Научная статья на тему 'Интеграционные процессы Казахстана в 90-е годы XX вв'

Интеграционные процессы Казахстана в 90-е годы XX вв Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
712
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куромысов О. А.

Анализируются процессы интеграции Казахстана в конце XX в., который последовательно реализует курс на углубление сотрудничества с государствами Содружества, выступает за совершенствование уставных органов и рационализацию структуры Содружества. Исследуются экономические связи Казахстана со странами СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration Process in Kazakhstan during the 1990-s of the XXth Century

Integration process in Kazakhstan with its dimension to cooperation among the states at the end of the XX* c. is analyzed. The economic ties of Kazakhstan are also under the author's speculation.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы Казахстана в 90-е годы XX вв»

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАЗАХСТАНА В 90-е ГОДЫ XX ВЕКА

О.А. КУРОМЫСОВ

(докторант)

Кафедра общественных наук Казанский институт управления и информатики

Анализируются процессы интеграции Казахстана в конце XX в., который последовательно реализует курс на углубление сотрудничества с государствами Содружества, выступает за совершенствование уставных органов и рационализацию структуры Содружества. Исследуются экономические связи Казахстана со странами СНГ.

Казахстан последовательно реализует курс на углубление сотрудничества с государствами Содружества. Эта политика проводится одновременно на двух уровнях. Во-первых, развиваются связи на двусторонней основе, во-вторых, не снижается активность по превращению, например, СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи по повышению эффективности экономики входящих в него стран. Казахстан выступает за совершенствование уставных органов и рационализацию структуры Содружества. Реалии жизни требуют механизма принятия уставными органами СНГ оперативных решений и системы контроля за их реализацией. Много мог бы сделать в этом плане Межгосударственный экономический комитет. В рамках СНГ действует около 30 межгосударственных и межотраслевых органов экономической направленности, на активизацию деятельности которых МЭК также может оказывать серьезное влияние [1]. В целом же практика показывает, что ряд заложенных в СНГ механизмов действует достаточно активно. Так, например, в конце 1994-1995 гг. интеграционные процессы начали активизироваться, и это в первую очередь стало заметно в создании и деятельности Межгосударственного экономического и Таможенного союзов, региональной интеграции, оптимизации ва-лютно-финансовых отношений. Исследуя экономические связи Казахстана со странами СНГ и для более полного и адекватного понимания роли и значения СНГ обратимся к истории становления этого межгосударственного объединения, что очень важно для раскрытия исследуемой проблемы. Как известно, 7-

8 декабря 1991 г. главы государств Беларуси, России и Украины заключили Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Этому событию предшествовали сложные процессы в бывшем СССР. В течение нескольких лет страна переживала глубокий кризис государственности. Декларации о суверенитете 1990 г., принятые рядом бывших союзных республик, коренным образом

изменили ситуацию. В этих условиях продолжался длительный и мучительный процесс подготовки Союзного договора, к которому, как уже отмечалось, были подключены все российские автономии. Последствия августовского путча окончательно определили распад единого союзного государства.

Вот как об этом периоде пишет Президент Казахстана H.A. Назарбаев: «1991 г. - действительно год громких и эпохальных событий. Много давалось оценок Беловежскому заявлению лидеров России, Украины и Белоруссии... События 1991 г. нельзя рассматривать в отрыве от предшествующей истории. Бе-ловежье, конечно же, не было в чисто стратегическом плане чем-то совершенно неожиданным. Все понимали, что распад СССР становится все более неизбежным, однако этот распад мог пойти по непредсказуемому руслу и вылиться в резкую конфронтацию политических сил» [2].

В преамбуле Соглашения о создании Содружества Независимых государств говорится: «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 г., констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование» [3]. В этой связи встал резонный вопрос: имели ли право руководители этих трех республик распускать весь Союз? Мнения на этот счет среди специалистов расходятся. Так, известные юристы В. Кудрявцев, Ю. Калмыков, В. Яковлев сразу, по горячим следам события посчитали, что «принять решение о роспуске, ликвидации Союза может только все его население - граждане страны, объединенные в республики. Или, по меньшей мере, их законные представители, избранные для решения этого вопроса» [4]. Есть и другие мнения. Например, правовед В. Гу-лиев считает, что следует исходить из бесспорного факта первичности суверенитета государств, образовавших Союз, перед суверенитетом Союза. Объединившиеся в 1922 г. в Союз ССР республики отнюдь не утратили своего суверенитета, что и было закреплено в Договоре 1922 г., а затем подтверждалось во всех Конституциях СССР. Формальный отказ трех из четырех государств - учредителей от условий Договора об образовании СССР 1922 г. прекращает для них его действие и действия основанных на нем актов [5].

