Научная статья на тему 'Интеграционные возможности курса «Математика и информатика» в профессиональной подготовке студентов гуманитарных направлений'

Интеграционные возможности курса «Математика и информатика» в профессиональной подготовке студентов гуманитарных направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTEGRATION / TRAINING AND INFORMATION COMPLEX / INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засядко Ольга Владимировна

Рассматривается дидактические возможности организации математического образования студентов гуманитарных направлений на основе интеграционного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Засядко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION ABILITIES OF THE COURSE “MATHEMATICS AND INFORMATION SCIENCE” IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF HUMANITY SCIENCE DEPARTMENTS

The article considers the didactic resources for organizing the mathematical education for students of humanity sciences on the basis of integration approach.

Текст научной работы на тему «Интеграционные возможности курса «Математика и информатика» в профессиональной подготовке студентов гуманитарных направлений»

УДК 37.048.45 : 378 Засядко Ольга Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных образовательных технологий Кубанского государственного университета ovz65@mail.ru

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Zasyadko Olga Vladimirovna

PhD in Education Science, Associate Professor of the Informational Education Technologies Department, Kuban State University ovz65@mail.ru

INTEGRATION ABILITIES OF THE COURSE “MATHEMATICS AND INFORMATION SCIENCE” IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF HUMANITY SCIENCE DEPARTMENTS

Аннотация:

Рассматривается дидактические возможности организации математического образования студентов гуманитарных направлений на основе интеграционного подхода.

Ключевые слова:

интеграция, учебно-информационный комплекс, инновационные технологии обучения, информационные технологии.

The summary:

The article considers the didactic resources for organizing the mathematical education for students of humanity sciences on the basis of integration approach.

Keywords:

integration, training and information complex, innovative technologies in education, informational technologies.

Быстрое изменение социально-экономических условий и гуманизация науки предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной подготовки студентов Особое место в структуре фундаментальной подготовки занимают общие математические и естественнонаучные дисциплины, в частности математика и информатика.

Для эффективного включения цикла естественно-математических наук и новых информационных технологий в гуманитарное образование необходимо создать соответствующий педагогический инструментарий, инновационные дидактические технологии, методики их создания и применения.

Организация процесса обучения с применением научно-информационных технологий требует обеспечить согласованность функционирования дидактических, методических, технологических, информационных компонентов. Поэтому на первый план выходит задача принципиально нового проектирования моделей учебного процесса, конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности обучающего и учебной работы обучаемого в образовательном пространстве. Решением этой задачи может быть интегрирование в единую профессионально-ориентированную дидактическую структуру общедидактических, методических, технологических и информационных систем.

Математика и информатика обладают высоким интеграционным потенциалом, который способствует установлению содержательных и методологических связей этих курсов с другими дисциплинами.

Интегративный подход в проектировании курса «Математика и информатика» для студентов гуманитарных специальностей может заключаться в разработке его структурных составляющих: дидактико-технологического модуля и системы информационного обеспечения на основе многоуровневой дидактической модели интеграции, реализующей интеграционные связи на внут-рипредметном и межпредметном уровнях через синтез информационных и дидактических технологических компонентов, учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности.

Выделяются несколько уровней структурных интеграционных связей: уровень внутри-дисциплинарных связей, интеграций внутри одного цикла, интеграций между циклами и межотраслевая интеграция. На внутридисциплинарном уровне осуществляется подбор содержания, интеграция которого происходит на основе внутренних связей дисциплины, носящих фрагментарный характер. Уровень интеграций внутри одного цикла - это обобщение и систематизация знаний внутри дисциплин одного цикла; уровень интеграций между циклами - проникающая интеграция: создание модульных блоков; обобщение и систематизация знаний учебных дисциплин различных циклов. На уровне межотраслевой интеграции осуществляется прикладная

профессиональная направленность изучаемого материала: выработка межпредметных связей и умений, перенос их в новые отрасли знаний, решение комплексных задач.

Важным является качественный уровень интеграционных связей, показывающий взаимодействие математической культуры с общекультурными ценностями и общефилософскими концепциями, с историческими событиями и фактами, с языками, литературой, искусством, музыкой.

Целью образования студента-гуманитария в области математики и информатики является воспитание у него определенной математической и информационной культуры и привитие ему определенных навыков использования математических методов и основ математического моделирования, методов поиска оценки и обработки информации в профессиональной практической деятельности. При этом необходимо максимально учитывать психологические особенности мышления гуманитария, уровень подготовки студентов.

Для достижения поставленных целей разрабатываются учебно-информационные комплексы по курсу «Математика и информатика» для студентов гуманитарных специальностей.

Методологической основой конструирования учебно-информационного комплекса является деятельностный подход. Его целенаправленное применение при моделировании и практической реализации всех компонентов учебно-информационного комплекса позволяет сконструировать и реализовать учебную деятельность, в полной мере учитывающей профессиональную ориентацию. При этом широкий спектр профессионально-ориентированный дидактических технологий, реализованных в интегративных предметных информационных ресурсах, оптимально обеспечивает условия, необходимые для развития мышления, творческой активности, поисковых способностей обучающегося.

Учебно-информационные комплексы дают возможность обучаемому видеть содержание учебного предмета и одновременно предлагают методику для изучения. Деятельностный подход, являющийся методологической основой при конструировании учебно-информационных комплексов, позволяет в полной мере учитывать профессиональную направленность обучения. Информационные технологии, а также средства компьютерных телекоммуникаций, из вспомогательного технического средства обучения переходят в разряд основных.

