Научная статья на тему 'Интеграция науки, образования и практики ключевой фактор обеспечения качества подготовки специалистов'

Интеграция науки, образования и практики ключевой фактор обеспечения качества подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1056
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стронгин Р. Г., Гурбатов С. Н., Петров А. В.

В настоящее время прослеживается стремительно усиливающаяся тенденция к интеграции науки и образования при подготовке специалистов, к интеграции деятельности вуза и основных работодателей его выпускников. Определяющим стимулом такого развития является характерное для общества, основанного на знании, обострение потребности в высококвалифицированных и инициативных работниках. Интеграция науки и образования позволяет осуществлять подготовку специалистов на основе реальных научных исследований и на самой современной экспериментальной базе. Взаимодействие вузов с потенциальными работодателями позволяет им действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, закладывать в условия специализации свои технологические «платформы», активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике. Одновременно студенты вуза получают возможность включиться в работу передовых коллективов и проявить себя. Разумеется, опыт подобных взаимодействий вуза и работодателей существовал и раньше. Новое состоит в резком увеличении масштабов этого сотрудничества и в стремительном росте многообразия его форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стронгин Р. Г., Гурбатов С. Н., Петров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRACTICE AS A KEY FACTOR IN ASSURING THE QUALITY OF SPECIALISTS TRAINING

Currently there is a tendency towards the integration of education and science in specialists training, integration of activities conducted by higher education institutions and by their graduates main employers. The principal driving force of such development is the growing demand for highly qualified and self-motivated employees as a distinctive element of knowledge-based society. The integration of education and science allows the specialists training to be conducted on the basis of practical research with the application of up-to-date experimental basis. The cooperation of higher education institutions with the consumers of their graduates provides the opportunity for employers to participate directly in developing and equipping the educational programme, to introduce their technological «platforms» into specialization requirements, to get acquainted with future graduates in the course of their practical training and their participation in the projects in their specific fields. On the other hand, university students get the opportunity to be involved in the work of leading professional groups, thus, demonstrating their capabilities. Obviously, the experience of such universityemployers cooperation has taken place before, but today we can see how this cooperation grows rapidly in scale and variety of its forms.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки, образования и практики ключевой фактор обеспечения качества подготовки специалистов»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИКИ — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ

© 2007 г. Р.Г. Стронгин, С.Н. Гурбатов, А.В. Петров

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского gurb@rf.unn.ru

Поступала вреднкцаю 6.02.2007

В настоящее время прослеживается стремительно усиливающаяся тенденция к интеграции науки и образования при подготовке специалистов, к интеграции деятельности вуза и основных работодателей его выпускников. Определяющим стимулом такого развития является характерное для общества, основанного на знании, обострение потребности в высококвалифицированных и инициативных работниках.

Интеграция науки и образования позволяет осуществлять подготовку специалистов на основе реальных научных исследований и на самой современной экспериментальной базе. Взаимодействие вузов с потенциальными работодателями позволяет им действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, закладывать в условия специализации свои технологические «платформы», активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике. Одновременно студенты вуза получают возможность включиться в работу передовых коллективов и проявить себя. Разумеется, опыт подобных взаимодействий вуза и работодателей существовал и раньше. Новое состоит в резком увеличении масштабов этого сотрудничества и в стремительном росте многообразия его форм.

Введение

На примере Нижегородского университета мы рассмотрим интеграционные процессы в высшей школе как путь повышения качества и востребованности образования, проблему соотношения фундаментальности образования и его специализации, широты образования и его настроенности на конкретного потребителя.

В современных условиях важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности как одному из решающих факторов развития экономики и общества, основанных на знаниях. Актуальность этой проблемы отмечается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, где прямо указывается на необходимость «дальше интегрировать образование и научную деятельность. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей» [1]. В существующих российских условиях решение задачи интеграции образования и науки означает налаживание эффективного и устойчивого взаимодействия университетов с исследовательскими институтами Российской академии

наук, с исследовательскими центрами отраслевой направленности, а также с предприятиями, выпускающими наукоемкую и высокотехнологичную продукцию. Один из обсуждаемых подходов к достижению обозначенной цели может состоять в административном объединении (присоединении, слиянии) исследовательских институтов и университетов. Например, ставится вопрос о присоединении институтов РАН к университетам или о создании университетов в системе РАН.

В Нижнем Новгороде реализуется другой подход - создание институционально интегрированной научно-образовательной структуры [2]. Развитию таких механизмов и традиций во многом способствовала Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы». Опыт работы показал, что крупный университет может играть роль сетевого интегратора в регионе, при этом она не ограничивается только взаимодействием с научными учреждениями и промышленными предприятиями.

Идея развития образования на базе научных исследований, сформулированная как руково-

дящий принцип основателем Берлинского университета Вильгельмом Гумбольдтом, была одним из важных оснований и в деятельности первых российских университетов, учрежденных в XVIII - начале XX века. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) основан 17 января 1916 года как один из трех Народных университетов России и стал первым высшим учебным заведением в Нижнем Новгороде. При этом университет создавался именно как высшее учебное заведение, дающее фундаментальное образование.

Позднее, по решению Губисполкома Нижнего Новгорода от 28 марта 1918 года, была проведена реорганизация нижегородских высших учебных заведений. Народный университет был объединен с действующими с 1917 года Высшими сельскохозяйственными курсами и бывшим Варшавским (с 1 сентября 1917 года Нижегородским) политехническим институтом.

25 июня 1918 года СНК РСФСР утвердил декрет о закрытии политехнического института и образовании Государственного университета в Н. Новгороде. История создания и становления ННГУ подробно прослежена в книге А.Ф. Хохлова [3]. К началу 1918/19 учебного года в университете были открыты 11 факультетов.

Конец 20-х и начало 30-х годов ознаменованы проведением в стране индустриализации и коллективизации. Для новых промышленных предприятий и колхозов требовалось большое количество специалистов нового типа. Поэтому Наркомпрос и местные органы власти приступили к реорганизации высшей школы. Был взят курс на создание специализированных вузов, в первую очередь технических. Этот процесс затронул и Нижегородский университет, единственное в то время высшее учебное заведение в Нижнем Новгороде. В университете было закрыто несколько факультетов, в том числе в 1922 году - физико-математический. А в мае

1930 года университет был расформирован. На базе имеющихся факультетов были созданы шесть новых учебных институтов: механикомашиностроительный, химико-технологический, строительный, сельскохозяйственный, медицинский, педагогический. Эти вузы были ориентированы в основном на подготовку узких специалистов.

Под давлением общественности города в

1931 году Правительство принимает решение об открытии вновь Нижегородского университета, организация которого практически начинается с нуля. По постановлению Совнаркома СССР осенью 1931 года в г. Горьком университет открыт в составе трех факультетов: физико-

математического, биологического и химического. Фактически, именно с этого времени и начинается новый этап в развитии университета как научного, образовательного и культурного интегратора в регионе. Университет готовит физиков, биологов, химиков, механиков, астрономов и математиков, обладающих глубокими фундаментальными знаниями. В то же время университет ставит своей задачей дать выпускникам такую подготовку, при которой они могли бы по окончании университета приступить к работе в заводских лабораториях и научноисследовательских институтах и к преподаванию в высшей и средней школе. Более тесная интеграция науки и образования начинается в

1932 году, когда университету передается Научно-исследовательский институт ГИФТИ (ранее до 1932 года и с 1990 года по настоящее время называемый НИФТИ), в лабораториях которого студенты проходят производственную практику и готовятся к самостоятельной научной деятельности.

