подготавливает учебные средства, объясняет приемы обучения, дает советы группе, предоставляет каждому возможность выбора упражнений с учетом своего типа и стиля учения, корректирует учащихся и поощряет их.
Учение как «саморазвитие когнитивных систем», служа индивидуализации, получает свою общую ориентацию путем стремления к социализации. Конструктивисты подчеркивают необходимость учета социального контекста для учения, которое предполагает признание учащимися жизнеспособности своих гипотез об окружающем мире и достижение консенсуса по поводу способа его конструирования. Это обусловлено тем, что окружающие нас люди, конструируя ментальную действительность, которую они часто озвучивают, дают нам повод проверить наши собственные конструкции действительности на «жизнеспособность» и при необходимости изменить их. Если мнение индивидов приблизится к господствующему мнению в обществе или группе, то возникнут межиндивидуаль-ные конструкции действительности и коллективные «образцы толкования», т. е. действительность будет «социально сконструирована».
Социализация учебного процесса предполагает обращение к кооперативным формам обучения. В рамках кооперативного обучения в предварительных беседах с учащимися, которые уже имеют жизненный опыт и опыт изучения языка, определяются учебные цели, методы, знания в области культуры и языка. Обучение языку в таких группах ориентируется на задачи, а необходимые языковые средства выводятся из больших коммуникативных контекстов и усваиваются как средства решения проблем. Определение проблем, выбор ресурсов, распределение ролей, дискуссии и презентация результатов осуществляются кооперативно. При этом учащиеся отвечают не только за себя, но и за других, их поведение влияет на учебный процесс всей группы. Они перенимают задачи и ответственность, которые традиционно связывались с ролью учителя.
Таковы основные положения конструктивистской теории обучения, которые изменили не только подход к обучению лексическому аспекту иноязычной речи, но и оказали значительное влияние на развитие теории и методики обучения иностранным языкам в Германии в целом.
Поступила 15.03.06.
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В МОРДОВСКИХ ЯЗЫКАХ: СТРУКТУРНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
Н, С. Алямкин, докторант кафедры финно-угорского и сравнительного языкознания МГУ им. Н. 77. Огарева
Статья посвящена исследованию структурных и коммуникативных особенностей современных мордовских (мокшанского и эрзянского) языков. Определяется соотношение предложения и высказывания, решается вопрос о конструктивном центре предложения.
Изучение структурного аспекта пред- ный аспект предложения является важ-
ложения в мордовских языках имеет нейшей составной частью теоретическо-
свою историю, а вот исследование ком- го курса грамматики мордовских языков,
муникативных особенностей синтаксиса он необходим для широкого применения в
мордовских языков по существу только преподавании мокшанского и эрзянского
начинается. Между тем коммуннкатив- языков, для теории и практики перевода.
© Н. С. Алямкин, 2006
Предложение (м., э. валрисъме) — это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов или слово, обладающее смысловой и интонационной законченностью. В понятие грамматической организации включаются основные признаки предложения как синтаксической единицы: предикативность, модальность и интонационная законченность. Грамматической основой предложения служит предикативность, которая состоит из категории времени, категории лица, категории модальности и интонации сообщения, «ибо каждое предложение с грамматической точки зрения представляет собой внутреннее единство словесно выраженных его членов, порядка их расположения и интонации»1.
В языкознании существует множество определений предложения. Это говорит о том, что предложение — сложная по своему устройству единица, которая должна исследоваться в разных направлениях. Отсутствие единого определения предложения объясняется в первую очередь тем, что у языковедов имеются различные теоретические взгляды на язык и его связь с процессами мышления.
В современной науке о языке предложение рассматривается в трех аспектах: структурном, семантическом и коммуникативном.
