Научная статья на тему 'Интеграция форм регулирования в смешанной экономике'

Интеграция форм регулирования в смешанной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капанова С. Т.

В статье осуществлено обоснование механизма регулирования современной рыночной экономики. Проанализированы особенности стихийного рыночного саморегулирования, сознательного государственного регулирования и корпоративного регулирования рыночного хозяйства. Значительное внимание уделено выяснению путей и способов оптимизации сочетания государственного и рыночного регулирования смешанной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция форм регулирования в смешанной экономике»

Капанова С.Т.

ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье осуществлено обоснование механизма регулирования современной рыночной экономики. Проанализированы особенности стихийного рыночного саморегулирования, сознательного государственного регулирования и корпоративного регулирования рыночного хозяйства. Значительное внимание уделено выяснению путей и способов оптимизации сочетания государственного и рыночного регулирования смешанной экономики.

При научной разработке и обосновании большинства проблем микро- и макроэкономики возникает ряд общих вопросов, без выяснения которых трудно добиться быстрого положительного результата в конкретной области экономического знания. К их числу как раз и относятся общеметодологические вопросы, связанные с регулированием экономики. В данной работе осуществлен анализ сущности и форм регулирования экономики, места и роли отдельных форм регулирования в хозяйственном механизме общества, а также направлений оптимизации соотношения рыночного и государственного регулирования экономики.

Регулирование как общеродовое понятие представляет собой упорядочение, согласование, координацию чего-нибудь1. Применительно к экономике регулирование - упорядочение, обеспечение согласованности экономических процессов, общественного воспроизводства. В экономике, как представляется, существуют три основных органически взаимосвязанных между собой вида и, соответственно, способа упорядочения, координации хозяйственной жизни: стихийное рыночное регулирование, сознательное централизованное регулирование и сознательное децентрализованное регулирование.

Стихийный способ формирования устойчивых организационных форм характерен для природы вообще и для рыночных механизмов в частности. Рынок - целостная самоорганизующаяся система взаимодействующих хозяйствующих субъектов-конкурентов. Спонтанная упорядоченность, саморегулирование на рынке достигается в основном при помощи трех механизмов - свободной конкуренции, денег и денежных форм (цена, процент, заработная плата, прибыль, арендная плата и др.), взаимодействия спроса и предложения на товары и услуги. Рыночная самоорганизация общественного производства приводит в соответствие макроэкономические пропорции, оптимизирует и рационализирует хозяйственные связи, стимулирует

производителей к эффективному удовлетворению потребительского спроса.

Сознательное централизованное регулирование экономики любого типа осуществляется государством. Государственное регулирование экономики - централизованное целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспечения стабильного, устойчивого и эффективного функционирования рыночного хозяйства. Достижение этих целей создает благоприятные предпосылки для реализации других целей национальной экономики, включая повышение уровня благосостояния населения, сглаживание социальных конфликтов. Государственное регулирование экономики выступает в форме административного регулирования, экономического регулирования, административно-экономического регулирования.

Государственное административное урегулирование основано преимущественно на административно-правовом подчинении хозяйственных субъектов органам государственной власти. Административные методы реализации экономической политики опираются на принудительную силу приказов, команд и призваны обеспечить обязательное и точное выполнение принятых инструкций, указов, постановлений. В централизованно управляемом хозяйстве регулирующие функции государства реализовывались в основном при помощи административных методов, рыночные регуляторы оказались подавленными и использовались в ограниченных масштабах. В современном рыночном хозяйстве сфера применения административных методов ограничена в основном государственным сектором экономики. Этот сектор включает следующие типы предприятий: государственные корпорации (акционерные общества), действующие на принципах коммерческого расчета; предприятия в отраслях производственной инфрастуктуры, так называемые «естественные монополии»; предприятия и организации в сфере социальной

1 См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994. Т. 3. С. 1315.

инфраструктуры; смешанные государственно-частные предприятия.

На базе товарно-денежных отношений широко применяются экономические методы государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночных решений. Экономические, косвенные методы государственного регулирования воздействуют на поведение, мотивацию участников хозяйственной жизни через использование конкретных форм рыночных отношений: цены, кредит, финансы, налоги, тарифы, субсидии, трансфертные платежи и др.

