Научная статья на тему 'Интеграция образовательной и просветительской деятельности в сотрудничестве университета и музеев'

Интеграция образовательной и просветительской деятельности в сотрудничестве университета и музеев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / МУЗЕЙ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАТЕРИАЛЬНАЯ И НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / INTEGRATION / UNIVERSITY / MUSEUM / ENLIGHTENMENT ACTIVITIES / MATERIAL AND NONMATERIAL CULTURE / ARTISTIC AND CULTURE HERITAGE PRESERVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

В статье рассматривается образовательная и просветительская деятельность университета и музеев, вопросы сотрудничества в условиях изменившейся структуры и статуса образовательного и научного пространства университета. Особенности научного взаимодействия раскрыты на примере решения проблем сохранения художественного и культурного наследия в сфере материальной и нематериальной культуры региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of educational and enlightenenment activities in co-operation of university and museums

The article examines the issues of educational and enlightenment activities of the university and the museums, problems of their co-operation under the conditions of changes of structure and status of the university educational-and-research space. The special features of scientific interaction are disclosed by the example of regional artistic-and-cultural heritage preservation

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательной и просветительской деятельности в сотрудничестве университета и музеев»

С. И. Назарова

(Санкт-Петербург)

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ и просветительском ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА И МУЗЕЕВ

В статье рассматривается образовательная и просветительская деятельность университета и музеев, вопросы сотрудничества в условиях изменившейся структуры и статуса образовательного и научного пространства университета. Особенности научного взаимодействия раскрыты на примере решения проблем сохранения художественного и культурного наследия в сфере материальной и нематериальной культуры региона

Развернувшийся в настоящее время ускоренный процесс модернизации образовательной системы России, в том числе и высшего университетского образования, вызван рядом причин. Основными из них являются:

- изменение требований к количественным и качественным показателям подготовки специалистов для обеспечения жизнедеятельности рыночной экономики;

- интеграция наук о человеке, осуществляющем свою деятельность в сети различных социальных систем;

- изменение структуры системы научных исследований и научного поиска в современной России (повышение роли и значения университетских центров и комплексов в решении важных научных проблем];

- создание временных или постоянных многопрофильных и многофункциональных научных центров для решения задач на стыке смежных наук, многофакторной научной проблемы (космос, навигация, погода на земном шаре, перспективы существования человечества и др.].

С этим связаны современные процессы по укрупнению и слиянию различных вузов страны в Федеральные и специализированные научно-образовательные университетские комплексы для подготовки специалистов и проведения научных исследований в конкретных сферах экономики и управления социальными объектами. Оставляя без внимания дискуссионный вопрос о правомерности, рациональности и оптимальности принимаемых решений по объединению вузов и научных учреждений страны, отметим, что в истории научных открытий и истории развития науки и техники имеется немало положительных примеров удачного сотрудничества в решении сложных научных проблем. Одним

из таких удачных симбиозов для решения совместных образовательных, научных, просветительских задач является совместная деятельность музеев и соответствующих научных структур университетских научных комплексов. Крупнейшие, известные всему миру музеи имеют возможность содержать соответствующие научно-исследовательские структуры и проводить интенсивную научноисследовательскую, поисковую и просветительскую деятельность. Так, например, в структуру Британского музея входят: знаменитая Британская библиотека, Музей археологии и этнографии, Музей истории естественных наук, в которых наряду с обширной просветительской деятельностью проводится интенсивная научно-исследовательская работа по изучению различных аспектов исторических эпох античности, средневековья, Дальнего Востока, римско-британских древностей. При этом архивные и археологические экспедиционные исследования ведутся при активном участии научных университетских структур Оксфорда, Кембриджа, Эдинбурга.

Для России такими положительными примерами совмещения просветительской и научной деятельности в работе музеев может быть представлена деятельность Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Музея слепков Академии художеств России, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Последний задумывался и создавался в середине XIX века профессором И. В. Цветаевым (отцом известной поэтессы М. И. Цветаевой] на основе Кабинета изящных искусств Московского университета как учебный Музей слепков при университете. В настоящее время он является третьим по значению и богатству коллекций музеем в

России после Эрмитажа и Русского музея. В исторической судьбе историческая судьба Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина отразилось значение, которое придавалось в дореволюционной России симбиозу просветительской, учебной и научной деятельности музея в научно-исследовательском и образовательном пространстве университета.

Другим показательным примером удачного сочетания просветительской, учебной и научной работы музея в образовательном пространстве Вуза является деятельность Музея слепков Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Созданный 250 лет назад для обучения на примере копий лучших художественных образцов и творений всемирного художественного и культурного наследия, в настоящее время он является уникальным и неповторимым хранилищем слепков самых известных артефактов мирового культурного наследия человечества. За прошедшие 250 лет многие памятники культуры или совсем исчезли, или подверглись значительным утратам и изменениям, вплоть до полной неузнаваемости по сравнению с оригиналами двухвековой давности, хранимыми в нормальных музейных условиях (они фактически сохранили свой первоначальный облик]. Кроме того, музей слепков Академии художеств является прекрасной учебной базой для студентов художественных вузов, художников, скульпторов, искусствоведов, культурологов и может служить образцом просветительской деятельности музея в образовательном пространстве современного вуза.

