Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в Центральной Азии: проблемы и перспективы'

Интеграционные процессы в Центральной Азии: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7079
1337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смагулова Дильда Курмашевна

Автор рассуждает об этапах развития межгосударственных отношений стран Центральноазиатского региона, динамике интеграционных процессов, сложностях вхождения в мировую политику и экономику в соответствии с национальными интересами и поиске новых форм сотрудничества в традиционных и новых областях взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в Центральной Азии: проблемы и перспективы»

___________________СТАТЬИ

ЕЭИ — № 4 (17) ноябрь '12

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Дильда Смагулова

Дильда Курмашевна Смагулова — эксперт департамента политики управления обязательствами государства и развития финансового сектора Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан. Имеет многолетний опыт работы в сфере развития финансового сектора и фондового рынка, координации внешней помощи, макроэкономической политики, методологического сопровождения инвестиционных процессов, мониторинга и экономического анализа, а также социальной политики государства.

Электронная почта: smagulova_dk@minplan.kz

Региональная интеграция государств представляет собой процесс сближения и взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок. В ее основе лежат естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем с целью устранения национальных барьеров на пути взаимного торгового и инвестиционного взаимодействия, постановка хозяйствующих субъектов государств в равные условия. На основе согласования, унификации и гармонизации бюджетной, налоговой, валютной политики создается единое экономическое пространство.

В различных регионах мира интеграция приобрела устойчивую тенденцию. Глобализация обострила конкуренцию экономик, что заставляет страны консолидировать усилия. Примерами могут служить апробированные мировые интеграционные модели — ЕС, НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южного конуса), АСЕАН и др.

В нынешний период глобализации Центральная Азия с ее богатейшими запасами природных ресурсов и важным стратегическим положением все более превращается в центр переплетения политических и экономических интересов мировых держав. Сложность вхождения стран региона в мировую политику объясняется рядом факторов, в том числе отсутствием должного опыта и объективной необходимостью постоянного балансирования между различными центрами силы в соответствии с национальными интересами.

В Центральноазиатском регионе (ЦАР), включающем в себя пять стран (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан), существуют основные предпосылки интеграции, которые базируются на исторической связи народов ЦАР и складываются в рамках геополитических, геостратегических, экономических, социальных, демографических, цивилизационных, конфессиональных, государственно-политических и этнических реалий.

Экономика государств ЦАР в течение полувека создавалась как составная часть единого союзного народнохозяйственного комплекса. Распад СССР и радикальное изменение условий хозяйствования привели к расширению комплекса проблем, которые государства могут решать только совместно (Кушкумбаев, 2002).

Страны ЦАР связывают общие задачи переходного периода, заключающиеся в реформировании политических и экономических структур. В этой ситуации главной проблемой для них стал поиск путей по объединению усилий с целью эффективного использования общего экономического потенциала.

Только взаимной координацией внешнеполитической стратегии страны Центральной Азии могут обеспечить свою национальную безопасность и экономическую интеграцию. В эволюции развития межгосударственных отношений страны ЦАР прошли несколько этапов. Эта эволюция определялась внутриполитической обстановкой в каждой из республик, личностными характеристиками политических лидеров и особенностями экономики, что отразилось на динамике интеграционных процессов в регионе.

Государства СНГ унаследовали от СССР ряд тесных отношений, которые объективно подталкивают их к воссозданию комплекса хозяйственных связей интеграционного типа. Речь идет о единых энергетических и транспортных системах, сетей радио- и телекоммуникаций, нефте- и газопроводов (Исингарин, 1998).

Однако нельзя сказать, что интеграция в ЦАР идет успешно. До сих пор не отрегулированы механизмы реализации соглашений, нет координации таможенной, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Не создана законодательная база. Сами государства не определяют региональные отношения как приоритетные.

Для выявления причин слабости результатов интеграции в ЦАР необходимо проанализировать степень ее соответствия условиям и предпосылкам международной экономической интеграции.

