Научная статья на тему 'Интеграция экологического образования и физической культуры для формирования у дошкольников знаний о природе'

Интеграция экологического образования и физической культуры для формирования у дошкольников знаний о природе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1852
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОУ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / CHILDREN''S EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CHILDREN OF JUNIOR PRESCHOOL AGE / PHYSICAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL EDUCATION / PROGRAM OF PHYSICAL AND ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич, Бекчиндаева Эльза Ильхамовна

В статье рассматривается интеграция физической культуры в экологическое образование дошкольников. Определяется необходимость внедрения в процесс физического воспитания новых форм организации и содержания, что позволит повысить качество формирования экологических знаний у детей. Разрабатывается программа физкультурно-экологической работы для детей младшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич, Бекчиндаева Эльза Ильхамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF ENVIRONMENTAL AND PHYSICAL EDUCATION FOR FORMATION OF PRESCHOOLERS’ KNOWLEDGE ABOUT NATURE

This article discusses the integration of physical education and environmental education of preschool children, substantiating the need to implement the new forms of organization and content in the physical education process, which would allow to improve the quality of formation of the children’s environmental awareness. The authors develop a program of physical and environmental education for children of junior preschool age.

Текст научной работы на тему «Интеграция экологического образования и физической культуры для формирования у дошкольников знаний о природе»

УДК 373.21 : 796 Коновалов Игорь Евгеньевич

доктор педагогических наук,

доцент Поволжской государственной академии

физической культуры, спорта и туризма

Бекчиндаева Эльза Ильхамовна

инструктор физической культуры

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ

Konovalov Igor Evgenyevich

D.Phil. in Education Science, Assistant Professor, Volga Region Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Bekchindaeva Elsa Ilkhamova

Instructor of Physical Education

INTEGRATION OF ENVIRONMENTAL AND PHYSICAL EDUCATION FOR FORMATION OF PRESCHOOLERS’ KNOWLEDGE ABOUT NATURE

Аннотация:

В статье рассматривается интеграция физической культуры в экологическое образование дошкольников. Определяется необходимость внедрения в процесс физического воспитания новых форм организации и содержания, что позволит повысить качество формирования экологических знаний у детей. Разрабатывается программа физкультурно-экологической работы для детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова:

ДОУ, дети младшего дошкольного возраста, физическая культура, физическое воспитание, экологическое образование, программа физкультурно-экологической работы.

Summary:

This article discusses the integration of physical education and environmental education of preschool children, substantiating the need to implement the new forms of organization and content in the physical education process, which would allow to improve the quality of formation of the children’s environmental awareness. The authors develop a program of physical and environmental education for children of junior preschool age.

Keywords:

children's educational institutions, children of junior preschool age, physical education, environmental education, program of physical and environmental education.

В связи с увеличением требований к качеству педагогического процесса детей в рамках дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) возрастает роль всех его компонентов, включая экологическое образование и физическое воспитание.

Экологическое образование является ключом к росту экологического сознания и формированию экологической культуры. Эффективность такого вида образования начинается с обучения детей в сфере природопонимания. Основным в рамках экологического образования является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам, а наиболее благоприятный период для этого - время посещения дошкольного образовательного учреждения.

В то же время одной из важнейших задач ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей, что реализуется, в первую очередь, в процессе их физического воспитания. Правильно выстроенная физкультурная работа в ДОУ позволяет повысить уровень психофизического состояния детей за счет доступности, универсальности и высокой эффективности проводимых занятий, создает привычку у них выполнять физические упражнения в повседневной жизни, способствует формированию ценностного отношения к собственному здоровью и жизни. В последние годы активизировался поиск путей совершенствования физического воспитания дошкольников, разрабатываются новые подходы к его организации, формам и содержанию.

Применение средств физической культуры в экологическом образовании является одним из перспективных направлений деятельности ДОУ, в рамках которой возможно решение одной из наиболее важных задач воспитания дошкольников - понимание ценности собственной жизни и здоровья через формирование экологической и физической культуры личности.