Последующее научно-техническое развитие в условиях плановой экономики, ограниченности ресурсов и исторической необходимости быстрого достижения успеха по ограниченному спектру главных направлений привело к определенной специализации и ведомственной разобщенности образования и науки в России. Считалось, что вузы (высшие учебные заведения) должны были только учить, а наука должна была развиваться только в НИИ (научноисследовательских институтах). Соответственно, финансирование отраслевой и академической науки в разы, и даже на порядки, превышало финансирование вузовской науки. Более того, ученым из НИИ было запрещено совместительство в вузах. Тем не менее можно привести многие примеры, когда вузовскому и академическому сообществу удавалось сохранить тесное сотрудничество. По мере расширения спектра важнейших направлений науки и промышленности, формирования их сложных взаимосвязей и повышения требований к кадровому обеспечению стали складываться новые государственные подходы к укреплению научнообразовательного сотрудничества. Это нашло отражение как в государственных стандартах образования, так и в целом ряде национальных программ.

То, что для подготовки широкообразованного специалиста необходимо не только получение глубоких теоретических знаний, но и приобретение опыта проведения исследований, было понято давно. Особенно это важно для новых пограничных областей науки и техники. Так,

после Второй мировой войны возникла необходимость подготовки специалистов для радиолокационной промышленности, проблемы которой не могли по отдельности решить ни радиотехники, ни физики. Для успешного развития радиолокационной техники потребовались физики-исследователи, обладающие в то же время необходимой инженерной подготовкой. И основной базой для подготовки таких специалистов стали классические университеты. Именно в них начали создаваться радиофизические факультеты, отделения и кафедры. Первым таким факультетом стал радиофизический факультет Горьковского университета, созданный Постановлением Совета народных комиссаров от 29 июня 1945 года [4]. Немаловажную роль при этом сыграло наличие в структуре университета научно-исследовательского физико-технического института (ГИФТИ), в котором активно велись исследовательские работы по радиофизике. И снова возник вопрос: кого должны готовить вузы - широкообразованных исследователей или узких специалистов. В 1947 году было проведено 1-е Всесоюзное совещание работников радиотехнических, радиолокационных, электровакуумных и технологических факультетов и кафедр высших учебных заведений [5]. В пленарном докладе инженер, вице-адмирал, академик А.И. Берг подчеркнул, что «недооценка роли и значения научно-исследовательской работы в вузах является первой ошибкой, которая иногда допускается».

Позже, когда стала очевидной необходимость в специалистах по развитию приложений вычислительной техники, в Горьковском университете был создан (1963 год) также первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики. Несомненно, что при создании факультета учитывалось, что для этого в университете имеются как высококвалифицированные кадры, так и опыт работы с вычислительной техникой. Именно в Горьковском университете была создана первая в СССР последовательная электронная вычислительная машина («Машина ГИФТИ»). В настоящее время этот факультет, совместно с тремя аналогичными факультетами МГУ и СПбГУ, является головным в разработке и реализации нового стандарта по направлению «Информационные технологии».

Вопрос о соотношении фундаментальности образования и его специализации тесно связан с вопросом о широте образования и его настроенности на конкретного потребителя.

В рамках существующих университетских стандартов значительное время уделено иссле-

довательской работе студентов. В учебных планах выделяется время на выполнение курсовых и дипломных работ, бакалаврских и магистерских диссертаций. Прохождение производственной и преддипломной практики в идеале должно также объединять подготовку студента к конкретному месту работы с элементами исследовательской работы.

Цель настоящей работы - дать описание системы подготовки широкообразованных и востребованных специалистов в рамках научнообразовательной структуры, включающей в себя университет исследовательского типа, крупные разнопрофильные академические институты, в которой университет играет роль образовательного, научного и культурного интегратора в регионе.

Общая схема интегрирующей роли университета

В настоящее время Нижегородский университет является центром сетевой интеграции в регионе. Схематически взаимодействие университета с разными структурами изображено на рисунке 1.

Сам по себе университет представляет сложную структуру, включающую факультеты, НИИ, научно-образовательные центры, институт аспирантуры и докторантуры и систему диссертационных советов, центры коллективного пользования, инновационно-технологический центр, центр довузовской подготовки, факультет повышения квалификации. Наряду с горизонтальными связями внутри университета, все эти структуры и университет в целом имеют множественные связи с внешними организациями.

В составе университета: 19 факультетов, 136 кафедр, 6 научно-исследовательских институтов, 9 филиалов и 6 представительств в Нижегородской области, ряд образовательных и научных центров, в том числе инновационнотехнологический центр, научно-исследовательский и образовательный центр «Физика твердотельных наноструктур», Нижегородский региональный центр информатизации, Фундаментальная библиотека с фондом более 2 млн. единиц хранения, издательство и типография, комплекс музеев — зоологический (входит в пятерку лучших в России), археологический, этнографический, истории университета (с художественной галереей), мемориальный музей Нижегородской радиолаборатории.

В официальных рейтингах университет стабильно находится среди десяти лучших универ-

УНИВЕРСИТЕТ - ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИИ. Сети взаимодействий университета

]

Органы го св ласти и их

структуры

Объединенный УНЦ, ЦКП

І і^ ф

Институты_ РАН

«ИНТЕЛ»

«ТЭЛМА»

Прокуратура, Судебная система ГУВД,

Налоговая служба МИД,

Таможня,

Госбанк

Организации культуры, творческие союзы, музеи

Совет ректоров ПФО

Ассоциация промышленников и предпринимателей

Ж.

НИ^ИС | | ПС^ЕТ

▼ Предприятия X

РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров)

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Факультеты Научно-образовательные центры НИИ ННГУ

Центры коллективного пользования

Центр довузовской подготовки

Институт аспирантуры и докторантуры, диссертационные советы

Инновационно-технологический центр

Информационные центры

НГМА I

вузы

НГТУ

I

Совет ректоров Ниж. области

Филиалы

Бор

Павлово

тг

Экспорт технологий

Университетские сети на территории округа

Информационная среда

_Администрации районов области

Школы,

техникумы

Региональные органы управления образованием

РФУ

Международные проекты, программы и сети

РИУ

Олимпиады и конкурсы

Механизм -» Договоры (Целевая подготовка + Совместная деятельность)

Рис. 1. Университет как интегратор в обществе знаний

ситетов России. В ННГУ учится 35 тысяч студентов и слушателей, 1100 аспирантов, соискателей и докторантов. Научно-педагогическую работу в университете ведут более 300 докторов наук, более 1000 кандидатов наук, 17 действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, 23 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 44 лауреата Государственных премий, премий Правительства и премий Президента Российской Федерации, 37 лауреатов премии г. Н. Новгорода, 77 почетных работников высшего профессионального образования РФ, 18 заслуженных работников высшей школы.

Активное участие вуза в решении актуальных научно-технических задач привело к формированию в структуре университета крупных научно-исследовательских институтов. Нижегородские институты РАН: Институт прикладной физики, Институт физики микроструктур, Институт химии высокочистых веществ, Институт металлоорганической химии - «генетически» связаны с университетом - все они в свое время сформировались на основе лабораторий ННГУ и его НИИ, имеют постоянную кадровую поддержку со стороны университета. В настоящее время подавляющее большинство научных сотрудников этих институтов составляют выпускники ННГУ, в том числе все директора и все заместители директоров институтов. В свою очередь, свыше 70 ведущих научных сотрудников этих институтов в настоящее время преподают в Нижегородском государственном университете, а все директора институтов являются заведующими кафедрами в университете.

