Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в розничных торговых сетях'

Интеграционные процессы в розничных торговых сетях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1510
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в розничных торговых сетях»

Рисунок 5. Динамика инвестиции торговых организаций в основной капитал в РФ фактически действовавших ценах, млрд руб.

Рисунок 7. Динамика инвестиции и результирующих показателей торговых организаций, млрд руб.

Рисунок 6. Динамика структуры инвестиции российских торговых организаций в основной капитал, %

Рисунок 8. Объем инвестиций в процентах к величине сальдированного финансового результата, %

Литература:

1. Чижик В. П., Инвестиционный анализ и управление инвестиционным портфелем фирмы [Текст] : учебное пособие (гриф ФГУ ФИРО) / Чижик В.П., Рачек В.Л., Калинина Н. М. - Омск : ОГИС, 2012. -249 с.

2. Инвестиционный менеджмент [Текст] : учебник (гриф ФГАУ ФИРО) / Метелев С.Е., Чижик В.П., Калинина Н.М., Елкин С.Е. - Омск: ООО «Омскблан-киздат», 2013. - 290 с.; 21 см - 2000 экз.

3. Официальный сайт Федеральной службы госу-

дарственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/ (дата обращения 10.01.2016)

4. Россия в цифрах. 2015: Крат.стат.сб./Росстат-M., Р76, 2015 - 543 с. ISBN 978-5-89476-400-9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1135075100641 (дата обращения 10.01.2016)

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЯХ

ТАБАТОРОВИЧ А.Н.,

кандидат технических наук, Омский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова ХУДЯКОВА О.Д.,

кандидат технических наук, доцент,Омский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова

Развитие торговли в современных условиях, характеризующееся, с одной стороны, повышением самостоятельности торговых предприятий, свобо-

дой выбора партнеров, а с другой, ужесточением условий работы за счет конкуренции, определило появление принципиально новых подходов к уста-

Таблица 1. Классификация видов интеграции в розничных торговых сетях

Классификационный признак Характеристика интеграции

По отраслевому признаку Горизонтальная Вертикальная

По типу отраслей, образующих вертикальную интеграцию Предприятия розничной торговли с изготовителями товаров Предприятия розничной и оптовой торговли Смешанная

По степени централизации Корпоративная Добровольная

По типу предприятий Однотипная (Одноформатная) Комбинированная

По специализации предприятий Узкоспециализированная Специализированная Неспециализированная

По степени глобализации Транснациональная Внутринациональная Локальная(местная)

По формам интеграции Торговые сети Торговые цепи Торговые объединения

По групповому расположению Торговые комплексы Торговые центры Моллы

По организационно-правовым формам объединений Объединения индивидуальных предпринимателей Акционерные общества Общества с ограниченной ответственностью Концерны Торгово-финансовые группы Холдинговые компании и другие

новлению коммерческо-хозяйственных связей и развитию эффективных организационных форм интеграции розничных предприятий.

Речь идет о взаимодействии торговли с промышленным и сельскохозяйственным производством, с предприятиями торговли других отраслей, созданию промышленно-финансовых торговых систем, торговых цепей, формированию крупных торгово-развлекательных комплексов и центров.

В организационном плане интегрированная торговая система является добровольным договорным объединением предприятий различной специализации и сферы деятельности, созданным в целях совместного решения предпринимательских задач. Развитие различных форм интеграции торговых предприятий имеет ряд существенных преимуществ: снижаются накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, снабжения, транспорта, учета. Закупки на выгодных условиях крупных партий товаров, в конечном счете, приводят к снижению цен и улучшению положения этих предприятий на рынке.

Интеграция является определяющей тенденцией в процессе развития торговли не только в нашей стране, но и во всем мире. В России постоянно растет доля рынка, контролируемая торговыми сетями. В США и странах ЕС крупные сети контролируют до 80% рынка.

Розничная торговая сеть: торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым

коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации [1].

Классификация видов интеграции в розничных сетях по определенным критериям представлена в таблице 1.

Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов в торговле показывает, что этот процесс осуществляется от простых моноотраслевых специализированных объединений к сложным межотраслевым конструкциям с включением как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений с образованием объединений различных типов.

По отраслевому признаку формы интеграции торговых предприятий подразделяются на горизонтальную и вертикальную, в зависимости от числа отраслей, представленных кооперирующимися предприятиями.

Горизонтальная интеграция имеет место, когда объединяются торговые предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени или розничные, или оптовые. В практике торговли в настоящее время данная форма интеграции встречается не так часто, так как любое, даже самое незначительное объединение хозяйствующих субъектов, чаще всего приводит к поглощению крупными сетями более мелких. Например, в середине 2000-х гг. так произошло с локальной торговой сетью г. Омска «Десятка», активы которой были проданы общероссийской торговой сети «Пятерочка».

