Научная статья на тему 'Интеграция этико-правовых технологий в практической деятельности регионального журналиста'

Интеграция этико-правовых технологий в практической деятельности регионального журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
238
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МЕДИАСФЕРА / СМИ / ЗАКОН РФ «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА / FEDERAL LAW “ON MASS MEDIA” / JOURNALISM / ETHICO-LEGAL NORMS / SOCIAL INFORMATION / MEDIA SPHERE / MASS MEDIA / PROFESSIONAL CODE OF CONTACT OF A RUSSIAN JOURNALIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федотова Ольга Викторовна

Анализируются особенности функционирования механизмов регуляции и саморегуляции журналистской деятельности, обеспечивающих поддержание в обществе информационного климата на необходимом для его успешного развития качественном уровне, в том числе в региональных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Ethico-legal Technologies in the Practice of a Regional Journalist

The article explores the specifics of workings of mechanisms for regulation and self-regulation in journalism, ensuring a proper sustainable quality level of information awareness necessary for its successful development within a society and specifically in regional mass media.

Текст научной работы на тему «Интеграция этико-правовых технологий в практической деятельности регионального журналиста»

№ 1, 2013

УДК 070.11

ИНТЕГРАЦИЯ ЭТИКО-ПРАВОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТА

О. В. Федотова (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Анализируются особенности функционирования механизмов регуляции и саморегуляции журналистской деятельности, обеспечивающих поддержание в обществе информационного климата на необходимом для его успешного развития качественном уровне, в том числе в региональных СМИ.

Ключевыге слова: журналистика; этико-правовые нормы; социальная информация; медиасфера; СМИ; Закон РФ «О средствах массовой информации»; Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Любая социальная система в целях бесперебойной и успешной жизнедеятельности управляется определенными государственными технологиями одновременно извне и изнутри.Журналистика как приоритетный информационный сегмент гражданского универсума не является исключением из данного правила. Она задействована в важнейшем для общественного развития деле — распространении социальной информации, которая обладает большой убедительной силой, активно воздействующей на массовую аудиторию.

Социальная информация, тиражируемая прессой, способна существенно изменить образ мыслей каждого человека и общественное мнение в целом. Непрерывно протекающий в обществе массово-информационный процесс не может быть пущен на самотек — в силу своей важности он регулируется и саморегулируется соответствующими социальноуправленческими механизмами внешнего и внутреннего характера. Роль данных механизмов состоит в поддержании в обществе на высоком качественном уровне информационного взаимодействия. Это необходимо универсуму для того, чтобы, как верно заметил В. Г. Афанасьев, «успешно выполнять свою социальную роль, управлять многочисленными объектами окружающего мира, управлять самим собой, коллективами людей» [2, с. 24].

В непосредственной социальной практике постоянно возникают требующие оперативного разрешения проблемы ин-

троекции в журналистскую деятельность, с одной стороны, этических норм, а с другой — правовых уложений.

Этические нормы средств массовой информации (СМИ) выступают в качестве идеологической основы саморегуляции деятельности прессы. Их значение обусловлено тем, что журналистика является профессией массово-воспитательной: прямо либо косвенно участвует в социализации (воспитании) групп людей разных возрастов.

Еще в начале XIX в. А. С. Пушкин, говоря о недостаточности регулирования деятельности прессы только правовыми уложениями и о необходимости наличия для этой цели в обществе этических правил, отмечал: «...сочинения Видока не оскорбляют ни господствующей религии, ни правительства. со всем тем, нельзя их не признать крайним оскорблением общественного приличия. Не должна ли гражданская власть обратить мудрое внимание на соблазн нового рода, совершенно ускользнувший от предусмотрения законодательства?» [4, с. 13 0].

В сущности, журналистская деятельность сродни учительству, с последним ее объединяет общий объект — человек. Любой журналист-профессионал «слагается» из социального моралиста и тонкого стилиста. В роли социальных моралистов выступают фактически все журналисты, на какой бы тематике они ни специализировались.

Основной целью работников прессы является достижение обществом и индивидом высоких образцов нравственно© Федотова О. В., 2013 113

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

сти как прочного фундамента человеческого общежития. Это обстоятельство указывает на необходимость и важность профессионального образования журналистов, тем более что работник СМИ с соответствующим дипломом, как правило, имеет более четкие представления о моральной составляющей своей профессии.

Можно предположить наличие в функциональном арсенале СМИ двух видов воздействующего «оружия»: морали и слова. Первое считается идейным (воспитательным), второе — техническим (инструментальным). В названной «сцепке» безусловный приоритет отдается морали, подаваемой в виде «императивной нравственности». Последняя побуждает гражданина, чиновника, политика — не силой власти, а силой примера (антипримера) — поступать с учетом норм и правил социально разумного поведения.

С инструментальной точки зрения пресса не обладает повелительно-прагматическими свойствами законодательной, исполнительной и судебной власти, так как не имеет соответствующих рычагов воздействия на нарушителей. Она лишь может, помимо нейтральной констатации, одобрить или осудить факт, событие, тенденцию действительности и на основе публично высказанных моральных настояний понудить силой общественного мнения какой-либо социальный институт, группу, индивида к определенным переменам в сознании и поведении.

