актуальные барьеры, как недостаточный уровень подготовки специалистов и несоответствие их квалификаций современным требованиям. Практика показывает, что система технического и профессионального, высшего и послевузовского образования не всегда способна обеспечить обучающихся требуемыми на рынке труда профессиональными навыками и необходимой квалификацией, высоким уровнем мастерства, предпринимательскими умениями, навыками гибкости и мобильности в поиске работы, что затрудняет процесс трудоустройства. Системным фактором, вызывающим данные проблемы, является отсутствие эффективного сотрудничества сферы образования с рынком труда, слабая вовлеченность работодателей в выработку стандартов и программ обучения, в сам процесс обучения и поддержку организаций образования [3].

В связи с этим в Казахстане создается новая модель функционирования системы технического и профессионального, высшего и послевузовского образования, основанная на принципах социального партнерства. В настоящее время на основе Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Всемирным банком реализуется проект «Модернизация технического и профессионального образования». В рамках этого проекта начата разработка

186

новых профессиональных стандартов, которая осуществляется во взаимодействии с отраслевыми государственными органами (образование, туризм, нефтегазовое и химическое производство, металлургия и геология, горнодобывающая промышленность, сельскохозяйственная и машиностроительная отрасли).

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия организаций образования с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Оно призвано решить проблемы подготовки профессионалов в соответствии с потребностями рынка труда, обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, повышения квалификации персонала и трудоустройства молодых специалистов, оканчивающих учебные заведения [4].

Одним из главных инструментов, призванных способствовать осуществлению взаимосвязи рынка труда и рынка образования, является Национальная система квалификаций (далее - НСК), которая включает: Национальную рамку квалификаций; Отраслевые рамки квалификаций; Профессиональные стандарты; Оценку профессиональной подготовленности [5]. НСК выступает форматом интеграции рынка труда и сферы образования на основе гармонизации академических и профессиональных квалификаций, а в контексте Болонских преобразований служит в качестве нормативнометодологической базы при разработке образовательных программ нового поколения.

В профессиональных стандартах (далее - ПС) квалификационные требования выражаются в компетенциях, востребованных практикой. Результаты обучения служат основным инструментом обеспечения прозрачности системы профессионального образования, показывающим индивидуальные достижения, знания и практические умения, приобретенные в ходе обучения. Ориентация на итоговые результаты важна для определения квалификации, формирования учебных планов и программ и организации учебного процесса в целом. Опираясь на результаты обучения, можно сформулировать критерии, позволяющие дифференцировать квалификационные уровни. Рынок через механизм ПС должен определять свои требования к выпускникам, а система образования через образовательные стандарты должна формировать содержание образовательных программ, адекватное компетентностной модели выпускника.

На основе развития НСК и требований реального сектора экономики должна формироваться образовательная политика страны и система сертификации специалистов. В этой связи развитие социального партнерства вузов и профессиональных объединений работодателей должно стать основным вектором модернизации высшей школы. Культура социального диалога высшей школы и рынка труда требует высокой ответственности. Позитивный синергетический эффект в разработке и реализации практикоориентированных образовательных стандартов возможен лишь при творческом содружестве вузов с профессиональными сообществами работодателей. Партнерская система Казахстана еще очень не развита. На

187

национальном уровне данная система находится под управлением сильной центральной власти, в результате чего относительно небольшое количество организаций технического и профессионального образования, а также высшего профессионального образования имеют взаимодействия с предприятиями. Тем не менее коренная переориентация образовательной системы к национальным рамкам квалификаций, должна привести к значительному участию предприятий и бизнес-ассоциаций в подготовке квалифицированных сотрудников. Так, Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) в образовании - это система долгосрочных отношений между государством и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков. При этом каждая из сторон получает позитивный эффект: государство укрепляет свой экономический и социальный потенциал в лице образованного населения, бизнес получает широкую базу квалифицированных работников, а граждане, опираясь на поддержку государства и предпринимателей, обретают возможность получения хорошего образования, повышающего их шансы занятости и карьерного роста. Обозначим явные преимущества ГЧП: они помогают повысить эффективность расходования средств; дают возможность государству воспользоваться специальными навыками, которыми могут не обладать государственные служащие, дает возможность государству удовлетворять новый спрос и облегчают процесс внедрения инноваций в обучение [6].