В целом процесс интеграции в ЦАР протекает медленно. Это определяется рядом причин, главными из которых являются разные модели реформирования экономик и темпы экономического роста. Процессы дифференциации экономических и политических систем, национальных интересов и международных ориентаций пока преобладают над тенденцией интеграции.

Весьма медленно продвигается и многостороннее взаимодействие в рамках ЦАР. Продолжается падение взаимного товарооборота, инвестиционного сотрудничества, нет интеграции частного капитала, сохраняются некоторые барьеры в виде таможенных границ, конвертируемости валют, имеются расхождения в национальных хозяйственных законодательствах. Кроме того, все еще малоэффективны подписанные в рамках ЦАР документы.

Для развития интеграции в Центральной Азии необходима объединяющая идея. В некотором смысле роль общей стратегии может сыграть концепция евразийства исходя из того, что государства и народы ЦАР принадлежат к Евразийскому цивилизационному образованию и имеют свой совместный исторический путь, ментальность и мировосприятие в массовом и индивидуальном сознании, свои мерила жизненных ценностей и политических императивов.

Президент Казахстана Н. Назарбаев обозначил «евразийство» не как теоретический подход, а как вектор практической политики. Для Казахстана «евразийство» — это курс на интеграцию, развитие многостороннего регионального партнерства. Теория «евразийства» исходит из того, что в современном мире необходим диалог национальных культур, их сближение.

Важное место занимают вопросы обеспечения безопасности стран Центральной Азии. Следует учитывать, что ЦАР — это стратегически важный район, который интересует мировые державы и с экономической, и с политической, и с военной точек зрения. Несмотря на усилия стран региона, направленные на укрепление государственных границ, они остаются прозрачными для таких транснациональных угроз, как международный терроризм, религиозный экстремизм и этнический сепаратизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, нелегальная миграция (Винокуров, Либман, 2012). Совокупность определенных исторических, геополитических, экономических, социально-культурных факторов объясняет подверженность и уязвимость государств региона перед террористической угрозой.

Такое положение создает специфическую ситуацию с безопасностью, обязывая центральноазиатские республики прилагать большие усилия для выстраивания международного сотрудничества с целью обеспечения защиты своей безопасности. Исходя из ситуации в геополитике Центральной Азии, возникла потребность в создании структуры, которая представляла бы всех основных региональных игроков и тем самым служила бы механизмом многосторонних консультаций и соглашений. На наш взгляд, в данный момент Шанхайская организация сотрудничества представляется региональным акторам наиболее предпочтительным механизмом совместной работы благодаря тому, что формирует условия как для поддержания стабильности политических режимов в ЦАР, так и для создания благоприятного и конструктивного экономического кли-

мата, а также безопасной в военно-политическом плане обстановки (Шерьязданова, 2007).

Основой для продуктивного диалога, поводом для координации общих усилий в ЦАР является распределение и регулирование водных ресурсов. Вместе с тем водопользование остается и объектом противоречий в регионе. Основная проблема заключается в отсутствии постоянных межгосударственных соглашений, регулирующих водопользование между республиками, которые используют общие водные ресурсы. Многие проблемы распределения водных ресурсов и загрязнения вод, которые раньше, во времена Советского Союза, носили внутригосударственный характер, теперь приобрели трансграничный контекст. Это требует новой, согласованной между суверенными государствами нормативно-правовой базы для управления водными ресурсами, создание которой потребует некоторого времени.

Важнейшей задачей для экономики региона в целом является обеспечение интегрированного или комплексного подхода к использованию имеющегося водно-энергетического потенциала. Оптимальное его освоение с учетом интересов каждой страны региона может и должно быть достигнуто на основе межгосударственного сотрудничества. Это необходимое условие повышения продовольственной независимости и энергетической самодостаточности.

Другая актуальная проблема регионального и международного характера — добыча, транспортировка, потребление и переработка углеводородного сырья из месторождений в районе и в самом Каспийском море. Согласование позиций в этой сфере составляет важную часть интеграционных усилий государств Центральной Азии.