Однако для обеспечения оперативного взаимодействия между торговыми сетями, включения их в реестр международных и российских торговых объединений, получения крупных банковских кредитов, возможно-

стей взаимного кредитования, получения консалтинговых услуг, налаживания логистических схем и т.д., горизонтальная интеграция может быть достаточно перспективной. В частности, в 2001 г была создана ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), куда вошли такие известные сети-операторы российского розничного рынка, как «Адамас», «Азбука вкуса»,«Ашан», «Метро Кэш энд Керри», «Копейка», «Спортмастер», «М.Видео», «Эльдорадо», «Лента», «Магнит» и другие (всего более 40 сетей).

Вертикальная (межотраслевая) интеграция происходит, когда предприятия нескольких хозяйственных ступеней, находящихся на разных этапах товародвижения, работают совместно.В соответствии с этим, по составу отраслей, входящих в вертикальную интеграцию, различают:

- интеграцию розничных предприятий с изготовителями;

- интеграцию розничных и оптовых предприятий;

- смешанную интеграцию.

В зависимости от участвующих сторон вертикальная интеграция может быть двухотраслевой и многоотраслевой.

Типичным случаем двухотраслевой вертикальной интеграции розничных предприятий с изготовителями является фирменная торговля. Фирменный магазин организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание товаров, производимых каким-либо предприятием. В России производители мебели, одежды,косметики, винно-водочных, колбасных, кондитерских изделий и других отраслей открывают собственные сети.

Примером длительно существующей двухотраслевой интеграции можно назвать работу фирменных омских магазинов, находящихся при предприятиях «ВНИМИ-Сибирь», «Хлебодар» и «Форнакс». Что касается многоотраслевой интеграции, то она имеет место, например, в ООО «Сибирские колбасы», объединившем сеть магазинов «Мясная лавка» (около 30), производство колбасных изделий и копченостей и сельскохозяйственные комплексы по выращиванию поголовья свиней и птицы в Кормилов-ском районе. Издержки компании минимизированы за счет отлаженной системы заявок, оперативной доставки и ежедневной поставки нереализованного в течение дня в рознице охлажденного мяса и полуфабрикатов на переработку в колбасный цех.

Фирменная торговля широко развита за рубежом. Там преобладают два типа фирменных магазинов. Первый - магазины при предприятиях, где в основном продаются фирменные товары по сниженным ценам. Другой тип - так называемые образцовые магазины, организованные производителями. Процесс создания торговых сетей в Германии, Франции был инициирован именно изготовителями, которые заключали с магазинами соглашения о сотрудничестве или обменивались частью акций. В этих магазинах упор делается не на снижение цены, а на богатство выбора. Среди фирм, владеющих такими магазинами, «Мке»и «Sony» [2].

В 70-80 е гг. прошлого века в Москве пользовались большой популярностью фирменные магазины «Ванда», «София», «Власта», «Ядран», «Ганга» и др., где напрямую продавались, преимущественно, галантерейные товары, обувь, бижутерия, парфюмерия и косметика известных фирм из определенных стран. Кроме того, появившиеся первые «брен-

довые» магазины изготовителей («EsterLauder», «Salamander» и др.) стали отправной точкой для открытия новых фирменных магазинов такого типа, которые и сейчас преобладают на российском рынке в ценовом сегменте «premium».

В настоящее время актуальной является задача интеграции торгового и производственного капиталов. Имеется в виду не только создание предприятиями производственного сектора дочерних торговых структур, но и обратное движение - формирование торговыми структурами сети производств, связанных единым управлением, маркетинговой политикой, стратегией развития и функционирования. Такое объединение производства и торговли может являться эффективным для поддержания жизнеспособности тех и других, расширения возможности отечественных производителей. Ведущие розничные продовольственные сети в России уже много лет используют объединение с изготовителями относительно производства и гарантированных поставок товаров под фирменными торговыми марками «privatelable».

Российским потребителям хорошо знакомы собственные торговые марки: «Каждый день»( сеть «Ашан»), «365 дней» и «Лента» (сеть «Лента»), «Сласть народу» и «Семейные секреты» (сеть «Магнит») [6].Завоевание лояльности потребителей к торговым сетям через такую форму взаимодействия производства и торговли вполне очевидно.

Интеграция розничных и оптовых предприятий активно развивается на российском рынке. Одним из вариантов упрощенной системы сбыта для крупных компаний-дистрибьюторов стало создание собственных торговых точек, объединенных в сеть.

Смешанная интеграция становится перспективной формой ведения бизнеса. Важное место среди объединенной смешанной интеграции занимают торгово-финансовые группы и холдинговые компании.

Финансово-промышленные группы создаются путем объединения материальных и финансовых ресурсов торговых и производственных предприятий, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса. Особенно актуально создание и функционирование финансово-промышленных групп в условиях кризиса.

Среди крупных финансовых инвесторов можно выделить «Альфа-банк», «Внешторгбанк», «МДМ-банк», «Юникредит банк» и другие. За последние 20 лет в России сформировались новые современные промышленно-финансовые торговые системы. Это «Перекресток», «Седьмой континент», «Рамстор», «Техносила», «М. Видео» и другие [3].