Учредив Содружество Независимых Государств, отмечалось в Соглашении о создании СНГ, руководители трех государств сделали этот шаг, основываясь на исторической общности народов и сложившихся между ними связях, стремясь построить демократические правовые государства и развивать свои отношения. В документе констатировалось, что СНГ является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы Соглашения. В заключительной части Заявления отмечалось, что государства-члены СНГ намерены проводить курс на укрепление международного мира и безопасности, гарантировать выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего СССР, обеспечивать единый контроль за ядерным оружием и его нераспространением.

За рубежом известие о распаде СССР породило растерянность и тревогу. Возможность говорить о Советском Союзе «в прошедшем времени», как выразился президент Франции Ф. Миттгеран, поставила на повестку дня вопрос: «Что дальше?» Конечно, главное, что интересовало Запад, была, прежде всего, судьба мощного ядерного потенциала, оставшегося в наследство от СССР.

Акция трех бывших советских республик, приведшая к окончательному распаду СССР, вызвала недоумение в других республиках, незадолго до этого провозгласивших свою независимость. H.A. Назарбаев в этой связи отмечал: «8 декабря 1991 г. я прилетел в Москву. Неожиданно во Внуково представитель Б. Ельцина пригласил меня срочно вылететь для подписания документов в Белоруссию. Естественно, от такого экспромта я отказался.

На следующий день состоялась совместная встреча, в которой приняли участие М. Горбачев, Б. Ельцин и я. Б. Ельцин подробно рассказал о принятых в Беловежье решениях. Более двух часов шел довольно напряженный и нервный разговор между М. Горбачевым и Б. Ельциным о сути Беловежского соглашения. Я сидел между ними и слушал. Было обидно за страну и за обоих лидеров, которые могли быть вместе. Однако диалога не получилось.

В этих условиях я должен был думать об интересах своей страны, поскольку ситуация, складывающаяся после Беловежья, была принципиально иной в правовом и политическом планах. Я срочно вылетел домой» [6].

Беловежская и последовавшая Ашгабадская встреча глав Государств резко накалили политическую ситуацию на постсоветском пространстве: республики стояли на пороге создания двух союзов - славянского и тюркского. H.A. Назарбаев оценивает события следующим образом: «...13 декабря в столице Туркменистана собрались руководители центральноазиатских государств - С. Ниязов, И. Каримов, А. Акаев, Р. Набиев и я. Как только мы сели за стол переговоров, туркменская сторона предложила рассмотреть подготовленный проект создания конфедерации центральноазиатских государств в ответ на решения в Беловежье. Предлагалось осудить действия славянских лидеров, поскольку уже прошло пять дней после 8 декабря, но ни М. Горбачев, ни Верховный Совет ничего не предпринимали. Это воспринималось как поддержка произошедшего. Можно себе представить, какая атмосфера царила на Ашгабадской встрече. Но «славяне» тоже волновались. Каждый час мне звонили в Ашгабад Б. Ельцин, Л. Кравчук, представители М.Горбачева. Они понимали, что наш отказ поддержать проект СНГ чреват совсем непростым поворотом событий. Эксперты работали с нами до пяти часов утра, готовя вариант за вариантом решения.

