Научная статья на тему 'Интеграция корейского общества в условиях глобализации'

Интеграция корейского общества в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1311
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Сын Чул

The evolution of different forms of nationalism as national ideology in South Korea (state nationalism domineering over ethno-nationalism) and in the People's Democratic Republic of China (socialism of our pattern, North Korean nation superiority and pan-nationalism of Korea) is examined. These forms were found to resemble each other A conception of the two society union based on integration of the culture subsystem is proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the Korean society underglobalization conditions

The evolution of different forms of nationalism as national ideology in South Korea (state nationalism domineering over ethno-nationalism) and in the People's Democratic Republic of China (socialism of our pattern, North Korean nation superiority and pan-nationalism of Korea) is examined. These forms were found to resemble each other A conception of the two society union based on integration of the culture subsystem is proposed.

Текст научной работы на тему «Интеграция корейского общества в условиях глобализации»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 2006. вып. 2

Ли Сын Чу/1

ИНТЕГРАЦИЯ КОРЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ*

Южная Корея после освобождения, пережив американское военное правление и войну, сформировала свою государственность «сверху». Власть, опираясь на националистическую идею и не мобилизуя массы, смогла в ситуации «холодной войны» и раздела страны создать сильное государство. В процессе его создания национальные идеи проявлялись сравнительно мало. В Южной Корее идеи либеральной демократии стали преобладать над идеями национализма. Тот факт, что настаивавший на формировании единой нации и мирном объединении страны Чо Бон Лм был приговорен к высшей мере, очень хорошо это показывает. Антикоммунистическая идеология, обладавшая реальной силой, являлась передовой идеологией в стране, что поддерживалось также и политическим курсом США в отношении Корейского полуострова. Безопасность помогали обеспечивать США, и таким образом национализм, объединяющий всех корейцев, не имел шансов стать государственной идеологией.

Кроме того, экономическая система и государство были тесно связаны, индустриализация осуществлялась под руководством государства, т.е. не классом национальной буржуазии, а государственным капиталом и государственной буржуазией, что также исключало возможность становления экономического национализма1. Государство ставило своей первостепенной задачей не усиление национальной идеи, а рационализацию капитала и технологий и оптимизацию рыночных отношений. Однако правительство, развивая тяжелую промышленность или регулируя взаимоотношения внешнего и внутреннего капитала, действовало в интересах национализма, оптимизировало государственную выгоду в соответствии с национальными идеями. Это и называется «государственным национализмом», или «национализмом, развивающимся сверху».

Вместе с тем оппозиционные движения в Корее всегда имели сильные национальные установки. Оппозиционеры утверждали, что демократия не способствовала национальному объединению страны из-за того, что сама система правления была связана с империализмом. Как альтернативу они предлагали этнонационализм, который должен уничтожить все межклассовые связи, берущие свое начало в империалистической системе. Они полагали, что этнонационализм позволит перераспределить власть в стране с помощью народной объединительной революции и будет способствовать развитию подлинной демократии. Идеология нации, которую поддерживали эти движения, носила социалистический характер и предполагала изоляцию страны от внешнего мира2. Такую форму национальной идеологии можно назвать «национализмом, развивающимся

* В лампой статье приводятся итоги диссертационного исследования, посвященного эволюции корейского национализма, иод которым нанимается политическая идеология национального объединения и интеграции в связи со сложным процессом развития корейского общества (Прим. научного руководителя, доп. 11.Л. Головина)

© Ли Сын Чул. 2006

снизу». Однако из-за постепенного распространения в стране либерально-демократических идей и формирования среднего класса в ходе индустриализации у движений, которые требовали немедленных перемен, оставалось все меньше возможностей для развития.

Южнокорейский национализм имел две формы - государственный национализм и этнонационализм3. Государственный национализм - это форма национализма, главная цель которого поддержание правящих сил, а этнонационализм - это концепция, носящая антиамериканский характер и основывающаяся на логике движений, выступавших за немедленные социальные перемены на социалистической основе.

