Научная статья на тему 'Интегративный подход к оценке состояния «Выгорание» у среднего медицинского персонала'

Интегративный подход к оценке состояния «Выгорание» у среднего медицинского персонала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ "ВЫГОРАНИЕ" / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СВОЙСТВО / CONDITION "BURNING OUT" / THE INTEGRATED APPROACH / THE PRODUCTIVE APPROACH / THE REMEDIAL APPROACH / THE AVERAGE MEDICAL PERSONNEL / TRANSFORMATION / PROPERTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна, Никишина Вера Борисовна

Анализ процессуальных и результирующих моделей в возникновении состояния «выгорания» приводит к необходимости внедрения интегративного подхода к структурно-процессуальному содержанию состояния «выгорание». Интегративный подход обеспечивает возможность изучения не только феноменологических конструктов, но и механизмов трансформации данного состояния в другие психические явления свойства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна, Никишина Вера Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integrated approach to the estimation of the condition of Burning out at the average medical personnel

The analysis of remedial and resulting models in occurrence of a condition of burning out results in necessity of introduction of the integrated approach to the structural remedial contents to a condition of burning out. The integrated approach provides an opportunity of studying not only phenomenological structures, but also mechanisms of transformation of the given condition in other mental phenomena properties.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к оценке состояния «Выгорание» у среднего медицинского персонала»

6. Решетников, М. М. Психическая травма [Текст] / М. М. Решетников. - СПб,

2006.

7. Ушатиков, А. И. Основы пенитенциарной психологии [Текст] /

А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак. - Рязань, 2002. - 554 с.

8. Бочанцева, Л. И. Психологические средства нормализации затрудненого общения антисоциальной личности [Текст] / Л. И. Бочанцева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 206-216.

9. Полякова, В. В. Формирование социально-ориентированных признаков эмпатии и временной перспективы как профилактика отклонений в поведении подростков [Текст] / В. В. Полякова // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 386-392.

УДК: 159.98:316.444.54:614.253.52

Л. Н. Молчанова, В. Б. Никишина

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ «ВЫГОРАНИЕ» У СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

В современных психологических исследованиях проблема «выгорания» как состояния, имеющего в своем основании профессионально - деятельностную детерминацию, а также как состояния, деформирующего саму деятельность в ее процессуальном и результирующих аспектах, характеризуется методологической неопределенностью.

В отечественных и зарубежных эмпирических и теоретических исследованиях встречаются десятки дефиниций категории «выгорание», описывающих одно и тоже содержание, но различающиеся по парадигмальным основаниям: «профессиональный стресс» [1], «эмоциональное выгорание» [2], «профессиональное выгорание» [2], «синдром перегорания» [4], «психическое выгорание» [6], «синдром выгорания» [3; 8], «синдром эмоционального выгорания» [9], «синдром эмоционального сгорания» [11]. Однако основные методологические противоречия касаются структуры, механизмов возникновения и генезиса состояния «выгорание».

В настоящее время существует достаточно большое количество моделей, объясняющих возникновение состояния «выгорание», которые можно систематизировать в два основных подхода: результативный и процессуальный.

Представители результативного подхода рассматривают «выгорание» как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов (составляющих). Согласно К. Маслак [17], «выгорание» есть результат эмоциональной перегрузки, вызванной взаимоотношениями между профессионалом и его субъектом взаимодействия, и включает в себя три составляющие: «эмо-

циональную истощенность», «деперсонализацию» и «редукцию личных достижений» [17].

В рамках процессуального подхода состояние «выгорание» рассматривается, как процесс, протекающий в ходе профессионального развития человека и имеющий стадиальный характер. Согласно В. В. Бойко [2] «эмоциональное выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [2].

Исходя из того, что результативный подход не включает в себя аспект генезиса состояния «выгорание», а процессуальный не реализует идею структурности, мы пришли к выводу о необходимости интеграции данных подходов для обоснования структурно-процессуальной природы изучаемого феномена и обеспечения возможности исследования не только его феноменологических конструктов, но и механизмов трансформации в другие психические явления. Мы предполагаем, что в состоянии «выгорание» на различных фазах его возникновения изменяется характер взаимосвязей его структурных элементов. С каждым переходом на следующую фазу будет проявляться усиление связи между «эмоциональным истощением» и «деперсонализацией», «деперсонализацией» и «редукцией личных достижений», «эмоциональным истощением» и «редукцией личных достижений». Кроме того, на различных фазах состояния «выгорание» будет наблюдаться нарастание уровня выраженности его структурных элементов. При этом усиление их взаимосвязи, увеличение уровня выраженности приводит к трансформации состояния «выгорание» в другую группу психических явлений -в свойства (рис. 1).