В ходе длительных переговоров решающей стала поддержка моей позиции И. Каримовым, который также очень трезво оценил ситуацию. Мы настояли на начале диалога со славянскими республиками, чтобы не допустить развала СССР по оси Европа-Азия, поставили условие, что войдем в состав СНГ только на правах учредителей, а не в роли присоединившихся. Нам же предложили каждому отдельно приехать в Минск и подписать беловежский документ. Чтобы предотвратить растущую дезинтеграцию и полный правовой хаос в отношениях между республиками, решить судьбу будущего объединения, я настоял на проведении следующей встречи с участием всех заинтересованных государств в Казахстане. Это тоже было нашим условием. Мы вздохнули с облегчением, когда 21 декабря 1991 г. Алма-Атинскую декларацию подписали 9 республик. Впоследствии присоединились и другие государства. Так что республики Центральной Азии в тех условиях сделали все, чтобы оградить наши народы от тюркско-славянского политического противостояния» [7].

Таким образом, 21 декабря 1991 г. собравшиеся в Алма-Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик подписали Протокол к Соглашению, в ко-

тором говорилось: «Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств [8]. Участники встречи подписали также декларацию, в которой не только подтвердили основные цели и принципы СНГ, но и внесли ряд весьма важных уточнений. В частности, декларация гласит: «Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием» [9]. Было заявлено также, что стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства. Уточнялось, что СНГ открыто для присоединения к нему государств, разделяющих цели и принципы Содружества только с согласия всех его участников.

Таким образом, учредителями СНГ стали все 11 государств, руководители которых встретились в Алма-Ате. Так что датой основания Содружества может считаться 8 декабря и 21 декабря 1991 г. Учредительным актом СНГ являются сразу три документа: Соглашение от 8 декабря, Протокол и декларация от 21 декабря 1991 г. Эти три документа различны по своей форме и юридической обязанности: Соглашение подлежит ратификации всеми сторонами, для декларации же достаточно факта ее подписания [10]. Однако эти документы, по нашему мнению, составляют единое целое.

Соглашение вступало в силу для каждого из участников только после его ратификации, в ходе которой члены Содружества могли делать оговорки к нему. Предусматривалось, что в дальнейшем будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках СНГ.

Как известно, ни одно международное формирование не может нормально функционировать без соответствующих органов. Для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, был создан высший орган Содружества: Совет глав государств, а также Совет глав правительств. Соглашение об этом главы 11 государств приняли в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. [11].

30 декабря 1991 г. в Минске состоялась встреча на высшем уровне, в ходе которой были приняты важные документы в рамках СНГ. Речь идет о Временном Соглашении о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ [12], а также ряде документов по вопросам вооруженных сил и специальным вопросам [13].

14 февраля 1992 г. в Минске состоялась очередная встреча лидеров

9 стран-членов Содружества Независимых Государств. Кыргызстан и Таджикистан представляли главы правительств. Перед этой встречей 8 февраля в Москве состоялось заседание Совета глав правительств-членов СНГ. Среди подписанных документов - Соглашение о взаимодействии в области экологии и окружающей среды, Соглашение о порядке транзита и Протокол о координации межгосударственных отношений в области электроэнергии. Приняты также декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ, Заявление

глав государств СНГ о недопущении применения или угрозы применения силы и решении спорных вопросов путем переговоров, Соглашение о статусе Стратегических сил, Протокол о ходе ратификации и выполнения договоров о разоружении, Заявление глав государств о согласовании действий в проведении экономической реформы [14].

На заседании Совета глав правительств государств участников СНГ, которое состоялось в Москве 13 марта 1992 г., было подписано 19 документов. Среди них - Соглашение о полномочных представительствах независимых государств.

На встрече глав государств-членов СНГ 20 марта 1992 г. в Киеве были приняты: Декларация о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами - участниками СНГ, Соглашение о полномочиях высших органов Содружества Независимых Государств по вопросам обороны, Соглашение об Объединенных вооруженных силах на переходный период, ряд других документов [15]. На следующем заседании Совета глав государств, которое состоялось в Ташкенте 15 мая 1992 г., было подписано 13 документов. Среди них - о коллективной безопасности, о сокращении вооруженных сил бывшего СССР, об охране границ, об использовании воздушного пространства и др. [16].

6 июля 1992 г. страны СНГ приняли два документа, которыми были урегулированы некоторые вопросы правопреемства в отношении государственных архивов бывшего СССР [17], а также распределение собственности бывшего СССР за рубежом [18].

