Научная статья на тему 'Интеграция культурных ценностей актуальный вектор развития современной культуры'

Интеграция культурных ценностей актуальный вектор развития современной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
489
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ / РЕАЛИЗМ / СТИЛИЗАЦИЯ / "МОНГОЛЗУРАГ" / "MONGOL-ZURAG" / CULTURE / POSTMODERNISM CULTURE / MASS CULTURE / CULTURAL VALUE / TRADITION / DECORATIVE PAINTING / REALISM / STYLIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чутчева Ксения Александровна

В начале XXI в. актуализировались культурные отношения Монголии и России. На Алтае основоположником культурных контактов между этими странами стал Федор Семенович Торхов. С 1979 по 1991 г. он возглавлял Алтайское отделение «Общества советско-монгольской дружбы». Художник и общественный деятель, Ф.С. Торхов стал не только основоположником сотрудничества в сфере художественной практики между Монголией и Алтаем, но и посвятил свое творчество монгольской тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF CULTURAL VALUES IS AN ACTUAL VECTOR IN DEVELOPMENT OF MODERN CULTURE

Early in the XXIst century cultural communications between Mongolia and Russia became urgent. Feodor Semenovich Torkhov was the founder of these cultural contacts on Altai. From 1979 till 1991 he headed the Altaic branch of «Society of the Soviet-Mongolian Friendship». As the artist and public figure F.S. Torkhov became not only the founder of cooperation in sphere of art between Mongolia and Altai, but also has devoted his creative work to the Mongolian subjects.

Текст научной работы на тему «Интеграция культурных ценностей актуальный вектор развития современной культуры»

философия, социология и культурология

ББК 71.4

К.А. Чутчева

Интеграция культурных ценностей -актуальный вектор развития современной культуры

K.A. Chutcheva

Integration of Cultural Values is an Actual Vector in Development of Modern Culture

В начале XXI в. актуализировались культурные отношения Монголии и России. На Алтае основоположником культурных контактов между этими странами стал Федор Семенович Торхов. С 1979 по 1991 г. он возглавлял Алтайское отделение «Общества советско-монгольской дружбы». Художник и общественный деятель, Ф.С. Торхов стал не только основоположником сотрудничества в сфере художественной практики между Монголией и Алтаем, но и посвятил свое творчество монгольской тематике.

Ключевые слова: культура, постмодернистская культура, массовая культура, культурные ценности, традиции, декоративная живопись, реализм, стилизация, «монгол-зураг».

Конец ХХ - начало XXI в. - время интенсивного развития постмодернистской культуры. Проблемы глобализации, рыночных отношений во всех сферах деятельности, внедрение массовой культуры оттесняют и стирают понятия «традиция», «художественная школа», «культурная ценность». На таком фоне вопрос интеграции культур и культурных ценностей стоит особенно остро.

Ярким примером взаимодействия двух культур стали связи России и Монголии. История дружественных отношений этих стран уходит своими корнями в глубь веков. Политические, дипломатические и культурные контакты особо активизировались в ХХ в.

Связи скреплялись договорами о сотрудничестве в различных сферах. Важным элементом дружественных отношений в культурном плане стала организация так называемых «Обществ Дружбы». Алтай не стал исключением в этом начинании правительства СССР. Алтайское отделение «Общества советско-монгольской дружбы» вело активную работу в укреплении творческих связей между Россией и Монголией. Самыми плодотворными в расширении связей между Алтаем и Монголией стали 19791991 гг., когда алтайское отделение возглавлял Федор Семенович Торхов. Художник и общественный деятель, Ф.С. Торхов стал не только основоположником сотрудничества в сфере художественной практики между Монголией и Алтаем, но и посвятил свое творчество монгольской тематике.

Early in the XXIst century cultural communications between Mongolia and Russia became urgent. Feodor Semenovich Torkhov was the founder of these cultural contacts on Altai. From 1979 till 1991 he headed the Altaic branch of «Society of the Soviet-Mongolian Friendship». As the artist and public figure F.S. Torkhov became not only the founder of cooperation in sphere of art between Mongolia and Altai, but also has devoted his creative work to the Mongolian subjects.

Key words: culture, postmodernism culture, mass culture, cultural value, tradition, decorative painting, realism, stylization, «Mongol-zurag».

Федор Семёнович Торхов - алтайский живописец и общественный деятель - родился в 1930 г. в Горной Шории, в селе Коевал Новокузнецкого района Кемеровской области. В 1939 г. семья переехала в Барнаул. В 1947-1948 гг. Федор Торхов посещал изостудию при Алтайском отделении Союза художников. В 1949 г. поступил в Ташкентское республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова, где получил хорошую профессиональную подготовку у опытных художников-педагогов В.М. Петрова и А.К. Гольдрея. Обучение пришлось прервать, студента Ф. Торхова призвали в ряды Советской армии. Училище закончил будущий художник в 1958 г. [1, с. 1]. В этом же году он приехал в Барнаул и поступил на работу в художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР, а через шесть лет возглавил их. Все творчество художника посвящено жанру портрета и тематического пейзажа.

