Командышко Е.Ф.
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стратегической задачей современного этапа общественного развития становятся коренные преобразования в развитии высшего профессионального образования. Одной из наиболее актуальных является проблема подготовки будущих специалистов сферы культуры и искусства в условиях интеграции в мировое общеобразовательное пространство.
Интеграция вошла в педагогику в качестве полноценного научного понятия и важной категории дидактики в начале 80-х гг. прошлого века. Само понятие «интеграция» (от лат. «integration» - восстановление, восполнение) в «Словаре иностранных слов» определяется как объединение в целое каких-либо частей, элементов (противоположное дезинтеграции) [8]. В педагогических исследованиях «интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [5, с. 23]. Таким образом, интеграция - это основа, фундамент современного образования, позволяющая включать как преподавателя, так и студентов вуза в активный совместный творческий процесс.
В подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности проблема интеграции и взаимодействия искусств занимает особое место, поскольку направляется на решение важных проблем профессиональнотворческого развития личности. Интегративный подход позволяет перестраивать, расширять и углублять содержание образования, что приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. При этом он также способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовки обучающихся процессу восприятия, понимания и осмысления информации (с позиций науки, информационных технологий, исто-
рии культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы и т.д.), формированию понятий и представлений о взаимодействии различных элементов, как едином процессе.
Известный ученый Б.П. Юсов в своих работах писал, что простое понятие синтеза культуры как единого целого, куда входят и искусства, и естественные науки, и практические технологии «... требует работы воображения и хотя бы элементарного прогнозирования в том смысле, что если одна сторона человеческого бытия непомерно разрослась и достигла, якобы, невероятного прогресса, то и другие стороны должны быть продвинуты в равной мере, и это продвижение надо спланировать, в том числе на уровне образовательных систем, готовящих ресурсы человеческой личности и способности воспринять новое» [9, с. 163].
Следует отметить, что в высших учебных заведениях культуры и искусства на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стали широко внедряться инновационные технологии арт-менеджмента. Специфика технологий арт-менеджмента основана на двух сторонах деятельности: эстетической и организационной.
Если исходить из социокультурных моделей и представлений, очевидно, что понимание эстетического сегодня немыслимо вне общего контекста культуры. Как отмечает Л.П. Печко, проявление культурного сознания, с одной стороны, подразумевает его целостность, обобщенность, универсальность. С другой стороны, подобная абстрагированность малоинформативна и требует определенной конкретизации относительно той или иной области жизни, социума, науки, педагогического процесса. «При обращении к эстетической сфере, к искусству, эстетике быта, эстетике природы оно обретает вид культурно-эстетического сознания, опирающегося на образную сферу творчества и сотворчества. Культурное сознание универсально уже потому, что к какой бы области человека ни обращалось, оно исходит и демонстрирует модели, идеалы культурного поведения, культурного человека как высшие ценности духовной жизни» [7, с. 79].
Внедрение современных технологий арт-менеджмента в систему высшего образования предполагает:
1) выдвижение на первый план творческих продуктивных заданий;
2) «погружение» в художественно-проектную деятельность с последующей обработкой отдельных элементов и действий;
3) следование творческих заданий логике возрастающей креативности, познавательной и развивающей значимости;
4) побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, выдвижению новых целей и творческих замыслов.
Следует также отметить, что в процессе разработки и внедрения интеграционных технологий арт-менеджмента в образовательный процесс высшего учебного заведения, автором были выделены две группы функций [6, с. 9]:
1. Основные общие функции связаны с управлением и организацией художественно-творческой деятельности (планированием, организацией, мотивированием, контролем и др.).
2. Основные специфические функции связаны с эстетической деятельностью, что предусматривает «погружение» в проектную художественнотворческую деятельность. Здесь доминируют: побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, выдвижение новых целей с последующей организацией арт-проектов.
Как видно, среди этих функций можно выделить: духовные (идеологические) и практические (социально-организующие). При этом основные специфические функции арт-менеджмента основаны на понимании непосредственно функций искусства (познавательной, коммуникативной, воспитательной и др.), т.е. роли, которую выполняет искусство в жизни человека и общества.
Следует отметить, что в построении содержания обучения студентов вуза в условиях освоения арт-менеджмента лежит культурологический аспект с выделением в нем двух начал: художественно-эстетического и организационнокоммерческого. Возникающий при этом диалог созвучен современной позиции гуманистической педагогики, который становится почвой для постижения не только глубинной сути арт-менеджмента, но и проявления культурнотворческой инициативы [6]. Таким образом, интеграция эстетической и организационной деятельности раскрывает специфические особенности в развитии социально значимых творческих качеств личности.