В дошкольных образовательных учреждениях сегодня реализуется большое количество методик и технологий, связанных с формированием у детей знаний в области физической культуры и экологического образования как нового интегрированного направления деятельности, но практически нет конкретных программ, которые непосредственно решали бы задачи экологического образования дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

Целью нашего исследования является разработка программы физкультурно-экологической работы для детей младшего дошкольного возраста.

Задача - разработка программы физкультурно-экологической работы, способствующей формированию экологических знаний у младших дошкольников через применение в образовательном процессе средств физической культуры.

Анализ календарно-тематических планов показал, что в ДОУ практически не используются средства физической культуры (подвижные игры и йога) в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста. В своей работе специалисты в основном применяют наблюдение, непосредственно образовательную деятельность, чтение художественной литературы и дидактические игры. Между тем, многие средства физической культуры имеют экологическое содержание и поэтому способны эффективно повлиять, в рамках образовательной деятельности в ДОУ, на уровень экологической культуры дошкольников.

На основе анализа литературы была разработана программа физкультурно-экологической работы [1].

Тип программы физкультурно-экологической работы в ДОУ - смешанный.

Длительность программы - долгосрочная (сентябрь - май).

Участники программы - дети младшей группы, родители, воспитатели, инструктор физической культуры.

В программе физкультурно-экологической работы в ДОУ сформулирована цель, поставлены задачи, определено содержание.

Цель программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу, бережно относиться к ним.

Задачи программы:

1. Формировать у детей основные понятия о живой и неживой природе через средства физической культуры.

2. Развивать понимание взаимосвязи природы и места человека в ней.

3. Формировать навыки экологической грамотности и нравственного поведения по отношению к природе.

4. Воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через физическую культуру.

В содержание программы физкультурно-экологической работы были включены следующие средства физической культуры - подвижные игры и элементы йоги.

Физические упражнения в целом вызывали эмоциональную реакцию, что позволяло формировать положительное отношение к животному и растительному миру.

Так, подвижные игры, включенные в программу, носили преимущественно ролевой и имитационно-ролевой характер и имели экологическую направленность.

Игра в контексте нашего исследования является способом осмысления окружающего мира и места ребенка в нем, освоения поведения, соответствующего различным ситуациям. В процессе игры детьми усваиваются правила поведения в природе и нравственные нормы, развиваются чувства ответственности и сострадания. Примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у него экологической этики.

Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистему в целом, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за ее пределами [2].

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание беречь природу, видеть живые объекты во всем их многообразии, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в пределах детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

В процессе занятий йогой у детей формируется представление о природе, отдельных представителей растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, уклада жизни. Дети знакомятся с характером взаимодействия растений и животных. Кроме того, освоение элементов йоги помогает детям развить гибкость, правильную осанку и координацию движений и улучшить общее состояние организма.

Упражнения йогой проводились с детьми в игровой форме. Дети изображали различных животных и выполняли упражнения в определенной сценарной последовательности. То есть элементы йоги носили имитационный характер и выполнялись в виде игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать

решению оздоровительных, образовательных и развивающих задач. С подражания образу начиналось познание ребенком техники движений, происходило расширение его представления о растениях и животных. Образно-подражательные движения улучшали двигательную деятельность, развивали внимание, память и быстроту реакции, формировали творческое мышление.

При реализации программы использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Так, особое внимание уделялось выбору и подготовке оборудования и наглядных материалов. Для проведения работы были подготовлены фотографии, репродукции картин с изображением растений, животных, насекомых, изготовлены маски, костюмы, муляжи цветов, подобрана тематическая литература. Собран гербарий, выбраны деревья для изучения, а также определена полянка на территории ДОУ для проведения занятий.

Таким образом, учитывая все изложенное выше, можно сделать вывод, что для повышения качества экологического образования детей младшего дошкольного возраста помимо общепринятых средств обучения необходимо активно применять также средства физической культуры (подвижные игры и йогу), которые позволяют перевести процесс обучения из теоретической плоскости в практическую, приблизив ребенка непосредственно к объекту изучения - природе, во всем ее многообразии.

Ссылки:

1. Коновалов И.Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений: автореф. дис ... д-ра пед. наук. Набережные Челны, 2012. 46 с.

2. Коновалов И.Е., Бекчиндаева Э.И. Подвижные игры как эффективное средство экологического образования детей младшего дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 68-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.