Научная статья на тему 'Интегративный подход в творческом развитии будущих специалистов социально-культурной деятельности'

Интегративный подход в творческом развитии будущих специалистов социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социально-культурная деятельность / педагогическая технология / арт-менеджмент / интегративный подход / творческий продукт / проект / Аудиоэкскурсия / socio-cultural activity / pedagogical technology / Integrated approach / creative product / project / Audio excursion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Командышко Елена Филипповна

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме творческого развития будущих специалистов социально-культурной деятельности. Автор разделяет позиции ученых о том, что интеграция в настоящее время позволяет расширять и углублять содержание образования путем внедрения новых обучающих технологий. Теоретический материал статьи подкреплен конкретным примером работы с обучающимися по специальности «социально-культурная деятельность» над проектом аудиоэкскурсий, представляющим новый творческий продукт. Автор раскрывает специфику интегративного подхода в творческом развитии курсантов (студентов) путем их вовлечения в активные формы художественно-творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the pedagogical problem of the future specialists" creative development in socio-cultural sphere. The author divides the opinions of the scientists that integration allows to broaden and deepen the content of education by way of implementation of new technologies. The theoretical material of the article goes with the concrete example of the project work of audio excursions with the students of profession socio-cultural activity that is a new creative product. The author encloses the specific point of the integrated approach in the creative development of the military students by involving them into the active forms of artistic and creative activity

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в творческом развитии будущих специалистов социально-культурной деятельности»

Командышко Е.Ф.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стратегической задачей современного этапа общественного развития становятся коренные преобразования в развитии высшего профессионального образования. Одной из наиболее актуальных является проблема подготовки будущих специалистов сферы культуры и искусства в условиях интеграции в мировое общеобразовательное пространство.

Интеграция вошла в педагогику в качестве полноценного научного понятия и важной категории дидактики в начале 80-х гг. прошлого века. Само понятие «интеграция» (от лат. «integration» - восстановление, восполнение) в «Словаре иностранных слов» определяется как объединение в целое каких-либо частей, элементов (противоположное дезинтеграции) [8]. В педагогических исследованиях «интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [5, с. 23]. Таким образом, интеграция - это основа, фундамент современного образования, позволяющая включать как преподавателя, так и студентов вуза в активный совместный творческий процесс.

В подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности проблема интеграции и взаимодействия искусств занимает особое место, поскольку направляется на решение важных проблем профессиональнотворческого развития личности. Интегративный подход позволяет перестраивать, расширять и углублять содержание образования, что приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. При этом он также способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовки обучающихся процессу восприятия, понимания и осмысления информации (с позиций науки, информационных технологий, исто-

рии культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы и т.д.), формированию понятий и представлений о взаимодействии различных элементов, как едином процессе.

Известный ученый Б.П. Юсов в своих работах писал, что простое понятие синтеза культуры как единого целого, куда входят и искусства, и естественные науки, и практические технологии «... требует работы воображения и хотя бы элементарного прогнозирования в том смысле, что если одна сторона человеческого бытия непомерно разрослась и достигла, якобы, невероятного прогресса, то и другие стороны должны быть продвинуты в равной мере, и это продвижение надо спланировать, в том числе на уровне образовательных систем, готовящих ресурсы человеческой личности и способности воспринять новое» [9, с. 163].

Следует отметить, что в высших учебных заведениях культуры и искусства на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стали широко внедряться инновационные технологии арт-менеджмента. Специфика технологий арт-менеджмента основана на двух сторонах деятельности: эстетической и организационной.