Сети взаимодействия университета включают органы государственной власти и их структуры, муниципальные органы, академические и отраслевые институты, промышленные предприятия и наукоемкие фирмы, вузы, школы и техникумы, организации культуры. Университетская сеть развернута и на территории Нижегородской области. По ряду международных проектов и программ, в частности в области информационных и коммуникационных технологий, Нижегородский университет является интегратором в Приволжском федеральном округе. Университетская сеть на территории региона включает административные структуры, школы, техникумы и предприятия.

Сетевая интеграция университета позволяет построить цепочку «школа - университет - потребитель», которая как обеспечивает контроль качества на каждом элементе, так и учитывает интересы потребителя. Важно отметить, что

сетевая интеграция служит основой для реализации принципа «образование через всю жизнь», который позволяет мобильно решать вопросы подготовки кадров в динамично развивающемся обществе.

Взаимодействие со школами

Качество выпускников вуза, несомненно, зависит от уровня подготовки абитуриентов, от их мотивации к учебе в университете и, конечно, от их способностей. Поэтому университет уделяет очень большое внимание работе как индивидуально с потенциальными студентами, так и со школами региона.

В свою очередь, для учреждений среднего образования очень значимым и важным является их взаимодействие с высшими учебными заведениями не только в плане профориентации школьников и подготовки их к поступлению в вуз, выявления наиболее талантливых и одаренных детей, но и в плане получения учебнометодической поддержки со стороны вуза, повышения квалификации учителей и др.

На протяжении большого периода времени сложились ставшие уже традиционными подобные взаимоотношения между Нижегородским государственным университетом и многими школами города и области. Университет имеет более 80 базовых школ в городе и области.

В последнее время появились качественно новые формы взаимодействия Нижегородского университета со школами. Инициатором, объединителем и распространителем нового опыта, а также центром его совершенствования стал университет.

В ННГУ на протяжении последних 10 лет складывалась и в настоящее время успешно функционирует система непрерывного многоступенчатого профессионального образования, включающая в себя программу профессионально ориентированного обучения в 10—11 -х классах общеобразовательной школы, программу среднего профессионального образования (профильного высшему), реализуемую на базе университета, и образовательную программу высшего профессионального образования, реализуемую в университете в сокращенные сроки по дневной или заочной формам обучения.

В настоящее время в систему непрерывного многоступенчатого профессионального образования вовлечены более 20 школ города и области. Реализуются программы среднего профессионального образования по специальностям «Правоохранительная деятельность», «Правоведение», «Экономика и бухгалтерский учет» (в

машиностроении), «Менеджмент» (в машиностроении), «Маркетинг» (в машиностроении), «Финансы» (в сфере кредитно-денежного обращения). Идет подготовка к реализации аналогичного взаимодействия ННГУ и школ по специальностям среднего профессионального образования: издательское дело, иностранный

язык, туризм, реклама.

На протяжении большого периода времени ННГУ является базовым вузом для проведения областных олимпиад школьников. В настоящее время на базе ННГУ проводятся олимпиады школьников по 13 предметам (всего в области проводятся олимпиады по 21 предмету). Три года подряд (в 2003, 2004, 2005 г.) Нижегородскому университету было доверено проведение Всероссийского (заключительного) этапа олимпиады школьников по литературе, русскому языку, математике. Проведение таких высокопрофессиональных масштабных мероприятий, несомненно, способствует возникновению и развитию «профессиональных сообществ».

На базе университета также проводятся олимпиады школьников:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— олимпиада «Таланты земли Нижегородской» для сельских школьников - совместно с Департаментом образования Нижегородской области и Информационно-рекламным агентством «Биржа плюс» (по 8 предметам);

— олимпиада «Будущие исследователи» совместно с Департаментом образования Нижегородской области, Институтом прикладной физики РАН, Институтом физики микроструктур РАН, Институтом химии высокочистых веществ РАН, Институтом металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН (по физике, химии, математике);

— олимпиада «Знаток русской словесности и истории» совместно с Департаментом образования Нижегородской области (по русскому языку, литературе, истории).

Взаимодействие с органами государственной власти

Важнейшим направлением сетевой интеграции университета является взаимодействие с региональными органами государственной власти и управления, муниципальными органами региона. Это взаимодействие разворачивается в нескольких направлениях: подготовка и переподготовка кадров для государственных и муниципальных структур, повышение их квалификации, проведение по заданиям государственных и муниципальных органов научных исследований социально-экономических процес-

сов в регионе, экспертиза и участие в подготовке решений государственных и муниципальных органов через различного рода советы при администрациях и др. Параметры взаимодействия с Администрацией Нижегородской области определяются успешно реализуемым на протяжении десятка лет договором о сотрудничестве в области образования, науки, подготовки и переподготовки кадров. Развитием его аспектов, связанных с подготовкой администрацией области резерва кадров для аппарата органов государственного управления и местного самоуправления, стало включение Нижегородского государственного университета в качестве одного из основных соисполнителей Программы развития государственной гражданской службы Нижегородской области на период 2006 - 2010 годов, утвержденной Правительством Нижегородской области в марте 2006 года. Отметим, что университетом в интересах области был проведен ряд научных исследований, в частности демографических процессов, состояния и динамики преступности, девиантного поведения молодежи и др.

Взаимодействие с органами государственной власти включает также целевую подготовку специалистов для прокуратуры, судебной системы, ГУВД, налоговой службы, МИД РФ, таможенной службы, Госбанка и др. Правовой основой такого взаимодействия являются договоры, которые заключает университет с различными органами государственной власти. Нижегородский государственный университет является, пожалуй, единственным из региональных вузов, который имеет договор с Министерством иностранных дел Российской Федерации, в соответствии с ним ННГУ готовит на факультете международных отношений кадры для младшего дипломатического состава. В соответствии с договором о сотрудничестве с прокуратурой Нижегородской области осуществляется программа ранней профессионализации студентов юридического факультета, в рамках которой формируется группа студентов, включенных в резерв кадров прокуратуры. В рамках договора для работников прокуратуры организуются ежегодные курсы повышения квалификации, около сорока сотрудников прокуратуры обучаются в заочной аспирантуре университета или являются соискателями. Примеры такой системной интеграции можно продолжить.

Отметим, что одним из ее ключевых моментов стало непосредственное участие руководителей различных государственных и муниципальных структур не только в преподавательской, но и в организаторской деятельности уни-

верситета, в том числе на должностях заведующих кафедрами университета. Так, в частности, в должности заведующего кафедрой «Банки и банковское дело» работает председатель Нижегородского отделения Центробанка России, в должности заведующего кафедрой «Системы налогообложения» - руководитель Нижегородского отделения управления Федеральной налоговой службы.

Тесное взаимодействие университета с государственными и муниципальными структурами дало возможность, в частности, по гуманитарным направлениям вести целенаправленную профессиональную подготовку студентов и выпускать специалистов, уже со студенческой скамьи четко ориентированных на конкретный вид практической деятельности. Помимо этого появилась возможность перейти к этапу создания совместно с соответствующими государственными органами научно-образовательных центров, значительно укрепить ресурсную составляющую подготовки специалистов, организовать на базе университета обучение по более чем двум десяткам прикладных (практически ориентированных) программ и т.п.