Рис. 1. Структурно-процессуальная модель состояния «выгорания»

Возникновение состояния «выгорание» наиболее типично для представителей профессий «помогающего» типа - учителей, психологов, социаль-

ных работников, врачей и т. д. [4; 7; 9; 10 и др.]. «Помогающие» профессии требуют от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям; умения сопереживать и сочувствовать, а также способности понимать интересы другого человека; высокой ответственности за результат коммуникации; высокой динамичности и умения осуществлять большое количество служебных контактов; возлагают высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности. Особое место среди представителей профессий «помогающего» типа занимают медицинские работники. Специфика содержания их профессиональной деятельности, а именно: большое количество контактов с больными людьми, высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье других людей, необходимость рисковать их здоровьем и жизнью и др., - все это создает условия для высокого риска возникновения состояния «выгорание» [5; 6; 10; 11 и др. ].

Цель исследования заключается в изучении изменения характера взаимосвязей структурных элементов состояния «выгорание» на различных фазах его возникновения у среднего медицинского персонала.

Для реализации цели и задач экспериментально-психологического исследования на базе городской клинической больницы № 2: отделения терапии и хирургии, МУЗ станция скорой медицинской помощи (бригады интенсивной терапии - реанимация) г. Курска был обследован средний медицинский персонал указанных структур в количестве 90 человек в возрасте от 19 до 60 лет. Из них мужчин - 27 человек, средний возраст оставил 31,7±8,2 лет; женщин - 63 человека, средний возраст - 33,1±11,7 лет. Образование среднее профессиональное.

Исследования проводились в рамках интегративного подхода. Для решения поставленной цели и задач исследования были использованы следующие психодиагностические методики: опросник психического выгорания для работников социальных профессий В. Е. Орла [7], методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» В. В. Бойко [2]. В качестве основных математических методов статистической обработки использовались методы общей статистики (среднее значение, мода, медиана, дисперсия), методы сравнительной статистики (и - Манна-Уитни). Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ <^ТАТКТ1КА 6,0».

Изучение генеза состояния «выгорание» среднего медицинского персонала осуществлялось с использованием методики В. В. Бойко [2], позволяющей выявить степень выраженности его показателей на основных его фазах: «напряжение», «резистенция» и «истощение», а также оценить отдельные его проявления [2].

Анализ средних значений показателей состояния «выгорание» среднего медицинского персонала указал на наличие следующих тенденций. Среднее

значение показателя на фазе «напряжение» составило X =38,5±20,9, на фазе

«резистенция» - X =59,5±25,1, X =43,1±24,6 отмечалось на фазе «истоще-

ние». Средние значения показателей состояния «выгорание» на всех трёх его фазах продемонстрировали умеренный уровень выраженности, установленный на фазе «напряжение» у 41% испытуемых, на фазе «резистенция» -у 76% опрошенных, у 45% респондентов на фазе «истощение».

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о подверженности среднего медицинского персонала состоянию «выгорание» и предполагают изучения динамики его возникновения с учетом длительности профессиональной деятельности.

В исследованиях состояния «выгорание», посвященных детерминацион-ным аспектам, в частности, связи состояния «выгорание» и длительности профессиональной деятельности наблюдаются противоречивые результаты, а именно, в одних исследованиях указана соотносимость нарастания выраженности состояния «выгорания» и длительности профессиональной деятельности [5; 6 и др.], в других - отсутствие какой-либо взаимосвязи состояния «выгорание» и длительности профессиональной деятельности [12; 13; 15 и др.].

Изучение динамики возникновения состояния «выгорание» среднего медицинского персонала с различной длительностью профессиональной деятельности осуществлялось путем попарного сравнительного анализа средних значений показателей, проведенного с помощью критерия и-Манна-Уитни, и продемонстрировало следующие тенденции (см. табл. 1):