Если исходить из социокультурных моделей и представлений, очевидно, что понимание эстетического сегодня немыслимо вне общего контекста культуры. Как отмечает Л.П. Печко, проявление культурного сознания, с одной стороны, подразумевает его целостность, обобщенность, универсальность. С другой стороны, подобная абстрагированность малоинформативна и требует определенной конкретизации относительно той или иной области жизни, социума, науки, педагогического процесса. «При обращении к эстетической сфере, к искусству, эстетике быта, эстетике природы оно обретает вид культурно-эстетического сознания, опирающегося на образную сферу творчества и сотворчества. Культурное сознание универсально уже потому, что к какой бы области человека ни обращалось, оно исходит и демонстрирует модели, идеалы культурного поведения, культурного человека как высшие ценности духовной жизни» [7, с. 79].

Внедрение современных технологий арт-менеджмента в систему высшего образования предполагает:

1) выдвижение на первый план творческих продуктивных заданий;

2) «погружение» в художественно-проектную деятельность с последующей обработкой отдельных элементов и действий;

3) следование творческих заданий логике возрастающей креативности, познавательной и развивающей значимости;

4) побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, выдвижению новых целей и творческих замыслов.

Следует также отметить, что в процессе разработки и внедрения интеграционных технологий арт-менеджмента в образовательный процесс высшего учебного заведения, автором были выделены две группы функций [6, с. 9]:

1. Основные общие функции связаны с управлением и организацией художественно-творческой деятельности (планированием, организацией, мотивированием, контролем и др.).

2. Основные специфические функции связаны с эстетической деятельностью, что предусматривает «погружение» в проектную художественнотворческую деятельность. Здесь доминируют: побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, выдвижение новых целей с последующей организацией арт-проектов.

Как видно, среди этих функций можно выделить: духовные (идеологические) и практические (социально-организующие). При этом основные специфические функции арт-менеджмента основаны на понимании непосредственно функций искусства (познавательной, коммуникативной, воспитательной и др.), т.е. роли, которую выполняет искусство в жизни человека и общества.

Следует отметить, что в построении содержания обучения студентов вуза в условиях освоения арт-менеджмента лежит культурологический аспект с выделением в нем двух начал: художественно-эстетического и организационнокоммерческого. Возникающий при этом диалог созвучен современной позиции гуманистической педагогики, который становится почвой для постижения не только глубинной сути арт-менеджмента, но и проявления культурнотворческой инициативы [6]. Таким образом, интеграция эстетической и организационной деятельности раскрывает специфические особенности в развитии социально значимых творческих качеств личности.

Применение интеграции как педагогической технологии способствует развитию у студентов глубокого понимания и переживания эмоциональнообразного содержания произведений искусства, расширению границ образных представлений, возможных лишь в контексте разнообразия средств художест-

венного познания. В этом случае «все виды искусства выступают как явления жизни в целом» [9, с. 156].

В основу педагогической работы Б.П. Юсовым была положена интеграция различных видов художественной деятельности, опирающаяся на четыре позиции:

1) выход за рамки искусства - география, природная среда, история народа и города, их отношения с другими народами;

2) связь с развитием культуры в широком смысле слова - мысль, наука, техника, градостроительство, коммуникации, духовные и нравственные традиции;

3) перенос педагогического акцента с изучения памятников («память») на творческое проявление самих учащихся (студентов), на их художественное творчество как реализацию культурных традиций и мировой художественной культуры, как трансформацию культурного потенциала человечества через духовное творчество самих обучающихся;

4) обращение к художественной региональной культуре, региональному компоненту образования, искусству и родному языку региона и связи с мировым художественным процессом.

Следует также учитывать, что «социально-культурная деятельность не только многомерное, масштабное, но и качественное явление, требующее реальных способов достижения конкретных целей» [4, с. 48]. Взаимодействие людей в процессе социально-культурной деятельности может носить спонтанный, самодеятельный характер, однако, в первую очередь, «оно осуществляется под педагогическим воздействием, обеспечивающим конструктивные изменения человека и окружающей его среды в соответствии с изначально заданной моделью и методически инструментованной технологией» [1, с. 21]. Обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педагогически выверенного воздействия на сознание и чувства индивида, поэтапного приобщения его к миру творчества и реализации своих интеллектуальных, организационных, коммуникативных и эмоциональных потенций. А это, как отмечает М.А. Ариарский, диктует необходимость научно осмыслить методологию и методику этого процесса, привести ее в соответствие с закономерностями развития личности и спецификой содержания и характера социально-культурной деятельности [1, с. 22].

