Научная статья на тему 'Интеграция инвалидов по зрению в информационное общество'

Интеграция инвалидов по зрению в информационное общество Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
989
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНВАЛИД ПО ЗРЕНИЮ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / INTEGRATION / VISUALLY IMPAIRED PERSON / INFORMATION SOCIETY / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лоторева Екатерина Васильевна

В статье освещаются вопросы адаптации незрячих людей, особенности их ценностных ориентаций. Адаптация позволяет инвалидам использовать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Важнейшим условием для самореализации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF VISUALLY IMPAIRED PEOPLE INTO INFORMATION SOCIETY

The article highlights the issues of adaptation for visually impaired people, particularities of their valuable orientations. Adaptation allows the disabled people to use its potential not only for personal use, but also for the good of his entourage. The most important condition for self-realization of disable person is the extension of the scope of its independence, by which is meant to overcome their isolation, the acquisition of ability to master and apply without direct outside assistance knowledge and skills to solve everyday problems.

Текст научной работы на тему «Интеграция инвалидов по зрению в информационное общество»

УДК 316

Лоторева Екатерина Васильевна

кандидат социологических наук, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Юго-Западного государственного университета katerina_email@mail.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Lotoreva Ekaterina Vasilevna

PhD in Sociology, junior researcher of scientific research department, South-Western State University katerina_email@mail.ru

INTEGRATION OF VISUALLY IMPAIRED PEOPLE INTO INFORMATION SOCIETY

Аннотация:

В статье освещаются вопросы адаптации незрячих людей, особенности их ценностных ориентаций. Адаптация позволяет инвалидам использовать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Важнейшим условием для самореализации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.

Ключевые слова:

интеграция, инвалид по зрению, информационное общество, ценности, ценностные ориентации.

The summary:

The article highlights the issues of adaptation for visually impaired people, particularities of their valuable orientations. Adaptation allows the disabled people to use its potential not only for personal use, but also for the good of his entourage. The most important condition for self-realization of disable person is the extension of the scope of its independence, by which is meant to overcome their isolation, the acquisition of ability to master and apply without direct outside assistance knowledge and skills to solve everyday problems.

Keywords:

integration, visually impaired person, information society, valuable orientations.

ХХ1 век называют веком глобальных информационно-коммуникативных технологий. Информационные технологии активно внедряются в различные сферы деятельности человека, способствуют получению новых знаний и их применению на благо развития общества. Можно без преувеличения сказать, что под влиянием информационных и телекоммуникационных технологий меняется облик мира. Особенно это влияние чувствуется на развитии библиотечного дела в России.

Россия в процессе глобализации вместе с другими высокоразвитыми странами интегрируется в единое информационное общество (пространство) за счет использования современных компьютеров, создание и использование уникальных информационных ресурсов, Интернета и других передовых информационных технологий.

Все эти технологии рассчитаны на восприятие информации в основном на электронных носителях, главным образом с мониторов. Для инвалидов же по зрению доступ ограничен не только к ним, но и к обычным плоскопечатным книгам, театру, кино и даже общедоступному телевидению. Не менее сложной остается проблема доступа к правовой информации в обществе, информационной культуре человека, особенно для инвалидов. Вдвойне сложна для восприятия информация людям с тотальной потерей зрения и слабовидящим. «К сожалению, уровень информационной культуры большинства инвалидов по зрению в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. С другой - отсутствием системы подготовки грамотных пользователей информационных систем и потребителей информации».

Для преодоления этого барьера необходимо решать следующие основные задачи: создание принципиально новых и адаптация существующих передовых как компьютерных, так и других технологий и техники, в идеале обеспечивающих доступ инвалидам по зрению ко всему объему и всем типам информации, но и устраняющих барьеры для общения (в том числе через электронную почту); обучение инвалидов самостоятельному пользованию этими инновациями; формирование у них постоянной потребности в получении всех видов информации, чтении, образовании и оказание помощи в профориентации, обучении (в том числе и трудовым навыкам); предоставление информации о развитии тифлотехнических средств для людей с ограниченными возможностями как в России, так и за ее пределами [1, с. 3].

