Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в сфере образования как закономерность развития современного мира'

Интеграционные процессы в сфере образования как закономерность развития современного мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1755
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в сфере образования как закономерность развития современного мира»

Вместе с тем, организация и проведение ролевой деловой игры создает необходимые условия для органичного сочетания и агрегирования всего разнообразия обучающих и оценивающих методик самых разных учебных дисциплин в интегрированный образовательный ресурс [1].

Собственно междисциплинарный формат и становится основным условием мобилизации обучающих ресурсов организации и проведения ролевой деловой игры, объединяющим постановку задач, разработку и осуществление целенаправленных действий обучающихся, проводимых по рабочим программам целого комплекса учебных предметов. Так, в ходе организации и проведения ролевой деловой игры «Менеджер» [1] целенаправленно интегрируются ресурсы преподавания таких дисциплин, как «Теория организации», «Организационное поведение», «Организационное проектирование», «Основы менеджмента», «Управленческие решения», «Управление предпринимательством», «Управление инновациями», «Конфликтология», «Маркетинг» и ряда других. И хотя согласование содержания и расписания проведения представляет существенные сложности, именно междисциплинарная игра обеспечивает наиболее адаптированное освоение и конструктивное закрепление профессиональных знаний, умений и навыков управления каждым участвовавшим в ней обучающимся. Вместе с тем персональный формат ролевого участия в ней обучающегося и оцененные по стоимости и качеству индивидуальные результаты позволяют сформулировать профессиональный портрет каждого выпускника, все больше востребуемый сегодня на рынке труда квалифицированным работодателем.

Библиографический список

1. Деловая игра «Менеджер» [Райченко А.В., Сахаров И.В., Хохлова И.В.]. В реестре Российского авторского общества. Свид. № 17791 от 11.02.2011.

2. Имитационно-моделирующий комплекс финансово-производственного цикла. Реестр государственной регистрации программы ЭВМ. Свид. № 2011619596 от 19.12.2011.

3. Кондратьев В.Н. Конструктор регулярного менеджмента : Решения для освоения и развития компетенций: учебное пособие + СД / В.Н. Кондратьев [и др.] - М.: ИНФРА-М., 2011.

4. Латфуллин Г.Р. Теория организации: учебник для вузов + СД / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. - СПб.: Питер, 2008.

5. Мультимедийные лекции по образовательному курсу «Административный менеджмент». -М.: Реестр государственной регистрации базы данных. - Свид. № 2011620882 от 19.12.11.

6. Тезисы по организации деловой игры «Менеджер» / Под ред. А.В Райченко. — М.: Логос, 2012.

Е.Н. Рудакова

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Ключевые слова: образовательная политика, система образования, интеграция, интеграционные процессы, мировое образовательное пространство.

Начало XX века ознаменовалось для ведущих стран мира различными социальными переменами, в том числе и в системе образования. Система образования, как наиболее

© Рудакова Е.Н., 2013

консервативная, не успевала приспосабливаться к стремительной смене событий во всех областях жизнедеятельности человека. Возникший в результате этого разрыв между образованием и условиями жизни общества, составил суть мирового кризиса образования, впервые о котором было упомянуто на Международной конференции «Мировой кризис образования» (США, 1969 г.), где было заявлено: образование является предметом неослабленного внимания каждой нации, планы в области образования могут быть выполнены с максимальным успехом при условии, что они будут приведены в соответствие с возможностями систем образования всех стран. Многие её выводы, положения и прогнозы остаются актуальными и в настоящее время [4, С. 98].

Разделяя точку зрения американского исследователя проблем в сфере образования Ф. Кумбса, можно выделить четыре основных причины, способствовавшие мировому кризису образования:

- население стало осознавать необходимость поступления в образовательные учреждения;

- недостаток материальных средств усугубил ситуацию, но не так сильно, как медлительность и инертность, присущая как системам образования, так и самому обществу;

- сложилась ситуация, когда желание получить образование перестало совпадать с возможностями систем образования, существующих в каждой отдельно взятой стране;

- необходимо было восстановить конкурентоспособность образования с другими отраслями хозяйственной жизни общества, для чего следует проводить планомерное повышение заработной платы преподавателей, даже при неизменности эффективности и производительности образования.

Преодолению мирового кризиса могут способствовать интеграция общества и образования, их адаптация друг к другу, ибо «всё увеличивающийся разрыв между ними обязательно сокрушит основу образования, а в некоторых странах - основу самого общества» [4, С. 102]. Интеграция - генерализованная объективная необходимость развития любых сложных естественных и общественных систем. Применительно к глобально понимаемому социуму она характеризует неизбежный в своей тенденции процесс все более полного, всеохватывающего, многоаспектного объединения усилий людей и человеческих общностей в построении целостной человеческой цивилизации, оптимальной с точки зрения не только выживания, но и процветания ныне живущих и будущих поколений [3]. Если интеграция осуществляется в глобальном масштабе, то принято говорить о мировом пространстве, формирование которого можно рассматривать, как своеобразное явление в общественных отношениях между различными государствами и регионами мира, как один из элементов в их политическом и социокультурном структурировании. В свете интегративных тенденций в области экономического и политического сотрудничества и растущих потребностей в межкультурном взаимопонимании, объединение усилий образовательных систем мира в решении глобальных социокультурных проблем приобретает сегодня все более важное значение.