При этом, наряду с целевой подготовкой специалистов, университет принимает активное участие в решении задач, стоящих перед органами государственной власти. В рамках договора с Управлением Министерства по налогам и сборам по Нижегородской области о совместной работе по электронным формам сдачи налоговых деклараций обучение применению электронной подписи прошло 223 человека (Нижегородская, Владимирская, Костромская, Ульяновская области, Марийская, Чувашская, Мордовская республики). Во время начального этапа реализации закона о льготных выплатах студенты социологического факультета ННГУ вместе со студентами Медицинской академии помогали властям Нижегородского региона в распределении лекарств среди льготников в аптеках города.

В настоящее время работодатели требуют от выпускников не только высочайшего профессионализма в конкретной области знаний, но и таких качеств, как высокая ответственность, особая корпоративная культура, чувство патриотизма, гордости за страну, регион, отрасль, предприятие. Особенно нужны выпускники, которые обладают потенциальными задатками лидера. В связи с этим важным примером взаимодействия вузов и органов власти является реализация проекта «Малая академия государственного управления». В системе российского высшего образования представлена наиболее значительная по численности социальная

группа молодежи, которая обладает специфическими особенностями сознания и поведения, в том числе в общественной жизни. Студенчество в современном мире представляет собой потенциально мощную политическую силу. Значительная часть вузовской молодежи интересуется политикой, однако ее сознание не имеет четких ориентиров. В связи с этим Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского по инициативе и при поддержке Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе был разработан проект «Малая академия государственного управления». Малая академия государственного управления (МАГУ) создана на основании решения Совета ректоров вузов Нижегородской области на базе Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Цель проекта: Подготовка лидеров из числа студентов вузов региона, обладающих социальной позицией и навыками огранизационно-массовой работы, способных влиять на молодежную среду, консолидировать ее социально полезную деятельность, противодействовать деструктивным тенденциям.

Задачи проекта:

1. Выдвижение из молодежной среды потенциальных политических лидеров.

2. Формирование лидерских качеств во взаимосвязи с задачами вуза и органов государственной власти.

3. Создание резерва руководящих кадров для государственных органов и органов местного самоуправления.

4. Формирование механизмов распространения стереотипов социально значимого политического поведения в молодежной среде.

5. Обеспечение положительного имиджа общественно значимой деятельности.

Обучение осуществляется в следующих формах:

1. Выступления государственных деятелей.

2. Лекции по тематикам, обеспечивающим компетентность в сфере управленческой деятельности.

3. Тренинговые занятия в малых группах по формированию психологических, коммуникационных навыков, самооценки и социального взаимодействия, необходимых лидеру личностных качеств.

Взаимодействие с институтами РАН

Для естественно-научных факультетов характерной является тесная связь с академическими институтами региона. Как уже отмеча-

лось, общим для научных академических учреждений является то, что все они изначально возникли на базе учебно-научных подразделений Нижегородского университета, их организацию инициировали ведущие ученые, сохранявшие единство научной проблематики и общность производственных отношений с университетом. Интеграционные процессы между Нижегородским университетом и нижегородской академической наукой никогда не ослабевали и не прекращались, находя свое выражение в конкретных формах научно-образовательной деятельности. В рамках Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» с участием Нижегородского госуниверситета в 1997 году были созданы шесть учебно-научных центров по физике, радиофизике, химии, механике, информационным технологиям. В 2000 году на основе этих центров был создан Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН, включающий Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского и четыре академических института. В 2001 году был подписан договор простого товарищества о создании и деятельности объединенного учебнонаучного центра, который включил в себя ННГУ и вышеперечисленные институты РАН [2].

Нижегородский объединенный УНЦ университета и институтов РАН включает в себя 16 учреждений и организаций Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук и Агентства РФ по атомной энергии (РФЯЦ -ВНИИЭФ). Более подробно о структуре ОУНЦ будет рассказано ниже.

Взаимодействие с НИИ и предприятиями

Университет уделяет большое внимание взаимодействию с НИИ прикладного профиля и с предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности. Университет имеет с этими организациями более 40 договоров и соглашений о сотрудничестве в области науки, образования и подготовки кадров, а также генеральное соглашение с Нижегородской ассоциаций промышленников и предпринимателей (НАПП).

Университетом заключены генеральные соглашения о сотрудничестве в области образования, науки и подготовки кадров с предприятиями, работающими в области высоких технологий: Российский федеральный ядерный центр (РФЯЦ - ВНИИЭФ, г. Саров), Научно-исследовательский институт измерительных систем им.

Ю.Е. Седакова (НИИИС), Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники (ННИИРТ), Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова (ОКБМ), ФГУП «НПО «Полет», ЗАО «НПП «САЛЮТ-27» и др., а также с Нижегородской ассоциаций промышленников и предпринимателей (НАПП).

В этих соглашениях предполагается использование научно-технического и инновационного потенциалов университета в перспективных разработках НИИ, совместное участие в выполнении актуальных проектов, целевая подготовка и отбор молодых специалистов - выпускников университета для работы в НИИ. В соглашениях предусмотрено повышение квалификации инженерно-технических кадров НИИ, а также подготовка научных кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре университета, проведение стажировок преподавателей университета в НИИ. Стороны совместно принимают участие в выставках, научно-технических конференциях и других научно-технических мероприятиях, проводимых на базе НИИ и университета, реализации различных маркетинговых мероприятий, в частности выпуске совместных научно-технических и рекламных материалов. Важным является то, что университет привлекает к подготовке кадров для НИИ специалистов из институтов РАН, входящих в Нижегородский объединенный учебнонаучный центр университета и институтов РАН: стороны совместно формируют контингент студентов для целевой подготовки и контингент специалистов для ускоренной подготовки и переподготовки по профилю работы и деятельности НИИ, обеспечивают функционирование филиалов кафедр университета в НИИ, разрабатывают программы обучения. В ряде соглашений предусмотрено также назначение студентам университета стипендии за счет средств предприятий.

Обрело значительный масштаб образовательное и научное сотрудничество ННГУ с новыми российскими компаниями, представляющими известные западные фирмы («Интел», IBM, «Майкрософт», «Моторола» и др.). На конгрессе по супервычислениям, прошедшем в США в 2005 г., руководитель крупнейшей IT-компании Microsoft назвал Нижегородский университет в числе десяти университетов мира, с которыми активно сотрудничает эта компания. Сотрудниками университета получен один из четырех (для Европы) грантов, выделенных компанией IBM на проведение исследований в области параллельных вычислений. Компания Intel в целях

развития совместной учебно-научной деятельности передала ННГУ первый в Европе класс на основе двухъядерных процессоров. Дополнительное оборудование вывело вычислительную систему ННГУ в число 50 лучших в рейтинге высокопроизводительных компьютерных систем науки и образования стран СНГ. В 2006 г. руководитель корпорации Ше1 вручил руководителю ННГУ им. Н.И. Лобачевского Почетный диплом «В признание выдающегося вклада в подготовку кадров высшей квалификации в области информационных технологий» (всего таким дипломом награждены три российских вуза).

Все большую актуальность приобретает участие работодателей в формировании учебных планов подготовки специалистов через дисциплины национально-регионального компонента. В Нижегородском госуниверситете эта задача решается путем включения представителей академических и отраслевых НИИ, руководителей госструктур в ученые советы факультетов. Они также активно участвуют в государственной аттестации выпускников, являясь членами государственных аттестационных комиссий. Это ведущие ученые и специалисты промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, институтов РАН, учреждений культуры, банков, федеральных налоговых органов, Федеральной налоговой службы РФ по Нижегородской области, Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Нижегородской области, Федеральной палаты адвокатов по Нижегородской области, Нижегородского областного суда, Прокуратуры Нижегородской области, пенсионных фондов, Управления имущественных отношений, областного Законодательного собрания и др.

