3. Краснощекова Г.А. Фундаментализация языкового образования в техническом вузе // Высшее образование сегодня. 2008. №1. С. 58-60.
4. Лесохина Т.Б., Шейпак С.А. Преемственное обучение французскому языку в школе и нефилологическом вузе в контексте языкового плюрализма // Иностранные языки в школе. 2004. №5. С. 31-39.
5. Фоломкина С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе // Иностранные языки в высшей школе. 1971. №3. С. 3-12.
К.А. Феофанов Е.Н. Рудакова
интеграция политологических подходов к исследованию государственной идеологии в сфере
образования
Ключевые слова: образовательная политика, система образования, системный подход, синергетический подход, нормативно-ценностный подход, социально-деятель-ностный подход.
Система образования в любых социально-экономических и социокультурных условиях выполняет социальный заказ государства на формирование определенного типа личности, чем и объясняется пристальный интерес государства к данной сфере. Руководство этой системой государство осуществляет через политику, которая выступает инструментом влияния государства на образование. Государственная политика, политические явления и процессы - причины, условия и предпосылки того или иного состояния образования. Исторически сформировались два основных типа государственной идеологии и политики в области образования, каждая из которых отвечает определенному типу социально-экономического и политического устройства общества.
Тоталитарно-патерналистский вариант образовательной политики соответствует обществам, в которых властвует идеология правящей партии, являющейся в то же время и государственной идеологией, в которых понятия «общество» и «государство» тождественны. Так, в нацистской Германии даже был издан специальный закон («Gleichschaltungsgesetz»), предусматривающий единую, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной мере ритуализуется, приобретает некоторые черты религиозного культа
[3].
Либеральная образовательная политика возникла в XVIII веке в рамках либеральной мысли в порядке реализации идеи построения гражданского общества. В основе либеральной идеологии лежат такие ценности, как свобода, частная собственность, ограниченное вмешательство государства в частную экономическую и социальную жизнь индивида. Либеральная образовательная политика имеет своей целью реализацию права каждого человека на свободное от идеологических и политических предпочтений обра-
© Феофанов К.А., Рудакова Е.Н., 2013
зование и свободного выбора его форм и видов, как при поддержке государства, так и за счет собственных средств.
Итак, государство оказывает влияние на сферу образования через законодательство, финансирование, идеологию (возбуждение или подавление интереса населения к образованию), администрирование (его применение наиболее быстродействующее и конфликтное), но существует и обратное влияние образования на политическую сферу: оно формирует общую и политическую культуру населения, участвует в формировании политических элит, распространяет знания об обществе и политике. Политическая власть создает условия для развития и совершенствования сферы образования. Наиболее функциональной является характеристика политической системы через политический режим - демократический, авторитарный, переходный. В качестве критерия классификации политических систем политологи предлагают «место расположения центра политической жизни и принятия важнейших политических решений» [1, с. 95]. Авторитарным признается режим, если центр расположен в аппарате центральной исполнительной власти, демократическим - если в парламенте.
Политические системы демократического типа имеют общие принципы и фундаментальные основы, в т.ч. законодательную обеспеченность, сочетание демократизма и централизма, широкие права и свободы в единстве с четким разделением полномочий. Объединяющим демократические страны фактором является «принципиально общая конституция» политического участия граждан, партий и общественных объединений, которая позволяет обществу активно воздействовать на правительство как на ответственный перед обществом орган. Однако было бы неправильно связывать с демократическим политическим устройством этих стран современные тенденции образовательной политики: усиление роли государства, рост расходов на образование, внедрение компьютерной техники в процесс обучения, гуманизацию и гуманитаризацию образования, непрерывное образование. В таких странах, как США, Германия, Франция, Великобритания «... характер развития национальных образовательных систем в соответствии с передовыми установками обеспечивается высоким уровнем благосостояния государств и большинства населения» [6, с. 71]. Хотя, безусловно, и эффективные демократические институты свойственны экономически развитым странам.
Отличительными чертами образования в авторитарных политических системах считается преобладание государственных начал в определении структуры, содержания, финансирования образования, кадровой политики, централизованных начал в разработке стандартов и программ, в оценке знаний, управление всей иерархией образовательных учреждений при ограниченном воздействии региональных властей и минимуме самостоятельности учебных заведений. Управление образованием производится через исполнение указов и директив центральной власти на всех уровнях управленческой вертикали. Важное место в деятельности авторитарной системы власти занимает контроль за соблюдением неполитизированности образования.