Правовые нормы социума крайне необходимы в качестве идеологической основы регуляции деятельности прессы (извне), поскольку журналистика является профессией социально-управленческой: путем формирования общественного мнения она прямо или косвенно регулирует решения и действия органов власти и общественных институтов. С правом — фундаментом всякого управления — у прессы отношения потенциально конструктивные.

Последнее словосочетание употреблено не случайно, поскольку со знанием основ техники информационной безопас-

ности, правовой набор которых сосредоточен в Законе РФ «О средствах массовой информации» и ряде смежных законов, у региональных журналистов дело сегодня обстоит не совсем благополучно.

Начиная с 1998 г. автор ежегодно осуществляет мониторинг ведущих изданий Республики Мордовия (включающий опрос журналистов и анализ публикаций) на предмет их соответствия профессиональным, правовым и этическим нормам. Результаты исследований свидетельствует о том, что проблема нарушения этих норм в течение всего периода наблюдений была актуальной. Например, проведенный в 2012 г. опрос сотрудников пяти республиканских газет («Столица С», «Республика молодая», «Известия Мордовии», «Вечерний Саранск», «Сударыня») показал, что среди них только каждый шестой (в 2009 г. — каждый четвертый) имеет определенное представление о правах и обязанностях журналиста, изложенных в Законе РФ «О средствах массовой информации».

Вероятно, отсюда берет начало некоторая однобокость судебных разбирательств в нашем регионе, связанных с деятельностью печати, радио, телевидения. Практически все предъявленные иски «обвиняют» журналистов в нанесении персонажам медиатекстов морального вреда. Видимо, тем же объясняется и неадекватное с правовой точки зрения поведение журналистов в рабочих ситуациях, связанных со сбором, обработкой и использованием фактурного материала.

Безусловно, этика в журналистике — как средство ее регуляции и саморегуляции — «добирает» то, что остается за рамками права, и эта ее функциональная нравственно-юридическая синкретич-ность вполне закономерна и согласуется с канонами прогрессивного общественного развития. Не случайно еще Б. Спиноза заметил: «Кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их» [5, с. 239]. При этом право в большей степени задействуется в целях регуляции деятельно-

ІІІІ1ІІІІИІІШ № 1,

сти прессы, а этика — в целях ее саморегуляции.

Фактически единый, постоянно корректирующий медиасферу механизм, действие которого базируется на синтезе права и этики, образуется в результате применительной практики, связанной с использованием двух основных документов, регламентирующих сегодня деятельность журналистов на территории России, — Закона РФ «О средствах массовой информации» (окончательно принят с многочисленными поправками 27.12.1995 г.) и Кодекса профессиональной этики российского журналиста (утвержден Конгрессом журналистов России 23.06.1994 г.). Причем если первый документ регулярно корректируется с учетом динамики жизненных реалий, то второй на протяжении длительного времени остается без изменений.

Автором впервые был проведен полный анализ положений и норм названных документов с точки зрения общего и различного в вопросах профессиональной этики журналиста. Хотя Закон РФ «О средствах массовой информации» (далее — Закон) носит обязательный характер, а Кодекс профессиональной этики российского журналиста (далее — Кодекс) — рекомендательный, при их сравнении явственно проступает общая конструктивная природа, обусловленная ярко выраженной общественной заботой об особо значимом предмете журналистской профессии — человеке. Несмотря на то что четко прописанные юридические санкции за несоблюдение положений профессиональной этики, указанных в Кодексе, нигде не зафиксированы, нарушение установок, данных этим документом, как правило, не приветствуется в журналистской среде. Кроме того, многие пункты Кодекса имеют свой аналог в статьях Закона и обретают в этой связи весьма действенную юридическую силу.

«Пересечение» правового (регуляция) и этического (саморегуляция) полей современной прессы обнаруживается во многих пунктах действующих законодательных документов, например, по такому фундаментальному основанию бытия медиасферы, как недопустимость цензу-

ры. В п. 2 Кодекса говорится о том, что приоритетом в выполнении своего профессионального долга для журналиста значится только юрисдикция своих коллег, в то время как попытки давления и вмешательства со стороны властных структур должны полностью исключаться [1, с. 215]. О том же говорится в ст. 3 Закона, с единственным добавлением — о категорическом наложении запрета на всяческие попытки должностных лиц воспрепятствовать распространению нежелательных, с их точки зрения, сообщений и материалов [3].