Применение интеграции как педагогической технологии способствует развитию у студентов глубокого понимания и переживания эмоциональнообразного содержания произведений искусства, расширению границ образных представлений, возможных лишь в контексте разнообразия средств художест-
венного познания. В этом случае «все виды искусства выступают как явления жизни в целом» [9, с. 156].
В основу педагогической работы Б.П. Юсовым была положена интеграция различных видов художественной деятельности, опирающаяся на четыре позиции:
1) выход за рамки искусства - география, природная среда, история народа и города, их отношения с другими народами;
2) связь с развитием культуры в широком смысле слова - мысль, наука, техника, градостроительство, коммуникации, духовные и нравственные традиции;
3) перенос педагогического акцента с изучения памятников («память») на творческое проявление самих учащихся (студентов), на их художественное творчество как реализацию культурных традиций и мировой художественной культуры, как трансформацию культурного потенциала человечества через духовное творчество самих обучающихся;
4) обращение к художественной региональной культуре, региональному компоненту образования, искусству и родному языку региона и связи с мировым художественным процессом.
Следует также учитывать, что «социально-культурная деятельность не только многомерное, масштабное, но и качественное явление, требующее реальных способов достижения конкретных целей» [4, с. 48]. Взаимодействие людей в процессе социально-культурной деятельности может носить спонтанный, самодеятельный характер, однако, в первую очередь, «оно осуществляется под педагогическим воздействием, обеспечивающим конструктивные изменения человека и окружающей его среды в соответствии с изначально заданной моделью и методически инструментованной технологией» [1, с. 21]. Обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педагогически выверенного воздействия на сознание и чувства индивида, поэтапного приобщения его к миру творчества и реализации своих интеллектуальных, организационных, коммуникативных и эмоциональных потенций. А это, как отмечает М.А. Ариарский, диктует необходимость научно осмыслить методологию и методику этого процесса, привести ее в соответствие с закономерностями развития личности и спецификой содержания и характера социально-культурной деятельности [1, с. 22].
Рассмотрим на примере создания проекта аудиоэкскурсий специфику работы преподавателя с учащейся молодежью. Следует отметить, что эксперимент проводился автором с 2006 г. в процессе обучения курсантов Военного университета по курсу «Арт-менеджмент», а проект аудиоэкскурсий был представлен в качестве нового продукта арт-индустрии.
Сами по себе аудиоэкскурсии (или аудиогиды) не новы. В любом крупном европейском музее можно взять напрокат специальное устройство (по сути, трЗ-плеер) и на родном языке получить информацию о наиболее значимых объектах. Появляются аудиогиды и в наших музеях: в Третьяковке, Музее изобразительных искусств, Московском Кремле, Эрмитаже, музее Достоевского, Исаакиев-ском соборе. Есть также аудиогиды и для российских пользователей мобильных телефонов: при наборе специального номера можно получить информацию о близлежащих достопримечательностях.
Что принципиально нового в создании проекта аудиоэкскурсий курсантами (студентами) вуза? Главное - это разработка универсального, технологичного и доступного продукта для тех, кто любит открывать для себя что-то новое даже в самых знакомых вещах. Ядро каждой экскурсии - качественная трехмерная карта с маршрутом. Маршрут состоит из нескольких остановок, для каждой из которых создан аудиотрек с рассказом в формате трЗ. Если это прогулка по городу, то маршрут начинается у станции метро, а затем последовательно переходит от одной остановки к другой. Задача, которую решают обучающиеся, - обратить внимание на то, что кажется им наиболее значимым и интересным в окружающей местности.
Уже на первом этапе работы над проектом проявляется культурнотворческая инициатива и осуществляется свободный выбор маршрута для проведения экскурсии. По сути, курсант (студент) исследует определенный регион, открывает для себя новые интересные детали, готовит рассказ о данной местности, ее достопримечательностях и т.д. Таким образом, каждый продумывает и разрабатывает свой оригинальный маршрут, составляет для него текст (записывает текст на плеер), что в дальнейшем дает возможность познакомить всех желающих с его родным городом, узнать об отдаленной и неизведанной местности, увидеть удивительные памятники архитектуры и т. д.
Однако для работы над проектом аудиоэкскурсий необходима предварительная работа. Неслучайно в структуру построения программы учебного курса «Арт-менеджмент» были включены блоки практических занятий. Ключевым в
освоении новых видов продукции арт-индустрии стал реальный проект «Европейская культурная столица 2010», который начал свое существование по инициативе министра культуры Греции Мелины Меркури и был поддержан Советом министров ЕС в 1985 г. [2, с. 57]. В основе данного проекта лежат два тезиса: 1) Европа была и остается центром исключительно богатой и разнообразной художественной и культурной деятельности; 2) город играет ключевую роль в создании и распространении европейских культур.