Таким образом, наличие развитых и эффективных механизмов воздействия гражданского общества на государство, их приоритет, обеспечивающий «представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в обществе частных интересов» [7, с. 90], является свидетельством демократического режима. Отсутствие или неэффективность таких механизмов приводит к противоположному - авторитарному режиму.
Характеризуя взаимодействие переходных систем (в т.ч. - России) с образованием, можно отметить провозглашение и законодательное закрепление демократических ценностей и принципов, ориентацию на образовательные модели какой-либо страны или
группы стран, влияние международных документов; активно проводимый процесс де-идеологизации. Изменение принципов и механизмов государственного управления образованием предполагает отказ от жесткого централизма, внедрение демократических способов взаимоотношений, расширение влияния финансово-промышленных кругов, общественных объединений и т.д. Центральное место должна занять реорганизация управления образованием, включающая его децентрализацию и усиление роли общественности. Неизбежным является столкновение внедряемых сверху международных правовых, финансовых и организационных правил функционирования образовательной сферы с устоявшимися представлениями и культурно-национальными интересами народа, что оказывает влияние на темпы и характер реформирования сферы образования.
Теоретические исследования вопросов государственной политики в системе образования представлены в трудах современных отечественных ученых Е.П. Белозерцева, А.П. Валицкой, Ю.С. Васильева, ВВ. Глухова, НИ. Калакова, О.А. Нестерчук, СИ. Плак-сий, Е.В. Ткаченко, М.П. Федорова, Р.А. Фатхутдинова и др. На основании результатов анализа положений и выводов вышеназванных ученых, выделим наиболее ценные, с нашей точки зрения, подходы для разработки методологических основ государственной политики в сфере образования и рассмотрим способы их реализации применительно к данной области исследования.
Системный подход к анализу государственной политики в образовательной сфере позволяет рассматривать ее, как системообразующую стратегию развития образования. Целью применения системного подхода к образованию является не «всеобщая систематизация» реального образования, понимаемая, как его унификация, ведущая к дискриминации духовных и интеллектуальных потребностей людей. Речь идет о «теории системного отражения образования», которая необходима для разработки методологии системного управления им. Анализ моделей управления образованием должен дать новые научные знания о свойствах управления, о подходах к его реализации и механизмах. Реализацию идеи системности в управлении образованием считают возможной только «...в том случае, когда все они (участники образования) становятся субъектами управления» [4, с. 72]. Системность реализуется в идее непрерывности образования: «отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни», во взаимосвязи образовательных систем по вертикали (дошкольное - общее среднее - профессиональное - высшее) и по горизонтали (базовое и дополнительное) [8, с. 6].
При системном подходе к управлению образованием в центре внимания оказывается последовательность актов подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Многоуровневая система принятия стратегических решений в сфере образования соответствует государственному устройству страны. На федеральном уровне - это законы и нормативно-правовые акты Правительства (постановления, распоряжения) и Министерства образования (приказы, распоряжения). Высшей юридической силой обладают федеральные законы. Работа над ними ведется в Комитете Госдумы по образованию и науке по инициативе или самих депутатов, или членов Совета Федерации, или Министерства образования. Они принимаются в соответствии с процедурой законодательного процесса, закрепленной в Конституции и регламенте Госдумы и Совета Федерации. После этого их подписывает (или не подписывает) Президент. Ряд целевых программ (например, «Дети России») утверждается Указами Президента страны. Программы федерального уровня - Федеральные целевые программы, а также Программа социально-экономического развития страны на определенный период, предусматривающая экономические меры по реформированию образования, утверждаются Правительством,
кроме Федеральной программы развития образования, которая, в соответствии с Законом «Об образовании», принимается законом. Нормативно-правовые акты Министерства образования обеспечивают выполнение образовательной политики. Региональные законодательные акты разрабатываются в соответствии с федеральными документами и принимаются на уровне законодательных собраний и утверждаются главами субъектов федерации.