На современном этапе приобретают актуальность прагматические поиски совместного решения проблем с позиций защиты собственных национальных интересов. Жизненная необходимость дальнейшего развития интеграционного сотрудничества как ключевого средства содействия экономическому росту осознана большинством и последовательно реализуется в разных точках мира.

Как показывает мировая интеграционная практика, трансформация системных связей и структуры международных отношений создает условия для потенциальных конфликтов, наиболее оптимальным механизмом урегулирования которых является адекватное своему времени и обстоятельствам межцивилизационное и межгосударственное взаимодействие. Накопленный за последние десятилетия мировой интеграционный опыт сформировал определенную культуру интеграции и межгосударственного сотрудничества. Если вначале главным критерием для объединения было в основном экономическое и военно-политическое сотрудничество, то в современных условиях интеграция приобрела более совершенный комплексный характер и включает в себя культурные, идеологические, социальноэкономические, энергетические и др. формы сотрудничества.

В современных динамично меняющихся условиях наряду с последовательным осуществлением социально-экономических и правовых реформ для новых независимых государств Центральной Азии становится важным находиться в русле тенденций глобализации мировой экономики.

Залогом успеха центральноазиатских интеграционных инициатив может стать единое видение перспектив политического и экономического взаимодействия с ключевыми партнерами, крупными мировыми державами. Возникает необходимость разработки теоретических основ и для евразийского процесса взаимодействия, куда входят страны ЦАР, а также модификации теории интеграции в современных условиях развития. Евразийское сотрудничество должно быть управляемым процессом, поэтому необходимы новые, оригинальные механизмы и инструменты регулирования, адекватные требованиям времени.

Анализ мировой интеграционной практики позволяет сделать вывод о том, что странам ЦАР нет необходимости проходить все этапы и формы, присущие европейской интеграции — признанному эталону в этой области, поскольку в относительно недавнем прошлом страны ЦАР, в отличие от Европы последних веков, представляли собой единое экономическое, политическое и культурное пространство, и значительные элементы этого наследия еще сохранились.

В частности, опыт европейской интеграции свидетельствует о том, что региональная интеграция — это последовательный, поэтапный процесс, в котором конечный успех зависит не только от правильности выбора каждой очередной цели продвижения, но и от детальности разработки программы конкретных практических действий. Постоянной задачей интеграции является согласование интересов государств, при этом важно оценивать имеющиеся противоречия не столько как препятствия, сколько как «болевые» точки развития, импульс к дальнейшему движению вперед.

Специфика Центральноазиатского региона не позволяет механически копировать интеграционный опыт других региональных объединений, однако предполагает необходимость его изучения и адаптацию наиболее приемлемых элементов к собственным реалиям.

Основой интеграции должна выступать необходимость всестороннего развития торгово-экономического и кооперационного сотрудничества, создание самодостаточного и защищенного общего рынка. К этому подталкивает потребность в поддержке национальных товаропроизводителей, создании равных условий для предпринимательской деятельности на едином экономическом пространстве.

Приоритетным направлением интеграции в ЦАР должна стать выработка комплексного механизма взаимодействия государств с учетом мирового опыта формирования интеграционных доктрин.

ЛИТЕРАТУРА

Винокуров Е., Либман А. (2012) Евразийская континентальная интеграция. Санкт-Петербург: Евразийский банк развития.

Исингарин Н. (1998) Проблемы интеграции в СНГ. Алматы.

Кушкумбаев С. (2002) Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. Алматы.

Материалы международной военно-научной конференции «Предотвращение и урегулирование конфликтов на территории государств — участников Содружества Независимых Государств — военный аспект. Итоги, проблемы, перспективы». Москва. 2002. 4-5 июня.

Шерьязданова К. (2007) Предпосылки центральноазиатской интеграции в контексте антитеррористической деятельности. Евразийское сообщество Алматы, № 1 (57).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.