Таким образом, только перечисленные документы позволяют сделать вывод о том, что под СНГ с самого начала была подведена солидная договорноправовая база. С течением времени встал вопрос о подготовке фундаментального правового документа, который можно было бы положить в основу деятельности Содружества. Началом процесса подготовки такого документа следует считать протокольное решение, принятое на заседании Совета глав государств СНГ в Ташкенте 15 мая 1992 г. Этим решением признавалась необходимость создания условий для укрепления Содружества. Была создана экспертная группа по разработке концепции Устава. 22 января 1993 г. в Минске на заседании Совета глав государств СНГ был утвержден Устав Содружества [19]. Его подписали руководители 7 государств СНГ: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана. Устав СНГ является правовой базой для деятельности Содружества. Документ направлен на укрепление тенденции создания на территории бывшего СССР зоны стабильности и активного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях. Устав еще раз доказал, что Содружество движется к цивилизованной интеграции. А она основывается, кроме всего прочего, на чувствах и настроениях десятков миллионов людей в бывших советских республиках, которые сохранили духовную и историческую общность.

Принятие Устава отразило растущее осознание того факта, что политическая независимость постсоветских республик не только не исключает тесной взаимосвязи между ними, но и предполагает таковую.

В преамбуле Устава СНГ сказано, что государства, объединившиеся в Содружество Независимых Государств, решили принять данный документ, осно-

вываясь на исторической общности своих народов и сложившихся между ними связей, действуя в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, положениями Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, стремясь обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих Народов, преисполненные решимости претворять в жизнь положения Соглашения о создании СНГ, протокола к этому Соглашению, а также положения Алма-Атинской декларации, развивая сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия, желая создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов, стремясь совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность.

К марту 1996 г. Устав СНГ ратифицировали 10 из 12 членов Содружества. Украина и Туркменистан, хотя и не ратифицировали Устав Содружества, тем не менее признают и присоединяются к нему.

Однако несмотря на общий успех сотрудничества, экономическое положение стран СНГ не было стабильным. В большинстве стран Содружества сократились объемы торговых операций между ними, возрос дефицит государственных бюджетов, несмотря на замедление роста инфляции снизился жизненный уровень населения, обострилась ситуация на рынке труда. Антикризисные меры оказались недостаточно действенными. Во всех странах Содружества продолжалось снижение объемов производства валового внутреннего продукта. Негативно на развитие взаимной торговли внутри Содружества, на структуру и объемы производства воздействовали такие факторы, как спросовые ограничения, кризис неплатежей, нарушения производственно-технологической кооперации и инвестиционного цикла, свертывание производства оборонных отраслей и выпуска потребительских товаров длительного пользования и нарастающая конкуренция товаров из третьих стран. Продолжало оставаться неустойчивым финансовое положение хозяйствующих субъектов. В государствах Содружества доля предприятий и организаций, работающих с убытками, оставалась значительной, а в некоторых странах она продолжала расти.

В целом можно отметить, что состояние экономики во всех странах Содружества в значительной мере определялось уровнем обеспеченности государств в энергоресурсах как за счет собственного производства, так и за счет поставок извне.

Важным для экономики стран-импортеров топливно-энергетических ресурсов стало повышение цен в 90-е гг. XX в. В этих условиях ряд государств приступил к выполнению национальных программ обеспечения «энергетической независимости» (Узбекистан) и увеличения поставок топлива из третьих стран (Украина, Молдова, страны Балтии). На базе иностранных инвестиций и новых технологий начали реализацию международных проектов по выходу на мировой нефтегазовый рынок Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, обладающие значительными потенциальными возможностями.

Фактором, усугубляющим экономическую ситуацию, была и оставалась в исследуемые годы дестабилизация финансовой системы. Общим явлением для стран Содружества в 1994 г. было увеличение дефицита государственных бюджетов, их покрытие за счет инфляционных источников.

К центральной проблеме настоящего и ближайшего будущего государств Содружества относится инфляция. Среднемесячные ее темпы были достаточно высокими, хотя в ряде государств наметилась тенденция их стабилизации или снижения. К концу 1995 г. практически был завершен процесс перехода новых независимых государств на национальные платежные средства, хотя в ряде стран сохранились их переходные варианты. Введение национальных валют стало в большинстве случаев появлением вынужденной реакции государств Содружества на ликвидацию рублевой зоны. Но и в настоящее время эти меры не решили проблему создания приемлемой системы платежных отношений между странами Содружества.

