Научная статья на тему 'Интеграция образовательного пространства высшей школы: глобальное и локальное'

Интеграция образовательного пространства высшей школы: глобальное и локальное Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепухин А. Ю.

В статье рассмотрены некоторые проблемы влияния процессов глобализации на образовательное пространство высшей школы России. Особое значение отведено международному обмену сотрудниками, студентами вузов, развитию научных связей и совместной академической деятельности высших учебных заведений различных стран. Выделены основные проблемы, возникающие на пути международного обмена. Делается вывод о необходимости проведения мероприятий, направленных на развитие международного сотрудничества в сфере образования не только в отношении ведущих вузов страны, но и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global and Local Integration of Higher School Educational Space

The article is devoted to the issues of globalization process influence on the higher education sphere and development of institutional international cooperationin Russia Academic international exchange and its problems are discussed. Academic mobility provides scholarly links and cooperation of academic activity of higher education institutions of different countries. In conclusion the necessity of certain arrangements for the more intensive involvement of regional higher educational institutions into international cooperation is substantiated.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательного пространства высшей школы: глобальное и локальное»

ОБРАЗОВАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ГЛОБАЛЬНОЕ И ЛОКАЛЬНОЕ

А. Ю. Слепухин, проректор по учебной работе Саратовского государственного технического университета, доцент

В статье рассмотрены некоторые проблемы влияния процессов глобализации на образовательное пространство высшей школы России. Особое значение отведено международному обмену сотрудниками, студентами вузов, развитию научных связей и совместной академической деятельности высших учебных заведений различных стран. Выделены основные проблемы, возникающие на,пути международного обмена. Делается вывод о необходимости проведения мероприятий, направленных на развитие между* народного сотрудничества в сфере образования не только в отношении ведущих вузов страны, но и в отношении «провинциальных» высших учебных заведений.

В 2003 г. в Саратовском государственном техническом университете был выполнен исследовательский проект «Влияние глобализационной трансформации отечественного образовательного пространства высшей школы на развитие провинциальных университетов». Его результаты были получены при помощи анализа современных концепций глобализации высшего образования, изучения опыта интеграции вузов в международное образовательное пространство, участия провинциальных вузов в глобальном рынке труда и влияния такого участия на развитие вузовской науки и образовательных программ, а также посредством исследования характера, направления и результатов мобильности студентов, преподавателей и ученых из провинциальных вузов в международных программах. Были выявлены условия, направленность и природа институциональных трансформаций вузов в процессе их интеграции в международное образовательное пространство.

В условиях глобализации производства управление российскими университетами стремится соответствовать растущим требованиям различных групп, обеспечивающих развитие высшей школы, — правительства, работодателей и потребителей образовательных услуг. Для достижения этой цели формируются новые ориентиры в области образовательных стандартов, которые приобретают все более интернациональный характер. Глобализация высшей школы выражается также в увеличении роли наднациональных институтов в разработ-

ке правил и норм учебного процесса, что наглядно демонстрирует ситуация в объединенной Европе, и в частности те социальные процессы, которые связаны с так называемой Болонской декларацией.

В настоящее время в Европе ширится интеграция во всех сферах общественной жизни: введена единая валюта, формируется общее правовое поле, бурными темпами происходит экономическое сближение. Подобные тенденции характерны и для сферы образования, что отражается в трансформации множества образовательных систем в единую, общеевропейскую (разумеется, при сохранении различий, обусловленных традицией и культурой). И процесс этот необратим. С Болонской декларацией вначале, в 1999 г., выступили четыре страны — Германия, Франция, Великобритания и Италия. На сегодняшний день ее подписали уже 40 стран.

Развитие международных связей в большинстве провинциальных вузов стало возможно только в 1990-х гг. в связи с увеличением интенсивности академических обменов и расширением академической независимости высших учебных заведений. В системе высшего технического образования развал системы централизованного планирования и распределения и переход к рыночным отношениям потребовали также пересмотра экономической подготовки будущих инженеров с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Международная кооперация создает условия для интеграции российской высшей школы в глобальное образователь-

© А. Ю. Слепухин, 2005

ное пространство. Однако процессы интеграции могут развиваться только в определенных институциональных и экономических условиях. Кроме того, они порождают широкий спектр социальных последствий, для оценки которых нужны глубинные социологические исследования. С разрушением суверенности национальных государств социальные структуры деформируются, и в центре внимания исследователей высшей школы оказываются потоки людей, информации, технологий, символов и капитала. Международное пространство высшей школы формируется в условиях, когда меняется легитимность власти, особую роль приобретают управление конфликтами, кооперация и структурация глобального мира.

В ходе исследования изучение процессов глобализации рынка труда опиралось на анализ таких показателей, как участие вуза, вузовских ученых, преподавателей в международных программах кооперации в области науки и образования; приглашение преподавателей и ученых из-за рубежа; приглашение вузовских ученых и преподавателей за рубеж. Анализ мобильности студентов, преподавателей, ученых в международных программах проводился с использованием таких индикаторов, как интенсивность поездок, объем мобильности(количество индивидов, вовлеченных в мобильность), широта мобильности (участие в поездках сотрудников и студентов различного статуса и года обучения). Для анализа институциональной трансформации вузовских образовательных программ были исследованы соответствие вузовских программ условиям Болонской конвенции, наличие в учебном процессе и в управлении вузом международных элементов, стандартов. Участие вуза на институциональном уровне и на уровне отдельных ученых в глобальном обмене информацией было раскрыто посредством анализа публикаций результатов исследований, проводимых в вузе, за рубежом и в Интернете, собственных изданий вуза на иностранных языках.