Указанные педагогические особенности влияют на отбор определяющих принципов, на которых базируется проектирование учебно-информационного комплекса по математике и информатике. К ним относятся принципы: онтологический, структурной целостности, системности, информативности, функциональности, технологичности. В рамках предлагаемого комплекса происходит интегрирование всех рассматриваемых компонентов.

Эффективная организация учебного процесса с применением учебно-информационного комплекса достигается при согласованном взаимодействии дидактических, методических, технологических, информационных составляющих. Интеграционный процесс, объединяет в единое целое все компоненты, так как при этом происходит интегрирование содержания, информационных сред, методов обучения, применяются различные интеграционные технологии.

В основу предлагаемого дидактико-технологического обеспечения положена блочномодульная технология, основанная на интеграции принципов модульности, самоорганизации и контекстности. Данная технология обладает важным интеграционным качеством, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий, интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий и т.д.

Проектирование дидактико-технологического обеспечения учебно-информационного комплекса по курсу «Математика и информатика» может быть представлено учебно-методическим, задачно-дидактическим модулями и дидактико-технологическими моделями.

В учебно-методический модуль включаются нормативные документы, рабочие учебные программы, модели и схемы уплотнения учебной информации, справочные материалы по теоретическому курсу, учебно-методическая литература.

Основу задачно-дидактического модуля составляют учебно-задачные дидактические конструкции. В качестве основных видов деятельности в учебных планах выделены: лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельные работы, индивидуальная работа, система проектов, рефераты. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Рассмотрим пример проявления интеграционных свойств информационных технологий, направленных на формирование математических и информационных заданий с ориентацией на будущую профессиональную деятельность студентов факультета иностранных языков. Имея в качестве основного объекта изучения информацию, информатика использует элементы знаний из других курсов для демонстрации собственных законов, теорий. Так, при изучении темы «Возможности применения электронных таблиц Ехсе1» курса «Математика и информатика» студентам РГФ специальности «Лингвистика и новые информационные технологии» предлагаются задания, где они оперируют знакомыми объектами - словами русского и английского языков.

Это позволяет существенно повысить уровень понимания, глубину изучения элементов содержания как информатики, так и электронного перевода. Приведем пример такого задания. ЗАДАНИЕ.

1. Заполнить массив в электронной таблице EXCEL

A B C D E F

1 управление б basic characteristic processing inputting

2 ввод - систему информации operations storing

3 вывод are all data основных processing

4 обработка всю операций данных outputting

б хранение of обработки systems характеризуют controlling

2. Отсортировать столбец Р по алфавиту.

3. Сопоставить столбцу А столбец Р. Сделать соответствующие выводы.

(Столбец А есть перевод слов столбца Р)

4. В соответствующие ячейки ввести следующие формулы.

5. Выделить массив, заполненный формулами, и сделать примечание следующего вида: Дано предложение. Для этого:

- В контекстном меню выделенного массива выбрать команду: Добавить примечание.

- Во всплывшем окошке сделать соответствующее примечание.

6. Сделать примечание активным окном.

7. Используя данные таблицы, ввести в ячейки формулы таким образом, чтобы получить перевод данного предложения.

8. Замечание: Формулы следует вводить в ячейки, начиная с номера А12.

9. Выделить полученное предложение и сделать замечание следующего вида: Перевод данного предложения.

10. Сделать примечание активным окном

Ячейка Формула

A8 =B1

B8 =C1

C8 =E2

D8 =B3

E8 =D1

F8 =B5

A9 =C3

B9 =D3

C9 =E1

D9 =D5

E9 =E4

A10 =F2

B10 =F5

C10 =F4

D10 =F3

E10 =F1

При выполнении лабораторной работы «Приложение MS Power Point», студенты создают презентацию этапов построения схемы морфологического разбора предложения, осуществляя перевод его с английского на русский язык. При этом отрабатываются как информатические навыки, так и умения будущих переводчиков.

При изучении разделов математики большое значение имеет организация самостоятельной работы студентов и совершенствование ее форм. Это можно осуществить с помощью индивидуальных заданий и типовых расчетов.

С одной стороны, индивидуальные задания представляют собой минимальный набор типовых (ключевых, опорных) задач по заданной теме курса «Математика и информатика», по изучению которой студент должен овладеть умениями и навыками решать указанные задачи.

С другой стороны, индивидуальные задания - это средство, позволяющее дифференцировано организовать самостоятельную работу по изучению математических разделов курса «Математика и информатика» на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях, вооружить студента умениями и навыками решать все типовые задачи по той или иной теме курса.

Система индивидуальных заданий реализована в виде гипертекстового учебноинформационного web-ресурса. Задачи решаются как непосредственными вычислениями, так и с помощью пакетов прикладных программ. Например, построить графики функций. А) 2х -3 , Б) 2 .

4 x + 5 sin x

Провести вычисления непосредственно, с использованием пакета MS Excel.

Каждая задача типового расчета в предлагаемой методической: модели ценна не сама по себе, а тем, что она дает возможность для развития математического мышления студента и для понимания науки в целом.

Опыт применения интегративного подхода в процессе обучения математике и информатике на факультете романо-германской филологии, факультете журналистики позволяет сказать, что его реализация в учебном процессе формирует положительную мотивацию изучения сложных для студентов-гуманитариев разделов математики и информатики, создает условия для взаимопроникновения гуманитарной и естественнонаучной культуры, что также способствует формированию целостной личности, демонстрирует возможности применения получаемых знаний в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.