Большую роль во взаимодействии университета с предприятиями играет Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей. На предприятиях-членах НАПП работают 300 тыс. человек, что составляет 85% от всех занятых в промышленности Нижегородской области. НАПП в работе с научно-образовательными структурами Нижегородской области исходит из того, что без подготовки кадров всех уровней: высшего звена, среднего звена и кадров рабочих профессий - решение задач Программы деятельности НАПП на 2003-2007 гг. практически невозможно.

Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН

Интеграционные процессы между Нижегородским госуниверситетом и нижегородской

академической наукой никогда не ослабевали и не прекращались, находя свое выражение в конкретных формах научно-образовательной деятельности. В рамках Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» с участием Нижегородского госуни-верситета в 1997 году были созданы шесть учебно-научных центров (УНЦ) по физике, радиофизике, химии, механике, информационным технологиям. В 2000 году на основе этих центров был создан Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и ин-статутов РАН, включающий Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского и четыре академических института. В 2001 году был подписан договор простого товарищества о создании и деятельности объединенного учебно-научного центра, который включил в себя ННГУ и вышеперечисленные институты РАН.

Структура Нижегородского объединенного учебно-научного центра университета и институтов РАН включает специализированные УНЦ и организационные подразделения, обеспечивающие его деятельность (рис. 2).

Итоги работы Нижегородского объединенного учебно-научного центра университета и институтов РАН показали, что многолетнее прочное сотрудничество с ведущими научными центрами Нижнего Новгорода и области позволило создать эффективную систему подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям наук.

В 2006 году совместно с институтами РАН и отраслевыми НИИ разработан ряд направлений инновационной образовательной программы вуза в приоритетной для страны и региона области: создание и применение информационнотелекоммуникационных систем (ИТС). Программа нацелена на повышение качества и увеличение масштабов подготовки специалистов в области ИТС на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности. Для реализации указанной программы в вузе, взаимодействия с НО УНЦ и предприятиями высоких технологий предложено создание новой структуры - Образовательно-научного центра «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение». Представлены научные, образовательные и научно-производственные направления его деятельности.

Модель ОНЦ ИТС ФОиМО участвовала в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования,

Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Институты Российской академии наук

7 естественно-научных факультетов Нижегородский объединенный УНЦ -Институт прикладной физики

5 научно-исследовательских институтов Инновационно-технологический центр университета и институтов РАН <= -Институт физики микроструктур

Совет НО УНЦ -Институт химии высокочистых веществ - Институт металлоорганической химии

1 Г 1 ' ч г 1 г

УНЦ «Физика и химия твердого тела» УНЦ «Фундаментальная радиофизика» УНЦ «Металлоорганическая химия» УНЦ «Механика материалов и конструкций» УНЦ «Информатика. Распознавание образов» УНЦ «Высшая школа общей и прикладной физики»

Базовый факультет ННГУ в ИПФ РАН; 4 базовые кафедры и 12 филиалов кафедр в институтах РАН Базовые лаборатории институтов РАН в университете Центры коллективного пользования уникальным оборудованием Подготовка кадров высшей квалификации, совместная работа в 10 докторских диссертационных советах

Рис. 2. Структура Нижегородского объединенного научного центра

внедряющих инновационные образовательные программы, и Нижегородский государственный университет вошел в число 17 победителей конкурса.

Отметим основные преимущества, которые дает создание учебно-научного центра университета и институтов РАН для подготовки спе-циалистов-исследователей.

Существенно более широкое привлечение научных работников академических институтов к руководству курсовыми, дипломными работами, бакалаврскими и магистерскими диссертациями. Исследовательская работа студентов в рамках реальных научных проектов, тем, грантов, выполняемых совместно учеными ННГУ и институтов РАН. Свыше 200 докторов и кандидатов наук из научных институтов привлечены к руководству научными работами студентов, к постановке новых лабораторных работ как на базе самих институтов, так и непосредственно в вузах.

Объединение усилий университета и институтов РАН для обеспечения совместной работы современными дорогостоящими приборами для научных исследований. В 2005 году в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» участники УНЦ выиграли грант на создание и развитие центра коллективного пользования «Волновые и квантовые технологии». Таким образом программа «Интеграция» открывает доступ студентам к выполнению работ на уникальном научном оборудовании.

В институтах РАН работают 10 филиалов кафедр ННГУ и 3 базовые кафедры. В свою очередь, в университете расположены базовые лаборатории академических институтов [6]. В 2000 г. на радиофизическом факультете ННГУ открыта новая специальность - «Фундаментальная радиофизика и физическая электроника» (ФРФЭ), ориентированная на подготовку физиков-исследователей для институтов РАН (кураторы новой специальности - зам. директора ИПФ член-корреспондент РАН А.М. Сергеев и профессор РФФ ННГУ М.И. Бакунов). Набор на эту специальность составляет 25 человек. Над задачей более «индивидуальной» подготовки научных кадров на факультете вместе со штатными преподавателями работают и совместители - ведущие ученые академических институтов (в том числе - члены-корреспонденты РАН А.А. Андронов и А.М. Сергеев). Базовое обучение обеспечивают педагоги факультета, а специальное образование - активно работающие в науке ученые с использованием совре-

менного научного оборудования. Первокурсникам группы ФРФЭ читается курс «Введение в специальность», дающий понятие о научных направлениях, развиваемых в ИПФ РАН и ИФМ РАН. На 2-м и 3-м курсах включена оригинальная дисциплина - учебно-научный эксперимент, занятия по которому проводятся непосредственно на экспериментальных установках ИПФ РАН и ИФМ РАН. В результате к четвертому курсу студенты уже хорошо ориентируются в тематике институтов и могут осознанно выбрать научную специализацию и связанные с нею спецкурсы. ИПФ РАН выплачивает студентам группы ФРФЭ дополнительную стипендию по итогам успеваемости. Около 25% студентов этой группы являются отличниками, четверо удостоены именных стипендий им. Минина и ученого совета ННГУ. Несмотря на «молодость» новой специальности, студенты группы ФРФЭ сделали 9 докладов на всероссийских и международных научных конференциях, в научных журналах опубликованы 2 статьи с их участием.

Уникальная интеграционная новация - создание факультета Высшая школа общей и прикладной физики, который, являясь факультетом ННГУ, базируется на материальных и научных ресурсах Института прикладной физики РАН.

Подготовка исследователей в Высшей школе общей и прикладной физики

Факультет Высшая школа общей и прикладной физики (ВШОПФ) ННГУ создан в 1991 г. по предложению ИПФ РАН для целевой подготовки научных кадров в области фундаментальной и прикладной физики. ВШОПФ является базовым факультетом ИПФ РАН и ИФМ РАН. Декан факультета - профессор М.Д. Токман, научный руководитель - академик РАН А.В. Гапонов-Грехов. Первым деканом ВШОПФ в течение 16 лет был профессор (в настоящее время академик РАН) А.Г. Литвак.

Факультет представляет собой уникальную систему предельно полной интеграции академической науки с высшим образованием. ВШОПФ территориально размещается в ИПФ РАН, используя лабораторную и информационную базу ИПФ РАН и ИФМ РАН, и входит в объединенный Учебно-научный центр университета и институтов РАН Нижнего Новгорода, а с 2001 г. является одним из важнейших партнеров Научно-образовательного центра ИПФ РАН.

