Научная статья на тему 'Интеграционная природа праздника'

Интеграционная природа праздника Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
745
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАЗДНИКА / NATIONAL HOLIDAY / HOLIDAY CULTURE / INTERNATIONAL POTENTIAL OF HOLIDAY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И.

Праздник рассматривается как средство социокультурной интеграции личности, способствуя расширению ее социальных коммуникаций, освоению социально-культурного пространства-времени, распространению культурных практик и стандартизированных моделей поведения, воспитанию солидарности и формированию культурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration nature of holiday

Holiday considers as means sociocultural intergration of person, promote expansion its social service lines, mastering social and cultural space-time, diffusion of cultural practice and standardize models of conduct, training solidarity and forming cultural identity.

Текст научной работы на тему «Интеграционная природа праздника»

УДК 323.215

ИНТЕГРАЦИОННА Я ПРИРОДА ПРАЗДНИКА

Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова

Праздник рассматривается как средство социокультурной интеграции личности, способствуя расширению ее социальных коммуникаций, освоению социально-культурного пространства-времени, распространению культурных практик и стандартизированных моделей поведения, воспитанию солидарности и формированию культурной идентичности.

Ключевые слова: Народный праздник, праздничная культура, интеграционный потенциал праздника.

Shamsutdinova D. V., Turhanova R.I.Integration nature of holiday

Holiday considers as means sociocultural intergration of person, promote expansion its social service lines, mastering social and cultural space-time, diffusion of cultural practice and standardize models of conduct, training solidarity and forming cultural identity.

Keywords: national holiday, holiday culture, international potential of holiday.

В настоящее время, в силу определенных проблем межнационального общения есть необходимость интегрировать национальные культуры, но нет достаточных тому примеров, реализованных в жизни. Да и теория еще только нарабатывает опыт. Народный праздник - хорош не только как массовое уличное развлечение, но и рационально организованная образовательная программа, так как отдельные ее ритуалы, это уникальные, имеющие исторический возраст тренинги нравственности, физической силы и культурной ориентированности людей.

Организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника рациональна (разумна), если:

- опирается на достижения науки и положительный опыт имеющейся практики;

- содержательно, программно и методически обеспечен, оправдан в использовании руководителем определенных координационных действий;

- способствует удовлетворению потребности участников в творческой самореализации, а именно, отражает творческую активность и состоятельность участников (мотивационнодеятельный критерий), в процессе самодеятельности подчеркивает индивидуальность, выражает устойчивую уверенность каждого участника в себе (независимо от возраста) как в человеке одаренном и общественно-полезном (когнитивно-психологический, нравственный критерий).

Каждый народ знает, что праздник - не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Не случайно с давних пор всякий народный праздник - не только «нерабочий» день, но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию.

Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников- дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.

Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей- основной, хотя и двойственный по природе феномен народного праздника. На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а с другой, осознать принадлежность к чему- то могучему, историческому, символическому, и церемониальному.

Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения, на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества. В подавляющем своем большинстве основные народные праздники, всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь «мир». поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи - счастливым семейным датам и т.д., но все они - проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа.

Общенародные праздники для многих- шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют человеку испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Праздник древних афинян, например, представлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно-религиозной, обрядно-ритуальной, музыкально-песенной или спортивно-физической направленности. В Древней Греции праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами.

Народный праздник в этом смысле - совершенное явление народной культуры, проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени народа, образец удивительно емкой комплексности сюжетов и приуроченности к той или иной теме ритуальных действий участников. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники - одно лицо, где как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками практического опыта культурного (с социально-значимыми установками) времяпровождения. Содержание народного праздника как проявление культурного досуга народа имитирует жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры. Поэтому иногда народный праздник формирует поле для психологической разрядки участников, снятия напряженности, с помощью, например, смеховых форм деятельности участников, а иногда сильнейшим образом заражает души людей могучей энергией и силой.

Веками в традиционной народной культуре складывалась и отрабатывалась как в содержательном, так и в организационном плане, система календарных и бытовых праздников. Сложившиеся и сохраняющиеся на протяжении веков их варианты считались рациональными (разумными) с точки зрения их социальной полезности, так как в процессе участия в праздничном действии происходило воспитание целого народа и каждого человека в отдельности, создавалась мощная психологическая поддержка людей, необходимая в периоды войн, экономических или экологических потрясений.

Праздник играет важную роль в социализации и инкультурации личности. Как известно, социальная идентичность является результатом процессов социализации, интеграции личности через идентификацию с культурной традицией и ее носителями. Участие индивида в праздновании

— способ манифестации его устойчивых связей с социумом, показателем интериоризации человеком базовых культурных ценностей.