В хозяйственной практике сложно вычленить формы государственного регулирования в чистом виде - они взаимодополняют друг друга. В современных условиях появились новые его виды, переходные формы, синтезирующие элементы рыночных и административных связей. Это дает основание выделить административно-экономические методы в самостоятельную форму государственного регулирования. К таким методам и инструментам можно отнести участие государства в управлении АО, где имеется государственный пакет акций; государственные заказы и контракты для выполнения определенных работ, государственный контроль за кредитно-денежной системой, доходами, ценообразованием и др.

Следует подчеркнуть, что сейчас важно не то, какие формы государственного регулирования преобладают, а каково качество, эффективность государственного вмешательства в рыночные процессы при том или ином наборе методов и инструментов государственного воздействия на экономику.

Сознательное целенаправленное регулирование экономических процессов на микроуровне осуществляется самими хозяйствующими субъектами. Предприятия самостоятельно решают все основные производственные, инвестиционные, финансовые, социальные и другие вопросы. Они осуществляют сознательное рыночное саморегулирование по двум направлениям: внутреннее и внешнее упорядочение хозяйственных отношений.

Организация внутрихозяйственных отношений осуществляется преимущественно посредством административных методов управления. Главной формой организации предприятия в современных условиях выступают корпорации - крупные производственные комплексы в виде акционерных обществ, концернов, холдингов, ассоциаций, финансово-промышленных групп. Корпорации как самоуправляющиеся иерархические системы широко используют научно обоснованные

приемы и методы менеджмента, маркетинга, планирования, прогнозирования, они осуществляют эффективную координацию деятельности многих фирм, которые либо входят в их состав, либо взаимодействуют с корпорациями на договорных основах. Внутреннее саморегулирование в рамках крупных корпораций способствует планомерной деятельности данных производственных комплексов и значительно ограничивает проявления стихийности в рыночном хозяйстве.

Внешнее саморегулирование на микроуровне осуществляется посредством целенаправленных сознательных действий по приспособлению к стихийным рыночным процессам. Стабилизация положения предприятия на рынке, снижение рисков осуществляются путем изучения многообразных факторов, влияющих на состояние рынка, а также установления долгосрочных хозяйственных взаимосвязей с другими фирмами.

Таким образом, предприятие не только подчиняется существующим экономическим отношениям, но и само формирует их, формирует ту среду, в которой функционирует. Влияние предприятия на среду возрастает, когда оно интегрировало в себя достаточное количество ресурсов и обладает высоким социально-экономическим потенциалом.

Реализация механизма влияния предприятия на внешнюю среду осуществляется через следующие формы:

- реклама, которая изменяет среду функционирования предприятия посредством сигналов о качестве товара, возведения барьеров входа на рынок предприятий-конкурентов, формирования доверительных отношений с потребителями и поставщиками;

- «связи с общественностью», которые устанавливают и поддерживают систему коммуникаций с контрагентами предприятия с целью формирования репутации, благоприятного общественного мнения о предприятии, что укрепляет доверительные партнерские отношения в сети взаимодействующих с предприятием агентов и контрагентов;

- лоббирование своих интересов во властных структурах с целью получения субсидий, привилегий и льгот в виде регулирования местных рынков, льготного кредитования и налогообложения, таможенных пошлин и квот, прямых бюджетных дотаций, принятия антимонопольных законов и исключений из них, сокрытия прибыли от налогообложения и др.;

- долгосрочные контракты с поставщиками и покупателями, которые изменяют внешнюю среду через ограничение реакций партнеров на измене-

ВЕСТНИК ОГУ Г2003 1 27

ние ситуации, согласование взаимных обязательств, на основе которых усиливается координация и интеграция между ними. Все это способствует формированию устойчивой сети взаимодействующих предприятий;

- создание профессиональных ассоциаций, которые налаживают взаимодействие, координацию предприятий - членов ассоциации, защищают их права и интересы в законодательных, исполнительных и правоохранительных органах, влияют на общественное мнение. В общероссийском масштабе действуют следующие общественные объединения товаропроизводителей: Координационный совет отечественных товаропроизводителей, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Агропромышленный союз России. На отраслевом и региональном уровнях действуют Ассоциация финансово-промышленных групп, Лига содействия оборонным предприятиям, Союз производителей нефтегазового оборудования, Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков, Союз золотопромышленников, Ассоциация малого и среднего предпринимательства, Союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности и др.