средние значения показателей состояния «выгорание» по фазам «напряжение», «резистенция» и «истощение» соответствуют стадии сформиро-ванности и формирования лишь у лиц с длительностью профессиональной деятельности от 10 до 20 лет и более, что свидетельствует о неравномерности, гетерохронности его генеза. Гетерохронный характер развития состояния «выгорание» отмечается в определенной последовательности возникновения его фаз. Первой из всех трёх фаз состояния «выгорание» у среднего медицинского персонала проявляется фаза «резистенция». Потом через пять лет профессиональной деятельности возникает фаза «истощение». И только спустя десять лет начинает развиваться фаза «напряжение». Другими словами, в начале профессиональной карьеры у среднего медицинского персонала возникает и усиливается сопротивление психотравмирующим обстоятельствам профессиональной деятельности, связанным с условиями и содержанием их труда. Через пять лет возникает истощение физических и психоэмоциональных ресурсов. А через десять лет профессиональной деятельности средний медицинский персонал испытывает напряженность, связанную с чувством безысходности, ошибочности профессионального выбора, проявляющуюся в неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью, в тревожнодепрессивных состояниях. Неравномерный характер развития состояния «выгорание» наблюдается в направленности изменения его фаз. Так, при увеличении длительности профессиональной деятельности среднего медицинского персонала выраженность средних значений показателя фазы «напряжение» увеличивается. Средние значения показателей фаз «резистенция» и «истоще-

ние» у лиц, длительность профессиональной деятельности которых составила от 5 до 10 лет и от 10 до 20 лет, несколько уменьшаются, а у лиц с длительностью профессиональной деятельности свыше 20 лет - несколько увеличиваются, однако находятся в пределах интервалов тт=61 балл и тах=120 баллов для фазы «резистенция», тт=37 баллов и тах= 61 балл для фазы «истощение». Кроме того, отсутствие статистически значимых различий показателей на фазах «резистенция» и «истощение» у среднего медицинского персонала с указанной длительностью профессиональной деятельности свидетельствует о стабилизации уровня их выраженности, в то время, как уровень выраженности показателя на фазе «напряжение» продолжает изменяться и наблюдается его значимое увеличение у лиц с длительностью профессиональной деятельности свыше 20 лет (и=65,5 при р=0,038) (см. табл. 1).

- Значимость различий между фазами состояния «выгорание» (с каждым переходом на следующую фазу) в уровнях выраженности их показателей у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 20 лет, свидетельствующая о несовпадении этапов длительности профессиональной деятельности с фазами состояния «выгорание» (см. табл. 1).

- Отсутствие значимости различий между фазами состояния «выгорание» (с каждым переходом на следующую фазу) в уровнях выраженности их показателей у лиц с длительностью профессиональной деятельности свыше 20 лет, свидетельствующая о совпадении этапов длительности профессиональной деятельности с фазами состояния «выгорание» (см. табл. 1).

Таким образом, изучение генеза состояния «выгорание» среднего медицинского персонала с учетом длительности профессиональной деятельности указало на следующие тенденции: наличие значимости различий между фазами состояния «выгорание» (с каждым переходом на следующую фазу) в уровнях выраженности их показателей у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 20 лет, и отсутствие значимости различий у лиц, длительность профессиональной деятельности которых составила более 20 лет, свидетельствуют об отсутствии прямого совпадения фаз состояния «выгорание» со всеми этапами длительности профессиональной деятельности, а значит, и об отсутствии однозначного утверждения о взаимосвязи фаз состояния «выгорания» с длительностью профессиональной деятельности.

Исследование структурных элементов состояния «выгорание» среднего медицинского персонала осуществлялось с использованием методики

В. Е. Орла (2005), согласно которой в содержании изучаемого состояния выделяют три элемента: «психоэмоциональное истощение», «деперсонализацию», «самооценку профессиональной эффективности» [7]. Анализ средних тенденций структурных элементов состояния «выгорание» указал на средний уровень их выраженности: средние значения показателей структурных элементов составили: «психоэмоциональное истощение» - X =33,2±9,7, «деперсонализация» - X =26,2±9,2, «самооценка профессиональной эффективности» -X =19,9±5,5.

Таблица 1

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния «выгорание» среднего медицинского персонала с различной длительностью профессиональной деятельности (11-критерий Манна-Уитни, а=0,05; и*эмп<11кр)

№п/п Этапы длительности профессиональной деятельности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) 1-2 .-3

кол. кач. кол. кач. кол. кач. и ЭМП Р и эмп р

1. До 5 лет (1) 28,19± 12,75 Не сформиров. 43,95± 18,93 В стадии формирования 30,05±12,55 Не сформир. 92,0* 0,001 128,5* 0,021

2. От 5 до 10 лет (2) 33,53± 14,39 Не сформиров. 71,62± 26,10 С формировалась 46,77±22,05 В стадии формирования 17,5* 0,001 37,5* 0,016

3. От 10 до 20 лет (2) 42,00± 11,76 В стадии формирования 64,67± 16,46 С формировалась 39,00±17,16 В стадии формирования 5,0* 0,037 3,0* 0,016