ВШОПФ готовит специалистов в области теоретической физики и математического моде-

лирования физических процессов, физики плазмы и физической электроники, радиофизики, физики твердого тела и микроэлектроники, нелинейной оптики и лазерной физики, гидрофизики. В соответствии с международным стандартом образования студенты, выполнившие план обучения четырех лет, получают квалификацию и диплом бакалавра физики, шести лет -магистра физики. Практически все успешно окончившие ВШОПФ выпускники продолжают образование в аспирантуре ИПФ РАН и ИФМ РАН, после окончания которой принимаются в эти институты на работу. Выпускники, избравшие область деятельности вне научной сферы, успешно работают в производственных, консалтинговых, коммерческих компаниях и банках.

Система обучения в ВШОПФ является дальнейшим развитием хорошо известной системы Московского физико-технического института, но с упором на индивидуальный характер обучения. Задействован кадровый и материальный потенциал институтов РАН. Занятия проводятся приглашенными преподавателями, среди которых ведущие ученые ИПФ и ИФМ РАН и других НИИ Нижнего Новгорода, лучшие лекторы других факультетов ННГУ и вузов города.

Индивидуальный характер обучения достигается формированием малочисленных студенческих групп. На первый курс принимаются 25 человек. Для практических занятий по физике, английскому языку (на 1-2-м курсах студенты ВШОПФ занимаются английским языком 6 часов в неделю!) и для лабораторных работ формируются подгруппы по 5-8 человек. Каждую подгруппу 1-го и 2-го курсов курирует наставник (тьютор) из числа молодых научных сотрудников ИПФ. Каждого студента 3-5-го курсов ведет индивидуальный научный руководитель. Основную часть времени студенты проводят в базовых институтах, где помимо просторных учебных аудиторий к их услугам научные лаборатории, выход в Интернет, библиотека, постоянно работающие научные семинары. Главная цель такой системы подготовки научных кадров - формирование широкого кругозора и приобретение опыта работы в различных областях современной физики.

На факультете ВШОПФ собран уникальный коллектив преподавателей. В обучении примерно 100 студентов принимают участие академики В.В. Железняков и А.Г. Литвак и член-корреспондент РАН А.М. Сергеев, более 20 докторов и около 30 кандидатов наук; 4 профессора ВШОПФ (А.Г. Литвак, В.В. Железняков, М.И. Петелин и З.Ф. Красильник) - лидеры ведущих

научных школ России, поддержанных Советом по грантам при Президенте РФ; 6 - лауреаты Государственных премий РФ и СССР, 12 - лауреаты государственной стипендии для ученых России, 11 - Соросовские профессора, 2 - обладатели грантов Президента РФ для молодых российских ученых - докторов наук, 2 - члены Международной ассоциации математической физики.

Все успевающие студенты бакалавриата ВШ ОПФ получают вторую стипендию (в размере государственной) за счет спонсорской поддержки сотрудничающего с ИПФ РАН научнопроизводственного предприятия «ГИКОМ», которое также регулярно премирует призеров факультетских физико-математических олимпиад. Студенты магистратуры зачисляются на оплачиваемые должности в подразделения своих научных руководителей. Студенты ВШОПФ пользуются правами членов профсоюза работников РАН (представитель студентов - член профкома института), льготами при посещении спортивных комплексов, им доступны поликлиника и база отдыха ИПФ РАН.

При весьма интенсивном процессе обучения средняя успеваемость студентов ВШОПФ является наивысшей среди факультетов ННГУ, представляющих точные и естественные науки. Около 10% студентов ВШОПФ получают именные стипендии (стипендии Президента и Правительства РФ, стипендии ученого совета ННГУ, различные стипендии Законодательного собрания и администрации Нижегородской области). Студенты ВШОПФ успешно участвуют в студенческих олимпиадах по физике, математике, информатике и английскому языку. Среди призеров университетских, областных и зональных студенческих олимпиад по математике и физике представители ВШОПФ составляют обычно не менее 60%. Студенты ВШОПФ составляют основу команды ННГУ на всероссийских физико-математических олимпиадах и из года в год занимают на них призовые места; представители факультета в составе команды ННГУ регулярно участвуют также в международных студенческих соревнованиях по информатике.

Научная работа студентов ВШОПФ тесно связана с исследованиями, проводимыми в ИПФ РАН и ИФМ РАН. Многие старшекурсники активно участвуют в выполнении российских и зарубежных грантов и разнообразных научных проектов. Обычно ежегодное число научных работ в соавторстве со студентами ВШОПФ в научных журналах (20-30) и трудах конференций (30-40) значительно превышает

число студентов магистратуры факультета. Студенты ВШОПФ ежегодно становятся дипломантами и/или медалистами проводимого Министерством образования РФ всероссийского конкурса научных работ студентов, получая обычно не менее 50% наград ННГУ в этом конкурсе. Выпускники и даже студенты ВШОПФ удостаивались государственных научных стипендий для молодых ученых России в области физики. Выпускники факультета неоднократно награждались медалями РАН для молодых ученых; в 1999-2002 гг. эту награду в различных номинациях получили 9 выпускников ВШОПФ.

За 1992-2002 гг. ВШОПФ окончили более 150 студентов, из них около четверти с отличием; примерно половина выпускников остались работать в академических институтах.

Подготовка исследователей на базовых кафедрах университета в институтах РАН и в базовых лабораториях институтов РАН в ННГУ

Институциональной формой взаимодействия университета и институтов РАН является создание базовых кафедр университета в институтах РАН и базовых лабораторий институтов РАН в ННГУ. Основная особенность этих кафедр - то, что это межфакультетские кафедры: так, базовая кафедра ННГУ в ИФМ РАН «Физика наноструктур и наноэлектроника» ведет подготовку студентов радиофизического, физического факультетов и факультета Высшая школа общей и прикладной физики; базовая кафедра ННГУ в ИХВВ РАН «Химия высокочистых веществ» - студентов химического и физического факультетов; базовая кафедра ННГУ в ИПФ РАН «Нейробиология и нейродинамика»

- студентов биологического и радиофизического факультетов. Как правило, при этом симметрично создаются базовые лаборатории институтов РАН в ННГУ.

Базовые кафедры и базовые лаборатории создаются на основе договора между институтом РАН и ННГУ и соответствующих приказов ННГУ о создании базовой кафедры и приказа института РАН о создании базовой лаборатории.

Первой в ННГУ была создана базовая кафедра в ИФМ РАН «Физика наноструктур и наноэлектроника» [6]. Созданию этой базовой кафедры предшествовали 15-летняя история развития филиала кафедры электроники ННГУ в ИФМ РАН и становление специализации «Физика твердого тела» на радиофизическом факультете. Специализация в филиале кафедры электроники осуществлялась на 100% силами

совместителей - сотрудников ИФМ РАН. Так началась интеграция ННГУ и ИФМ РАН, задолго до объявления ФЦП «Интеграция». Новой ступенью в развитии интеграционного процесса ННГУ и ИФМ РАН явилось создание в 2004 году одновременно межфакультетской базовой кафедры ННГУ «Физика наноструктур и наноэлектроника» в ИФМ РАН и базовой лаборатории «Физика наноструктур и наноэлектроника» ИФМ РАН в ННГУ. Поскольку институт черпает кадры с трех физических факультетов, базовую кафедру создавали как межфакультетскую.