Значительный опыт совместных научных исследований представителей вузовской науки с научными структурами различных музеев, федеральных и отраслевых научно-исследовательских институтов, научных организаций системы Академии наук, республиканских академических структур был накоплен в СССР. В частности, преподаватели, научные сотрудники, студенты педагогических вузов принимали активное участие в совместных полевых экспедициях по изучению сохранившихся остатков материальной и нематериальной культуры русского народа и культуры представителей малых народностей и этнических групп в различных регионах страны. Большое внимание уделялось в указанный период участию студентов в многочисленных фольклорных экспедициях, в археологиче-

ских раскопках. Так, например, студенты исторических факультетов различных вузов Ленинграда, принимали активное участие в ежегодных экспедициях по изучению археологических артефактов, найденных при раскопках древнейшей столицы первого русского государственного образования в Старой Ладоге. Иногда совместные научные экспедиции представителей вузовской науки, сотрудников музеев и местных краеведов приводили к значительным научным открытиям мирового значения, например, обнаружение, описание и исторический анализ петроглифов неолитического периода на камнях и скалах побережья Белого моря в тридцатых годах ХХ-го столетия. К сожалению, в постсоветский период ранее существовавшая система комплексного научного сотрудничества и взаимодействия различных структур (вузовская наука, музеи, федеральные и отраслевые научно-исследовательские институты, научные организации системы Академии наук России], а также сложившаяся система привлечения молодых кадров в науку и их подготовка были разрушены. И только в последнее время наметились условия для реального решения задач модернизации университетского образования.

В настоящее время большинство музеев мира в основном осуществляют просветительскую работу, обеспечивая знакомство отдельных групп населения с объектами мирового культурного наследия человечества, с артефактами и явлениями прошлых культур и их взаимосвязями с современностью. Если учесть существующую тенденцию к укрупнению университетских комплексов, расширению многопрофильности их деятельности и значительному росту объемов выполнения научных исследований конкретно для Университета, то одним из направлений совместных научных исследований (в частности с Российским Этнографическим музеем, Государственным музеем истории религии и другими музейными и научными организациями Севера и Северо-Запада России и сопредельных иностранных государств] может быть программа по обеспечению сохранности и возрождению художественного и историкокультурного наследия в сфере материальной и нематериальной культуры региона. На территории региона, в том числе Санкт-Петербурга и его пригородов, сконцентрировано большое число величайших архитектурных и археологических памятников, имеющих на-

циональное и международное историко-культурное, природное, музейное, образовательное и научно-исследовательское значение, мемориальные, культовые места, связанны с творчеством и деятельностью известных исторических лиц, деятелей культуры и искусства. Многие из них находятся в забвении, разрушаются и от времени и от варварского отношения людей. И если с сохранением художественного и историко-культурного наследия материальной культуры больше ясности в связи с более ранней и детальной разработкой этой проблемы в научном и бытовом плане, то сохранение и возрождение нематериального культурного наследия представляет сложную нерешенную проблему, в том числе и на федеральном уровне. Со многими памятниками нематериальной культуры связаны легенды, предания, описывающие истории создания произведений искусства, принадлежащих к временным его видам. Трудность их учета и исследования заключается в том, что они быстротечны, существуют только в определенный период времени и при отсутствии их фиксации во время непосредственного исполнения безвозвратно теряются. Кроме того, трудность решения проблемы заключается в том, что Россия до сих пор не подписала Конвенцию ЮНЕСКО о сохранении памятников нематериальной культуры как части мирового культурного наследия, в которой, в соответствии с положениями и требованиями Программы ЮНЕСКО, рассматриваются вопросы сохранения и возрождения памятников нематериальной культуры. Одной из задач этой Программы является уточнение списка памятников нематериальной культуры прошлого на территории регионов, которые необходимо сохранить и возродить. В этой Программе предусматриваются меры по сохранению явлений нематериальной культуры: литературного, народного поэтического творчества, авторских и народных песен, музыкального народного исполнительства, выступлений фольклорных ансамблей и других. Следует отметить, что в настоящее время в рамках Совета Федерации в соответствующих комитетах подготовлен проект Закона о сохранении и возрождении памятников нематериальной культуры на территории России, который усилит нормативно-правовую базу обеспечения их сохранности в условиях российской действительности.

Необходимость изучения и возрождения народной культуры и искусства, традицион-

ных промыслов и художественных ремесел как основы любого профессионального искусства прошлого и настоящего связана с вопросами воспитания молодежи в духе уважения к отечественному искусству и культуре. В программную подготовку будущих специалистов в университете необходимо включать вопросы современного отношения к национальным и народным особенностям развития искусства и культуры. Традиционное искусство, являясь опытом эстетического восприятия и моделирования мира в художественных образах, раскрывает исконные начала духовной жизни народа, представляет его прошлое, его историю. Оно создает предметный мир и живет в двух ипостасях - материальной и духовной.