Центральной темой живописи Торхова является Монголия, которая прошла лейтмотивом по всей творческой жизни художника. В июне 1974 г. Ф.С. Торхов первым из алтайских художников совершил поездку в Баян-Ульгийский аймак Западной Монголии. Двадцатидневное пребывание в этой удивительной стране оставило глубокий след в душе художника. Своеобразная природа, гостеприимство народа, культурное наследие монголов навсегда покорили сердце Федора Семёновича, и с тех пор Монголия стала ключевой темой его творчества. Итогом этой поездки была вы-

интеграция культурных ценностей — актуальный вектор развития.

ставка «По Монгольскому Алтаю», которая прошла в Барнауле и в Москве в «Доме Дружбы», были представлены многочисленные пейзажные этюды, портреты и жанровые композиции, всего экспонировалось 40 произведений художника [2, с. 1].

Посещение Монголии стало регулярным. В мае 1976 г. поездку совершили скульптор Петр Миронов, график Владислав Туманов и живописец Федор Торхов, они побывали в Баян-Ульгийском и Кобдо-ском аймаках, где познакомились с жизнью и бытом монгольской провинции. Результатом поездки стала выставка, которая прошла в Государственном художественном музее Алтайского края. Творческие связи алтайских художников с монгольскими коллегами укреплялись и расширялись.

В сентябре 1977 г. в Улан-Баторе прошла декада культуры Алтайского края, во время которой состоялась выставка «Земля Алтайская», имевшая большой успех в кругах творческой интеллигенции Монголии.

В 1979 г. состоялась первая выставка художников Баян-Ульгийского аймака в Барнауле. В 1982 г. по инициативе «Общества Дружбы» по двухсторонним планам Союза художников СССР и МНР была создана совместная творческая группа, получившая название «Алтай - Баганур - Гоби». В 1983-1984 гг. Ф.С. Торхов с группой художников и искусствоведов снова посетил Монголию. Среди участников были художники Федор Торхов, Анатолий и Ирина Щетинины, искусствоведы Тамара Степанская, Владимир Эдоков. Маршрут включал посещение древней столицы Харахорина и Южной Гоби, Терэлжа. Был организован совместный пленэр, знакомство с искусством Монголии в музеях и выставочных залах. По результатам поездки была проведена выставка. В 1984 г. в Барнауле экспонировалась персональная выставка народного художника Монголии, председателя Союза монгольских художников Ням-Осорына Цултэма.

В 1986 г. алтайские художники, в числе которых были живописцы Федор Торхов, Владимир Чукуев, Анатолий Щетинин, график Игнат Ортонулов, участвовали в творческой командировке под названием «Алтай -Горы дружбы». Они работали в Баян-Ульгийском и Кобдоском аймаках Западной Монголии, а также в Горном Алтае. Итогом поездки стала выставка, прошедшая в Барнауле, Горно-Алтайске, Новосибирске, в монгольских городах Ульгие и Кобдо [3, с. 1]. В со-моне Буянты Баян-Ульгийского аймака была открыта небольшая картинная галерея из произведений, подаренных художниками этой творческой группы.

В начале 1990-х гг. произошел спад творческих связей. Однако и в это сложное время Ф.С. Торхов оставался верным своим взглядам и своей теме. Неиссякаемой энергией полон художник, продолжая работать в традиционных ему жанрах пейзажа и портрета. В 1994, 1998, 2002, 2005, 2006 гг. персональные

выставки Торхова прошли в Улан-Баторе в Национальной галерее современного искусства. Выставка «На просторах Монголии» экспонировалась в Москве. В 1995 и 2000 гг. показ работ Федора Семеновича был в городе Ульгии. В краеведческом музее Уль-гии открыта галерея Федора Торхова, состоящая из пятидесяти картин, посвященных аймаку. В городе Эрдэнэте выставка экспонировалась в 2001 г. Около семидесяти картин, созданных за тридцать лет творчества, посвящены Монголии и подарены монгольскому государству. В настоящее время эти работы находятся в Государственном художественном музее им. Дзанабадзара. Федор Семанович Торхов активно принимает участие в региональных, общероссийских и международных выставках. В Улан-Баторе в 2002 г. организована выставка «Алтай - Монголия», в 2005 г. -«Монголия в образах и лицах». В 2006 г. работы художника украсили экспозицию выставки «Земля Алтайская», посвященной 85-летию установления дипломатических связей между Россией и Монголией, которая прошла в Барнауле и Улан-Баторе. В 2007 г. Ф.С. Торхов стал одним из организаторов совместной поездки в Горный Алтай на Телецкое озеро монгольской делегации и алтайской творческой группы, в состав которой вошли художники А.П. Щетинин, Е. Демкина, искусствовед К.А. Чутчева, а также монгольские художники Зоригтын Уянга, Сэлээ Ба-ярбаатар, Цэрэннадмидын, Туяа Сугар Чулуунбаатар. Для монгольских художников был организован пленэр и экскурсии на ведущих выставочных площадках города: в Государственном художественном музее Алтайского края, Государственном музее истории, литературы и культуры Алтайского края, выставочном зале Союза художников, галерее факультета искусств АлтГУ «UNIVERSUM», художественной галерее художников Щетининых, галерее «Кармин» и др. Федор Семенович стал инициатором и организатором выставки монгольской живописи «Голубое небо», которая прошла в выставочном зале Союза художников Алтая. В 2008 г. состоялась выставка Ф.С. Торхова «Монголия - мои современники» [4, с. 112]. Творческий метод художника формировался в русле отечественной художественной школы и традиций монгольской живописи «монгол-зураг».