В структурном аспекте предложение изучается и описывается с точки зрения построения его предикативных основ. Данный аспект включает теорию структурных схем предложений. Каждый язык имеет свою систему структурных образцов предложения. Одни образцы в разных языках совпадают, другие —различаются. Например, в мордовских языках является необязательным наличие связки между подлежащим и именным сказуемым, так как последнее оформляется при помощи аффиксов сказуемости местоименного происхождения: м., э.мон коммерсант-ан «я коммерсант», тон
коммерсант-ат «ты коммерсант». Подобное явление наблюдается и в некоторых уральских и алтайских языках. Отмечая эти и другие общие в своей основе синтаксические особенности в вышеуказанных языках, известные тюркологи Дж. Г. Киекбаев и М. 3. Закиев указывают на родство уральских и алтайских языков.
Специфическую особенность предложения в мордовских языках составляет то, что любая часть речи, принимая особые сказуемостные окончания, выступает в роли сказуемого, изменяется по ли-цамт числам, временам и передает целое законченное предложение. Такая конструкция оформлена как сказуемое (с сказуемостным окончанием), выражая тем самым и подлежащее, а особые суффиксы выступают в функции выразителей второстепенных членов предложения. Например: м. кудсонзотама, э. кудсон-зотано «мы находимся в его доме»’ м. нилецеселенъ, э. нилецелинъ «я четвертым был»; м. отталеде, э. одтолиде «вы были молодыми».
Следует отметить большую распространенность в мордовских языках предложений, в которых подлежащее не выражено отдельным словом, так как включается в формы сказуемого в первом и во втором лице, генетически восходящие к основам личных местоимений. Например: м. — Тувоня ялгай, ков молят? — Молян церенянъ базару (мокшень фольклор) «— Приятельница свинка, куда ты идешь? — Я иду на желудевый базар»; э. Ва прядсынек сокамотненъ ды сыр-гатано (К. Абрамов) «Вот кончим мы пахоту и тронемся».
Если же сказуемое выражается переходным глаголом в объектном спряжении, то в нем получают свое оформление не только субъект, предикат, но и объект предложения. Следовательно, сказуемое уже само по себе является законченным высказыванием, несмотря на то что в нем отсутствует как подлежащее, так и прямое дополнение. Например: м. васъфтъсамак, э. вастсамак
«ты меня встретишь»; м. васъфтте, э. васттан «я тебя встречу»; м. васьфтъ-са, э. вастса «я его встречу» и т. д.
У лингвистов, рассматривающих структуру предложения в языках различных типов, нет единого мнения по вопросу о том, который из главных членов предложения служит его центром. Одни исследователи господствующим компонентом считают подлежащее, другие — сказуемое, третьи, не отдавая предпочтения ни тому ни другому, утверждают, что только совместно они организовывают основной стержень предложения.
М. Н. Коляденков, исследуя структуру простого предложения в мордовских языках, приходит к выводу, что сказуемое, выраженное глаголом, является самостоятельным, не зависящим от подлежащего членом: его формы служат не формами согласования сказуемого с подлежащим, а средством выражения субъекта: в пределах первых двух лиц — конкретного, а в третьем — отвлеченного, конкретизируемого подлежащим. И если под согласованием сказуемого с подлежащим понимать несамостоятельность, зависимость первого, то такого согласования в мордовских языках не наблюдается2.
Нам представляется, что в мордовских языках подлежащее и сказуемое всегда включаются (формально или потенциально) в состав предложения как два основных самостоятельных компонента, связанных между собой синтаксической связью по способу соответствия. Соотнесенность их форм осуществляется в лице и числе.
В реальной организации предложения тех языков, для которых характерна дву-составность предложения, подлежащее и глагольное сказуемое формально синтаксически равноправны. Они устремлены друг к другу и связаны обязательной сочетаемостью, которая сама по себе не подчиняет подлежащее сказуемому, а сказуемое подлежащему.
Если в предложении имеются второстепенные члены, то, группируясь вокруг
главных, они образуют состав подлежащего и сказуемого.