Как выяснилось в процессе исследования, по мнению сотрудников международных отделов вузов одного из провинциальных университетских городов, международное сотрудничество имеет ус-

тойчивую тенденцию к расширению. Прогнозируемое возрастание потока иностранных студентов связывается с вхождением России в ВТО. Предложения и рекомендации специалистов по международным обменам можно разделить на организационные и пропагандистские.

Среди организационных выделяются предложения, связанные с привлечением административного ресурса (далее — цитаты из интервью): Обязать кафедры участвовать в международных обменах. Найти какие-то рычаги воздействия на людей, замотивироватъ их; Вуз обязательно должен иметь в своем бюджете статью «международное сотрудничество»; Узаконить, что определенная часть рабочего времени профессора идет на написание заявок на гранты; Замотивироватъ преподавателей на изучение языка, введя специальные надбавки к зарплате.

К пропагандистским относятся мероприятия, направленные на демонстрацию преимуществ и перспектив, которые связаны с активным участием в международных обменах: Здесь, я думаю, с другого надо начинать. Здесь мировоззрение у людей сформировано таким образом сейчас, что поиски финансирования... Я могу вам сказать, будучи исполнительным директором двух проектов... часто мне говорят, что я за 50 долларов буду еще и консультировать... человек не понимает, что сейчас 50 долларов, в следующем проекте будет 100...

Исследование выявило, что эффективность международных обменов и соответствие вызову времени сдерживаются целым рядом объективных и субъективных факторов: неопределенностью статуса деятельности по международным обменам в вузах, неодинаковой заинтересованностью в развитии международных обменов между отечественными и зарубежными вузами, отсутствием общих критериев в оценке работы организатора международных обменов, слабой интеграцией между вузами по методической и организационной координации и кооперации международных обменов, диктатом принимающей стороны в определении содержания программ, в выборе учебных заведений и пр.,

отсутствием продуманной политики отечественной системы образования в отношении международных обменов (финансирование, визовые проблемы и т. д.). Подготовка квалифицированных кадров для международных обменов требует пристального внимания. Сейчас ситуа-

ция в этой области весьма неопределенная. Кроме того, наблюдаются разнообразные и значительные субъективные барьеры активного участия в международных обменах преподавателей и специалистов: языковые, финансовые, мотивационные и др. (рис. 1).

Рис. 1. Факторы эффективности международных обменов (МО) в провинциальных вузах (международные обмены — поездки сотрудников, студентов, научные связи, совместная научная

и академическая деятельность)

Анализ данных социологического опроса иностранных студентов (2002 чел., более половины которых представляют провинциальные вузы), показал, что в целом российская система высшего образования воспринимается иностранными студентами позитивно и дает солидный багаж профессиональных знаний, которые позволят им найти хорошо оплачиваемую работу после завершения обучения (рис. 2).

Для поддержания интереса иностранных студентов к российскому высшему образованию необходимо обеспечить их комфортное и безопасное пребывание в вузе, в городе, в котором располагается университет. Ясно, что эта проблема не может решиться без повышения уровня безопасности для всех граждан России. Но необходимы и специальные усилия, направленные на формирование

толерантности местного населения к сту-дентам-иностранцам, разработку определенных правил их взаимодействия с местными органами административного управления, бюрократической системой системы образования.

Насущной задачей российских университетов является внесение изменений в модель языковой подготовки иностранных студентов. Их уровень знания русского языка затрудняет процессе обучения в российском вузе, адаптации к новым бытовым условиям, а существующая система обучения русскому языку вызывает частые нарекания.

Улучшение условий пребывания иностранных студентов в России позволит надеяться на существенное увеличение их числа за счет, например, девушек, которых пока вдвое меньше, чем юношей. Не случайно основные

претензии к россииским вузам укладываются в несложную схему: условия проживания — досуг и спорт, организуемые вузом — медицинское обслуживание — защита прав администрацией вуза — питание.

Другой важной составляющей является работа по изменению ситуации с Коммуникативная сфера

признанием россииских дипломов в других странах. Повышение статуса российского диплома сделает наше образование более привлекательным для иностранцев, укрепит его авторитет, что наряду с относительно низкой стоимостью будет способствовать увеличению числа зарубежных студентов в вузах страны.

Содержание образования

Р и с, 2. Факторы привлекательности российских вузов для иностранных студентов

В настоящее время европейские страны объединяют свои усилия в направлении создания «единой образованной Европы». В целях повышения качества обучения в университетах, внедрения в учебный процесс самых перспективных и эффективных образовательных технологий, повышения привлекательности и конкурентоспособности европейской системы высшего образования, обеспечения мобильности и трудоустройства выпускников вкладываются огромные средства. Пересматриваются базовые и прикладные составляющие университетского образования. Не отказываясь от собственного оригинального опыта, европейские страны унифицируют учебные программы, сроки обучения, входные и выходные требования к обучаемым, системы подсчета набираемых учебных баллов, ученые степени и дипломы. Они даже вносят изменения в свое законодательство, пытаясь противодействовать утечке «европейских мозгов» за океан.

К сожалению, именно в этот период мирового образовательного бума вузы России попали в режим государственного недофинансирования. К тому же смена акцентов в политике, экономике, социальной сфере вызвала потребность в переориентации большинства вузов, в первую очередь технических. В погоне за открытием престижных специальностей даже некоторые именитые вузы стали «терять свое лицо». На какое-то время недопустимо сократился приток талантливой молодежи в научно-педагогическую среду, что поставило под угрозу существование ряда научных школ. Катастрофически постарела за десятилетие учебно-материальная база многих вузов страны и др. Стал расширяться и углубляться разрыв между «центром» и «периферией» отечественного образовательного пространства, между крупнейшими столичными и провинциальными вузами.

Поступила 28.10.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.