Научная статья на тему 'Интеграция интернет-ресурсов как инновационной обучающей технологии в профессиональном образовании'

Интеграция интернет-ресурсов как инновационной обучающей технологии в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
308
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сахарова Н. М.

Изучаются проблемы интеграции интернет-ресурсов как инновационной обучающей технологии в профессиональном образовании. Общество глобальной компетентности, информационные и коммуникационные технологии в образовательных процессах активизируют обучение студентов, их профессиональное развитие. Информационная среда развивает практикоориентированную модель образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция интернет-ресурсов как инновационной обучающей технологии в профессиональном образовании»

УДК 37.014.5

Н.М. Сахарова

ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Изучаются проблемы интеграции интернет-ресурсов как инновационной обучающей технологии в профессиональном образовании. Общество глобальной компетентности, информационные и коммуникационные технологии в образовательных процессах активизируют обучение студентов, их профессиональное развитие. Информационная среда развивает практикоориентированную модель образовательной программы.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, образовательные процессы, профессиональное образование, профессиональное развитие, информационная среда.

~П глобальной сети можно найти весьма многообразную ин--Я-М формацию. Несомненно, положительным фактором следует считать разнообразие мнений, представленных в Internet. Но возможность свободного размещения любой информации в Сети Intemet ставит под вопрос качество информации. Информация может быть некомпетентной, непрофессиональной, реакционной. Она может быть существенно искажена, особенно если целью ее создания были необходимость кого-либо убедить в чем-либо, продать что-либо или сформировать и/или изменить точку зрения. Для использования релевантной информации, необходимо быть уверенным в том, что качество информации соответствует целям и задачам пользователя. Большинство западных университетов с конца 1990-х годов имеют службу научной информации, в рамках которой квалифицированные библиотечные работники, библиографы и специалисты разрабатывают критерии, применяющиеся при оценке качества информации, и дают рекомендации по их использованию [4]. Оценивая ресурсы, используемые при написании научного труда, статьи, исследования или практического руководства, а также ресурсы, которые в оригинальном или переработанном виде становятся учебными материалами, иллюстрациями учебных изданий и пр., применяются разные критерии, а одни и те же критерии имеют разный вес.

Интернет представляет собой огромную сеть растущего числа информационных ресурсов, особенностью которых является необходимость для пользователей самостоятельно оценивать и отбирать материалы. Ряд закономерностей и качественных характеристик информационного пространства в рамках сети Интернет сводятся к необходимости приобретения пользователями навыков осознанного и правильного формулирования запроса поиска и методики поиска. При эффективном поиске возрастает доля, прежде всего, релевантной, следовательно, по ряду параметров «качественной» информации. Интернет-ресурсы, привлекаемые в образовательных целях при обучении различным дисциплинам, имеют свою специфику. Качество информации, то есть контент, играет определяющую роль, но, на наш взгляд, именно качество информации может стать дополнительным стимулом для студентов.

Во-первых, качественная информация может поддержать интерес к материалам. Такая информация помогает расширять кругозор студентов, способствуя профессионализации, что имеет значение при подготовке специалистов во всех областях.

Во-вторых, при подготовке специалистов в различных областях качественная информация по специальности на иностранном языке может служить мотивацией для студентов осмысленно изучать язык.

В-третьих, низкие показатели по такому критерию качества как «объективность информации» могут сводить на нет воспитательные задачи учебного процесса. При всем многообразии критериев оценки интернет-ресурсов, оценка их качества проводится по трем основным направлениям: 1) оценка контента; 2) оценка взаимодействия пользователей с контентом и сервисами порталов; 3) оценка информационной архитектуры. Для проведения таких оценок изучаются качественные и количественные характеристики информационных ресурсов (ИР), особенно по второму и третьему направлениям.

1. Направление характеризуется большим количеством критериев, которые в основном не имеют количественных параметров. Наиболее субъективное и трудоемкое направление. По сути, пользователь должен одновременно выступать как читатель, эксперт, рецензент и цензор.

2. Оценка пользовательских характеристик интернет-ресурсов. Этим методам соответствует английский термин usability

- «общее удобство», который служит для определения того, насколько удобно пользователю работать с контентом, насколько логично, последовательно и структурировано построен контент; рассматривает субъективные характеристики с точки зрения принципов эргономики (графика, дизайн, цветовое решение, восприятие и однозначность меню и структурных элементов). В рамках этого направления анализируются и оцениваются поисковые и сервисные составляющие ресурса.

3. Оценка информационной архитектуры. Здесь анализируется качество организационной структуры ресурса. Для целей, рассматриваемых в настоящей статье, наиболее важны критерии первого направления, хотя при комплексной оценке сочетаются все три подхода. Пользовательские характеристики во многом зависят от информационной архитектуры. Работа создателей интернет-ресурсов нацелена на достижение целей, определяемых информационными потребностями пользователей, а последние ограничиваются возможностями информационной архитектуры на данный момент времени. Для упрощения оценки качества ИР для образовательных целей рассмотрим совокупность важнейших критериев, которые позволяют при сравнительно небольших временных затратах, определять качество ресурса.