Существенные коррективы в механизмы микроэкономического регулирования вносит деятельность современных транснациональных корпораций, которые занимают господствующее положение в современной мировой экономике. Анализ их деятельности убедительно показывает, что сам термин «микроэкономика» не совсем уместен для организационных структур, действующих в глобальном экономическом пространстве. Транснациональные корпорации активно влияют на социально-экономические процессы как на локальном уровне, так и на уровне отдельных отраслей и регионов. Рассмотренные координирующие механизмы сужают сферу действия рыночной стихии и позволяют сохранить долгосрочное устойчивое положение предприятия на рынке.

Та или иная комбинация сознательного государственного и индивидуально-рыночного регулирования хозяйственных процессов и характеризуется понятием «регулируемый рынок», а в совокупности со стихийным саморегулированием рыночных отношении выражается в таком обобщающем понятии, как регулирование экономики. Эти же три процесса в совокупности и органической связи, на наш взгляд, образуют хозяйственный механизм общества.

Хозяйственный механизм есть взаимопереплетение и взаимодополнение конкурентно-рыночной, корпорационной и государственной форм регули-

рования. Соотношение данных форм подвижно и определяется конкретно-историческими условиями и факторами развития страны на разных его этапах. Формирующийся в России хозяйственный механизм - это органическая целостная система, служащая формой движения и разрешения противоречий общественных и частных начал, общественных и частных интересов. Общественный интерес реализуется через спектр форм государственной и коллективной собственности, государственных и коллективных предприятий, государственного регулирования. Частные интересы реализуются через совокупность форм частной собственности, частного предпринимательства, корпоративного и рыночного регулирования.

Вместе с тем, исходя из материалистического понимания исторического развития общества, правомерно утверждать, что ведущую роль в хозяйственном механизме играет рыночное саморегулирование экономики. Под воздействием имманентных рынку законов и механизмов стихийно устанавливаются макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и предложением, сбалансированные (равновесные) цены, процент, заработная плата и др., развивается конкуренция, выравниваются условия хозяйствования, оптимизируются размеры фирм в разных сферах народного хозяйства, оптимизируются важнейшие народнохозяйственные пропорции. Важно подчеркнуть, что эффективное функционирование и регулирование экономики происходит в этом случае спонтанно, при минимуме затрат со стороны государства, без создания для этих целей специальных государственных органов управления и регулирования. Государство, как известно, занимает свою нишу в удовлетворении общественных потребностей в соответствии с критериями экономической и социальной эффективности, оно призвано корректировать самоорганизующуюся рыночную систему. Это означает, что хозяйственно-политические решения должны приниматься и осуществляться в рамках системы рыночной экономики, то есть не должны угнетать основополагающие механизмы саморегулирования -свободу конкуренции, предпринимательства, ценообразования, взаимодействия спроса и предложения и др.

Таким образом, главной методологической основой анализа рассматриваемой проблемы является признание ведущей роли рыночного саморегулирования и необходимости государственного корректирующего воздействия на развитие рыночных отношений.

Исходя из указанного методологического подхода, можно выделить следующие направления оптимизации сочетания государственного и рыночного регулирования экономики.

1. Теоретические и эмпирические исследования, проведенные во многих странах, позволили выделить в основном четыре стратегические цели, за реализацию которых государство несет ответственность: умеренный и стабильный экономический рост; высокий уровень занятости; стабильность цен и валюты; внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей создает необходимые и достаточные предпосылки для успешного функционирования рынка.

2. Максимальное развитие рынка (стихийное и сознательное) и ограничение государством стихийных проявлений. Максимальное развитие рыночных отношений стихийным путем обеспечивается на основе реализации цели капиталистического производства - максимизации массы и нормы прибыли. Это сопровождается расширением спроса и предложения, дифференциацией и интеграцией предпринимательства, расширением и интенсификацией конкуренции, тенденцией к сбалансированности основных макроэкономических пропорций и т. д. Максимальное развитие рыночных отношений обеспечивается также путем целенаправленных действий государства по формированию и развитию важнейших атрибутов рыночной экономики: частной собственности на средства производства, свободы движения факторов производства, конкуренции, либерализации хозяйственной жизни общества.