Существенным тормозом являлась и проводимая отдельными государствами СНГ валютная политика, делающая невыгодным для экспортеров получение платежей в национальной валюте по официальным (заниженным) курсам. Одновременно имелись затруднения в расходовании заработанных средств в национальной валюте на территории других государств. Из-за ограниченного доступа к нужным товарам на местных монополизированных рынках были ограничены возможности конвертации национальных валют в СКВ.

Одним из самых важных экономических соглашений, заключенных между странами СНГ, в исследуемые годы явился договор о создании Экономического союза от 4 сентября 1993 г. [20]. Он был выдвинут в число первоочередных всем предшествующим периодом развития Содружества не случайно. Прошедшие годы показали, что от взаимного отчуждения, самоизоляции, разрыва традиционных хозяйственных связей серьезно страдает экономика всех стран. Договор о создании Экономического союза подписали 9 государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Украина и Туркмения вошли в Союз в качестве ассоциированных членов. Документ предусматривал поэтапное формирование союза с целью интеграции экономики и создания единого таможенного и валютного пространства на базе рыночных отношений. На первом этапе была создана межгосударственная ассоциация свободной торговли, предусматривающая отмену таможенных пошлин и беспрепятственное движение товаров. На втором - образуется таможенный союз, в рамках которого устанавливается в отношении других стран общий таможенный тариф и проводится скоординированная внешнеторговая политика. На третьем - формируется общий рынок капиталов и рабочей силы. На заключительном этапе образуется валютный союз, предполагающий согласование бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики, для граждан стран, входящих в Экономический союз, был установлен безвизовый режим передвижения, гарантии от дискриминации по национальному или любому другому признаку, введено признание документов об образовании и квалификации, приняты обязательства в области страхования, пенсионного обеспечения и регулирования миграции.

В целях обеспечения деятельности Союза были созданы исполнительные и координирующие органы. Особое значение в этой связи имела кредитно-денежная политика, создание зоны свободной торговли, таможенного и платежного союза, общего рынка и валютного союза.

Говоря об организационных формах Экономического союза, важно иметь в виду два уровня взаимодействия - между предприятиями и между государства-

ми. Первый уровень имеет особо важное значение. За истекшие после распада СССР первые годы еще не окончательно успели разорваться экономические связи между десятками тысяч предприятий, хотя процессы в этом направлении усилились. Эти связи необходимо было оживить, а предприятиям оказать поддержку, обеспечив абсолютные гарантии прав собственности, стимулировать эффективную работу на внешних рынках. Учитывая это, правительство Казахстана начало последовательно формировать совместную рыночную инфраструктуру: торговые дома, биржи, банки, страховые компании, а в декабре 1992 г. было подписано Соглашение о создании межгосударственного банка СНГ [21]. Одновременно набрала силу многосторонняя отраслевая координация типа Электроэнергетического совета, Совета по железнодорожному транспорту, Совета по машиностроению, Межправительственного совета по нефти и газу [22]. Важным здесь представляется Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности [23].

В середине апреля 1994 г. руководители стран СНГ подписали Соглашение

о создании зоны свободной торговли, призванное запустить в действие механизм договора об Экономическом союзе [24]. Одновременно главы правительств подписали Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитнофинансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. В этой связи необходимо отметить, что путь к Экономическому союзу - это не возврат к прошлому, а путь к новым формам взаимодействия. Они в полной мере соответствуют проводимым в государствах СНГ реформам [25]. В то же время необходимо отметить, что процесс создания Экономического союза осложняли следующие факторы:

1) экономика большинства государств находилась в состоянии глубокого кризиса, продолжался спад производства, не всегда удавалось сдерживать инфляцию;

2) сохранялись различия в механизмах управления экономикой и содержании экономической политики государств (финансовой, бюджетной и кредитной);

3) наблюдались различные уровни либерализации цен, тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

4) сказывалась неурегулированность платежно-расчетных отношений, стремление государств решить эту проблему на двустороннем уровне, практиковалось регулирование платежных отношений вне рамок договора;

5) экономический союз формировался путем создания механизмов платежного союза, зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза;

6) была достигнута гармонизированность регулирования экономических отношений;

7) была оказана поддержка предпринимательству, содействию развитию инфраструктуры общего рынка: транснациональных объединений, финансовопромышленных групп, финансово- кредитных и страховых структур, совместных предприятий;

8) вырабатывались согласованные решения по социальным вопросам, представляющим общий интерес.