С тех пор проект стал известным не только в Европе, но и во всем мире, и за время его более чем 20-летнего существования европейскими столицами культуры стали такие разные города, как Афины, Флоренция, Амстердам, Берлин, Париж, Глазго, Дублин, Мадрид, Антверпен, Лиссабон, Люксембург, Копенгаген, Фессалоники, Стокгольм и Веймар. Все города-кандидаты должны были представить программу культурных событий на год, чтобы соответствовать критериям отбора, т.е. в программе нужно было указать:
1) освещение европейских художественных течений и стилей, которые зародились в этом городе или получили особенное воплощение;
2) продвижение мероприятий, активно вовлекающих жителей из других городов стран - членов ЕС и способствующих продолжительному культурному сотрудничеству;
3) поддержку и развитие творчества;
4) обеспечение участия различных слоев населения;
5) охват как можно более широкой аудитории;
6) развитие диалога между европейскими культурами (так же как и между культурами всего мира);
6) обогащение исторического наследия, городской архитектуры и качества жизни.
Участники эксперимента, изучив данные критерии, выдвинули на первый план: а) богатство культурного многообразия в Европе; б) привлечение внимания к особенностям региональной культуры. В процессе практической работы они самостоятельно исследовали города Европы, создавали и проводили экскурс по выбранным культурным столицам мира. Интересны были подходы в освещении тематики представленных маршрутов. К примеру: «Стамбул - город четырех элементов». Экскурсия раскрывала Стамбул как город, выступающий в роли
моста, соединяющего Европу и Восток и воплотившего в себе пример встречи цивилизаций, т.е. культурных различий, которые удерживаются в одном городе.
Работа над замыслом аудиоэкскурсии - процесс творческий. Он требует неустанной работы над саморазвитием и расширением своего художественноэстетического опыта, ценностно-ориентационной направленности личности, профессиональных и нравственных качеств. Творческая работа над созданием нового художественного продукта начиналась с описания идеи, а далее - художественное проектирование на основе свободного выбора региона, который связан с интересами учащейся молодежи. Это может быть: территория исторических событий (битв и сражений); место проживания (его достопримечательности, с которыми можно познакомиться); памятники архитектуры данного региона; художественная промышленность; природный ландшафт и т.д.
Сама по себе идея подготовить аудиоэкскурсию на основе свободного выбора региона играет синтезирующую роль по отношению ко всему проекту, его частям и деталям, воплощаясь в художественном замысле. В ее структуре исключительную роль играет эмоциональное отношение к окружающему миру, своему городу, региону как результат познания и оценки социальной жизни, природы и человека.
Основная цель, которую решали создатели аудиоэкскурсий, - обратить внимание на то, что кажется наиболее значимым и интересным в окружающей местности.
Уже на первом этапе работы над проектом решаются следующие задачи:
1) осуществляется свободный выбор маршрута для проведения экскурсии;
2) исследуется определенный регион;
3) открываются новые интересные детали;
4) готовится рассказ о данной местности, ее достопримечательностях;
5) записывается текст на плеер, что в дальнейшем дает возможность познакомить всех желающих с новым регионом, узнать об отдаленной и неизведанной местности, увидеть удивительные памятники архитектуры и т.д.
Следует отметить, что в подготовке аудиоэкскурсии главная роль отводится составителю текста. Именно разработчик экскурсии должен придумать удобный и «эффективный» маршрут. Он должен быть оптимальным с точки зрения длины, насыщенности, выигрышности открывающихся видов. После того, как текст создан и утвержден, начинается запись. Одновременно выдается задание на подготовку иллюстративного материала (подбор архивных материалов, фотогра-
фирование) и прорисовку карты. Когда есть весь материал, происходит «сборка» электронной версии и создание художественного продукта (мастер-диска) для последующего тиражирования.
Таким образом, описанный в статье проект подготовки и проведения аудиоэкскурсий показывает возможности интегративного подхода в творческом развитии будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе современной, предельно легкой практической модели.
* * *
1. Ариарский М.А. Шестьдесят лет научного осмысления социально-культурной деятельности и принципов подготовки ее специалистов // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества. М., 2009.
2. Арт-менеджер. Журнал для профессионалов №4 (15). М., 2007.
3. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-н/Д, 2000.
4. Жарков А.Д. Системный подход к совершенствованию учебно-творческого процесса на кафедре культурно-досуговой деятельности МГУКИ // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества. М., 2009.
5. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
6. Командышко Е.Ф. Арт-менеджмент: специфика, проблемы, перспективы развития. М: ИХО РАО, 2009.
7. Печко Л.П. Эстетический и художественный опыт личности: структура, компоненты, возможности развития // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: сборник научных трудов. М., 2003.
8. Словарь иностранных слов. М., 1993.
9. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: ИХО РАО, 2004.