4. Свыше 20 лет (4) 53,17± 26,62 В стадии формирования 67,28± 25,53 С формировалась 57,28±31,31 В стадии формирования - - - -

и эмп - 58,5* 77,0*

1 Р - 0,006 0,035

го и эмп 26,0* 27,5* -

1 Р 0,031 0,038 -

а я и эмп 70,5* 87,5* 98,5*

р 0,001 0,004 0,010

ЕС аз го и эмп - - -

й 3 р - - -

,ч|- и 65,6* - -

Р 0,038 - -

тГ и эмп - - -

го р - - -

* - значимость различий

Л. Н. Молчанова, В. Б. Никишина

Изучение динамики изменения структурных элементов состояния «выгорания» на различных фазах его возникновения у среднего медицинского персонала предусматривает учет факта прямого несовпадения этапов длительности профессиональной деятельности с фазами возникновения состояния «выгорание». В связи с этим из представителей среднего медицинского персонала в зависимости от степени преобладания показателей состояния «выгорание» на одной из трех фаз были сформированы три группы, между которыми в дальнейшем осуществлялось сравнение.

Проведенный с помощью критерия и-Манна-Уитни попарный сравнительный анализ средних значений структурных элементов состояния «выгорание» у среднего медицинского персонала на различных фазах его возникновения позволил установить следующие тенденции (см. табл. 2):

- средние значения показателей всех структурных элементов состояния «выгорание» на всех фазах соответствуют среднему уровню выраженности;

- нарастание уровня выраженности структурных элементов «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» и уменьшение уровня выраженности структурного элемента «самооценка профессиональной эффективности» на фазах «резистенция» и «истощение» состояния «выгорание»;

- преобладание более высоких показателей на фазах «резистенция» и «истощение» по элементу «психоэмоциональное истощение», а также на фазе «напряжение» по структурному элементу «самооценка профессиональной эффективности»;

- статистически значимые различия на всех фазах и по всем структурным элементам состояния «выгорание»: на фазе «напряжение»: «психоэмоциональное истощение» (Шмп.=95,0 при р=0,019), «деперсонализация» (Цэмп.=95,0 при р=0,006), «самооценка профессиональной эффективности» (Иэмп.=95,0 при р=0,000); на фазе «резистенция»: «психоэмоциональное истощение» (Иэмп.=244,0 при р=0,000), «деперсонализация» (Цэмп.=429,0 при р=0,008), «самооценка профессиональной эффективности» (иэмп.=177,5 при р=0,000); на фазе «истощение»: «психоэмоциональное истощение» (Иэмп.=18,0 при р=0,000), «деперсонализация» (Иэмп.=131,0 при р=0,001), «самооценка профессиональной эффективности» (иэмп.=26,5 при р=0,000).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что с каждым переходом на следующую фазу состояния «выгорание» значимо усиливаются по сравнению с предыдущей фазой уровень истощения эмоциональных, физических и энергетических ресурсов среднего медицинского персонала, характеризующийся снижением эмоционального фона, равнодушным или эмоциональным перенасыщением. Также значимо увеличивается уровень дезадаптации, проявляющейся в уменьшении количества контактов, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к коллегам и пациентам. Вместе с тем, самооценка профессиональной эффективности среднего медицинского персонала на каждой последующей фазе значимо уменьшается, то есть усиливается ощущение неуспеха в профессиональной деятельности, своей профессиональной некомпетентности в работе с людьми. 435

Таблица 2

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей структурных элементов состояния «выгорание»

среднего медицинского персонала на различных фазах его возникновения (11-критерий Манна-Уитни, «=0,05; и*эмп<11кр)

Структурные элементькФазы «психоэмоциональное истощение» (1) «деперсонализация» (2) «самооценка профессиональной эффективности» (3)

Кол., кач. 1-2 Кол., кач. 2-3 Кол., кач. 1-3

Хср.± д и эмп Р Хср.± д и эмп Р Хср.± д и ЭМП Р

«напряжение» 21,15± 7,65 Средний уровень выраженности 95,0* 0,019 19,08± 4,55 Средний уровень выраженности 95,0* 0,006 23,26± 4,94 Средний уровень выраженности 95,0* 0,000

«резистенция» 29,15± 8,99 Средний уровень выраженности 244,0* 0,000 23,59± 3,72 Средний уровень выраженности 429,0* 0,008 16,96± 3,07 Средний уровень выраженности 177,5* 0,000

«истощение» 38,54± 6,19 Средний уровень выраженности 18,0* 0,000 29,52± 10,62 Средний уровень выраженности 131,0* 0,001 13,62± 1,76 Средний уровень выраженности 26,5* 0,000

* - значимость различий

Л. Н. Молчанова, В. Б. Никишина

Таким образом, изучение динамики изменения структурных элементов состояния «выгорание» на различных фазах его возникновения у среднего медицинского персонала показало, что на фазе «истощение» уровень выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение» значимо увеличивается. Этот факт позволяет подтвердить предположение о трансформации на данной фазе состояния «выгорание» в свойство.