Еще одна сущностно-функциональная «стыковка» права и этики прессы отмечается в реализации двух важных для ее эффективной работы положений, которые касаются недопустимости злоупотребления свободой массовой информации и возможности опровержения опубликованных в СМИ недостоверных сведений. В частности, ст. 4 Закона носит ярко выраженный запретительный характер. Здесь трактуется понятие категорической недопустимости использования прессы для совершения преступлений, для призывов к свержению государственного строя и т. д., декларируется запрет на использование печати, радио, телевидения для распространения публикаций и передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. В ст. 43 четко оговариваются права каждого гражданина Российской Федерации на опровержение появившихся в прессе сведений, порочащих честь и достоинство личности [3]. В то же время в п. 3 Кодекса упоминаются такие моменты, как строжайшая недопустимость искажения фактов и полное неприятие клеветы со стороны журналиста. Если же это произошло, то журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические или аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала [1, с. 216].

Другой общий момент правовой регуляции и дополняющей ее этической саморегуляции прессы наблюдается в сходных трактовках в обоих документах важного для ее работы положения о конфиденциальной информации. В п. 4 Кодек-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

са подробно описывается вариант поведения журналиста по отношению к источнику информации, полученной конфиденциальным путем, говорится о том, что никто не имеет права заставлять журналиста раскрыть свои профессиональные секреты получения нужных сведений. Исключение составляет только тот вариант развития событий, когда раскрытие источника информации представляет собой единственную возможность избежать неминуемого вреда для жизни людей [1, с. 216].

Отметим, что в Кодексе недостаточно четко прописаны основания для раскрытия анонимного источника информации. Кроме того, под фигурирующие в документе определения «искажение истины», «опасность для людей» легко «подгоняется» множество не имеющих прямого отношения к данной нравственной норме ситуаций. Следовательно, положение Кодекса о конфиденциальной информации с этической точки зрения нуждается в дальнейшем рассмотрении и дополнении. Наоборот, в Законе четко оговариваются условия, при которых анонимный источник информации должен быть непременно «засвечен» на широкой публике. Таким значимым основанием признается исключительно требование суда в связи с находящимся в судебном производстве делом.

Этико-правовая взаимосвязь многообразных функциональных аспектов журналистской деятельности наблюдается и в самой ограничительной для прессы сфере, которую отдельные ее практики называют замаскированной цензурой, осуществляемой государством. Речь идет о сдерживающих средствах юридического и нравственного толка (обязанностях журналиста): они цивилизованно упорядочивают работу прессы и предохраняют общество от вполне возможного негативного воздействия с ее стороны.

Из той же ограничительной для прессы сферы функциональное родство этики и права обнаруживается по основанию о недопустимости злоупотребления правами журналиста, в частности об уважении сотрудником средства массовой информации чести и достоинства людей,

становящихся объектом его профессиональной деятельности. В этом случае оба документа — и правовой, и этический — полностью согласуются друг с другом в содержательно-технологическом плане. Так, в соответствии с п. 5 Кодекса, журналист в профессиональной деятельности должен препятствовать любым проявлениям экстремизма в отношении граждан, воздерживаться от любых намеков, имеющих пренебрежительный характер, по поводу их политических убеждений, вероисповедания, расовой принадлежности, избегать вмешательства в частную жизнь человека. Исключением являются особые обстоятельства, связанные с интересами (безопасностью) всего общества [1, с. 216]. Согласно ст. 51 Закона для журналиста совершенно недопустимо пользоваться своими правами в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений или для распространения слухов. Кроме того, категорически запрещается использовать право журналиста с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по национальному признаку, религиозным или политическим убеждениям [3].

Вместе с тем примеров этико-правовой маргинальности в практической деятельности региональных СМИ пока достаточно. Очевидно, что согласованность правового и этического полей целостного механизма регуляции и саморегуляции прессы является необходимой предпосылкой для постоянной санации информационной среды, тем более в современной ситуации, когда общество, хотя и с трудом, но трансформируется в глобальный гражданский универсум. Для подобного переходного состояния характерны, во-первых, непрерывное изменение массмедийной ситуации как в идеологическом, так и в технологическом плане; во-вторых, недостаточная дисциплинированность и моральная устойчивость самого журналистского сообщества, задача которого — гарантированно работать на воспроизводство образцов высокой нравственности, связанное с самосохранением и развитием общества.

11111111111* № 1, 2013

Качественные изменения в области функционирования этико-правовых норм в практической деятельности региональных СМИ возможны лишь в случае актуализации современной правовой исполнительной системы и вузовской системы профессионального журналистского образования в органичном единстве с профессиональным журналистским сообществом, при его активном участии и заинтересованности в результате. Только при таких условиях существует немалая вероятность того, что вместо прежней этико-правовой неопределенности работники массмедиа будут руководствоваться более четкими нравственными ориентирами с позитивным началом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авраамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста / Д. С. Авраамов. — Москва : Изд-во МГУ, 1999. — 220 с.

2. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. — Москва : Политиздат, 1980. — 157 с.

3. Законодательство Российской Федерации

«О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://

www.consultant.ru/popular/smi. — Дата обращения 27.12.2012.

4. Пушкин, А. С. О записках Видока / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений : в 10 т. — Москва ; Ленинград : Наука, 1949. — Т. 10. — С. 129—130.

5. Спиноза, Б. Трактаты / Б. Спиноза. — Москва : Мысль, 1998. — 425 с.

Поступила 06.02.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.