Научная статья на тему 'Интеграция процесса генерации новых знаний и коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности в национальном исследовательском университете'

Интеграция процесса генерации новых знаний и коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности в национальном исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МАРКЕТИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY / COMMERCIALISATION OF RESEARCH RESULTS AND MARKETING OPERATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY IN AN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вдовин Сергей Михайлович, Окунев Денис Викторович, Головушкин Игорь Анатольевич

Рассматривается процесс генерации новых знаний в инновационной деятельности национального исследовательского университета. Предлагаются методические подходы к реализации процесса коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Определяются ключевые проблемы реализации инновационного продукта на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вдовин Сергей Михайлович, Окунев Денис Викторович, Головушкин Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Knowledge Generation Processes with Commercialisation of Research Results at a National Research University

New knowledge generation process associated with innovative activity at a national research university is described. The authors propose methodological approaches to commercialisation of research results. Key problems of marketing an innovative product are defined.

Текст научной работы на тему «Интеграция процесса генерации новых знаний и коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности в национальном исследовательском университете»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ГЕНЕРАЦИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

С. М. Вдовин, Д. В. Окунев, И. А. Головушкин

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Рассматривается процесс генерации новых знаний в инновационной деятельности национального исследовательского университета. Предлагаются методические подходы к реализации процесса коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Определяются ключевые проблемы реализации инновационного продукта на рынке.

Ключевыге слова: национальный исследовательский университет; маркетинговое обеспечение коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности; инновационная деятельность вуза.

Отличительными чертами современной мировой экономики являются формирование наукоемких производств, повышение роли невещественных форм капитала. Непрерывное освоение новых технологий для хозяйствующих субъектов составляет одно из приоритетных векторов развития. Целенаправленная система мероприятий по разработке, внедрению, освоению, диффузии и коммерциализации новшеств становится нормой при осуществлении инновационной деятельности, т. е. в настоящее время экономический рост не мыслится без современных решений.

Ключевым фактором в обеспечении конкурентоспособности отечественных инноваций в условиях глобальной экономики знаний выступают научно-исследовательские организации и ведущие вузы страны. Не случайно в 2009 г. Правительством РФ было принято решение о реализации проекта, направленного на качественную модернизацию сектора науки и образования через создание новой институциональной формы современного вуза — национального исследовательского университета. Такой университет должен одинаково эффективно осуществлять образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.

Национальные исследовательские университеты, являясь источником нового знания, активно участвуют в иннова-

ционном развитии отечественной экономики. Их отличительные признаки — способность генерации нового научного знания на основе широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований, возможность трансфера технологий в реальный сектор экономики, наличие эффективной системы подготовки кадров высшей квалификации. Особое значение имеет система профессиональной переподготовки и повышения квалификации. С ее помощью обеспечивается трансляция передовых научных достижений в практику работы предприятий и организаций высокотехнологичных секторов экономики.

Как правило, научно-исследовательская деятельность вуза сосредоточена на четырех основных направлениях, к которым относятся:

— фундаментальные и прикладные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы в области приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня;

— участие в разработке и реализации федеральных целевых программ;

— участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве;

— подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров

© Вдовин С. М., Окунев Д. В., Головушкин И. А., 2011

3

в области, относящейся к ключевым тематикам исследований вуза [4, с. 39].

Одним из главных факторов реализации научного потенциала высшего учебного заведения является процесс коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности (НИД), обеспечивающий достижение конкурентных преимуществ при введении данных результатов в хозяйственный оборот в качестве нового продукта или новой технологии. Однако в настоящее время существующие алгоритмы коммерциализации результатов НИД не обеспечивают должной эффективности. Проблема заключается как в относительной слабости самих университетов в сфере применения современных технологий коммерциализации, так и в неготовности реального сектора экономики к активному использованию указанных результатов.

Существуют различные трактовки термина «коммерциализация». Некоторые авторы в это понятие включают организационные формы и методы доведения результатов научного исследования до производительного использования [2, с. 12]. С нашей точки зрения, коммерциализация результатов НИД представляет собой сложный многоуровневый процесс, при котором новые идеи и знания обретают материальную оболочку, потребительские характеристики новых продуктов или технологий.

Для совершенствования организационного механизма коммерциализации результатов НИД вузу необходимо развивать инновационную инфраструктуру. Решению задачи оптимизации разветвленной инновационной инфраструктуры способствует развитие сетевого взаимодействия университета с предприятиями реального сектора экономики, в котором университет, используя собственные внутренние ресурсы, выступает в роли организатора, катализатора и участника.