Целями базовой кафедры являются:

— подготовка высококлассных специалистов для ИФМ РАН и ННГУ в области нанофизики и твердотельных нанотехнологий;

— единый уровень образования в области нанофизики и твердотельных нанотехнологий для студентов трех факультетов, специализирующихся в указанном направлении;

— привлечение студентов к исследовательской работе на современной экспериментальной и технологической базе;

— вовлечение в совместные исследования ученых ИФМ РАН и ННГУ.

Изготовление нанообъектов - как правило, предмет высоких технологий. Наиболее совершенные полупроводниковые наноструктуры выращивают методом молекулярно-лучевой эпитаксии. Подобными установками, на которых работают студенты ННГУ, располагает и ИФМ РАН.

Зачисляемые на базовую кафедру студенты остаются студентами своих факультетов и кафедр, где они получают «федеральную» составляющую выбранной специальности. Обучаясь на базовой кафедре по индивидуальным учебным планам, студенты специализируются в области физики наноструктур. В 2004/05 учебном году на базовой кафедре обучалось более 40 студентов 3-6-х курсов трех факультетов ННГУ. К процессу обучения привлечено 29 человек профессорско-преподавательского и вспомогательного состава (все - сотрудники ИФМ), в т.ч. 8 докторов физ.-мат. наук и 12 кандидатов физ.-мат. наук. Более 30 научных сотрудников ИФМ РАН руководили курсовыми и дипломными работами студентов. В феврале 2005 года заработал регулярный еженедельный научный семинар для студентов и аспирантов базовой кафедры и ИФМ РАН.

Были проведены зимняя и весенняя научные конференции студентов 4-6-х курсов с премированием лучших работ, конференция студентов 3-го курса по итогам выполнения учебнонаучного эксперимента.

Все студенты базовой кафедры 4-6-х курсов были зачислены на оплачиваемые должности в ИФМ РАН.

Три факультета, питающие базовую кафедру, и институт территориально удалены друг от друга на достаточно большое расстояние. В этих условиях в организации учебного процесса важную роль играет регулярно обновляемый сайт кафедры (http://www.nano.nnov.ru), на котором с исчерпывающей полнотой изложено все, что касается кафедры: порядок зачисления на кафедру, учебный план и расписание занятий, содержание курсов лекций и личные страницы преподавателей, презентации выступлений на студенческом семинаре, объявления и др.

Лаборатории фирм высоких технологий в университете

Растущие с каждым днем возможности информационных технологий обязывают вуз строить учебный процесс на долгосрочных партнерских отношениях с 1Т-профессионалами. Как показывает практика, учебно-научное взаимодействие ННГУ с предприятиями из сектора высоких технологий может быть одним из важнейших факторов формирования регионального рынка труда в соответствующих областях деятельности. Ниже мы рассмотрим взаимодействие университета с нижегородскими подразделениями ИТ-фирм, местными ИТ-компаниями, которые имеют заметную тенденцию к дальнейшему росту и оказывают серьезную поддержку подготовке кадров в области информационных технологий и в смежных областях. На рисунке 3 показаны сети взаимодействия факультетов ННГУ с фирмами высоких технологий и обучающими центрами.

Лаборатории фирмы «Интел»

Как пример такого влияния кратко рассмотрим опыт сотрудничества ННГУ с известной международной компанией «Интел», достаточно большие научно-производственные лаборатории и региональные маркетинговые структуры которой сформировались в Нижнем Новгороде. Речь идет как о заказах на научные исследования, так и о безвозмездной поставке дорогого и эффективного оборудования. Компания поддерживает средствами и призами проведение на базе университета студенческих и школьных олимпиад и конкурсов по информатике и компьютерному делу, обеспечивая (вместе с одной из местных газет) позитивную профессиональную ориентацию молодежи на но-

вую актуальную область деятельности. Одним из последних совместных проектов является организация на базе факультета повышения квалификации ННГУ семестрового курса в области современных информационных технологий для отбираемых по конкурсу преподавателей региональных вузов. Этот проект, получивший название «Виртуоз» и охвативший ряд преподавателей из российских и украинских вузов, финансируется также и другими компаниями («Борланд», «Майкрософт», ИБМ, Лаборатория Касперского). Добавим к этому, что при поддержке и на средства компании «Интел» в ННГУ проведено повышение квалификации в области информационных технологий для трех тысяч учителей школ Нижегородской области (в рамках совместной программы «Обучение для будущего» Минобразования РФ и компании «Интел»). Все эти работы выполнялись на основании соответствующих договоров сторон.

Долговременное сотрудничество с фирмой «Интел» поддерживается и созданием совместных лабораторий. К примеру, на радиофизическом факультете создана базовая учебно-научная лаборатория беспроводных технологий, а на факультете вычислительной математики и кибернетики — аналогичная лаборатория информационных технологий. Деятельность Лаборатории информационных технологий «Интел» направлена на решение комплексной проблемы формирования в ННГУ стабильной системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области современных компьютерных технологий (с учетом рекомендаций Computing Curricula 2001 международных организаций IEEE-CS и ACM) для предприятий и организаций информационной индустрии.

Стратегическим направлением деятельности Лаборатории физических основ и технологий беспроводной связи является интеграция телекоммуникационных и компьютерных технологий. Примером интегрирующей роли университета является создание в 2005 г. в лаборатории Центра компетенции по беспроводным технологиям фирмы «Интел». Целью этой лаборатории является продвижение новых беспроводных технологий как для российских производителей радиоэлектронного оборудования систем связи, так и для поставщиков телекоммуникационных услуг, а также дальнейшее развитие сотрудничества ННГУ с предприятиями радиоэлектронной промышленности. В функции Центра входит проведение научно-исследовательских работ в области WiMAX и других перспективных систем передачи и обработки информации в интересах компании Intel и других заказчиков;

Образование и исследования на базе лидирующих мировых и отечественных информационных платформ

Радиофизический факультет

Региональный учебный центр информационных технологий National Instruments

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центр безопасности информационных систем

Центр превосходства и лаборатория беспроводных средств связи (Wi-Fi)

Факультет вычислительной математики и кибернетики

Лаборатория новых информационных технологий

Центр моделирования на параллельных системах

Центр «Обучение для будущего»

Центр Образовательной Академии компании Microsoft

Лаборатория автоматизации _______проектирования_______

Центр геоинформационных технологий

Центр Сетевой Академии компании __________Cisco Systems___________

С

Корпорация National Instruments

Центр «Атлас», компании «КриптоПро», «СКВ Контур» Компания «Пограмбанк» Корпорация Inter Systems

Корпорация Intel Компания «БрокерКредитСервис»

ВЦ РАН (Москва) ИПФ РАН (Н.Новгород)

Корпорация1ВМ

Компания «Телма» (партнер > компании Motorola Inc.)

Microsoft Общество слабовидящих «КАМЕРАТА»

НИИИС им. Ю.Е.Седакова

Cisco Systems

НИИ ПМКННГУ

intel

гІШн

Шг.л~г

Финансовый факультет

Центр биржевых операций

Лаборатория информационных банковских систем

Окружной ресурсный центр информатизации

Центр компетенции Ыпих

Лаборатория мобильных ______средств связи______

Тифлоинформационный центр _____(ослабленное зрение)

Microsoft

С і s с с Sis it на

НТ0?-£ЗД1СІЛЗ UV

Рис. 3. Лаборатории фирм высоких технологий и обучающие центры в ННГУ

разработка и внедрение в учебный процесс, обеспечиваемый радиофизическим факультетом, новых спецкурсов и лабораторных работ; подготовка и повышение квалификации специалистов в интересах производителей WiMAX-оборудования и операторских компаний.