Следующий аспект совместной работы - предоставление своей материально-технической базы для организации учебного процесса. Здесь речь идет о создании учебно-научно-производственных объединений или кластеров. Без такого тесного сотрудничества невозможно подготовить современного конкурентоспособного специалиста. Взаимодействию производства и вуза огромную помощь оказывают Ассоциация выпускников и попечительские советы, особенно в плане приближения содержания образовательных программ к требованиям рынка труда, прохождения практик и трудоустройства. Сама организация учебного процесса должна быть построена в пользу практических форм проведения занятий и самостоятельной работы студентов, для наработки необходимых производственных компетенций. Предпочтительно подавать теоретический материал в форме обзорных или проблемных лекций, привлекая ведущих специалистов-практиков или приглашенных академических профессоров, проведение выездных занятий на предприятии.

Вовлеченность социальных партнеров и производства в образование может быть продемонстрирована проведением совместных форумов индустрии и образования, способствующих обеспечению ключевой экспертизы результатов обучения, знаний и навыков для сертификации обучения и присуждения академической степени при выпуске студентов. В последние годы диапазон взаимодействия заметно расширяется, он включает новые формы привлечения работодателей к образовательной деятельности вузов: введение новых специализаций и открытие новых образовательных программ с учетом потребностей и нужд предприятий и организаций; привлечение на постоянной основе специалистов-практиков к разработке новых образовательных программ; оценка качества отдельных учебных курсов, реализуемых

188

вузами, с точки зрения требований производства и рынка труда; пересмотр и актуализация содержания программ производственных практик; привлечение представителей международных компаний для чтения лекций, проведения семинаров и разработки учебных курсов; формирование и оценка предметных компетенций студентов и выпускников и др.

Указанные формы взаимодействия с работодателями позволят студентам и выпускникам: выполнять дипломные работы и курсовые проекты на основе реальных заданий предприятий и организаций; участвовать в обеспечении технологических процессов реального производства; участвовать в проведении опытно-конструкторских и исследовательских работ (совместно со специалистами предприятий) и внедрении результатов курсовых работ; формировать soft skills (мягкие навыки), такие как умение работать в команде, быть лидером, вести переговоры.

Успешное развитие взаимных отношений даст возможность вузам и работодателям: заметно увеличить число учебных курсов и программ, оцениваемых работодателями и специалистами-практиками; учитывать потребности и нужды предприятий и организаций при введении новых специализаций и открытии новых образовательных программ; регулярно привлекать работодателей и специалистов-практиков к разработке новых образовательных программ, разработке и обсуждению предполагаемых результатов обучения, оценке фактических результатов обучения студентов и выпускников. Так производственная практика, на которую выделяется не менее 40 % общего объема учебной нагрузки, в обязательном порядке вводится со второго курса, вузы могут самостоятельно изменять до 30 % содержания образовательных программ. С учетом требований работодателей в них предусмотрены новые профессиональные, базовые компетенции специалистов. Внедряются лучшие модели и технологии обучения: дуальное обучение, электронное обучение, ученичество, модульная технология обучения, дистанционное обучение, кредитная технология обучения. В структуре образовательных программ 4-х годичного обучения соотношение теории и практики на базе 9 класса составляет 52,2 % к 47,8 % соответственно. На базе 11 класса на теоретическое обучение отводится 40 % и на практические занятия 60 % учебной нагрузки.

Таким образом, повышение качества подготовки кадров - общая задача вуза, выпускника и рынка труда. Новые подходы привлечения работодателей позволят обеспечить не только практическую составляющую учебного процесса в реальных условиях производства и современной материальной базы, но и повысить качество образования в целом. При этом социальное партнерство в сфере подготовки кадров становится одной из важных и современных форм образовательного менеджмента, направленного на повышение результативности профессионального образования, когда «происходит согласование интересов сторон на основе соблюдения равноправия сторон, заинтересованности, добровольности, учета интересов партнеров, приоритета примирительных методов и процедур, соблюдения образовательных стандартов, обязанности исполнения доверенностей и др.».

189

Список литературы

1. Послание главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее / Астана, 17.01 2014 [Электронный ресурс]: [сайт]. - URL: /http://www.akorda.kz

2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 20112020 годы, утвержденная постановлением Правительства от 7 декабря 2010 г. № 1118 [Электронный ресурс]: [сайт]. - URL: http://ru.government.kz

3. Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на Республиканской конференции «Рынок труда и перспективы развития ТиПО» г. Астана, 29.04.2011 г. - URL: www.edu.gov.kz

4. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6. -С. 80-83.

5. Республика Казахстан. Закон РК. Трудовой кодекс Республики Казахстан: принят 15 мая 2007 года № 252-III.

6. Абылгазина А.Е. Партнерство во имя знаний // Наука и образование Казахстана, 2012. -№ 5-6. - С. 104-108.

7. Абылгазина А.Е., Асанова Д.Н. Применение профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ нового формата для специальностей высшего образования / метод. реком. - Национальная академия образования им. И. Алтынсарина. -Астана, 2012. - 57 с.

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.