Процесс коммерциализации результатов НИД охватывает все аспекты извлечения коммерческой выгоды от использования новых продуктов и связан с поиском наиболее эффективных форм взаимоотношений между участниками этого процесса, организацией передачи прав

и их надлежащим оформлением (рисунок). Вовлечение результатов НИД в коммерческий и хозяйственный оборот предполагает также оценку их коммерческого потенциала и успешную реализацию на рынке.

Данный процесс должен начинаться уже на этапе генерации знаний (блок 1). Внешние и внутренние информационные потоки становятся связующими элементами в системе взаимодействия субъектов процесса коммерциализации. Знания — основной корпоративный ресурс; они выражены в компетенциях сотрудников и служат основой преимуществ и уникальных свойств вуза. Корпоративные знания — это не просто сумма компетенций, а результат мощного эффекта синергии. Они становятся источником генерации новых уникальных знаний и репликации уникальных преимуществ. Оценка знаний тесно связана с оценкой качества бизнес-процессов: чем выше качество бизнес-процесса, тем больше знаний в нем задействовано. Генерация знаний является главным условием успешного процесса коммерциализации. Большое значение имеют отбор новых идей и организация научно-исследовательского процесса — они определяют качество и целевую направленность характеристик нового продукта интеллектуальной деятельности.

Особенность данного блока заключается в том, что в процессе научно-исследовательской деятельности должен получиться новый продукт, который будет способен удовлетворить существующую на рынке потребность либо создать и удовлетворить новую. Насколько уникален будет новый продукт, насколько оправдаются ожидания при достижении главной цели — получении коммерческого эффекта, покажет технологический аудит, т. е. комплексное обследование результата НИД, направленное на получение объективной оценки потенциала новой разработки или продукта как объекта коммерциализации. В дальнейшем на его основе происходит отбор технологий и проектов для включения в технологический портфель, предназначенный для коммерциализации.

№ 3, 2011

Блок 1. Генерация знаний и научно-исследовательский процесс

3. Разработка идеологии

2. Постановка и методологии формирования 6. Проведение 7. Трансформация

задачи технологического новых знаний в

—► процессов получения, аудита, —► инновационный

научного накопления, передачи, имеющихся продукт

закрепления и контроля уровня знаний результатов НИД

1. Анализ внешней 4. Разработка,

и внутренней моделирование и 5. Концентрация

среды оптимизация бизнес- знаний для

университета. процессов формиро- —► решения

Определение и вания, передачи, инновационных

документирование периодического задач

ценных знаний и завершающего

университета контроля знаний

8. Создание комплексного технологического пакета

Блок 2. Маркетинговое обеспечение и привлечение инвестиций

7. Распределение и

юридическое 5. Проведение 4. Разработка 1. Разработка

закрепление прав на технологических 4— инвестиционного функциональных

интеллектуальную брокерских меморандума политик по

собственность между событий новому продукту

участниками процесса

/ Продажа \ лицензии

6. Привлечение партнеров, средств инвесторов

3. Составление 2. Разработка

бизнес-плана комплекса

маркетинга

Блок 3. Производственно-технологическая подготовка и собственно производство

1. Определение возможностей 4. Выбор формы

производственной базы, поиск организации

и определение партнеров производства

1 t

2. Технико-экономическое 3. Разработка

обоснование производства —► производственной

стратегии

5. Оценка всех затрат по запуску производства

6. Производство инновационного продукта

Блок 4. Выведение нового продукта на рынок

5. Получение прибыли от реализации нового продукта на рынке

6. Оценка полученного результата, корректировка проце

4. Выведение объекта 1. Подготовка

коммерциализации на рынок, нового продукта

реализация нового продукта для реализации

1

3. Реализация мероприятий 2. Определение

комплекса маркетинга, 4— формы получения

разработанных на э кономического

инвестиционном этапе результата

Процесс коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности вуза

Результаты научно-исследовательской деятельности могут служить примером кодифицированного и официально охраняемого знания. Важнейшим ресурсом повышения конкурентоспособности вуза становится превращение новых знаний университета в интеллектуальные ресурсы, которые могут быть капитализированы [3, с. 132]. Данные действия выполняются при трансформации нового знания в продукт и составлении технологического пакета. В последнем случае требуются поддержка и привлечение самых различных специалистов для помощи в выявлении, оценке и охране интеллектуальной собственности, а также для проведения необходимых испытаний и получения сертификатов. При этом происходят уточнение инновационных предложений и формирование на их базе коммерческих предложений.

