УДК 37.048.45 : 378 Засядко Ольга Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных образовательных технологий Кубанского государственного университета ovz65@mail.ru
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Zasyadko Olga Vladimirovna
PhD in Education Science, Associate Professor of the Informational Education Technologies Department, Kuban State University ovz65@mail.ru
INTEGRATION ABILITIES OF THE COURSE “MATHEMATICS AND INFORMATION SCIENCE” IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF HUMANITY SCIENCE DEPARTMENTS
Аннотация:
Рассматривается дидактические возможности организации математического образования студентов гуманитарных направлений на основе интеграционного подхода.
Ключевые слова:
интеграция, учебно-информационный комплекс, инновационные технологии обучения, информационные технологии.
The summary:
The article considers the didactic resources for organizing the mathematical education for students of humanity sciences on the basis of integration approach.
Keywords:
integration, training and information complex, innovative technologies in education, informational technologies.
Быстрое изменение социально-экономических условий и гуманизация науки предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной подготовки студентов Особое место в структуре фундаментальной подготовки занимают общие математические и естественнонаучные дисциплины, в частности математика и информатика.
Для эффективного включения цикла естественно-математических наук и новых информационных технологий в гуманитарное образование необходимо создать соответствующий педагогический инструментарий, инновационные дидактические технологии, методики их создания и применения.
Организация процесса обучения с применением научно-информационных технологий требует обеспечить согласованность функционирования дидактических, методических, технологических, информационных компонентов. Поэтому на первый план выходит задача принципиально нового проектирования моделей учебного процесса, конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности обучающего и учебной работы обучаемого в образовательном пространстве. Решением этой задачи может быть интегрирование в единую профессионально-ориентированную дидактическую структуру общедидактических, методических, технологических и информационных систем.
Математика и информатика обладают высоким интеграционным потенциалом, который способствует установлению содержательных и методологических связей этих курсов с другими дисциплинами.
Интегративный подход в проектировании курса «Математика и информатика» для студентов гуманитарных специальностей может заключаться в разработке его структурных составляющих: дидактико-технологического модуля и системы информационного обеспечения на основе многоуровневой дидактической модели интеграции, реализующей интеграционные связи на внут-рипредметном и межпредметном уровнях через синтез информационных и дидактических технологических компонентов, учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности.
Выделяются несколько уровней структурных интеграционных связей: уровень внутри-дисциплинарных связей, интеграций внутри одного цикла, интеграций между циклами и межотраслевая интеграция. На внутридисциплинарном уровне осуществляется подбор содержания, интеграция которого происходит на основе внутренних связей дисциплины, носящих фрагментарный характер. Уровень интеграций внутри одного цикла - это обобщение и систематизация знаний внутри дисциплин одного цикла; уровень интеграций между циклами - проникающая интеграция: создание модульных блоков; обобщение и систематизация знаний учебных дисциплин различных циклов. На уровне межотраслевой интеграции осуществляется прикладная
профессиональная направленность изучаемого материала: выработка межпредметных связей и умений, перенос их в новые отрасли знаний, решение комплексных задач.
Важным является качественный уровень интеграционных связей, показывающий взаимодействие математической культуры с общекультурными ценностями и общефилософскими концепциями, с историческими событиями и фактами, с языками, литературой, искусством, музыкой.
Целью образования студента-гуманитария в области математики и информатики является воспитание у него определенной математической и информационной культуры и привитие ему определенных навыков использования математических методов и основ математического моделирования, методов поиска оценки и обработки информации в профессиональной практической деятельности. При этом необходимо максимально учитывать психологические особенности мышления гуманитария, уровень подготовки студентов.
Для достижения поставленных целей разрабатываются учебно-информационные комплексы по курсу «Математика и информатика» для студентов гуманитарных специальностей.
Методологической основой конструирования учебно-информационного комплекса является деятельностный подход. Его целенаправленное применение при моделировании и практической реализации всех компонентов учебно-информационного комплекса позволяет сконструировать и реализовать учебную деятельность, в полной мере учитывающей профессиональную ориентацию. При этом широкий спектр профессионально-ориентированный дидактических технологий, реализованных в интегративных предметных информационных ресурсах, оптимально обеспечивает условия, необходимые для развития мышления, творческой активности, поисковых способностей обучающегося.
Учебно-информационные комплексы дают возможность обучаемому видеть содержание учебного предмета и одновременно предлагают методику для изучения. Деятельностный подход, являющийся методологической основой при конструировании учебно-информационных комплексов, позволяет в полной мере учитывать профессиональную направленность обучения. Информационные технологии, а также средства компьютерных телекоммуникаций, из вспомогательного технического средства обучения переходят в разряд основных.
Указанные педагогические особенности влияют на отбор определяющих принципов, на которых базируется проектирование учебно-информационного комплекса по математике и информатике. К ним относятся принципы: онтологический, структурной целостности, системности, информативности, функциональности, технологичности. В рамках предлагаемого комплекса происходит интегрирование всех рассматриваемых компонентов.