Ф.С. Торхов остается верным реалистическому пейзажу и развивает в нем декоративные тенденции. Работа на пленэре и этюды - основа его творческого подхода к живописи. Но в своих работах художник полагаете я на эмоциональный контекст и использует повышенную экспрессию цвета как символа. Исследователь Л.И. Нехвядович отмечает, что цветовая организация пейзажей Торхова ритмична и гармонична в композиционном построении. Цвет является художественной доминантой для живописца [5, с. 33-34]. Тяготение к декоративности цвета наследует художник от монгольской традиционной живописи «монгол-зураг».

философия, социология и культурология

Это направление монгольской живописи, появившееся в начале ХХ в. «Монгол-зураг» зарождается на основе слияния традиций религиозной живописи на свитках и народного живописного творчества. Его отличает большая декоративность, проявившаяся в цвете и композиции, обилие орнаментального обрамления, особенная техника письма минеральными красками или гуашью на полотне.

Ф.С. Торхов умеет органично соединить две художественные линии. Пейзажи художника насыщены цветом, пастозны по живописи, устойчивы композиционно, монументальны и наполнены жизненностью. Реалистическая манера письма соединяется с фантазийно-декоративным началом «монгол-зураг». Работы Федора Семеновича привлекают глубиной, тонким чувством любви к природе, любованием грандиозностью и величием окружающего мира. Пейзажи «Вид на Цамгард» (1976), «Утро. Монголия» (1978), «Вечер в Тэрэлже» (1978), «Баян-нурский вечер» (2003), «Монгольский пейзаж» (2008) и другие стали яркими примерами высокого профессионализма художника. Портретные работы Федора Семеновича написаны в реалистической манере, но всегда дополняются элементами монгольской культуры - «Президент Монголии Нацагийн Багабанди» (2000), «Ням-Осорын Цултэм» (1998), «Песня об Арате» (1986),

«Араты Баян-Ульгия» (2003) и другие. В этих работах художник отмечает психологические характеристики своих героев. Значительные личности представлены монументально, будь то президент или простой монгольский арат. Тонко подчеркнутые этнические черты гармонируют с национальным костюмом, бытовой обстановкой, включаются в реалистический пейзаж. Яркие локальные тона, декоративная техника письма, детальная проработка орнаментальных мотивов придают портретным работам особую значительность, красоту.

Правительством Монголии Ф.С. Торхов в 1998 г. награжден высшим орденом «Полярная звезда» (Алтай гадас). В 1980 г. ему присвоено звание «Заслуженный художник России», в 1990 г. - «Почетный гражданин Баян-Ульгийского аймака», в 1994 г. - «Почетный работник культуры Монголии», в 2000 г. - «Почетный гражданин города Ульгия».

Федор Семенович Торхов полон энергии и планов на будущее. Он продолжает работать в своей творческой манере, близкой ему по духу. Общественная деятельность для художника остается ключевой и сейчас. Ф.С. Торхов сотрудничает с различными общественными организациями Алтая и Монголии, является активным популяризатором искусства и культуры двух народов.

Библиографический список

1. ^талог художественной выставки, посвященной 85-летию установления дипломатических связей между Россией и Монголией, «Земля Алтайская». - Улан-Батор, 2006.

2. Торхов, Ф.С. Етолог выставки «Алтай - Монголия» I Ф.С. Торхов. - Улан-Батор, 2002.

3. Торхов, Ф.С. Етолог выставки «Монголия в образах и лицах» I Ф.С. Торхов. - Улан-Батор, 2005.

4. Торхов, Ф.С. Етолог выставки «Монголия - мои современники» I Ф.С. Торхов. - Улан-Батор, 2008.

5. Нехвядович, Л.И. Пейзажная живопись Алтая 19601970-х гг. I Л.И. Нехвядович. - Барнаул, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.