Основной целью процесса коммерциализации является получение прибыли. Для достижения максимального коммерческого эффекта необходимо регулярно осуществлять исследования рыночной конъюнктуры, выявление и оценку потенциального рыночного спроса на новый продукт. Чем выше будет спрос на новшество, тем более высокую прибыль можно ожидать при выведении его на рынок.

Инвестиционный этап (блок 2) характеризуется применением маркетинговых инструментов и средств, с помощью которых детально изучается и сегментируется рынок, разрабатываются функциональные политики и комплекс маркетинга, составляется бизнес-план. Этот документ, помимо того что обобщает в себе все запланированные маркетинговые мероприятия, указывает важнейшие финансовые показатели эффективности, на основе которых потенциальные инвесторы и партнеры вуза по проекту могут оценить инвестиционную привлекательность проекта коммерциализации.

Для ознакомления потенциальных инвесторов с предприятием, на базе которого будут происходить внедрение и практическое использование результатов НИД, составляется инвестиционный меморандум, содержащий предложения

потенциальному инвестору дохода в инновационном предприятии путем продажи доли его акций. На основании инвестиционного меморандума разрабатываются технологические брокерские события, представляющие собой эффективный метод привлечения инвестиций. Они позволяют организовать встречи разработчиков, предлагающих новый продукт, с компаниями, которые ведут поиск новых технологий и хотят их приобрести для дальнейшей эксплуатации или инвестирования в них. В качестве инвесторов могут выступать как частные компании, так и фонды венчурных и стартовых инвестиций.

При коммерциализации научно-исследовательских разработок владелец объекта интеллектуальной собственности рассчитывает на коммерческий эффект. Он может быть получен как сразу полностью, так и частично — в долях от дохода покупателя. Распределение юридических прав на объект интеллектуальной собственности предполагает выбор пути дальнейшего использования инновации. Новый продукт может быть продан в виде лицензии, и в таком случае дальнейшие права на его использование полностью будут принадлежать покупателю. В случае создания малого инновационного предприятия (ИП), на котором будет осуществляться опытное производство нового продукта, продавец будет получать прибыль по мере производства и реализации инновации.

С точки зрения маркетингового обеспечения процесса коммерциализации результатов НИД применяемые на этапе привлечения инвестиций инструменты следует понимать как комплексное использование принципов и методов маркетинга с целью создания оптимальных условий для коммерциализации результатов НИД [4, с. 47]. Данные мероприятия направлены на реализацию потенциала и достижение эффективности инноваций, ориентированных на существующие и формируемые, внешние и внутренние потребности и создающих высокую степень доступности нового продукта для потребителей. От того, насколько полно изучены запросы потребителей, насколь-

111!111Й1И1!Ш № 3,

ко эффективно привлечены инвестиции, зависит результативность научно-исследовательской деятельности.

Производственный этап (блок 3) имеет смысл только при соблюдении двух условий: наличия потребности, подкрепленной платежеспособным спросом, и необходимых финансовых ресурсов. Второе условие характеризует процесс привлечения инвестиций как наиболее значимый. После привлечения инвестиций определяются возможности производства, которые затем сопоставляются с предполагаемым рыночным спросом. При технико-экономическом обосновании выявляются и оцениваются потенциальные препятствия для разработки, производства и реализации нового продукта. В результате формулируются предполагаемые потребительские характеристики, технические параметры и перспективы развития продукта с учетом ожидаемых рисков.

В зависимости от величины затрат по запуску производства, от поставленных целей и имеющихся возможностей осуществляется выбор формы организации производства. Одной из них выступает опытное производство с использованием возможностей инновационной инфраструктуры исследовательской организации. Ключевую роль в данном процессе играет пояс малых ИП, регулярно взаимодействующих с исследовательскими структурами вуза. Механизм взаимодействия может быть основан на заключении лицензионных соглашений.

Критическим с точки зрения получения коммерческого эффекта является этап выведения нового продукта на рынок (блок 4). Отличительная особенность данного блока заключается в постоянном контроле за изменением тенденции потенциального спроса и в выявлении продуктов-аналогов, альтернативных разработок в данной области. В случае экономической целесообразности проводится усовершенствование технологий и продукции. Внесение корректирующих воздействий определяет необходимость операционных возвратов на второй этап процесса, что обеспечивает изменения как в самом продукте, так и в способах

его представления на целевом рынке. Таким образом процесс коммерциализации делает возможным постоянное совершенствование продукта, созданного на основе результатов НИД.