К настоящему времени Калужской библиотекой для слепых освоены относительно простые технологии: перевод информации в звук, шрифт Брайля и укрупненный шрифт.

С участием библиотек создан и запатентован аппаратно-программный комплекс по преобразованию плоскопечатных текстов в рельефно-точечную форму шрифта Брайля, что позволяет создать первый отечественный дисплей Брайля.

Но в целом создание и освоение брайлевских компьютерных технологий по экономическим и финансовым причинам не под силу региональным специальным библиотекам. Поэтому первая, чрезвычайно дорогостоящая, задача должна решаться в масштабе всей страны и в масштабах международных федераций инвалидов [2, с. 96].

Решение последующих задач под силу областным специальным библиотекам. По нашему мнению, третья - наиболее важная - проблема должна решаться через социокультурную адаптацию инвалидов для устранения барьеров при восприятии информации и межличностном общении.

Для решения этих задач используется методология системного подхода и вовлекаются учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения и социальной сферы. Суть этой работы - в адаптации инвалидов в социум через досуговые формы работы, литературное и художественное творчество, любительские объединения и клубы по интересам, а также приобщение инвалидов к посильной трудовой деятельности.

Цифровое, информационное неравенство - проблема мирового уровня, с этой проблемой активно борются общественные, международные, правительственные организации и международные федерации инвалидов. Этот разрыв еще значительнее внутри страны, внутри региона, внутри города. Сегодня наличие в каждой библиотеке компьютеров и другой информационной техники, выхода в Интернет является недостаточным. Главное - научить читателей этим пользоваться и сформировать у них постоянную потребность в получении всех видов информации, чтении, образовании, способствуя тем самым их интеграции в общество. Устранение информационного неравенства в обществе - главная задача и обязанность библиотек. Особенно это касается инвалидов по зрению, где информация не только повышает уровень образования, грамотности, но и помогает инвалидам в решении многочисленных насущных правовых проблем, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, пенсионным обеспечением, социальными выплатами [3, с. 255].

«Современная библиотека должна обеспечить свободный доступ к информации и документам всем категориям пользователей независимо от того, где они находятся и независимо от того, где находится запрашиваемая информация».

Так как обучение и интеграция инвалидов по зрению в информационное пространство требует разработки специальной техники и технологий, представляется целесообразным выделение этой работы в отдельные подпрограммы в следующих программах:

1. Российская часть программы «ЮНЕСКО «Информация для всех».

2. Программы ПЦ и ПИ по созданию общероссийской сети центров публичного доступа к социально-значимой информации.

3. Национальная и региональная программы поддержки и развития чтения [4, с. 6].

«Формирование правового государства и гражданского общества является одним

из ключевых вопросов реформирования страны на современном этапе . В этой связи важной, сложной и масштабной задачей становится создание системы обеспечения свободного доступа к правовой информации для всего населения России» [5, с. 5].

Интеграция инвалидов в информационное общество является неоспоримым достоинством развития цивилизованного общества. Этому способствует создание и развитие тифло- и компьютерной техники, центров правовой информации, а также формирование постоянной потребности в получении информации, чтении и образовании.

Для осуществления более эффективной интеграции необходимо проведение в нашей стране в отношении инвалидов по зрению дополнительной специализированной социокультурной политики, учитывающей количественные и качественные особенности данной социальной группы населения, специфику современной общественной ситуации, строящейся на таких базовых принципах, как научная обоснованность, системность подхода при выявлении и постановке проблем, регионализация, иерархичность и координированность субъектов организационной деятельности, опора на правовые основания.

Немаловажной при проведении адаптации инвалидов по зрению является необходимость учитывать влияние ценностных ориентаций незрячего человека на результат интеграции в информационное общество - поскольку ценностные ориентации как результат приобщения к культуре являются характеристикой зрелой, сформировавшейся личности.