В рамках исполнительной ветви власти решения классифицируются по формам и видам (оперативные/стратегические; типовые/оригинальные), по степени участия сотрудников министерства. Решения оцениваются с точки зрения качества и обоснованности, а также по степени риска. При ведомственном подходе лицами, принимающими решения в сфере образования, считаются руководители образовательных учреждений и сотрудники органов управления образованием - отдела, департамента, министерства. По сравнению с общеуправленческим и политологическим подходами при ведомственном подходе увеличивается количество стадий принятия решения. Однако главное отличие -в формулировании задачи принятия решения. Если при ведомственном подходе она «... заключается в определении наилучшего (оптимального) способа действий для достижения поставленных целей» [2, с. 6], то при политологическом подходе акцент делается на определение самой цели и задач деятельности, причем даже административно-государственный подход (на примере зарубежных стран) предполагает участие в обсуждении на этой стадии не только представителей власти, администрации и экспертов, но и политических партий и общественных организаций, отдельных личностей.
Любая образовательная система функционирует в условиях дефицита ресурсов, прежде всего материально-финансовых, что вступает в противоречие с опережающим развитием возможностей образовательных систем (подъем педагогического творчества). В настоящее время ухудшаются социальные показатели и здоровье детей, растет потребность в мерах по защите их интересов и прав, усиливаются противоречия между реальными возможностями образовательных систем и действительностью, поэтому при прогнозировании управленческих решений должна учитываться необходимость выбора приоритетных направлений развития образования (обеспеченных необходимыми ресурсами), выявления и использования новых ресурсных источников (переподготовка кадров и повышение квалификации работников образования, поиск альтернативных источников финансирования), создания организационных и экономических механизмов рационального использования имеющихся ресурсов. Основными направлениями изменения самой системы образования считаются: формирование целей воспитания, адекватных новым социальным ценностям; обновление содержания образования при одновременном уменьшении обязательной учебной нагрузки; использование здоровьесберегающих технологий обучения; преодоление недостатков классно-урочной системы, а также принятие решений об образовательных стандартах и мерах поддержания инновационного движения.
В последние годы все заметнее становится интерес со стороны различных областей научного знания к методам и принципам теории самоорганизации. Наблюдается многочисленное заимствование соответствующей терминологии в область гуманитарного знания. Данный процесс вполне закономерен, поскольку общая теория систем и синергетика предоставляют методологическую основу для полноценного изучения и описания любых видов систем вне зависимости от их природы, форм существования, степени сложности, особенностей функционирования. Синергетика формирует особый подход к проектированию инновационной деятельности в сфере образования. С позиций синергетического подхода государственные образовательные реформы анализируются,
как сложноорганизованный социальный процесс, предполагающий соразвитие и взаимодействие различных образовательных подсистем с другими социально-экономическими составляющими. Особое значение приобретает прогностический компонент в проектировании образовательной деятельности и ее результатов. Синергетический подход к образованию открывает возможности самоосознанного освобождения от необходимости судить о том или ином культурном феномене, а в данном контексте об образовании в соответствии с ангажированностью, с заданной историко-культурным состоянием общества, либо той или иной устоявшейся системой научных критериев.
Традиционно с глубокой древности политическая мысль базировалась на нормативном или нормативно-ценностном подходе, который предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п., ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Нормативно-ценностный подход требует исходить из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты. Нормативный подход часто критикуют за идеализацию политической действительности, оторванность от реальности, умозрительность, ведь ценностные суждения относительны, зависят от мировоззрения, социального положения и индивидуальных особенностей людей.
Нормативно-ценностная модель - это аксиологический образ личности, воплощающий наиболее предпочтительные представления о реальных жизненных нормах и ценностях и ориентирующий к ним поведение человека. Аксиологическая проблематика определяет следующие культурно-гуманистические функции образования: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющие человеку успешно преодолевать жизненные препятствия; формирование моральной ответственности, обеспечение возможностей для профессионального роста и самореализации, овладение средствами для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья, создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций [5]. Нормативно-ценностный подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека, в качестве которых могут выступать ценности коммуникативной, национальной, этнической, политической и правовой культуры и главную ценность государственной политики в сфере образования, состоящую в формировании кадрового потенциала общества.