Среди основных функций МЭК можно назвать такие, как анализ состояния экономики, хода экономических реформ; подготовка предложений для прове-

дения гармонизированной экономической и социальной политики, сближения хозяйственного законодательства, совершенствования правовой базы экономического сотрудничества и интеграции, формирования общих информационных систем; разработка совместных программ в рамках многосторонней договоренности по развитию промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики; организация контроля за выполнением принятых обязательств по решениям Совета глав государств и Совета глав правительств и др.

Для осуществления своих функций МЭК:

1) подготавливал и вносил в установленном порядке в Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ проекты документов по вопросам экономического характера;

2) осуществлял экспертизу проектов соглашений, программ и других документов, подготовленных для рассмотрения на Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, а также на заседаниях межгосударственных, межправительственных координационно-консультативных органов;

3) рассматривал по предложению органов Содружества вопросы, решение которых требовало значительных затрат;

4) информировал государства по вопросам экономического сотрудничества;

5) осуществлял сотрудничество с другими органами Содружества, международными организациями и объединениями.

Одновременно МЭК мог принимать решения распорядительного характера по вопросам, добровольно переданным ему государствами; а также решения, обязательность исполнения которых должна подтверждаться соответствующими решениями правительств, в том числе по вопросам сохранения мобилизационных мощностей, поддержания эффективных кооперированных связей, структурных изменений, охраны окружающей среды и природных ресурсов. По другим вопросам решения комитета носили рекомендательный характер.

Руководящими органами МЭК являлись Президиум и Коллегия. Президиум - высший орган МЭК состоит из заместителей глав правительств и собирается на свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Президиум возглавляет Председатель, который избирается на один год из числа заместителей глав правительств, входящих в состав Президиума. Президиум рассматривает важнейшие межгосударственные вопросы экономического сотрудничества и определяет направления и сферы, по которым Коллегии дается право принятия оперативных решений.

В период между заседаниями Президиума функции его рабочего органа выполняет Коллегия. Она состоит из полномочных представителей государств-участников договора о создании Экономического союза, Председателя и его заместителей. Коллегию возглавляет Председатель, который назначается Советом глав государств по представлению Совета глав правительств Содружества сроком на три года. Заместители Председателя Коллегии назначаются Советом глав правительств по представлению Председателя Президиума. Председатель Коллегии и его заместители не могут представлять интересы своих государств. Председатель Коллегии является по должности заместителем Председателя Президиума. Коллегия работает на постоянной основе, осуществляет непосредственное руководство деятельностью аппарата МЭК и в пределах своей компетенции принимает оперативные решения и меры. Регламент работы Коллегии устанавливает Президиум.

Решения Президиума и Коллегии МЭК принимаются следующим образом:

1) консенсусом - по вопросам перехода к таможенному союзу, общему рынку товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютному (денежному) союзу и другим стратегическим вопросам развития Экономического союза. При этом до включения в действие этой процедуры государства заявляют о своей заинтересованности в решении рассматриваемого вопроса. На государства, которые заявили о неучастии в обсуждении и в голосовании, принятые решения не распространяются. В случаях, когда необходимо согласие представителей всех государств, а устранить разногласия не удается, проект решения с письменными возражениями отдельных государств передается на рассмотрение Совета, глав правительств Содружества;

2) квалифицированным большинством - по вопросам о целесообразности введения квот, резервной валюты, создания финансовых фондов и другим конкретным вопросам экономического развития, кроме указанных в следующем абзаце;

3) квалифицированным большинством с учетом экономического потенциала государств - по конкретным экономическим вопросам, решение которых требует значительных затрат либо может иметь серьезные экономические последствия. Распределение голосов определяется в соответствии со специально установленным порядком;

4) простым большинством - по процедурным вопросам.