После освобождения между государственным национализмом, который развивался «сверху», и этнонационализмом, развивавшимся «снизу», возникли конкурентные и взаимодополняющие отношения. Государственный национализм для создания национального государства подготовил материальную основу, сформировал гражданский класс п тем самым ускорил развитие гражданского общества. Этнонационализм, в свою очередь, был необходим для достижения самодостаточности и отчуждения от внешних факторов, а также для решения проблем объединения. Таким образом, национализм в Южной Корее носил двойственный характер и должен был диалектически объединить в себе обе эти особенности. Однако из-за внутренних ограничений это не произошло, он не смог сформировать концепцию объединения и лишь усилил свой двойственный характер. Национализм в любом обществе должен способствовать его укреплению на основе определенной теоретической системы. Следовательно, несмотря на то, что в Южной Корее национализм должен определять политику страны, он не выполняет своей миссии. Отметим и то, что южнокорейский национализм не нацелен в будущее, а акцентирует свое внимание на исторических попытках, которые уже остались в прошлом. Для того чтобы национализм преодолел такую ситуацию и устремился в будущее, необходимо создание единой системы национальных ценностей. С этой точки зрения можно утверждать, что национализм в Южной Корее не является идеей, которая направлена в будущее, он основывается на анализе событий прошлого.

Кроме того, наличие двух ветвей национализма в Корее усложняет ситуацию в стране. Национализм концепция объединения и интеграции, однако как раз этого-то он и не может достичь, что показывает нам, что идеи национализма принимаются не всеми. Здесь можно понять, что разница между реальным объединением и пониманием своего морального долга в случае разделения страны велика, так как в каждую эпоху и в каждом обществе содержание националистических требований отличается от изначальной теории. В случае Северной Кореи логика управления, подчиняющаяся идеям чучхе, в самом широком смысле слова является одной из форм национализма. Для усиления культа личности Ким Ир Сена в ДПРК отреклись от церкви, что также стало одной из причин возникновения местного национализма.

На первом этапе советизации Северной Кореи Советский Союз оказывал на нее сильное политическое влияние, что не могло не сказаться на национальной идее КНДР -она копировала сталинскую национальную идею. Однако традиционное понимание нации не соответствовало идее интернационального пролетариата. 15 декабря 1949 г. на съезде Центрального комитета Трудовой партии Кореи Ким Ир Сен заявил. «Члены нашей партии должны знать, что воплощение основывающейся на концепции марксиз-ма-ленинизма идеи пролетарского интернационала может привести к вооруженной борьбе, в ходе которой члены нашей партии могут стать солдатами революции и должны

будут преданно служить интересам своей родины и народа. Поэтому на нашей земле нет места малейшим проявлениям национализма»'1.

За этим последовал период, когда Северная Корея освободилась от влияния СССР и Китая (со второй половины 1950 г. до первой половины 1970-х). Это было время социалистического патриотизма. 5 октября 1966 г. на собрании партийных представителей Ким Ир Сен сказал следующее: «Социалистический патриотизм сочетает в себе патриотизм рабочего класса и трудящегося населения, основанный на социалистических и коммунистических принципах, любовь к своему классу и любовь к своей нации и родине. Социалистический патриотизм выражался в преданности социалистической системе и классу рабочих, в то же время сочетая в себе любовь к родине и нации». Таким образом, национальная идея провозглашала борьбу за «свободу», «патриотизм» и «национальную экономику». Однако все исследователи отмечают, что это все та же сталинская концепция5. Соответственно, в это время в КНДР была распространена национальная идея советской модели, хотя ей приписывали самостоятельный характер. Заметно, что у нее было много общего с концепцией СССР, которая была основана на классовой и национальной идеях.

В июне 1968 г. на 16-м заседании 4-го съезда Трудовой партии Ким Ир Сен обнародовал революционные идеи, т.е. «идеи чучхе». Официально идеи чучхе стали общепризнанными после того, как 27 декабря 1972 г. были внесены в конституцию. Они определяли нацию как крепкую социальную группу, сложившуюся на основе кровной, языковой, культурной и территориальной общности. Возникла она в ходе исторического процесса, когда жившие кланами, семьями, родами люди должны были бороться за свою независимость". Здесь уже заметен полный отказ от идей СССР. Идеи чучхе не просто усилили идейную националистическую составляющую, но и продемонстрировали отказ от сталинских понятий.

После того, как к власти пришел Ким Чен Ир, в 1980-е годы в Корее провозглашается идея абсолютного национального превосходства страны. О нации Ким Чен Ир писал следующее: «В деле развития мировой революции первейшим национальным долгом нашего народа является четкое осуществление корейской революции. Провозглашая революцию в своей стране, нужно любить свою нацию больше всего на свете и быть уверенным в победе. Именно в этом смысле я настаиваю на превосходстве, первичности нашей нации. Превосходство нашей нации ни в коем случае не предполагает возвышения ее за счет подавления другой нации. Наши коммунисты не могут стать националистами. Коммунисты - это преданные патриоты своей родины и одновременно с этим - преданные интернационалисты. Когда я говорю о превосходстве нашей нации, я имею в виду дух преданности своей нации и национальную гордость, которые должны быть у каждого. Именно с таким настроем надо свободно совершать революцию и созидание»7.