Негативные последствия максимального развития рыночных отношений выражаются в экономических кризисах, искажении конкуренции, раз-балансированности между товарной и денежной массой и др. Вот почему максимальное развитие (стихийное и сознательное) рыночных отношений необходимо сочетать с государственным ограничением стихийных рыночных проявлений. Государство призвано помочь рыночным силам сбалансировать спрос и предложение (в том числе и на финансовом рынке), ограничивать неэкономические методы конкурентной борьбы, предотвращать массовые банкротства рыночных субъектов, проводить антиинфляционную политику и др.

3. Достижение оптимальности в повышении эффективности рыночных отношений самим рынком с рациональным государственным регулированием данного процесса. Законы рынка обеспечивают интенсификацию производства, рациональное использование ограниченных ресурсов,

оптимизацию сочетания факторов производства, эффективное удовлетворение потребительского спроса, оптимизацию важнейших народнохозяйственных пропорций в соответствии с рыночными критериями. Вместе с тем рыночные механизмы не обеспечивают эффективного использования и распределения ограниченных ресурсов в некоторых важных сферах народного хозяйства. Поэтому и необходимо сочетать рыночное саморегулирование роста эффективности экономики с государственным регулированием данного процесса. Речь идет прежде всего об участии государства в оптимизации размещения различных видов ресурсов по отраслям и регионам страны, рационализации потребления важнейших видов ресурсов, развитии материальной и социальной инфраструктуры, в улучшении хозяйствования на предприятиях различных форм собственности, в регулировании научно-технических исследований, а также в удовлетворении социально значимых потребностей основной массы населения.

4. Сочетание усилий рыночных контрагентов в удовлетворении социальных потребностей населения с разумной социальной защитой предпринимателей и населения со стороны государства от негативных последствий рынка. Предпринимательские структуры (в особенности это относится к малому и среднему бизнесу) принимают активное участие в решении проблемы занятости, повышения уровня доходов трудоспособного населения, подготовки высококвалифицированных кадров. Государственная помощь предпринимательству и населению выражается в стимулировании предпринимательской деятельности, селективной защите рынка от иностранной конкуренции, оптимизации налоговой системы, компенсации и индексации доходов, трудоустройстве безработных, проведении природоохранных мероприятий и др.

5. Взаимодействие автоматических встроенных стабилизаторов (налоги, госзаказы, инвестиции, субсидии и т. д.) с целенаправленным государственным регулированием экономической конъюнктуры.

Под встроенными стабилизаторами понимают свойство налоговой и трансфертной систем к самостоятельной стабилизации, позволяющее корректировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Прогрессивно возрастающие налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем

налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Колебания происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов, что и требуется для стабилизации экономической ситуации2 . Аналогичные механизмы действуют в системе социального страхования, включая пособия по безработице. Налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают в период экономического подъема, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд, предназначенный для социальных выплат, растет в период экономического бума и оказывает сдерживающее влияние на платежеспособный спрос общества и инфляцию. Наоборот, в период низкой занятости резервный фонд более интенсивно используется для социальных выплат, что увеличивает доходы граждан и их потребление, ведет к снижению темпов падения производства. Другие виды социальных пособий по характеру своего действия также относятся к стабилизирующим.

Стабилизирующие функции выполняют государственная финансовая (налоги, госзаказы, инвестиции, субсидии и т. д.) и кредитно-денежная по-

литика. Правильная комбинация автоматических и регулируемых государством стабилизаторов способствует равновесному росту производства.

6. Сокращение государственных расходов, связанных с управлением и регулированием экономики. Такая политика будет способствовать уменьшению налогового бремени на содержание государственного аппарата, ограничению проявления бюрократизма и коррупции, нерационального расходования бюджетных средств, финансовому оздоровлению экономики. Успешное решение данной проблемы возможно только при наличии действенного эффективного контроля со стороны законодательной власти за деятельностью исполнительных органов государственной власти.

Таким образом, преодоление противопоставления государства и экономики, государства и рынка представляется возможным на основе сочетания и эффективного взаимодействия государственного, корпоративного и рыночного регулирования экономики. Это способствует созданию эффективной, социально ориентированной хозяйственной системы, адекватной условиям и задачам современного этапа развития России.

2 Исходя из данного положения, можно сделать вывод, что отказ в России от прогрессивного налогообложения (применительно к подоходному налогу) подрывает механизмы действия встроенных стабилизаторов, направленные на обеспечение устойчивости и стабильности экономики, демпфирование негативных последствий перегрева рыночной конъюнктуры и спада производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.