Рассмотрим на примере создания проекта аудиоэкскурсий специфику работы преподавателя с учащейся молодежью. Следует отметить, что эксперимент проводился автором с 2006 г. в процессе обучения курсантов Военного университета по курсу «Арт-менеджмент», а проект аудиоэкскурсий был представлен в качестве нового продукта арт-индустрии.

Сами по себе аудиоэкскурсии (или аудиогиды) не новы. В любом крупном европейском музее можно взять напрокат специальное устройство (по сути, трЗ-плеер) и на родном языке получить информацию о наиболее значимых объектах. Появляются аудиогиды и в наших музеях: в Третьяковке, Музее изобразительных искусств, Московском Кремле, Эрмитаже, музее Достоевского, Исаакиев-ском соборе. Есть также аудиогиды и для российских пользователей мобильных телефонов: при наборе специального номера можно получить информацию о близлежащих достопримечательностях.

Что принципиально нового в создании проекта аудиоэкскурсий курсантами (студентами) вуза? Главное - это разработка универсального, технологичного и доступного продукта для тех, кто любит открывать для себя что-то новое даже в самых знакомых вещах. Ядро каждой экскурсии - качественная трехмерная карта с маршрутом. Маршрут состоит из нескольких остановок, для каждой из которых создан аудиотрек с рассказом в формате трЗ. Если это прогулка по городу, то маршрут начинается у станции метро, а затем последовательно переходит от одной остановки к другой. Задача, которую решают обучающиеся, - обратить внимание на то, что кажется им наиболее значимым и интересным в окружающей местности.

Уже на первом этапе работы над проектом проявляется культурнотворческая инициатива и осуществляется свободный выбор маршрута для проведения экскурсии. По сути, курсант (студент) исследует определенный регион, открывает для себя новые интересные детали, готовит рассказ о данной местности, ее достопримечательностях и т.д. Таким образом, каждый продумывает и разрабатывает свой оригинальный маршрут, составляет для него текст (записывает текст на плеер), что в дальнейшем дает возможность познакомить всех желающих с его родным городом, узнать об отдаленной и неизведанной местности, увидеть удивительные памятники архитектуры и т. д.

Однако для работы над проектом аудиоэкскурсий необходима предварительная работа. Неслучайно в структуру построения программы учебного курса «Арт-менеджмент» были включены блоки практических занятий. Ключевым в

освоении новых видов продукции арт-индустрии стал реальный проект «Европейская культурная столица 2010», который начал свое существование по инициативе министра культуры Греции Мелины Меркури и был поддержан Советом министров ЕС в 1985 г. [2, с. 57]. В основе данного проекта лежат два тезиса: 1) Европа была и остается центром исключительно богатой и разнообразной художественной и культурной деятельности; 2) город играет ключевую роль в создании и распространении европейских культур.

С тех пор проект стал известным не только в Европе, но и во всем мире, и за время его более чем 20-летнего существования европейскими столицами культуры стали такие разные города, как Афины, Флоренция, Амстердам, Берлин, Париж, Глазго, Дублин, Мадрид, Антверпен, Лиссабон, Люксембург, Копенгаген, Фессалоники, Стокгольм и Веймар. Все города-кандидаты должны были представить программу культурных событий на год, чтобы соответствовать критериям отбора, т.е. в программе нужно было указать:

1) освещение европейских художественных течений и стилей, которые зародились в этом городе или получили особенное воплощение;

2) продвижение мероприятий, активно вовлекающих жителей из других городов стран - членов ЕС и способствующих продолжительному культурному сотрудничеству;

3) поддержку и развитие творчества;

4) обеспечение участия различных слоев населения;

5) охват как можно более широкой аудитории;

6) развитие диалога между европейскими культурами (так же как и между культурами всего мира);

6) обогащение исторического наследия, городской архитектуры и качества жизни.