Описанная выше концепция «превосходства нашей нации» не имеет ничего общего с концепцией марксизма-ленинизма и национальной идеей. В ней развиты националистические мотивы: в частности, утверждается, что под руководством «великих идей чучхе» «наша нация» станет самой великой в мире. Здесь интересы нации ставятся на первое место, превыше всего; они гораздо важнее классовых отношений. Если раньше межклассовые отношения были приоритетными, то сейчас происходит смена приоритетов на национальные. От экономического единства происходит переход к единству кровному н языковому. То есть, можно сказать, что на смену коммунистической приходит традиционная концепция".

Концепция национализма в Северной Корее объединила в себе разные идеи: и национализм колониальной эпохи, который из национализма сопротивления развился в антиимпериалистический национализм, и идеи марксизма-ленинизма, совмещенные с конфуцианскими ценностями. Именно таким образом и было создано закрытое тоталитарное общество Северной Кореи9. В это же время национальная идея в Северной Корее изменилась, и в определенной степени совпала с национальной идеей Юга. Это очень важно для объединения, и в сложившейся ситуации есть масса положительных сторон. Однако для того, чтобы национализм смог стать идеей объединения, нужно, чтобы в КНДР изменились идеи чучхе, которые по-другому можно назвать национализмом сопротивления.

Задача настоящего национализма - поиск пути развития на основе общественной интеграции и традиций и достижения равенства между частями нации, а национализм РК и КНДР был мобилизационным, и главной целью его было поддержание правящей системы. На самом деле те концепции, что существовали в Северной и Южной Корее, сильно отличаются от национализма как такового. Хотя он и ставил перед собой очень прогрессивные цели (такие как развитие нации и требования невмешательства третьих сил), в итоге его задача свелась к сохранению власти в руках правящего класса, и националистическая идея прекратила существование. Поэтому многие настаивают на том, что первейшей задачей в деле объединения Кореи является формирование национального государства и возрождение или создание национализма1". Однако несмотря на то, что в современной политической системе самой важной политической единицей является «территориальное национальное государство», современные национальные государства не могут преодолеть исторически существовавшую политическую формацию (империя, феодальное государство, племенной союз), что является сложностью их существования.

Все важнейшие современные достижения европейцев (распространение европейской одежды, империализм и колониализм, либерализм и гуманизм, а также индустриализация), повлекшие за собой модернизацию и распространение буржуазной культуры, появлялись только на территории национального государства. Основной единицей в XX в. стало национальное государство, расположенное на определенной территории, однако сейчас развитие переходит на новый этап, и процесс глобализации может привести к тому, что национальные государства начнут постепенно исчезать, станут незначительными. В Европе, которая раньше была оплотом национальных государств, сейчас увеличивается вероятность их исчезновения. Можно предположить будущее национального государства в Европе, процесс интеграции которой достиг небывалого успеха.

Между тем с прекращением «холодной войны» ослабло и желание создавать и поддерживать национальное государство. В противовес активной интеграции появилась форма отделения - вакуум, возникший из-за отказа сильных стран от стремления к гегемонии, был заполнен требованиями малых этносов, которые хотели политической независимости. Таким образом, в процессе формирования нового мирового порядка национальные проблемы вновь оказались одними из важнейших. Подобное уже было, когда после прекращения «холодной войны» мир стал однополюсным с центром в США. Возник американский военный порядок, сформировался мировой капиталистический рынок, демократия начала распространяться по всему миру, но вместе с этим пошло и развитие идеи национализма. С этой точки зрения в процессе развития глобализации после окончания войны характер национального государства не мог не поменяться, но относительно возможности существования национального государства мнения расходятся.

Когда мы говорим о разделенной нации, мы имеем в виду «единую нацию и два государства». Возникновение чувства национального единения Кореи является сложной задачей из-за того, что сложно уничтожить духовные конфликты, которые провоцируются разницей систем и враждебностью идеологий. В такой ситуации самое главное - возродить национальное мышление и национализм. Также после окончания «холодной войны» формирование нового мирового порядка еще не завершилось, и в такой ситуации идея национализма, относящаяся к настоящему и будущему Кореи, получает новое развитие. Национализм в будущем сыграет роль объединяющей силы в национальной стране. В отличие от национализма, возникшего в процессе формирования современных государств на территории Западной Европы, в случае наций без государственности национализм принял форму стремления нации к образованию государства и национального движения, выступающего против империалистической демократии.