Розничная торговая сеть может создаваться как однотипная, когда в ней представлены предприятия только одного типа (формата) и формы обслуживания, например, сеть супермаркетов «Пятерочка» или сеть магазинов «Унция». Комбинированные сети включают в себя предприятия разных типов, например ООО «Компания Холидей» в г. Омске представлена супермаркетами «Планета Холидей» и «Сибириада», а также дискаунтерами «Холди».

Розничная торговая сеть может позиционироваться как узкоспециализированная(«Унция»), специализированная («Спортмастер», «Адамас») и неспециализированная («Магнит»).

Таблица 2. Характеристика форм интегрированных розничных торговых предприятий [1]

Тип объединения Характеристика

Торговый комплекс Совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Торговый центр Совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Молл Многофункциональный торгово-развлекательный центр общей площадью от 100000 м2.

По степени глобализации объединений торговых предприятий различают локальные, внутринациональные и транснациональные торговые сети.

Примером локальных торговых сетей, охватывающих несколько регионов внутри страны (одного Федерального округа), можно назвать «Холидей» (Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области) [5]. Внутри локальных иногда возникают более мелкие, местные торговые сети, функционирующие только в одном крупном городе или области. В г. Омске сделана попытка создания сети магазинов «Омские продукты».

Внутринациональными общероссийскими можно считать торговые сети «Магнит» и «Эльдорадо», главной стратегией которых является максимальный охват территории и увеличения числа предприятий различного формата.

Транснациональные сети охватывают территорию нескольких стран. Например, сети «Metro» принадлежит более 2000 розничных торговых предприятий почти в 30 странах. Кроме указанной сети «Metro», в г. Омске имеются торговые предприятия «IKEA», «Ашан», «Медиа-Маркт» и других международных компаний.

В особую группу интегрированных предприятий входят торговый комплекс, торговый центр и молл. Они выделяются по признаку группового расположения и представляют собой объединения близко расположенных торговых предприятий, для которых концентрация в одном месте имеет важное значение.

Терминология для вышеуказанных интегрированных предприятий установлена ГОСТ 51303-2013 и приведена в таблице 2.

По данным ряда авторов, отличительные особенности торгового центра и торгового комплекса состоят в том, что торговые комплексы имеют более четкую планировку, чем торговые центры, и там оживленнее движение покупателей. Такие комплексы могут находиться как в одном помещении (или нескольких), так и под открытым небом [4]. Безусловно, централизация управления в торговом центре выражена значительнее. В торговом центре в обязательном порядке существует единая служба жизнеобеспечения, отдел по набору персонала и т.д. Даже если помещения сдаются в аренду, арендатор не вправе устанавливать свои «правила» торговли, а время работы каждого предприятия, входящего в торговый центр, должно быть единым.

Торговые комплексы в настоящее время, в основном, территориальное объединение множества предприятий различного типа, специализации и формы обслуживания (в том числе широко

известных брендов). Доказано, что для каждого из предприятий внутри торгового комплекса существует эффект синергии, выражающийся в получении большей выручки, в противовес тому, как если бы эти предприятия функционировали как отдельно стоящие, одиночные[4].

Именно поэтому многие сетевые супермаркеты в г. Омске стараются расположить внутри таких комплексов (например, «Холидей» в торговых комплексах «Маяк», «Оазис» и др.). За счет повышенной проходимости, обусловленной эффектом получения комплексной покупки в одном месте, такие предприятия торговли становятся главными источниками прибыли внутри сети [5].

Особо крупные торговые комплексы называются моллами. В г. Омске такое название имеют «Маяк» -молл и мега - молл «Триумф». Имея площадь свыше 100000 м2, эти комплексы включают сотни различных магазинов, супермаркет, службы быта, ателье, автосервис, рестораны, кафе, центр развлечений и прочее. Молл рассчитан на то, чтобы покупатель приехал и провел в нем целый день, имея возможность купить все необходимые товары.

Таким образом, рассмотренные проблемы интеграции в розничных торговых сетях требуют нового современного подхода к торговой сети как к комплексной системе. Выделенные признаки интеграции в розничных сетях являются необходимыми для целостного видения принципов развития торговли, повышения возможностей ее эффективного управления и регулирования.

Литература:

1. ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и опре-деления.Введ. 2014-04-01. - М.: Стандартинформ, 2014 (с изменениями). - 7с.

2. Берман, Б., Эванс, Д. Розничная торговля: стратегический подход. - 8-е изд.:Пер с англ. М.: Изд. Дом «Вильямс», 2003. - 1184 с.

3. Васильев, А.И. Розничная торговая сеть крупного города в реформируемой экономике/ А.И. Васильев. - СПб.:Изд-во СПбГУФ, 2002. - 103 с.

4. Леви, М.,Вейтц, Б. Основы розничной торговли/ Пер. с англ.: под ред. Ю.Н.Кантуревского. -СПб.:Питер, 1999. - 448 с.

5. Компания «Холидей» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: /http: //www.hol-omsk.ru (дата обращения 18 января 2016 г).

6. Розничная сеть «Магнит»[Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://magnit-info.ru (дата обращения 18 января 2016 г).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.