Следует отметить, что далеко не все разработки, получаемые в научно-исследовательских подразделениях университета, могут быть востребованы рынком. Помимо объективных причин данного обстоятельства есть и субъективные, заключающиеся, в частности, в том, что исследователь довольно часто не имеет достаточной информации о состоянии рынка, не обладает необходимыми компетенциями для прогнозирования и анализа потенциального спроса на его новый продукт. В итоге процесс создания инноваций протекает в отрыве от реальных потребностей рынка. Создается продукт, который не является уникальным для целевого потребителя. Для минимизации подобных рисков взаимодействие должно происходить в двух направлениях: обеспечения тесной связи между подразделениями генерации идей и центром коммерциализации технологий; своевременного доведения до научных работников информации о проводимых конкурсах, грантах, существующих рыночных потребностях. Очевидно, что в научно-исследовательский процесс должны вовлекаться специалисты разных областей науки. Так, специалисты в области маркетинга могут отслеживать рыночные тенденции и, совместно с учеными, перспективные научные направления, в которых необходимо проводить исследования; специализированные службы (патентные, юридические) могут предоставлять квалифицированную помощь в правовой защите нового продукта от незаконного копирования и использования [5, с. 176]. Устойчивые коммуникации между различными подразделениями вуза во многом определяют эффективность научно-исследовательского процесса и потенциал нового продукта для коммерциализации.

Сегодня Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева по праву является одним из ведущих классиче-

ских университетов России, крупнейшим в Приволжском федеральном округе [1]. С целью преобразования его в вуз инновационного типа здесь были созданы Бизнес-центр при НИИ экономики, Центр трансфера технологий, Бизнес-инкубатор малых инновационных предприятий. Открыты современные образовательные программы: электроника и наноэлектроника; химия, физика и механика материалов; фотоника и оптоинформатика, информационная безопасность и др. Формируется комплекс уникальных лабораторий, оснащенных самым современным высокотехнологичным оборудованием, а также центр коллективного пользования исследовательским оборудованием «Материаловедение», на базе которого возможно проведение широчайшего спектра исследований в области создания новых материалов и технологий их использования. Одним из ключевых приоритетов в данной области является коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности университета.

Перечисленные факторы обеспечили повышение результативности и эффективности научно-исследовательской деятельности вуза. Объем выполненных НИОКР только за последний год вырос в 2,1 раза. В 2010 г. при участии университета создано 5 малых инновационных предприятий, 21 рабочее место, на бюджетный учет вуза поставлено 16 объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, коммерциализация результатов НИД — это сложный многоступенчатый процесс, при котором новые знания, полученные в результате научных исследований, обретают материальную оболочку и реализуются на рынке в качестве нового продукта. Данный процесс требует привлечения специалистов самых различных областей, которые в силу соответствующих компетенций корректируют и контролируют

этапы выведения этого продукта на рынок.

Возрастающая роль новых знаний и технологий в развитии хозяйствующих субъектов страны выводит исследовательский университет в ряд главенствующих субъектов инновационной экономики, ориентированных на коммерциализацию результатов научно-исследовательской деятельности, создание и введение в хозяйственный оборот новых продуктов.

Национальным исследовательским университетам предстоит масштабная работа по формированию современной методологии и созданию механизмов выведения инновационных продуктов на рынок, взаимодействия со стратегическими партнерами университета по всем аспектам научно-исследовательской деятельности, направленной на получение результатов, которые будут служить фундаментом конкурентоспособности национальной экономики в стратегической перспективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вдовин, С. М. Национальный исследовательский университет как центр инновационного развития / С. М. Вдовин // Нанотехнологии. Экология. Производство. — 2011. — № 5(12). — С. 2.

2. Владыка, М. В. Развитие и реализация инновационного потенциала вуза : моногр. / М. В. Владыка— Белгород : Изд-во БГТУ, 2010. — 50 с.

3. Зинов, В. Г. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами : учеб. пособие / В. Г. Зинов, Т. Я. Лебедева, С. А. Цыганов. — М. : Дело АНХ, 2009. — 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сафонова, К. И. Научно-инновационная деятельность вуза: цели, задачи, управленческие механизмы / К. И. Сафонова// Университетское управление. — 2009. — № 6. — С. 38—43.

5. Стерхова, С. А. Инновационный продукт: инструменты маркетинга : учеб. пособие / С. А. Стерхова. — М. : Дело АНХ, 2009. — 296 с.

6. Философова, Т Г. Маркетинг новых товаров: современные модели управления / Т. Г. Философова. — М. : ГУ ВШЭ, 2007. — 126 с.

Поступила 14.04.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.