Динамическую картину политики предоставляет социально-деятельностный подход, который предполагает рассмотрение ее, как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии, этапы: определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Данный подход обязывает рассматривать обучение и воспитание, как сложную деятельность со структурой: цель - средства - действия - результаты. С этих позиций анализируется деятельность учителя и учеников, выделяются виды деятельности, разрабатывается понятие «развивающая деятельность». На этом основан главный педагогический закон: воспитывать - значит организовать деятельность детей, стимулировать их активность. Процесс учения понимается не только, как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. С позиций социально-деятельностного подхода рассматривается политика подготовки профессиональных кадров в вузах, которая представляет собой системный способ организации об-
разовательных, научно-исследовательских, инновационных процессов, развития и саморазвития человека. Социальный аспект позволяет раскрыть государственную политику в контексте помощи, поддержки, защиты при обеспечении одинаковых возможностей для получения различных видов образования.
На основании интеграции потенциала рассмотренных подходов раскрываются экспектационный и гносеологический аспекты государственной политики в сфере образования. Экспектационный подход выявляет взаимозависимость государственной политики в области образования и ожиданий, запросов, требований общества, социально-экономической сферы, а также эта политика рассматривается в контексте вызовов времени, в частности инновационного качества образования, повышения его конкурентоспособности. С позиций экспектационного подхода государственная политика развития образования определяется, как политическая стратегия и практическая деятельность государства и его институтов, обусловленная, с одной стороны, социально, ментально и культурно социально-политическими, экономическими и другими потребностями современного общества и государства в целом, а с другой - ожиданиями, потребностями граждан, работодателей, которые, в частности, отражены в федеральных государственных образовательных стандартах. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Образовательные стандарты выступают, как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедуры принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Отметим, что периодически возобновляемый в связи с разработкой стандартов процесс выявления и согласования социально-образовательных потребностей вносит большой вклад в консолидацию личности, общества и государства, поскольку прямо указывает на наличие широких областей общих интересов, поэтому миссия стандарта проявляется еще и в том, что его разработка и реализация рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
Гносеологическая роль государственной политики в сфере образования на современном этапе развития страны определяется задачами субъектно-объектного взаимодействия, где каждый осознает свою роль в реализации ее приоритетов с учетом потребностей общества, при этом выделяются принципы, обусловливающие гносеологическую роль государственной политики развития образования: обеспечение единого образовательного пространства России, как открытой образовательной системы; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений; непрерывность и преемственность образования; гуманизация, фундаментализация и научность образования; связь образования с рынком труда; соответствие научно-педагогического потенциала и учебно-материальной базы вузов задачам и потребностям инновационного образования; приоритет национальных интересов и национальной безопасности, адекватность императивам развития российского общества и мировой цивилизации. Названные принципы ориентируют на изменение гносеологической роли государственной образовательной политики в современных условиях, исходя из интересов создания системы конкурентоспособного образования в мировом сообществе, которая должна обеспечить: максималь-
ные возможности каждому гражданину в получении не только общего, но и высшего образования, как средства развития его способностей; интенсивное наращивание интеллектуального потенциала государства в лице специалистов, конкурентоспособных на мировом уровне; качественно новый вклад высшей школы в решение задач развития страны с превращением ее в ведущий центр научного производства. В целом анализ гносеологической роли современной государственной образовательной политики России важен для обоснования инновационного развития отечественного профессионального образования.
Таким образом, государство, как политический институт занимает важное место в системе факторов, детерминирующих образовательный процесс. Государственная политика, политические явления и процессы становятся причинами, условиями и предпосылками того или иного состояния образования. Интеграция политологических подходов, таких, как: системный, синергетический, нормативно-ценностный, социально-дея-тельностный к исследованию государственной идеологии в сфере образования позволяет взглянуть не «изнутри» системы образования на общество, как «внешнюю среду», а «извне» - глазами общества на образование, как на одну из его подсистем.
Библиографический список
1. Комаровский В.С. Политическое управление. Курс лекций. М., 1999.
2. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. Великий Новгород, 1998.
3. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Приор, 2000.
4. Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Челябинск: УГПУ, 1994. Часть 1.
5. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию /Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Академия, 2003.
6. Суровов С.Б. Политические системы и образовательная политика в современном мире. Саратов, 1999.
7. Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997.
8. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / Под ред. Шамовой Т.Н. М.: Владос, 2002.
Д.В. Фурсова
взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности учебной деятельности студентов-
психологов
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, успешность, успешность учебной деятельности студентов, студенты-психологи.
Успешность деятельности специалиста любой профессиональной сферы связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией, способностью к мышлению в целом.
© Фурсова Д.В., 2013