Государства, не участвовавшие в принятии решений, имеют право присоединиться к ним путем письменного заявления в МЭК в соответствии с процедурой, принятой в СНГ. МЭК имеет аппарат, состоящий из департаментов, комплектуемых из числа граждан государств-участников договора о создании Экономического союза. Аппарат возглавляет председатель Коллегии. Руководители департаментов назначаются Коллегией и утверждаются Президиумом, остальные сотрудники назначаются председателем Коллегии. Руководители департаментов, другие сотрудники аппарата МЭК (кроме технического и обслуживающего персонала) обладают статусом международных гражданских служащих и при исполнении служебных обязанностей независимы от организаций и официальных лиц своих государств. Государства СНГ, представленные в МЭК, вносят средства на его содержание в долях, соответствующих распределению голосов с учетом экономического потенциала государства. Рабочим языком МЭК является русский язык. Местом его нахождения является г. Москва. МЭК является юридическим лицом.

Был установлен следующий порядок распределения голосов на период до

1 января 1998 г. для принятия решений Президиумом и Коллегией МЭК квалифицированным большинством с учетом экономического потенциала государств: Российская Федерация - 50 голосов, Украина - 14, Беларусь, Казахстан и Узбекистан - по 5, Азербайджан, Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Туркменистан - по 3 голоса.

При этом, исходя из общей суммы в 100 голосов, решение считается принятым, если за него подано не менее 80 голосов. Если в решении вопроса принимают участие не все государства, то сумма голосов участвующих в процедуре голосования государств принимается за 100, а голоса не участвующих распределяются пропорционально исходному распределению.

Без сомнения, создание МЭК - яркое свидетельство решимости СНГ, его участников отказаться от изоляции в экономической сфере. Кроме этого, 21 октября 1994 г. всеми странами СНГ было подписано Соглашение о создании Платежного союза СНГ [26]. Цель этого союза - обеспечить бесперебойность расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирование на этой основе платежной системы. Создание Платежного союза страны Содружества рассматривали как поэтапный процесс и приступали к его реализации путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений. На последующем этапе государства СНГ имеют возможность осуществлять мероприятия по созданию многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.

В октябре 1994 г. было подписано Соглашение о создании Таможенного союза. Задачей формирования этой межгосударственной организации было преодоление барьеров, мешающих нормальному развитию экономического сотрудничества стран СНГ.

Следующим шагом после создания МЭК, Платежного и Таможенного союзов должно стать создание общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. После этого необходимо предпринять усилия для создания в рамках СНГ Валютного союза.

Таким образом, можно наглядно видеть, что СНГ повторяет путь, который целеустремленно претворяется в жизнь Европейским Союзом.

Для проведения согласованной внешнеэкономической политики в отношении третьих стран и международных организаций, недопущения недобросовестной конкуренции между собой на международных рынках страны СНГ 15 мая 1992 г. заключили Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности [27]. Они обязались консультироваться друг с другом по вопросам внешнеэкономической деятельности, включая разработку мер государственного регулирования и развития нормативной базы.

Внешнеэкономическое сотрудничество стран СНГ осуществлялось в исследуемые годы на основе данного Соглашения, других заключенных между ними соглашений, включая соглашения о военно-техническом сотрудничестве, а также национального законодательства, В ст. 4 рассматриваемого Соглашения говорится, что Стороны будут стремиться к согласованию правовой базы внешнеэкономической деятельности, ее взаимному информационному обеспечению, к налаживанию работы по гармонизации тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности, а также будут проводить иные мероприятия, направленные на повышение эффективности внешних экономических связей. В соответствии с Соглашением страны Содружества консультировалось по вопросам, представляющим взаимный интерес, касающимся установления контактов и проведения переговоров о членстве в международных экономических и финансовых организациях, выработки скоординированной позиции в них, а также участии в разработке международными организациями правовых принципов и норм в области внешнеэкономических связей. Каждое из государств-участников Содружества обязывалось не допускать реэкспорта товаров, в отношении которых другие государства-участники Соглашения применяют меры тарифного или нетарифного регулирования. Реэкспорт таких товаров мог осуществляться только с письменного согласия и на услови-

ях, определяемых уполномоченным органом государства, являющегося страной происхождения данных товаров. В случае нарушения этого положения государство-участник, интересы которого были нарушены, вправе вводить меры по регулированию вывоза товаров на территорию государства, допустившего несанкционированный реэкспорт.