Эффективная организация учебного процесса с применением учебно-информационного комплекса достигается при согласованном взаимодействии дидактических, методических, технологических, информационных составляющих. Интеграционный процесс, объединяет в единое целое все компоненты, так как при этом происходит интегрирование содержания, информационных сред, методов обучения, применяются различные интеграционные технологии.
В основу предлагаемого дидактико-технологического обеспечения положена блочномодульная технология, основанная на интеграции принципов модульности, самоорганизации и контекстности. Данная технология обладает важным интеграционным качеством, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий, интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий и т.д.
Проектирование дидактико-технологического обеспечения учебно-информационного комплекса по курсу «Математика и информатика» может быть представлено учебно-методическим, задачно-дидактическим модулями и дидактико-технологическими моделями.
В учебно-методический модуль включаются нормативные документы, рабочие учебные программы, модели и схемы уплотнения учебной информации, справочные материалы по теоретическому курсу, учебно-методическая литература.
Основу задачно-дидактического модуля составляют учебно-задачные дидактические конструкции. В качестве основных видов деятельности в учебных планах выделены: лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельные работы, индивидуальная работа, система проектов, рефераты. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Рассмотрим пример проявления интеграционных свойств информационных технологий, направленных на формирование математических и информационных заданий с ориентацией на будущую профессиональную деятельность студентов факультета иностранных языков. Имея в качестве основного объекта изучения информацию, информатика использует элементы знаний из других курсов для демонстрации собственных законов, теорий. Так, при изучении темы «Возможности применения электронных таблиц Ехсе1» курса «Математика и информатика» студентам РГФ специальности «Лингвистика и новые информационные технологии» предлагаются задания, где они оперируют знакомыми объектами - словами русского и английского языков.
Это позволяет существенно повысить уровень понимания, глубину изучения элементов содержания как информатики, так и электронного перевода. Приведем пример такого задания. ЗАДАНИЕ.
1. Заполнить массив в электронной таблице EXCEL
A B C D E F
1 управление б basic characteristic processing inputting
2 ввод - систему информации operations storing
3 вывод are all data основных processing
4 обработка всю операций данных outputting
б хранение of обработки systems характеризуют controlling
2. Отсортировать столбец Р по алфавиту.
3. Сопоставить столбцу А столбец Р. Сделать соответствующие выводы.
(Столбец А есть перевод слов столбца Р)
4. В соответствующие ячейки ввести следующие формулы.
5. Выделить массив, заполненный формулами, и сделать примечание следующего вида: Дано предложение. Для этого:
- В контекстном меню выделенного массива выбрать команду: Добавить примечание.
- Во всплывшем окошке сделать соответствующее примечание.
6. Сделать примечание активным окном.
7. Используя данные таблицы, ввести в ячейки формулы таким образом, чтобы получить перевод данного предложения.
8. Замечание: Формулы следует вводить в ячейки, начиная с номера А12.
9. Выделить полученное предложение и сделать замечание следующего вида: Перевод данного предложения.
10. Сделать примечание активным окном
Ячейка Формула
A8 =B1
B8 =C1
C8 =E2
D8 =B3
E8 =D1
F8 =B5
A9 =C3
B9 =D3
C9 =E1
D9 =D5
E9 =E4
A10 =F2
B10 =F5
C10 =F4
D10 =F3
E10 =F1
При выполнении лабораторной работы «Приложение MS Power Point», студенты создают презентацию этапов построения схемы морфологического разбора предложения, осуществляя перевод его с английского на русский язык. При этом отрабатываются как информатические навыки, так и умения будущих переводчиков.
При изучении разделов математики большое значение имеет организация самостоятельной работы студентов и совершенствование ее форм. Это можно осуществить с помощью индивидуальных заданий и типовых расчетов.
С одной стороны, индивидуальные задания представляют собой минимальный набор типовых (ключевых, опорных) задач по заданной теме курса «Математика и информатика», по изучению которой студент должен овладеть умениями и навыками решать указанные задачи.
С другой стороны, индивидуальные задания - это средство, позволяющее дифференцировано организовать самостоятельную работу по изучению математических разделов курса «Математика и информатика» на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях, вооружить студента умениями и навыками решать все типовые задачи по той или иной теме курса.
Система индивидуальных заданий реализована в виде гипертекстового учебноинформационного web-ресурса. Задачи решаются как непосредственными вычислениями, так и с помощью пакетов прикладных программ. Например, построить графики функций. А) 2х -3 , Б) 2 .
4 x + 5 sin x
Провести вычисления непосредственно, с использованием пакета MS Excel.
Каждая задача типового расчета в предлагаемой методической: модели ценна не сама по себе, а тем, что она дает возможность для развития математического мышления студента и для понимания науки в целом.
Опыт применения интегративного подхода в процессе обучения математике и информатике на факультете романо-германской филологии, факультете журналистики позволяет сказать, что его реализация в учебном процессе формирует положительную мотивацию изучения сложных для студентов-гуманитариев разделов математики и информатики, создает условия для взаимопроникновения гуманитарной и естественнонаучной культуры, что также способствует формированию целостной личности, демонстрирует возможности применения получаемых знаний в будущей профессиональной деятельности.