Выявление изменения взаимосвязей структурных элементов состояния «выгорание» на различных фазах его возникновения у среднего медицинского персонала осуществлялось с использованием корреляционного анализа Спирмена, по результатам которого были выявлены следующие тенденции:

-взаимосвязи показателей структурных элементов состояния «выгорание» отличаются на всех его фазах по уровню значимости. Так, на фазе «напряжение» выявлена значимая корреляционная связь между структурными элементами: «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (г=0,53*); на фазе «резистенция» установлены значимые и высоко значимые корреляционные взаимосвязи между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (г=0,61**), «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности» (г=0,51*). На фазе «истощение» значимые и высоко значимые корреляционные взаимосвязи обнаружены между всеми структурными элементами состояния «выгорание». Так на данной фазе коэффициент корреляции между элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» имеет значение, равное 0,69**. Между элементами «психоэмоциональное истощение» и «самооценка профессиональной эффективности» коэффициент корреляции составляет

0,39**. Между элементами «самооценка профессиональной эффективности» и «деперсонализация» наблюдается значение коэффициента корреляции, равное 0,61* . Таким образом, с каждым переходом на следующую фазу проявляется усиление связи между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация», «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности;

- самые высокие показатели связей на всех трех фазах фиксируются между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация»;

- степень интегрированности взаимосвязей показателей структурных элементов состояния «выгорание» является самой высокой на фазе «истощение».

Таким образом, состояние «выгорание» изменяет характер взаимосвязей структурных элементов на различных фазах его возникновения у среднего медицинского персонала. На фазе «истощение» значимо увеличивается уровень выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение» и отмечается самая интегрированная взаимосвязь между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация». Все это подтверждает гипотезу о трансформации состояния «выгорание» на данной фазе в другую группу психических явлений - в свойства.

Библиографический список

1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В. А. Абабков, М. Пере. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.

2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко.- Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. -472 с.

3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

4. Лозинская, Е. И. Синдром перегорания и особенности его формирования у врачей-психиатров / Е. И. Лозинская // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В. В. Лукъянова,

С. А. Подсадного. - Курск: КГУ, 2007. - С. 96-99.

5. Лукьянов, В. В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов [Текст] / В. В. Лукьянов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В. В. Лукъянова, С. А. Подсадного. - Курск: КГУ,

2007. - С. 100-102.

6. Орёл, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст]: / В. Е. Орёл. дисс. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2005. - 449 с.

7. Орёл, В. Е. Психодиагностика [Текст] / В. Е. Орёл, И. Г. Сенин. - Ярославль, 2005.

8. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - Т.23. - №3. - С. 85-95.

9. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. - 2002. - №7. - С. 3-9.

10. Тихонова, И. В. Исследование эмоционального «выгорания» в контексте профессионально-личностной деформации медицинских сестер [Текст] / И. В Тихонова // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В. В. Лукъянова, С. А. Подсадного. - Курск: КГУ, 2007. - С. 153-157.

11. Форманюк, Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - М.: 1994. - № 6. - С. 57-63.

12. Baker, M. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work / M. Baker, D. North, D. Smith // Psychology: J. of Human Behavior. - 1997. -Vol. 34(1). - P. 22-26.

13. Dietzel, L. С. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons / L. С. Dietzel, R. D. Coursey // Psychiatric Rehabilitation Journal. - 1998. - Vol. 21 (4). - P. 340-348.

14. Freudenberger, H. J. Staff burnout / H. J. Freudenberger // Journal of Social Issues. - 1974. - Vol. 30. - P. 159-165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Haddad, A. Sources of social support among school counselors in Jordan and its relationship to burnout / A. Haddad// International Journal for the Advancement of Counseling. - 1998. - Vol. 20 (2). - P. 113-121

16. Hellesoy, O. Profiling the high hazards perceivers: An exploratory study / O. Hellesoy, K. Gronhaug, O. Kvitastein // Risk Analysis. - 1998. - Vol. 18 (3). -P. 253-259.

17. Maslach, C. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers / C. Maslach, S. E. Jackson // Journal of Health and Human Resources Administration. - 1984. - Vol. 7. - P. 189-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.