На начальном этапе отбора материалов для обучения важны такие критерии, как краткое описание содержания ресурса (от ключевого слова до аннотации), целевая аудитория ресурса, видеоэкология (размер и цвет шрифта, фон и их влияние на глаза пользователя) и др. Первым и самым важным критерием качества информации является ее авторитетность, которая определяется тем, кто является ее автором, и кто ее издает. Для пользователя повышается доверие к информации, если: автор - известный в своей области и/или признанный авторитет/эксперт; ресурс имеет гиперссылки на интернет-доку-менты, вызывающие у читателя доверие, или на официальные сайты организаций, авторитетных в соответствующей области; документ содержит биографические сведения об авторе, включая занимаемую автором должность, место работы, адрес учреждения, регистрационную информацию (о фирме) и пр.; биографическая информация содержится на официальных сайтах, связанных с данной страницей или сайтом гиперссылкой; биографическая информация подтверждает авторитетность автора; на странице или сайте содержатся почтовый или электронный адрес, 306

контактные телефон(ы), указано место работы автора, т.е. имеется возможность лично связаться с автором и выяснить его профессиональную компетенцию.

Компетентность автора, знание дисциплины или вопроса подтверждают многочисленные ссылки и гиперссылки и знакомство автора с библиографией по теме. Необходимо обратить внимание на то, на сайте какой организации размещена информация, если это не личная домашняя страница. На вебстранице или сайте, как правило, публикуется информация о спонсорах, организаторах и авторах данного ресурса [1]. Если информация отсутствует - это серьезный повод считать данный сайт или вебстраницу не заслуживающими доверия. Если это сайт известной организации или электронная версия популярной газеты или журнала, читатель исходит из предположения, что любой уважающий себя издатель перепроверяет то, что издает, поскольку он несёт ответственность за информацию. Научные журналы издают статьи только после соответствующего рецензирования. Труднее с теми изданиями, которые издаются исключительно в электронной форме. Таких изданий в Сети абсолютное большинство. Важным представляется любая информация, которую можно выяснить об издателе. Если возможно, надо ответить на вопрос о том, «имеет ли издатель достаточную квалификацию, чтобы издавать/размещать в Интернете информацию по данной теме?» Влияние на качество информации, ее контент оказывает домен, на котором размещен сайт, содержащий тот или иной ИР. Так, коммерческие и сетевые домены способствуют развитию бизнеса и продвижению товаров, отличительной чертой таких сайтов будет платная информация. Бесплатно на них можно получить только рекламную информацию. Образовательные домены, как правило, способствуют распространению знаний и поддерживают систему образования [3]. На сайтах можно найти много качественной информации бесплатно. Правительственные домены, как и домены общественных организаций и ассоциаций, вывешивают бесплатную информацию, но она часто политизирована и может носить пристрастный характер, выражать какую-либо конкретную точку зрения в категоричной форме. Правительственные домены часто включают статистику, общественную информацию, данные о туризме и для туристов. В каждом конкретном случае информация должна рассматриваться всесторонне и критично с точки зрения потребностей пользователя. Следующим немаловаж-

ным критерием является объективность информации. Информация редко бывает нейтральной. Она, как правило, представляет точку зрения. Поскольку информацию в сети разместить легко, то в Интернете можно найти самые разные точки зрения и взгляды. Всегда надо учитывать источник информации. Информация возможно необъективна, если: мнение, точка зрения или программа поддерживаются без подтверждения документированными фактами и доказательствами; реклама не четко отделяется от контента. Спонсор продает товар или услугу, имеющие отношение к контенту [5].

Для повышения заинтересованности студентов в процессе обучения и, следовательно, эффективности обучения следует обратить внимание на оформление и экспрессивность отобранного ресурса. Это поможет преодолеть монотонность обучения. В тоже время надо помнить, что при большом интересе к нетрадиционной форме учебных материалов, невозможно удерживать внимание студентов мультимедийными или сетевыми ресурсами бесконечно долго. Студенты достаточно быстро устают и от ярких, информационно насыщенных материалов. Необходимо очень аккуратно инкорпорировать интернет-ресурсы в курс обучения, чередовать их с традиционными видами работы. Кроме качества информации, важно, насколько легко можно найти и использовать ресурс. Время на инструктирование студентов и овладение программой должны быть ничтожно мало по отношению к общему времени обучения с использованием ресурса и упомянутой программы. Если ценность ресурса велика, а для его технического освоения требуется существенное время, то есть несколько вариантов использования. Во-первых, материал может быть использован во внеаудиторное время и снабжен подробными и четкими техническими указаниями, как его использовать. Во-вторых, материал может быть препарирован таким образом, чтобы за счет сокращения технических сложностей сделать материал более доступным. Например, технически сложный поиск/ загрузку материала может взять на себя преподаватель. В аудитории материал может быть использован, в частности, в скопированном виде или демонстрироваться с компьютера преподавателя.

1. Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: Монография. - М.: МГИМО-Университет, 2007.

2. Розова Т., Ивашова В. Современная стратегия управления качеством в вузе. // Высшее образование в России, № 2, 2006, с. 122-125.

3. Хохряков П. Фокус МВА - практика. // Бизнес-образование, № 174,17.09.2007, с.4.

4. Стэнли Э. Портни Управление проектами для "чайников" = Project Management For Dummies. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 368. — ISBN 0-7645-5283-X.

5. Рассел Д. Арчибальд Управление высокотехнологичными программами и проектами = Managing High Technology Programs and Projects. — М.: «Академия АйТи», 2004. — С. 472. — ISBN 5-98463-002-3. Ш

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ --------------------------------------------

Сахарова Н.М. - аспирант кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО «Институт управления и права» г. Москва, pedagogikanet@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.