Научная статья на тему 'Интегративное исследование пологендерных структур индивидуальности учащихся на разных ступенях обучения'

Интегративное исследование пологендерных структур индивидуальности учащихся на разных ступенях обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОГЕНДЕРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ / МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СТАРШЕКЛАССНИКОВ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЦЕЛОСТНАЯ КАЧЕСТВЕННО СВОЕОБРАЗНАЯ СТРУКТУРА / ПОЛОГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Любовь Владимировна

Предлагается разрешить противоречивую и разрозненную картину соотношения различных индивидуальных свойств мужчин и женщин путем исследования интегральной структуры их индивидуальности. Доказывается, что целостная картина многогранных свойств и качеств индивидуальности мужчин и женщин может воссоздаваться только при системном исследовании. Исследовалась специфика пологендерных структур индивидуальности в различных условиях деятельности и в зависимости от самых разнообразных свойств субъекта деятельности. Выявлено, что уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности дошкольников, младших школьников и старшеклассников зависит от диалектического единства объективного и субъективного, от интегрального соотношения основных тенденций развития индивидуальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мищенко Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративное исследование пологендерных структур индивидуальности учащихся на разных ступенях обучения»

УДК 373

ИНТЕГРАТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОГЕНДЕРНЫХ СТРУКТУР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ Л.В. Мищенко*

Предлагается разрешить противоречивую и разрозненную картину соотношения различных индивидуальных свойств мужчин и женщин путем исследования интегральной структуры их индивидуальности. Доказывается, что целостная картина многогранных свойств и качеств индивидуальности мужчин и женщин может воссоздаваться только при системном исследовании. Исследовалась специфика пологендерных структур индивидуальности в различных условиях деятельности и в зависимости от самых разнообразных свойств субъекта деятельности.

Выявлено, что уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности дошкольников, младших школьников и старшеклассников зависит от диалектического единства объективного и субъективного, от интегрального соотношения основных тенденций развития индивидуальности.

Ключевые слова: пологендерные структуры интегральной индивидуальности дошкольников, младших школьников, старшеклассников; системный подход; целостная качественно своеобразная структура; пологендерные исследования индивидуальности.

INTEGRATIVE STUDY GENDER STRUCTURES OF INDIVIDUALITY STUDENTS AT DIFFERENT STAGES TRAINING L.V. Mischenko

It is offered to resolve the inconsistent and isolated picture of a ratio of various individual properties of men and women by research of integrated structure of their individuality. It is proved, that the complete picture of many-sided properties and qualities of individuality of men and women can be recreated only at system research. Specificities of gender structures of individuality in various conditions of activity and depending on various properties of the subject of activity were investigated. It is revealed, that uniqueness of gender structures of integral individuality of children of preschool age, elder school children, teenagers depends on dialectic unity objective and subjective, from an integral parity of the basic tendencies of development of individuality.

Keywords: gender structures of integrated individuality of children of preschool age, elder school children, teenagers; the system approach; complete qualitatively original structure; gender researches of individuality.

История половых и гендерных исследований характеристику индивидуальности ребенка того показывает, что для них характерен в основном или иного возраста к отдельным составляющим, поэлементный анализ индивидуальных свойств, В итоге психологическая характеристика индиви-т.е. сегодня в педагогической психологии ши- дуальности детей на той или иной ступени онтоге-роко распространен путь, сводящий целостную неза представляет собой собирательный образ, не-

* Мищенко Любовь Владимировна, доцент кафедры общей психологии, директор научно-практического Центра системных исследований индивидуальности человека Пятигорского государственного лингвистического университета, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: mitschenko@yandex.ru

управляемый со стороны педагога. Для решения этих вопросов необходимы продуктивные в теоретическом плане и эффективные в практическом отношении концепции обучения и воспитания ребенка как целостной индивидуальности с учетом половых и гендерных особенностей.