Программные мероприятия совместной научно-исследовательской деятельности университетских комплексов и музеев могут включать поддержку экспедиционных и полевых исследований в области традиционного искусства, например, художественных образцов старинных промыслов и ремесел, фольклорного материала, интересных выступлений творческих коллективов, материалов проведения традиционных и новых праздников и обрядов с участием студентов, аспирантов и докторантов вузов и научных организаций. Мероприятия могут также включать работы по анализу состояния социокультурного развития региона и подготовке рекомендаций в сфере культуры, туризма, профессионального и любительского искусства.

Проекты таких программных мероприятий ориентированы на территории определенных регионов. В частности, для Севера и Северо-запада России характерно проведение исследовательских работ по возрождению культуры совместно с возрождением истории и культуры отдельных народностей и этносов, проживающих в этом регионе, в том числе центров и музеев вепсской, ижорской, во-дской, финно-угорской, ингерманландской этнических групп населения. Большую помощь в регистрации, учете, фиксации памятников материальной и нематериальной культуры окажут современные технические средства фиксации и современные информационные технологии. Основной целью таких масштабных исследований могут быть:

- выявление, анализ и оценка состояния объектов культуры на территории региона, связанных с производством и распространением достижений в сфере материальной и не-

материальной культуры, уточнение карты и списка очагов культуры и обоснование ценности, культурно-исторического значения отдельных объектов культуры для включения их в программы развития экскурсионно-туристической деятельности региона;

- оказание методической и научной поддержки процессу информатизации всего культурного пространства региона, формирования и ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия региона;

- разработка методики изучения культурного наследия региона, выход на систему повышения квалификации преподавателей и исследователей, занимающихся вопросами сохранения культурного и природного наследия человечества;

- обоснование возможностей совершенствования системы образования в области культуры и искусства, в том числе системы непрерывного образования, привлечение к проблеме сохранения исторического и культурного наследия региона молодых научных кадров из среды студентов, аспирантов и докторантов;

- разработка вопросов по совершенствованию эстетического и патриотического воспитания среди населения региона, сохранения и возрождения народных промыслов и художественных ремесел, в том числе уважения к культурным традициям своего народа, развитие чувства гражданской ответственности за сохранность культурного наследия региона, за благополучие России.

Социальная значимость таких проектов определяется практической необходимостью возрождения интереса населения, особенно молодежи, к памятникам национальной культуры, к сохранению лучших национальных традиций знакомству с этническими культурами населения в региона. Исследования будут способствовать разработке более рациональных путей решения вопросов инкульту-рации и аккультурации различных этнических групп и диаспор при совместном проживании в регионе. Введенные в культурный

обиход и в экономическую деятельность вновь открытые или восстановленные объекты культуры, традиции, обычаи в сфере материальной и нематериальной культуры, являясь частью туристических, курортных, экскурсионных комплексов, могут решить часть вопросов занятости населения, активизации экономической деятельности отдельных депрессивных с точки зрения экономики местностей в регионе.

На современном этапе развития общества музеи выполняют великую задачу по объединению культурного сообщества: искусствоведов, коллекционеров, художников, студентов и преподавателей учебных заведений, школьников и просто любителей искусства. Просветительскую миссию музея в современном образовательном пространстве университета, его воздействие на формирование эстетической и художественной культуры будущих специалистов трудно переоценить. Успешно работая с молодыми в атмосфере диалога культур, музей воспитывает в них не только чувство прекрасного, но и формирует их сознание в духе толерантности. «Музей - важный элемент диалога культур, из которых и состоят цивилизации. Он является полем диалога, его механизмом и его регулятором»

[5].

Университет же, являясь центром подготовки профессиональных и научных кадров, сегодня отражает приоритеты образовательной политики государства и влияет на развитие не только экономических, но и политических структур общества. Подготовка специалистов в разных сферах народного хозяйства, культуры и искусства только выиграет, если основой высшего образования любой области знаний станет гуманитарная его составляющая. Системный подход в организации гуманитарно-эстетической среды обучающихся в сочетании с комплексом изучаемых дисциплин и проводимой совместно с музеями просветительской и научно-исследовательской деятельности даст возможность творческого развития и профессионального становления будущим специалистам.

Литература

1. Абчук А. В., Гелих О. Я. Философия и теория управления : учеб. пособие - СПб.: Книжный дом, 2008. - 415 с.

2. Гуманитарные образовательные технологии : методич. пособие / под ред. С. А. Гончарова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-метод. пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова ; под ред. И. В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.

4. Грусман В. М. Музей как институт формирования исторической памяти // Известия Российского государственного педагогического университета им.А. И. Герцена. - 2007. - №35. -С. 92-99.

5. Пиотровский М. Б. Музей в диалоге цивилизаций // Цивилизация: вызовы современности : сб. статей / под ред. М. С. Уварова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2009. -То же [Электронный ресурс]. - URL: http://philosophy.spbu.ru/lib-гагу/7682/7690/

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.