Разделенные КНДР и Республика Корея'старались воспользоваться результатами всех дискуссий о национализме, однако это всегда носило символический характер и использовалось в интересах правящей идеологии. Но Южную и Северную Корею можно включить, как нечто общее, в концепцию корейского национализма, для которого приоритетной задачей является создание государства, объединенного мирным путем. В отличие от закрытого и изолированного национализма чучхе или антиамериканского и антиимпериалистического государственного национализма, корейский национализм не ставит военных целей, как иные страны. Следовательно, при определении своих целей корейский национализм должен обращаться к внутренним противоречиям. В ситуации мировых перемен влияние, получаемое Корейским полуостровом извне, заметно сократилось, и не ставящий основной своей задачей преодоление раскола и объединение, корейский национализм просто занял свободное место.

Национализм в Северной и Южной Корее, учитывая разницу общественного развития этих государств, имел разные цели. Национализм в Южной Корее обрел форму государственного национализма, так как следовал интересам капиталистического общества, в рамках которого существовало классовое деление. Южнокорейский национализм своими приоритетными направлениями избрал защиту либерализма; интернационализм, который стремился к победе над социализмом, был очень важен в период «холодной войны», но в современном обществе в нем нет особой надобности. Корейский национализм для того, чтобы получить больше влияния в качестве политической идеологии, должен поставить во главу угла идею объединения. Для этого его целями должны стать национальное объединение и национальное развитие, для их осуществления должна быть создана база поддержки.

Северокорейский национализм в результате перемен в системе ценностей вышел на новую ступень развития. Северокорейский национализм проявляется в стремлении исключить влияние внешнеполитических отношений, в том, что хотя КНДР и получала экономическую помощь от СССР и Китая, все же, воспользовавшись конфликтом элит этих двух гигантов, она отошла от них, получив взамен политическую свободу. Сейчас стало ясно, что идеи «социализма по нашему образцу» и «превосходства северокорейской нации» сформировали национализм, который закрыт от внешнего мира, самоизолирован, а внутри общества заметна консолидация всего населения на основе идей провозглашенных вождем. Для того, чтобы быть принятым в мире, где присутствует взаимозависимость и преодолеваются разные ограничения, необходимо расширение идейных горизонтов.

В современном мире статус центральных государств останется неизменным, порядок будет поддерживаться и дальше, а вот будущее периферийных национальных государств неясно. Однако Корее глобализация может помочь подняться на новый этап становления корейской нации, и поэтому страна должна употребить силы па подготовку рационального плана, который надо будет реализовывать. На смену национализму, основанному на кровном родстве, приходит колониальный национализм. Для того, чтобы колониальный национализм мог реализоваться, он должен измениться. Эту новую форму можно назвать поиском рациональной и универсальной системы. Она основана на принципах соблюдения прав человека, мирных принципах, справедливости и защите экологии. Такие ценности необходимы для жизни как любой нации в отдельности, так и человечества в целом. Корейский национализм возникает в умах людей, а потом уже формируется как общественная идея. Благодаря этому становится возможной тройственность направлений развития корейского национализма. Для этого необходимо подготовить равные условия и возможности для всех членов общества в политическом, культурном, экономическом и социальном планах. Таким образом, перемены внутри нашего общества закладывают основы формирования национального сообщества.

Учитывая, что степень культурной разобщенности, которая возникла между КНДР и РК в течение последних 50 лет, весьма велика и подсчитав, сколько по времени может занять объединение, становится очевидным, что в любом случае неизбежны культурные конфликты. Действительно, корейцы Севера и Юга привыкли относиться друг к другу враждебно, а из-за разницы в индустриальном развитии образ жизни северян и южан также радикально отличается. Даже один из принципиальных признаков единой нации -общий язык - за время разделения развивался на Юге и Севере совершенно по-разному. Кроме несомненных расхождений в грамматике, также много расхождений и в лексике: из всего количества лексем более 10 ООО используются по-разному. В этой связи опыт объединения Германии дает возможность найти пути решения подобных проблем. Во-первых, необходимо в процессе современной подготовки объединения постараться минимизировать проблемы, которые могут возникнуть в объединенном обществе. Во-вторых, после объединения необходимо минимизировать возможность конфликтов и обязательно просчитать, как можно наиболее эффективно достичь социальной интеграции. Сформулируем основные задачи социальной интеграции.