Праздник является способом обмена информацией и социальным опытом между людьми (символизация объектов и явлений, использование различных языков обмена информацией — устных и письменных, вербальных и невербальных, языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий и т.д.). Участие в празднике входит в комплекс обязанностей по поддержанию социальной солидарности, манифестации своей общественной позиции.

Неотъемлемый атрибут праздничной культуры — способность и желание выразить позитивное отношение к близким через одаривание. Подарок в этой связи служит способом поддержки социально-коммуникативных ролей и отношений личности, индикатором значимости для индивида его социального окружения. Праздничный подарок можно рассматривать как тренинг человеческого участия, форму инвестиции ресурсов в социальные формы коммуникации.

Поддерживая основные формы интегрированного существования сообществ людей, праздник способствует:

а) организации людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социальнотерриториальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производственные, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, классы), социально-бытовые (семьи, социальные страты, сословия), коммуникативные (по языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.;

б)регуляции процессов взаимодействия между людьми посредством нормирования и

стандартизации элементов социального опыта и реализации их в работе регулятивных механизмов (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет). Здесь важно отметить, что праздник формирует и транслирует культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в неблагоприятной ситуации неконкурентоспособности (пожилые, инвалиды, пострадавшие от войны или стихийного бедствия и т.п.), формирует ценности благотворительности и милосердия;

в)консолидации и самоидентификации людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивидуальным и групповым интересам;

г) манифестации социально-статусных ценностей (иерархия социальной престижности и власти, богатство, статус и их символические маркировки — регалии, престижные образцы одежды, украшений, стилистики поведения и пр.);

д)самореализации личности в пространстве праздничного действия. Элементы карнавализации (инверсия социальных статусов, маски, ряжение, переодевание) позволяют человеку сменить социальные роли, выйти за пределы повседневной реальности, войти в особое социально-культурное пространство с атрибутами равенства, анонимности, отсутствия запретов и ограничений.

Следующий уровень функций праздника связан с обеспечением средств совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:

• формирование корпоративной и профессиональной этики. Праздник задает систему критериев качества осуществления тех или иных профессиональных и социальных функций (культура труда, быта, потребления), уровень соответствия применяемых технологий в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым нормам, которые сложились в процессе исторической селекции;

• социальное воспроизводство членов сообщества (посредством закрепления норм брачно-семейных и родственных отношений и обязательств, правил соседского общежития, стандартов физического развития индивида);

• адаптацию сообщества к природным условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах жизнеобеспечения, в традициях охраны здоровья и

• межличностной взаимопомощи людей, в методах обеспечения коллективной и индивидуальной безопасности членов сообщества;

• физическую и психическую реабилитацию и релаксацию человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы личной гигиены и охраны здоровья, традиции кулинарии, физической культуры и спорта, оздоровительных практик, игровых форм поведения;

• эстетизацию искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества.

Праздничная культура (содержание, формы и виды праздников) отражает как общие изменения в культуре, так и сдвиг в приоритетах в рамках государственной политики. В частности, в современной культуре происходит существенная модификация праздника: уменьшается степень его формализации, становится более явным утилитарный характер празднования (и прежде всего за счет политической ангажированности и маркетинговой нагрузки, когда праздник вынужден решать рекламные и пиаровские задачи его организаторов и спонсоров). Развивается индустрия "праздничной символики". Средства массовой информации продвигают праздники как эффективную форму маркетинговых коммуникаций.

Вместе с тем праздник продолжает оставаться важнейшим средством социальнокультурной интеграции личности, способствуя расширению ее социальных коммуникаций, освоению социально-культурного пространства-времени, распространению культурных практик и стандартизированных моделей поведения, воспитанию солидарности и формированию культурной

идентичности.

Анализ имеющегося опыта организации народных праздников показывает, что на сегодняшний день:

- имеются разные модели культурно-досуговых объединений, специально изучающих народную культуру и, в частности, праздничный ее аспект (детские фольклорные объединения, кружки народной хореографии, краеведческие объединения, и др.);

- наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм народной культуры;

- наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно-досуговой деятельности, так как вновь открыт оздоровительный эффект отдельных ритуализированных форм народной культуры, способствующих удовлетворению потребности людей в творческой самореализации, в самовыражении и самоутверждении;

- народный практический опыт оценен педагогической наукой и на этой основе созданы модели культурно-досуговых технологий;

- имеется опыт оценки качественного уровня понимания подрастающим поколением роли, значения и сущности образцов народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.