Система ценностных ориентаций незрячего выражает содержательное отношение его к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Поскольку набор ценностей, которые усваивает незрячий в процессе становления его личности, формируются под воздействием общества, исследование влияния ценностных ориентаций незрячих на процесс их адаптации представляется особенно актуальным. Значение исследования ценностных ориентаций инвалида определяется тем, что они представляют собой основной канал усвоения культуры общества, превращения ценностей в стимулы и мотивы практического поведения незрячих людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу адаптации и развития личности незрячего в целом. В качестве проявлений недостаточной сформированности его представлений о ценностных ориентациях, жизненных целях и планах, включая другие компоненты, такие как мечты, фантазии, грезы, а также тревоги, опасения, ожидания неприятных событий, которые с определенной вероятностью могут произойти в жизни каждого незрячего человека, выступают ситуации, когда незрячий недостаточно связывает будущие события с прошлыми и настоящими, вследствие чего возникает феномен «жизненных трудностей», который негативно сказывается на степени адаптированности инвалида к конкретным условиям жизнедеятельности. В нашем исследовании мы рассмотрим жизненные трудности незрячего человека и пути их преодоления.

В июле - сентябре 2009 года нами было проведено социологическое исследование среди незрячих людей г. Курска и Курской области. Основной целью исследования являлось выявить изменения ценностных ориентаций незрячих людей. В качестве основных

показателей были приняты следующие категории: пол; возраст; образование; семейное положение; наличие детей; место проживания; объем утраченной функции органа зрения.

В опросе участвовало 530 человек, 59 % мужчин и 41 % женщин в возрасте от 20 до 60 лет. Мы выделили пять возрастных групп среди опрашиваемых (от 20 до 29 лет -38 %, от 30 до 39 лет - 20 %, от 40 до 49 лет - 11 %, от 50 до 59 лет - 11 %, от 60 лет и старше - 20 %). 43 % были женаты (замужем), 5 % разведены, 37 % холосты (не замужем), 15 % вдовцов (вдов). 25 % имели одного ребенка, 22 % двоих детей, 5 % троих и более детей, 48 % бездетные. Уровень образования опрашиваемых выглядит следующим образом: высшее образование - у 15 % респондентов, незаконченное высшее у 8 %, средне специальное у 25 %, среднее у 45 %, начальное образование имеют 7 % незрячих людей. Проживающих в областном центре 82 %, в районном центре - 4 % и по 7 % в поселке городского типа, деревне или селе. На момент опроса 41 % проходил обучение в образовательных учреждениях, 26 % работали в различных организациях, 20 % находились на пенсии, 13 % были безработными. Среди опрошенных 37 % слепорожденных, 40 % потерявших зрение в детстве, 2 % - в подростковом возрасте, 6 % ослепших в юношеском возрасте, 15 % потерявших зрение взрослыми.

По объему утраченной функции зрения 73 % респондентов являются слабовидящими, а 27 % тотально слепыми.

Важным элементом адаптации человека являются жизненные ценности. Ценностные ориентации - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, образуют стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Ценностные ориентации представляют систему основополагающих идей, убеждений и культурных традиций, образов и идеалов, характеризуют также совокупность представлений человека о значимых параметрах жизни.

С учетом того, что выбор значимых ценностей при опросе был ограничен 7 вариантами, получилось следующее распределение данных. Наиболее значимыми ценностями незрячие люди считают следующие категории: здоровье (28 %), семья (19 %), работа (16 %). Менее важные для незрячих людей ценности - общение (13 %), материальное положение и учеба (по 9 %), последнее место занимает уважение окружающих (6 %).

Важно отметить, что, несмотря на свое относительно слабое материальное положение, незрячие люди на первое место ставят именно здоровье, семью и работу. По нашему мнению, это объясняется тем, что для незрячих людей работа выступает не только средством дохода, но и средством общения с другими людьми. Это подтверждает тот факт, что следующей по значимости ценностью для незрячих является общение и только 9 % опрошенных выделили важной для себя ценностью материальное положение. Причем чем меньше детей в семье незрячих, тем чаще они показывают на «любимое дело, работу».