Необходимость междисциплинарного и интегративного подхода в педагогической психологии подчеркивается и обосновывается во многих работах и современных теоретико-методологических конструкциях. К их числу относится и принятая нами за исходную теоретическую основу теория интегральной индивидуальности B.C. Мерлина (1986), базирующаяся на методологии одного из вариантов системного подхода (J1. Берталанфи, П.К. Анохин и др.). Главные особенности устройства интегральной индивидуальности как большой системы - это иерархический способ организации и многоуровневость, единство процессов интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных и жесткость однозначных связей между индивидуальными свойствами.

Сегодня интегративный подход к изучению индивидуальности, разрабатываемый в Пятигорской научной школе позволяет объединить научные знания, накопленные психологией пола и гендерной психологией и исследовать целостный пологендерный портрет индивидуальности учащегося на основе изучения взаимосвязей биологически и социально детерминированных свойств интегральной индивидуальности. Индивидуальность мальчиков и девочек формируется не из совокупности их свойств, а в соответствии с закономерными типами связей между ними.

Цель нашего исследования заключалась в интегральном изучении пологендерных структур индивидуальности учащихся на разных ступенях обучения. Нами были изучены пологендерные структуры интегральной индивидуальности дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников в различных условиях учебной деятельности, исследованы специфика формирования пологендерных структур интегральной индивидуальности учащихся в преобразующем эксперименте средствами прикладных психоло-го-педагогических технологий, определено место определенных свойств в структурах интегральной индивидуальности девочек и мальчиков, изучены

влияние их свойств на становление интегральной индивидуальности.

Кроме этого были изучены закономерности развития пологендерных структур интегральной индивидуальности дошкольников средствами образовательно-развивающей программы по английскому языку.

Специфика структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек, исследованная с помощью ^критерия Стьюдента, дискриминантного, корреляционного и факторного анализов, до реализации образовательно-развивающей программы характеризуется отсутствием в них статистически значимых различий. После обучения начинает проявляться тенденция к различиям. Но следует отметить, что внутриуровневые связи имеют незначительные расхождения, в, то время как межуровневые зависимости имеют у мальчиков и девочек большие различия. Необходимо сказать, также, что в результате реализации программы у девочек произошли более глубокие изменения, чем у мальчиков: у девочек стала выше межуровневая плотность, стало больше гибких много-многозназных зависимостей, увеличилось количество облических связей, бо'льшие изменения произошли на социально-психологическом уровне.

Мы исследовали специфику пологендерных структур интегральной индивидуальности младших школьников и установили, что их уникальность тоже зависит от уровня развития воображения. Структура интегральной индивидуальности девочек с высоким уровнем воображения более гармонична и пластична, чем у мальчиков. Структура интегральной индивидуальности девочек и мальчиков после реализации программы по развитию воображения стала гармоничнее (у мальчиков и девочек прибавилось по одному целостному фактору). У девочек структура стала пластичнее (количество облических связей стало существенно больше, ортогональных - меньше), структура мальчиков стала немного более жесткой (количество ортогональных связей увеличилось на одну). У девочек после обучения увеличилась внутриуровневая и межуровневая плотность и структура интегральной индивидуальности стала более уплотнена и упорядочена, чем у мальчиков. У девочек появилось больше, чем у мальчиков многомногозначных зависимостей и их структура стала

более гибкой.

Нами были исследованы пологендерные структуры интегральной индивидуальности подростков и установлено, что их уникальность зависит от успешности в учебной деятельности и от характера образовательно-развивающих программ.

Структура интегральной индивидуальности мальчиков и девочек школьников-подростков, успешных в учебной деятельности подростков гармонична (выделено по четыре полных фактора). Но структура интегральной индивидуальности успешных в обучении девочек гибче, пластичнее, чем у мальчиков также успешных в обучении (у девочек больше облических и меньше ортогональных связей). У девочек ме-журовневые взаимосвязи более согласованы и гармонизованы в структуре интегральной индивидуальности, чем в структуре интегральной индивидуальности мальчиков.