Таким образом, подлежащему и сказуемому принадлежит важнейшая роль как в грамматической и смысловой организации предложения, так и в процессе упорядочения его компонентов,
В практике школьного и вузовского преподавания используется классификация, согласно которой все предложения делятся на следующие группы:
1) по характеру выражаемого в предложении отношения к действительности: утвердительные и отрицательные;
2) по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные, каждое из которых может стать восклицательным, если придать ему особую интонацию и эмоциональную окраску;
3) по составу, в зависимости от количества предикативных единиц в предложении (одной или двух и более): простые и сложные'
4) по наличию одного или двух главных членов как организующих центров предложения: односоставные, которые имеют только один состав, и двусоставные, в которых представлены состав подлежащего и состав сказуемого;
5) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные;
6) по признаку представленности всех или только некоторых необходимых членов данной структуры предложения: полные и неполные.
Коммуникативный аспект предусматривает изучение функционирования предложения в языке и речи как средствах общения людей и находит свое выражение в актуальном членении предложения. Коммуникативная устроен-ность предложения рассматривается в синтаксисе высказывания. Высказывание — это предложение в аспекте его коммуникативной структуры, т. е. в аспекте его актуального членения. Сам термин «высказывание» вызывает представление о чем-то звучащем, говори-
мом, а теория высказывания базируется на интонационном оформлении предложения, хотя высказывание в равной степени является коммуникативной единицей как устной, так и письменной речи.
«Предложение — это та языковая форма, в которой живет и развивается мысль человека. Форма малоподвижна, вложенная в эту форму мысль — изменчива и динамична»*. Одна и та же сло-весно-грамматическая структура (предложение как конструктивная единица) может иметь разную информативную направленность или содержать в себе разную информацию. В зависимости от коммуникативной установки говорящего предложение может быть повествовательным или вопросительным. Например: м. Тя минь марлювонъке пан-жихтъ «Это наши яблони цветут»; э. Ломанесъ вансъ вирентъ пелев «Человек смотрел в сторону леса» — повествовательные предложения, содержащие определенную информацию; м. Тя минь марлювонъке панжихтъ? «Это наши яблони цветут?»; э. Ломанесъ вансъ вирентъ пелев? «Человек смотрел в сторону леса?» — вопросительные предложения, побуждающие собеседника к ответу.
Коммуникативная функция предложения, которая состоит в передаче и приеме мыслей об объектах и явлениях действительности^ реализуется благодаря предикативности и интонационной оформленности предложения.
Поскольку предложение является исходной и основной языковой формой выражения мысли, его построение и смысл требуют обращения к логическому анализу, к логике как науке, изучающей законы построения мысли. Имен-
но в коммуникативном синтаксисе непосредственно прослеживаются взаимосвязь и соотношение мышления, языкаг речи и их единиц. При этом предложение подвергается не просто синтаксическому разбору по членам, а членению по смыслу, по важности подачи информации4. Такое членение получило название актуального, т. е. действительного, первичного, смыслового.
Труды отечественных и зарубежных синтаксистов последних лет свидетельствуют о значительном повышении их интереса к исследованию предложения с точки зрения его коммуникативной направленности. Интенсивное развитие такого подхода к изучению вызвано стремлением объяснить многие языковые явления, выходящие за пределы конструктивно-синтаксического уровня анализа предложения. Так, только на коммуникативном уровне анализа можно изучать порядок слов и интонацию высказывания. В аспекте коммуникативного синтаксиса могут быть решены и вопросы о предикативности, членах предложения, о детерминантах.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Виноградов В. В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения / В. В. Виноградов // Вопр. языкознания. 1954. № 1. С. 3.
2 Колядепков М. Н. Структура простого предложения в мордовских языках / М. Н. Коляденков. Саранск, 1959. С. 199, 238.
3 Головин В. Н. Введение в языкознание /
B. Н. Головин. М., 1973,/с. 206.
4 Ивипш В. Д. Синтаксис речи современного английского языка / В. Д, Ившин. Ростов н/Д, 2002.
C. 10.
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
м. — мокшанский язык; э. — эрзянский язык.
Поступила 07.10.05.