Во-первых, основой социальной интеграции должна быть единая гражданская культура. Ведь интеграция на основе выгод и ценностей фактически плюралистичного общества по сути невозможна. В таком обществе из-за различий факторов, взятых за основу интеграции, потенциально возможны конфликты. И лишь принципы социальной культуры способны урегулировать это мирно и рационально. Таким образом, не будет лишним сказать, что предполагаемые после объединения проблемы социальной интеграции и их решение зависят от того, насколько здорова была гражданская культура до объединения. Более того, создание социальной культуры, которая способна сгладить различия, зафиксировать их, является внутренней предпосылкой мирной совместной жизни объединенного корейского общества.

Во-вторых, необходимо создать общую структуру нации. Например, до объединения в Западной Германии была четко отлажена система устранения конфликтов - гораздо лучше, чем в других странах. Политическое образование ставило своей задачей ликвидацию угрозы нацизма, благодаря этому население могло трезво оценивать происходящие события. В период двух Германий толерантная культура ФРГ способствова-

ла мирному сосуществованию с ГДР. Однако после объединения культура утратила эту функцию. Причины этого слишком запутанны, но на одну из них надо обратить особое внимание - это антифашистские меры, из-за принятия которых структура национального сообщества изменилась. Сейчас многие, выступающие за объединение Корейского полуострова, солидарны в том, что северные и южные корейцы - одна нация. Однако неясно, станут ли после фактического объединения национальные чувства играть позитивную роль. Современное южнокорейское общество очень плюралистично, и центростремительные силы, которые держали вместе национальное сообщество, постепенно ослабевают. Подобное уже было с корейцами китайского происхождения: когда они переселились в Корею, общество их встретило без особой радости. Возможность того, что то же самое повторится и с северными корейцами, очень велика.

В-третьих, социально-экономические отношения между Севером и Югом должны быть расширены. Даже если будет создана социально-культурная база, при неблагоприятных социально-экономических условиях сложно развиться центростремительным силам. Например, социальные проблемы Германии усилились из-за социально-экономических факторов. Таким образом, экономический обмен и сотрудничество между Северной и Южной Кореей должны строиться на качественных результатах. Хотя это и не просто, но еще до объединения необходимо создать экономическое сообщество Севера и Юга, и на основе этого вытянуть экономику КНДР на современный уровень; в то же время необходимо стремиться и к подготовке основы социально-экономических взаимовыгодных отношений.

Перевод с корейского П.С. Лешакова

' Экономическим национализм сформировался как одна из форм национализма в конце XIX в. в индустриальных странах Европы и Америки. Он был разработан представителями учений о национальной экономике и историками. Его развивали такие ученые, как философ Фихте, участник религиозного движения в Англии Чарльз Кингсли, американец немецкого происхождения Ф Лист п немецкие экономисты. Затем эта концепция стала империалистической, несущей угрозу мировой воины. Однако в развитых странах она понимается как идея, подчеркивающая экономическую независимость.

1 Хван Беи Док. Преодоление разделенного опыта и объединение Кореи (2), Сеул, 1994. С. 288-289.

' Профессор Чин Док Кю утверждал, что хотя национализм в Южной Корее не носил официального характера и не был принят как государственная доктрина, в реальности в Корее существовало противостояние его двух форм государственного национализма и этпопационализма (Чин Док Кю. Националистический взгляд на корейскую современную политическую разделенную систему // Сборник исследований по корейской культуре. 1991. Т. 59, ст. >6 2).

' Ким Ир Сен. Давайте будем более верны идеям пролетарского интернационала ,// Сборник сочинений Ким Ир Сена. 1954. > 2. С. 456 -457.

Пак Кваи Хо. Традиция: ключ к пониманию северокорейского общества. Сеул, 2004. С. 41.

'' Социально-исторические принципы идей чучхе // Сборник великих идей чучхе. Пхеньян: Издательство социальных наук. 1985. С. 71.

7 Ким Чей Ир. О некоторых вопросах об идеях чучхе. развивающихся у пас на родине. Пхеньян. 1987. С. 14.

4 Там же. С. 67- 68.

'■'Хван БёнДок. План улучшения объединенной системы образования. Сеул, 1997. С. 293.

10 Чин Док Кю. Концепция национализма в разделенном обществе // Разделение и объединение, а также

национализм / Под ред. Ли Хын Гу. Сеул. С.115.

Статья поступила в редакцию 7 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.