Структура интегральной индивидуальности мальчиков и девочек школьников-подростков, неуспешных в учебной деятельности подростков более сходна, она менее гармонична, чем структура успешных школьников-подростков.

После формирующего эксперимента пере-структурирование интегральной индивидуальности у девочек произошло в некоторой степени, более качественно, чем у мальчиков и по характеру межфакторных связей и по наполняемости факторов, т.е. девочки становятся более гибкими и гармоничными после формирующего эксперимента. Внутриуровневая и межуровневая структура интегральной индивидуальности у девочек также претерпела большие изменения, чем у мальчиков. Но по приспособительной значимости каждого уровня разница заключается в другом: у мальчиков наибольший скачек в изменениях произошел на вторичных свойствах индивида, а у девочек на социально-психологическом уровне. Вероятно, для мальчиков очень важен индивидуальный подход и инновационные методы в обучении, которые позволили им преодолеть интеллектуальную пассивность и избавиться от нерациональных способов учения. Для девочек, вероятно, наибольшее значение имеет преодоление нерациональных способов взаимодействия в процессе обучения, в создании оптимальных возможностей и условий для развития личностной и социально-психологической сфер.

Так же были исследованы пологендерные

структуры интегральной индивидуальности старших школьников и установлено, что их уникальность зависит от уровня социальной активности.

Структура интегральной индивидуальности юношей и девушек с высокой социальной активностью гармонична (выделено по четыре полных фактора). У девушек организатором структур интегральной индивидуальности является социально-психологический уровень, у юношей -личностный.

Структура интегральной индивидуальности девушек с низкой социальной активностью более гармонична, чем у юношей (у девушек выделено 3 полных фактора, у юношей - 2) и различается по характеру межфакторных связей (у девушек больше облических и больше ортогональных связей). Внутриуровневая структура у девушек более насыщенна и сгруппирована, чем у юношей, особенно высшие уровни. Межуровневая структура интегральной индивидуальности девушек с низкой социальной активностью более уплотнена и упорядочена, чем юношей

Под влиянием формирующего эксперимента позитивные изменения в структурах индивидуальности юношей и девушек с низкой социальной активностью происходили не в равных пропорциях. Переструктурирование интегральной индивидуальности у юношей произошло в некоторой степени, более качественно, чем у девушек. После формирующего эксперимента между юношами и девушками с низкой социальной активностью наблюдаются различия на низших уровнях, в то время как на высших уровнях различия стираются.

Таким образом, пологендерная структура интегральной индивидуальности учащихся на разных ступенях онтогенеза обладает свойствами самоорганизующейся и саморегулируемой системы, детерминирована свойствами и активностью субъекта деятельности и объективными условиями деятельности; уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности зависит от многих факторов и условий функционирования индивидуальности, способов, средств и механизмов ее формирования; специальные обучающие и развивающие программы не однозначно влияют на трансформацию структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек, поэтому при реализации программы следует учитывать специфику пологендерных структур интегральной индивидуальности детей на раз-

ных ступенях онтогенеза; развивающая или обучающая программа выполняет системообразующую функцию в гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности только в том случае, когда ее выполнение становится у ребенка положительным мотивом, поэтому следует учитывать специфику формирование социально-типичных мотивов у мальчиков и девочек;

Литература

пологендерные структуры индивидуальности учащихся на разных ступенях обучения вариативны и зависят от условий и характера взаимодействия внутренних и внешних условий, от диалектического единства объективного и субъективного, от интегрального соотношения основных тенденций развития индивидуальности.

1. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. - Москва — Пятигорск: РАО - ПГЛУ, 2005. - 236 с.

2. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986.-255 с.

3. Мищенко Л.В. Психология пологендерных структур интегральной индивидуальности в онтогенезе // Активность индивидуальность субъект: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения B.C. Мерлина 2-4 октября 2008г. / Пермский государственный педагогический университет. - Пермь, 2008. С. 195 - 197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.