Научная статья на тему 'Интеграция массовых открытых онлайн-курсов в обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей МПГУ'

Интеграция массовых открытых онлайн-курсов в обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей МПГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / "С-МООС" / "Х-МООС" / КОННЕКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД / INTERACTIVE LEARNING COURSES / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES OF FOREIGN LANGUAGES / "C-MOOC" / "X-MOOC" / CONNECTIVE APPROACH / COGNITIVE AND BEHAVIORISTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекун Ольга Алексеевна

В статье анализируются массовые открытые онлайн-курсы, их разновидности, «с-МООС» и «х-МООС», теоретические основы и педагогический потенциал для использования в обучении иностранному языку в вузе. Автор рассматривает курсы «х-МООС» на платформе Future Learn, их эффективность в обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекун Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of massive open online courses in the foreign language teaching of students not majoring in languages in MPGU

The article is devoted to the problems of Massive Open Online Courses, their types, “c-MOOC” and “x-MOOC”, their theoretical basis, pedagogical potential for foreign language teachingat Institutions of Higher Education. The author considers the courses on the platform FutureLearn, their efficiency in foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «Интеграция массовых открытых онлайн-курсов в обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей МПГУ»

г

7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. 71 соч.: В 6 т. Т. 3.

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

9. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.

10. Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды: Монография / Н.А. Рыбакина и др.; Под ред. Н.А. Рыбакиной. Самара, 2010.

11. Рефлексивный подход: от методологии к практике / Под ред. В.Е. Лекторского. М., 2009.

12. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на/Д., 1995.

13. Турбовской Я.С. Гомеостазные хитрости психики // Образование и общество. 2010. № 3. С. 83-87.

та та ч: О. ф Ю 1= О

O.A. ЧЕКУН

Интеграция массовых открытых онлайн-курсов

в обучение иностранному языку

студентов неязыковых специальностей МПГУ

В статье анализируются массовые открытые онлайн-курсы, их разновидности, «с-МООС» и «х-МООС», теоретические основы и педагогический потенциал для использования в обучении иностранному языку в вузе. Автор рассматривает курсы «х-МООС» на платформе Future Learn, их эффективность в обучении иностранному языку.

Ключевые слова: учебные интерактивные курсы, массовые открытые он-лайн-курсы иностранного языка, «с-МООС», «х-МООС», коннективистский подход, когнитивно-бихевиористский подход.

Массовые открытые онлайн-курсы (MOOK, англ. Massive Open Online Courses, MOOC) все чаще интегрируются в систему обучения иностранному языку и являются новейшей технологией, создающей уникальную онлайн-языковую образовательную среду для эффективного обучения как общему, так и профессиональному иностранному языку.

МООК представляют собой учебные интерактивные курсы, разработанные профессорами ведущих мировых университетов, доступные для

0.-9- c^

о о CL CD o.\o

широкой аудитории через Интернет, который сегодня рассматривается не только как новая социальная, но и как целостная информационно-образовательная среда, характеризующаяся интегративностью, много-аспектностью, обширностью, открытостью, универсальностью [3; 6]. Рост интереса к МООК и их интеграция в образовательный процесс связаны с рядом объективных причин: а) децентрализацией современной системы высшего образования и ее превращением в образовательную сеть; б) стремительным распространением сети Интернет; в) сокращением аудиторных часов на учебные дисциплины; г) необходимостью профессионального развития; д) совершенствованием иностранного языка; е) развитием автономии учащегося; ж) формированием его индивидуальной образовательной траектории [1; 4; 5].

Зарубежные и отечественные исследователи (S. Downes, O. Rodriguez, G. Siemens, А. А. Дерюгина) отмечают два вида МООК, различающиеся по теоретическим подходам и структуре: «с-МООС» и «х-МООС» [5; 8-10].

В основе «c-MOOC» лежит коннективистский подход, согласно которому участие - это основа построения знания, в связи с этим учащиеся открыто предлагают свои идеи или возникающие проблемы и обмениваются ими. В соответствии с коннективистской моделью контент курса формируется из кластера ресурсов по определенной теме, который создается участниками и распространяется в сети. По S. Downes, фундаментальными характеристиками коннективистских курсов являются автономия, разнообразие, открытость, взаимодействие, интерактивность. Автономия позволяет выбрать интересующий материал и собеседника; разнообразие дает возможность общения с разными участниками, использовать различный материал, участвовать в многочисленных дискуссиях; открытость обеспечивается степенью вовлеченности участников, взаимодействием и свободным доступом к информации через Интернет; взаимодействие и интерактивность помогают осуществить общение. В данных курсах осуществляется модель равноправия учащегося и преподавателя [8; 9].

«х-МООК» основываются на когнитивно-бихевиористском подходе. Для данных курсов характерно: важность знания и его продуцирование учащимися; создание многочисленных попыток, чтобы продемонстрировать новое знание; контролирующая функция преподавателя; поощрение достижений учащихся; обратная связь. В целом курсы данного типа имеют достаточно традиционную структуру [Там же].