Важной инновационной формой подготовки, используемой в лабораториях, является организация и проведение при поддержке компании «Интел» молодежных школ и семинаров-практикумов, в рамках которых происходит привлечение способной молодежи из числа студентов и молодых специалистов из разных городов России и ближнего зарубежья, проведение интенсивной образовательной подготовки и выполнение практических заданий в рамках научно-технических проектов.

Лаборатории фирмы «Тэлма»

Другой пример связан с взаимодействием университета с отечественной фирмой, работающей в области высоких технологий. Фирма «Тэлма» специализируется на разработке программного обеспечения для разных видов мобильных устройств. Это программное обеспечение предназначено для решения задач в самых разных областях: от игр и мультимедийных приложений до встроенного ПО мобильных телефонов, от программ для DSP до компонентов операционных систем реального времени. Коллектив «Тэлмы» обладает интеллектуальным потенциалом для анализа и дизайна, разработки и внедрения программных решений. В «Тэлме» есть профессиональное оборудование для разработки, тестирования и интегрирования приложений для мобильных устройств.

Основанная в 1991 году, «Тэлма» - одна из крупнейших IT-компаний, проработавшая более 12 лет в области оффшорного программирования и входящая в Top100 IT-компаний России. «Тэлма» является поставщиком IT-решений для мобильных устройств. Программное обеспечение, разработанное и протестированное инженерами фирмы, используется практически во всех последних моделях сотовых телефонов Motorola, в мультимедийных телефонах третьего поколения, в карманных компьютерах и PDA. В 2003 году «Тэлма» первой в России была аттестована на пятый (высший) уровень по классификации СММ (Capability Maturity Model), разработанной американским институтом SEI (Software Engineering Institute, Carnegie Mellon University).

Уже несколько лет Нижегородский государственный университет тесно сотрудничает с

фирмой «Тэлма» по новым углубленным программам подготовки кадров. Успешные результаты реализации первого этапа взаимодействия привели к пониманию необходимости создания специализированных межфакультетских лабораторий на факультете ВМК и радиофизическом факультете. Так, в лаборатории разработки и тестирования программно-аппаратных средств для мобильных устройств предусмотрено выполнение лабораторных работ для студентов радиофизического факультета (полная программа) и студентов факультета вычислительной математики и кибернетики (сокращенная программа), а в соответствующей лаборатории факультета ВМК большее внимание уделяется программным средствам. Таким образом, плодотворное сотрудничество университета с лидером российской IT-индустрии позволяет университету организовать учебный процесс на самом высоком уровне и обеспечить доступ студентам к новейшим достижениям информационных технологий.

Региональный учебный центр технологий National Instruments

Интегрирующую роль университета в обучении компьютерным измерительным технологиям мы рассмотрим на примере регионального учебного Центра технологий National Instruments. Этот центр был создан в 2005 году в рамках сотрудничества между Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского и корпорацией National Instruments. Центр предназначен для совершенствования образования студентов и аспирантов, а также для переподготовки преподавателей и специалистов в области современных компьютерных измерительных технологий. В центре разрабатывается учебная программа по обучению программному комплексу LabVIEW и другим технологиям виртуальных приборов и аппаратному обеспечению National Instruments.

Учебная программа реализуется путем включения в программу обучения студентов начальных курсов естественно-научных специальностей ННГУ курса по изучению программирования на LabVIEW и технологий виртуальных приборов National Instruments. Обучение студентов старших курсов и аспирантов осуществляется по индивидуальным учебным планам, утвержденным в установленном порядке.

Центр также проводит обучение программированию на LabVIEW и технологиям National Instruments студентов вузов Приволжского федерального округа и, в форме повышения ква-

лификации (переподготовки), преподавателей вузов и специалистов промышленных предприятий (НИИ) данного федерального округа. Центр обеспечивает обучение не менее 200 студентов ННГУ и не менее 50 студентов из вузов Приволжского федерального округа в год. Обучение осуществляется на основе базовой лаборатории на 10 рабочих мест, объединенных в локальную компьютерную сеть с выходом в Интернет.

Заключение

Анализ многолетнего опыта интегрированной научно-образовательной структуры «Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН» показал, что интеграция вузов и академических институтов, тесное взаимодействие университета с госструктурами, отраслевыми НИИ, высокотехнологичными фирмами позволили поднять подготовку специалистов-исследователей на качественно новый уровень. Свидетельством этого могут служить достижения студентов университета. Студенты ННГУ ежегодно добиваются призовых мест на всероссийских олимпиадах по физике, математике, программированию. В 2005 году студенты университета заняли 11 призовых мест на всероссийских олимпиадах по физике, математике, культурологии, истории, маркетингу, в том числе 5 первых мест. Студенческие команды университета систематически выходят в финал чемпионатов мира по программированию. Медалями Министерства образования и науки «За лучшую научную студенческую работу» и медалями Российской академии наук для студентов вузов награждены 7 студентов ННГУ. Руководителями работ студентов, получивших медали,

являются как преподаватели ННГУ, так и сотрудники академических институтов, что стало еще одним проявлением интеграции ННГУ и институтов РАН.

Программа ННГУ по созданию Образовательно-научного центра «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение» участвовала в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, и Нижегородский государственный университет вошел в число 17 победителей конкурса.

Список литературы

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 26 мая 2004 г. // Российская газета. 2004. № 109.

2. Стронгин Р.Г., Максимов Г.А. Интеграция образования и науки. Опыт Нижегородского университета. - Н. Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2005. - 20 с.

3. Хохлов А.Ф. Университет, рожденный трижды. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998.

4. 60 лет радиофизическому факультету ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Краткая историческая справка в документах. - Н. Новгород: ННГУ, 2005. - 400 с.

5. Берг А.И. Задачи высших учебных заведений по подготовке кадров для радиолокационной промышленности // Труды 1-го Всесоюзного совещания работников радиотехнических, радиолокационных, электровакуумных и технологических факультетов и кафедр высших учебных заведений. - М.: Издательство «Советское радио», 1947.

6. Гурбатов С.Н., Красильник З.Ф. Межфакуль-тетская базовая кафедра «Физика наноструктур и наноэлектроника» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. 2006. Вып. 1 (6). С. 38.

INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRACTICE AS A KEY FACTOR IN ASSURING THE QUALITY OF SPECIALISTS’ TRAINING

R.G. Strongin, S.N. Gurbatov, A. V. Petrov

Currently there is a tendency towards the integration of education and science in specialists’ training, integration of activities conducted by higher education institutions and by their graduates’ main employers. The principal driving force of such development is the growing demand for highly qualified and self-motivated employees as a distinctive element of knowledge-based society.

The integration of education and science allows the specialists’ training to be conducted on the basis of practical research with the application of up-to-date experimental basis. The cooperation of higher education institutions with the consumers of their graduates provides the opportunity for employers to participate directly in developing and equipping the educational programme, to introduce their technological «platforms» into specialization requirements, to get acquainted with future graduates in the course of their practical training and their participation in the projects in their specific fields. On the other hand, university students get the opportunity to be involved in the work of leading professional groups, thus, demonstrating their capabilities. Obviously, the experience of such university-employers cooperation has taken place before, but today we can see how this cooperation grows rapidly in scale and variety of its forms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.