Мировые интеграционные процессы в сфере высшего образования привели к тому, что ещё в 1997 г. представители стран - членов Совета Европы и ЮНЕСКО в Европе, а также Северной Америки, Израиля и Турции подписали Лиссабонскую конвенцию о признании квалификаций в области высшего профессионального образования в Европейском регионе. Россия присоединилась к этому документу в 2001 г. Тому предшествовало подписание соответствующих конвенций об эквивалентности дипломов,

периодов обучения, квалификаций и степеней высшего образования в 1953, 1956, 1959, 1979 и 1990 гг. В Лиссабонской конвенции говорится о том, что каждая сторона будет признавать программы и квалификации, присвоенные другой страной, до тех пор, пока не будет установлено их существенное различие в части требований. Таким образом, имеет место своего рода презумпция признания. Стороны обязались обеспечить полную прозрачность образовательных систем путем создания Европейской сети Национальных информационных центров и использования специального документа UNESCO/Council of Europe Diploma Supplement или другого аналогичного документа высшего учебного заведения, описывающего тип, уровень, содержание и статус диплома или степени стандартным путем.

19 июня 1999 г. в городе Болонья (Италия) 29 министров образования европейских стран подписали Декларацию о Европейском регионе высшего образования, в которой была предложена система мер для конвергенции и прозрачности квалификационных структур в Европе и выражена направленность на повышение конкурентоспособности с американской системой образования. К данной Декларации позднее присоединились ещё несколько десятков государств. Россия стала 34-й страной, подписавшей Декларацию в сентябре 2003 г. [2, С. 2-7]. Обсуждение данной Декларации, включение всё новых и новых государств в глобальную дискуссию привело к появлению так называемого Болонского процесса, конечной целью которого является создание Европейского пространства высшего образования, где будет обеспечено свободное передвижение студентов и сотрудников высшей школы и объективное признание их квалификаций.

Таким образом, интеграционные процессы, протекающие в современном обществе, в значительной степени будут зависеть именно от образования, которое должно обеспечить формирование общества нового типа, адекватно реагирующее на современные социальные изменения планетарного масштаба. В этом плане глобальная образовательная стратегия должна проявить себя через общепланетарное изучение и видение рынка образовательных услуг, через координацию образовательной деятельности с помощью информационных технологий и её интеграции в единую глобальную систему образования. В основу интеграции в области образования современного мира объективно заложены:

- обмен информацией о последних достижениях в области образования (на уровне теории, практики и образовательной политики);

- прослеживание тенденций развития современного образования в различных странах мира;

- координация исследовательской, учебно-воспитательной и управленческой деятельности в странах, открытых для взаимодействия с другими государствами в области образования;

- обобщение характера и специфики инновационных процессов в современном образовании;

- сопоставление перспективных моделей организации образования (их адаптации) и др.

Образовательная система России, несмотря на экономические трудности и многочисленные организационно-правовые перемены, остается уникальной по своим масштабам и потенциальным возможностям частью мирового образования. Интеграция в мировую систему высшего образования системы ВПО Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - это один из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированный законом (статья 2, пункт 1, подпункт 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ) [1, С. 2-10].

На данный момент интеграция России в международное образовательное пространство становится не только неизбежным процессом, но и фактором жизнеспособности российской системы высшего образования. Интеграция российских университетов в мировое образовательное пространство ориентирована на следующие цели:

- укрепление престижа российского высшего образования за рубежом;

- использование мирового опыта для совершенствования российской системы образования;

- привлечение дополнительных внебюджетных средств для развития высшей школы России.

Однако сам процесс интеграции сопряжен с некоторыми проблемами, наиболее очевидными среди них является несоответствие ФГОС РФ в части перечня и структуры образовательных программ мировым аналогам и в результате - непризнание программ многих российских университетов за рубежом. Кроме того, можно говорить об отсутствии международной аккредитации российских образовательных программ и, как результат - ограниченное признание российских степеней и квалификаций. Устойчиво также нежелание иностранных студентов в большинстве случаев изучать русский язык и обучаться в российских вузах на русском языке.