Исходя из теоретических оснований современных МООК, считаем возможным выделить принципы, характерные для данных курсов. Вслед за А.В. Гребенщиковой выделяем как общие принципы, присущие образовательному процессу высшей школы, так и специфические принципы

г

ч 2

fD fD

Ч a

ш \o с о

взаимодействия учащихся МООК в Интернет-среде. Среди общих 73 принципов следует отметить принципы развивающего и воспитывающего обучения, научности, связи теории с практикой, активности учащихся, доступности, индивидуальные и коллективные формы обучения, рефлексии, обратной связи. К специфическим принципам для взаимодействия учащихся МООК в Интернет-среде относятся принципы меж-дисциплинарности, гипертекстуальности, интерактивности, полисубъ-ектности [4].

Следует также отметить, что, по свидетельству проведенных исследований, интеграция инновационных технологий и, в частности, онлайн-курсов способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и отвечает психологическим особенностям студентов, принадлежащих к цифровому поколению [7].

Для студентов неязыковых специальностей МИГУ были предложены курсы на образовательной платформе Future Learn, которые относятся к курсам «х-МООК», разработаны в соответствии с вышеперечисленными принципами и являются наиболее доступными, удобными и отвечающими интересам студентов. Интеграция курсов на платформе Futere Learn является одним из требований программы «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей, призванной модернизировать процесс обучения иностранному языку в МИГУ. Данная программа включает комплекс самых современных технологий: смешанного обучения, электронной рабочей тетради, языкового портфолио, платформы Moodle, блог-технологий, социальных сервисов, экстенсивного чтения, иноязычных онлайн-курсов [2].

Структура курсов на платформе Future Learn состоит из видеолекций, аудиоматериала, статей, квизов. Весь материал разбит по неделям, каждая из которых освещает определенную тему, включает разнообразные интерактивные задания, полезные ссылки, обсуждение в форуме. Ио окончании каждого раздела предлагается выполнить тест. Выбор курса предлагался по-разному: в одной группе студенты сами выбирали курс и затем выступали с отчетом-презентацией, во второй группе курс выбирался преподавателем, группа изучала одинаковый материал. Хотя результаты были в обеих группах положительные: увеличился словарный запас, улучшился навык письма, коммуникативные навыки, - все же показатели устной речи второй группы, изучавшей общий курс, были выше. Это объясняется дополнительным обсуждением изучаемых онлайн-тем в аудитории.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает большой потенциал массовых открытых онлайн-курсов, необходимость их использования в обучении иностранному языку в вузе и дальнейшего изучения их возможностей.

74

Библиографический список

1. Борщева В.В. Технология M-Leaming для формирования учебной автоно-о мии студентов в неязыковом вузе // Современное языковое образование:

5 ё инновации, проблемы, решения: Сб. научных тр. / Отв. ред. О.А. Чекун.

Вып. 2. М., 2015. С. 58-61. 1 ° 2. Борщева В.В., Чекун О.А. Модернизация практического курса «Иностран-

^ у g ный язык» для студентов-бакалавров неязыковых факультетов средствами

§-■§"!! современных технологий // Современное языковое образование: иннова-

" = о ции, проблемы, решения: Сб. научных тр. / Отв. ред. О.А. Чекун. Вып. 3.

М., 2015. С. 6-9.

3. Борщева О. В. Блог-технология на занятиях по иностранному языку // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Сб. науч-ныхтр. / Отв. ред. О.А. Чекун. Вып. 2. М., 2015. С. 61-62.

4. Гребенщикова А.В. Лингвоинформационное сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса в высшей школе: понятие, закономерности, принципы // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 3. С. 158-166.

5. Дерюгина А. А. Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому языку студентов инженерного профиля // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 624-627.

6. Наволочная Ю.В., Чекун О.А. Развитие иноязычного письменного дискурса студентов-бакалавров посредством социальных сервисов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4. С. 75-79.

7. Чекун О.А. Роль инновационных технологий в создании языковой среды // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Сб. научных тр. / Отв. ред. О. А. Чекун. Вып. 1. М., 2014. С. 72-75.

8. Downes S. An Introduction to Connective Knowledge. URL: http://www. dow-nes.ca/cgi-bin/page.cgi?post=33034 (дата обращения: 4.12.2015).

9. Rodriguez O. The concept of openness behind c- and x-MOOCs (Massive Open Online Courses). URL: http://www.openpraxis.org/index.php/OpenPraxis/article/ view/42/12 (дата обращения: 4.12.2015).

10. Siemens G. Connectivism: A learning the or y for the digital age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005. № 2 (1). Р. 310. URL: http://www.itdl.org/journal/jan_05/article01.htm (дата обращения: 4.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.