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности незрячего человека и составляет основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Разделяют два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности - средства. В этой связи респондентам было предложено указать на приоритетные терминальные и инструментальные ценности.

Как показало исследование терминальных ценностей, наиболее важно для незрячих людей - здоровье (36 %). Также выделяются жизненная мудрость (18 %), материально обеспеченная жизнь (11 %) и интересная работа (10 %), несколько ниже процент наличия хороших и верных друзей, продуктивной жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) и счастливая семейная жизнь (по 6 %). Настораживает тот факт, что достаточно редкими ответами оказались уверенность в себе (4 %), возможность творческой деятельности (2 %) и счастье других (1 %). Отсутствие уверенности в себе не способствует умению настоять на своем и не отступать перед трудностями.

Анализ инструментальных ценностей показывает, что на первое место незрячие поставили воспитанность (28 %), жизнерадостность (24 %) и образованность (17 %). В этой связи интересна высокая позиция такой ценности, как жизнерадостность, так как ее выделение является прямым следствием успешной адаптации незрячих людей. В меньшей мере для них важны чуткость и ответственность (по 7 %), честность (6 %). На последнем месте оказались ответы «твердая воля» (4 %), «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» (3 %) и «терпимость, широта взглядов» (по 2 %). Как и в случае с терминальными ценностями, отсутствие твердой воли и смелости в отстаивании своего мнения еще раз подтверждает то, что незрячие люди, как правило, не могут настоять на своем и отступают перед трудностями.

На основе проведенного социологического исследования нами были выявлены следующие особенности ценностных ориентаций незрячих и слабовидящих людей: в условиях ухудшения или утраты зрения такая категория ценностей, как «здоровье», не только не теряет своей значимости, но даже, наоборот, по сравнению с оценкой этой категории ценностей зрячими людьми становиться еще более важной. Большие надежды незрячие возлагают на семью, так как в условиях ухудшения или утраты зрения, как и в условиях отсутствия работы, значимость семейных ценностных ориентаций оказывается особенно важной. Работа у незрячих людей стоит на третьей позиции, что объясняется «низкой» пенсией и, как следствие, необходимостью дополнительного материального дохода.

Ссылки:

1. Добровольская Т.А. Инвалид и общество: соци- 1.

ально-психологическая интеграция // Социологические исследования. 1991. № 5. С. 3-8.

2. Журкова Н.П. Основы реабилитации инвалидов 2.

по зрению // Социальная работа глазами студентов : межвузовский студенческий семинар «Школы профессионального мастерства».

1998. С. 96-104.

3. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов,

2003. 255 с.

4. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания.

2001. № 1. С. 6-7.

5. Лебедева С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации // Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы / сост. С.С. Лебедева. СПб., 1998.

References (transliterated):

Dobrovol' skaya T.A. Invalid i obshchestvo: sotsi-al ' no-psihologicheskaya integratsiya // Sotsiolog-icheskie issledovaniya. 1991. No. 5. P. 3-8. Zhurkova N.P. Osnovy reabilitatsii invalidov po zreniyu // Sotsial' naya rabota glazami studen-tov : mezhvuzovskiy studencheskiy seminar «Shkoly professional' nogo masterstva». 1998. P. 96-104.

3. Zaytsev D.V. Sotsial' naya integratsiya detey-invalidov v sovremennoy Rossii. Saratov, 2003. 255 p.

4. Kulyutkin Y., Tarasov S. Obrazovatel' naya sreda i razvitie lichnosti // Novye znaniya. 2001. No. 1. P. 6-7.

5. Lebedeva S.S. Aktual' nye problemy obrazovaniya invalidov kak sredstva ih sotsial' noy adaptatsii // Obrazovanie kak sredstvo sotsial' noy adaptatsii invalidov: opyt i perspektivy / comp by. S.S. Lebedeva. SPb., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.