Условиями интеграции России в мировое образовательное пространство являются:

- формирование организационной и научно-методической основы, обеспечивающей информационно-методическую и координирующую поддержку процесса реформ;

- финансирование правительством Болонских реформ,

- организация постоянного мониторинга состояния внедрения инструментов и механизмов Болонского процесса;

- построение системы обеспечения качества российского образования;

- обеспечение признания диплома бакалавра работодателями;

- формирование в условиях значительной российской регионализации рынка труда не территориальной мобильности, а профессиональной, осуществляемой внутри того или иного региона;

- сотрудничество с ведущими зарубежными университетами на региональном уровне;

- принятие академическим и административным персоналом, а также студентами, основных принципов и инструментов European Credit Transfer System (ECTS); участие в деятельности рабочих групп Европейской ассоциации университетов (ЕАУ);

- внедрение в вузах программ на английском языке, сопоставимых по структуре с Болонской системой;

- разработка и реализация университетами стратегий интернационализации и маркетинговой политики.

Итак, в силу особой роли знания, под влиянием происходящих в мире крупных политико-экономических перемен, эволюции ценностных систем многих стран, а также перед лицом глобальных вызовов человечеству, современное образование приобретает общемировой характер. Конец XX - начало XXI вв. стало временем, когда после анализа предыдущей образовательной деятельности были сделаны некоторые выводы в русле жизнеспособности объединённых межнациональных систем различного плана (ЕС, ЮНЕСКО, ВТО и др.) и была выявлена степень влияния на все эти интеграционные процессы образования. Образование стало рассматриваться как один из наиболее важных инструментов для создания новой глобальной модели мира, в связи с чем значительно усилилась связь образовательных систем и экономики (национальной и мировой). Следует

отметить, что в последние десятилетия государственное и международное устроительство базируется на экономической доминанте: политика, образование, наука, промышленность и постепенно превращаются в экономический придаток, или, иначе говоря, речь идёт о коммерциализации всех сфер человеческой жизни. Отсюда проистекает и тот факт, что в новой мировой образовательной концепции диктующая роль принадлежит лишь экономически развитым странам, которые рассматривают свою доминирующую позицию как своего рода монополию на рынок образовательных услуг: в образование делаются инвестиции, оно экспортируется и импортируется, рассматривается как рыночный капитал. Это внешняя сторона происходящих в образовании перемен сформулировала и саму внутреннюю суть, содержание глобализации, которое сводится к следующему: высшее профессиональное образование должно создать человека-специалиста, отвечающего сложившимся требованиям социально-экономического рынка. Специалист должен быть мобильным, гибким, готовым воспринимать различные инновации, осваивать быстро меняющийся поток информации (то есть постоянно доучиваться и переучиваться), быть готовым к частым межнациональным контактам, жить и работать в условиях «единопланетарности» мира; при этом адекватно трактовать само значение интеграции, как добровольного взаимовыгодного движения к такой целостности, которая воплощает в себе лучшие характеристики интегрируемых субъектов образовательной сферы. Отличительными чертами интеграции в образовании являются: динамика, дозирование и синхронизация интеграционных импульсов, цели и способы формирования интеграционных объединений. Прежде всего выделяется комплексный, многоплановый характер влияния интеграции в сфере мирового образования на весь ход современного общественного развития. Эта ее черта проистекает из особой, решающей роли знания в современную эпоху. В непосредственной связи с этой чертой находится и такая особенность интеграции в образовании, как потребность в ее опережающем характере. В современных условиях, когда знание выступает в качестве решающего ресурса, а процесс его накопления приобретает непрерывный характер, сотрудничество в сфере образования по своим темпам должно опережать развитие этого процесса в любой другой сфере. Кроме того, образование выступает как фактор, стоящий у истоков общественного развития и во многом его определяющий, а также непосредственно влияющий на определение и постановку целей культуры и обусловливающий интеграцию человека в общество и культуру.

Основная цель интеграции в образовании - объединение усилий мирового сообщества в воспитании человека с холистским взглядом на мир, в его подготовке к комплексному подходу при решении глобальных проблем человечества, при этом роль мирового образования заключается в преобразовании информации в знания, вооружение ими населения, поэтому задачей мировых образовательных сообществ является создание таких систем, которые могли бы эффективно и беспрепятственно выполнять данную функцию. Международная интеграция активно способствует сферному развитию образования, ставя его в центр развития всех других общественных процессов. Интеграционный потенциал мирового высшего образования наиболее активно может реализовываться через воспитание в духе взаимопонимания, мира и сотрудничества. Тенденции к превращению современного образования в сложную специализированную систему, имеющую свои собственные закономерности функционирования и развития, к его интеграции и универсализации привели к пониманию образования, как системного фактора преобразования общества с существующей в нем общей, единой системой общечеловеческих ценностей, но обладающих спецификой своего проявления в зависимости от конкретных условий развития.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. 29 августа. 1996. С. 2-10.

2. Байдедавнко В.И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 1. - С. 2-7.

3. Гершунский Б.С. Россия - США: Интеграция в сфере образования (ценностно-целевые приоритеты) / Б.С. Гершунский. - М.: Изд-во ИТОиП РАО, 2003.

4. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / Ф. Кумбс. - М.: Прогресс, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.