Участники эксперимента, изучив данные критерии, выдвинули на первый план: а) богатство культурного многообразия в Европе; б) привлечение внимания к особенностям региональной культуры. В процессе практической работы они самостоятельно исследовали города Европы, создавали и проводили экскурс по выбранным культурным столицам мира. Интересны были подходы в освещении тематики представленных маршрутов. К примеру: «Стамбул - город четырех элементов». Экскурсия раскрывала Стамбул как город, выступающий в роли

моста, соединяющего Европу и Восток и воплотившего в себе пример встречи цивилизаций, т.е. культурных различий, которые удерживаются в одном городе.

Работа над замыслом аудиоэкскурсии - процесс творческий. Он требует неустанной работы над саморазвитием и расширением своего художественноэстетического опыта, ценностно-ориентационной направленности личности, профессиональных и нравственных качеств. Творческая работа над созданием нового художественного продукта начиналась с описания идеи, а далее - художественное проектирование на основе свободного выбора региона, который связан с интересами учащейся молодежи. Это может быть: территория исторических событий (битв и сражений); место проживания (его достопримечательности, с которыми можно познакомиться); памятники архитектуры данного региона; художественная промышленность; природный ландшафт и т.д.

Сама по себе идея подготовить аудиоэкскурсию на основе свободного выбора региона играет синтезирующую роль по отношению ко всему проекту, его частям и деталям, воплощаясь в художественном замысле. В ее структуре исключительную роль играет эмоциональное отношение к окружающему миру, своему городу, региону как результат познания и оценки социальной жизни, природы и человека.

Основная цель, которую решали создатели аудиоэкскурсий, - обратить внимание на то, что кажется наиболее значимым и интересным в окружающей местности.

Уже на первом этапе работы над проектом решаются следующие задачи:

1) осуществляется свободный выбор маршрута для проведения экскурсии;

2) исследуется определенный регион;

3) открываются новые интересные детали;

4) готовится рассказ о данной местности, ее достопримечательностях;

5) записывается текст на плеер, что в дальнейшем дает возможность познакомить всех желающих с новым регионом, узнать об отдаленной и неизведанной местности, увидеть удивительные памятники архитектуры и т.д.

Следует отметить, что в подготовке аудиоэкскурсии главная роль отводится составителю текста. Именно разработчик экскурсии должен придумать удобный и «эффективный» маршрут. Он должен быть оптимальным с точки зрения длины, насыщенности, выигрышности открывающихся видов. После того, как текст создан и утвержден, начинается запись. Одновременно выдается задание на подготовку иллюстративного материала (подбор архивных материалов, фотогра-

фирование) и прорисовку карты. Когда есть весь материал, происходит «сборка» электронной версии и создание художественного продукта (мастер-диска) для последующего тиражирования.

Таким образом, описанный в статье проект подготовки и проведения аудиоэкскурсий показывает возможности интегративного подхода в творческом развитии будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе современной, предельно легкой практической модели.

* * *

1. Ариарский М.А. Шестьдесят лет научного осмысления социально-культурной деятельности и принципов подготовки ее специалистов // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества. М., 2009.

2. Арт-менеджер. Журнал для профессионалов №4 (15). М., 2007.

3. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-н/Д, 2000.

4. Жарков А.Д. Системный подход к совершенствованию учебно-творческого процесса на кафедре культурно-досуговой деятельности МГУКИ // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества. М., 2009.

5. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

6. Командышко Е.Ф. Арт-менеджмент: специфика, проблемы, перспективы развития. М: ИХО РАО, 2009.

7. Печко Л.П. Эстетический и художественный опыт личности: структура, компоненты, возможности развития // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: сборник научных трудов. М., 2003.

8. Словарь иностранных слов. М., 1993.

9. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: ИХО РАО, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.