Согласно Соглашению страны СНГ осуществляли беспрепятственный пропуск экспортных и импортных грузов друг друга при соблюдении согласованных таможенных правил и процедур, а также применяли режим в транспортноэкспедиторском обслуживании не менее благоприятный, чем для национальных субъектов хозяйственной деятельности. Для практического взаимодействия по вопросам сотрудничества в области внешнеэкономической деятельности участники Соглашения учредили Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, которые разработали Положение и Регламент своей деятельности. Руководствуясь Соглашением о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности, а также двусторонними соглашениями о режиме торговли государства Содружества подписали Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности [28]. Участники Соглашения условились обмениваться нормативными актами, информацией и текстами документов по следующим направлениям: о внешнеэкономических отношениях, включая валютное регулирование; о таможенных пошлинах и тарифах; о квотировании и лицензировании товаров; о деятельности на рынках третьих стран; о реэкспорте продукции; об инвестициях; о двусторонних отношениях по режиму торговли и другим вопросам. Был предусмотрен и обмен статистической информацией в данной области. Государства СНГ обязались также не осуществлять продажу или передачу экономической информации, являющейся предметом данного Соглашения, третьим странам без согласия его участника, представившего такую информацию. Для разрешения различных споров по экономическим вопросам, которые могли возникнуть в ходе взаимодействия, была необходима соответствующая правовая база.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Текущий архив Исполнительного секретариата СНГ.

2. Назарбаев НА. На пороге XXI века, с. 99.

3. Казахстанско-российские отношения. 1991-1995 гг., с. 319.

4. Комсомольская правда, 12 декабря 1991 г.

5. Там же.

6. Назарбаев НА. На пороге XXI века, с. 99.

7. Там же, с. 100-101.

8. Казахстанско-российские отношения. 1991-1995 гг., с. 324.

9. Там же, с. 327-328.

10. См.: Пустогаров В. Содружество в ракурсе международного права // Международная жизнь. - 1992. - № 8-23; Он же. Международно-правовой статус СНГ // Государство и право. - 1993. - № 2, с. 27-36.

11. Казахстанско-российские отношения. 1991-1995 гг., с. 329.

12. Дипломатический вестник. - 1992. -№ 2-3, с. 8-10.

13. Там же, с. 8-10.

14. Там же, с. 61-67.

15. Там же, № 7, с. 3-13.

16. Там же, № 12, с. 9-16.

17. Бюллетень Международных договоров. - 1993. - № 8, с.8-9.

18. Там же, с. 10-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Казахстанско-российские отношения. 1991-1995 гг., с. 263-276.

20. Там же, с. 334-344.

21. Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 12, с. 3-13; Шиманский М. В -СНГ будет общий банки для взаиморасчетов // Известия. 15 декабря 1992 г.

22. Соглашение об учреждении Межправительственного совета по нефти и газу от

2 марта 1993 г. Устав Межправительственного совета по нефти и газу // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 7, с. 3-7.

23. Дипломатический вестник. - 1994. -№ 1-2, с. 32-36.

24. Там же, № 9-10, с. 40-46.

25. Краснов JI. Экономический союз стран СНГ возможен. Но только на равноправной основе // Российская газета. 8 сентября 1993 г.

26. Казахстанско-российские отношения. 1991-1995 гг., с. 357-363.

27. Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 6, с. 3-5.

28. Там же, № 1, с. 17-19.

INTEGRATION PROCESS IN KAZAKHSTAN DURING THE 1990-S OF THE XXth CENTURY

O.A. KUROMYSSOV

(the post-graduate)

The Social Science Chair Kazakh Institute of Management and Informatics

Integration process in Kazakhstan with its dimension to cooperation among the states at the end of the XXth c. is analyzed. The economic ties of Kazakhstan are also under the author’s speculation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.