Научная статья на тему 'Интегративно-модульное обучение студентов университета'

Интегративно-модульное обучение студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬ / УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / РЕЙТИНГ / TECHNOLOGY OF EDUCATION / INNOVATION / TECHNOLOGIES OF TRADITIONAL TRAINING / INTEGRATIVE-MODULAR TEACHING / MODULE / EDUCATIONAL ELEMENT / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна

В статье представлены теоретические основы интегративно-модульного обучения; рассмотрены отличия инновационных технологий обучения от традиционных; раскрыты структурные элементы модуля и компоненты интегративно-модульного обучения студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative-modular teaching of university students

In the article theoretical bases of integrative-modular teaching are presented. The author addresses differences of innovative technologies of traditional training; opens structural elements of module and components of integrative-modular teaching IJniversitystudents.

Текст научной работы на тему «Интегративно-модульное обучение студентов университета»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВГСТНИК № 4 »*) ЗОЮ

позволит готовить специалистов, владеющих современными методами экспериментальной доводки, испытаний и сертификации перспективных изделий на основе использования новых технологий в области приёма и передачи информации, а также измерения, обработки данных и метрологической аттестации.

Библиографический список

1. Петров. В.Ю. Влияние интеграции образования и пауки на качество обраэовашш / В.Ю. Петров. Н.Н. Матушкин, ТА Кузнецова// Вну-фииуэоиские сисгемы обеспечения качества иодгоговки специалистов: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота. — Красноярск, 2006. - С. 10 — 14.

2. Колин, К.К. Россия и мирна нуги к. информационному обществу / К. К.Колин//Открытоеобразование. - 2008. - №4. -С. 89-96.

АРЖАНОВ Балерин Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».

ОДИНЕЦ Александр Ильич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и сисгемы диагностики».

ПШЕНИЧНИКОВА Вера Владимировна, старший преподаватель кафедры «Метрология приборостроения».

Адрес для переписки: 644050 г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила к редакцию 25.12.2009 г.

© В. А. Аржанов, А, И. Одинец, В. В. Пшеничникова

УДК 378.14 (72) э. Ф. Н АСЫРОВ А

Сургутский государственный университет

ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА___________________________________

В статье представлены теоретические основы интегративно-модульного обучения; рассмотрены отличия инновационных технологий обучения от традиционных; раскрыты структурные элементы модуля и компоненты интегративно-модульного обучения студентов университета.

Ключевые слова: технология обучения, инновация, традиционные технологии обучения, интегративно-модульное обучение, модуль, учебный элемент, рейтинг.

Сегодня общество испытывает огромную потребность в людях творческих, инициативных, образованных. Современный кризис системы образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни, требованиями общества и образовательной системой. Одной из главных проблем является незначительная разработанность технологий профессионального образования. По мнению М.М. Левиной, технологический процесс сегодня является наиболее значительным компонентом общественного развития, способным реагировать на социальные процессы [ 1).

Сложившаяся к настоящему времени система подготовки педагогических кадров требует существенных изменений. Высшая школа должна создавать условия для интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Решение этих проблем связано с проектированием новых образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения и становления личности учителя. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание в соответствии с государственным стандартом

высшего профессионального образования и поставленными задачами, а также применить оптимальные технологии обучения.

Технология (отгрсч. Гес/ше - искусство, мастерство, умение и 1одо.ч—наука) — этосовокупностьпри-емов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [2].

Технология обучения, представляет собой способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, ме тодов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей 11).

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования и поставленными задачами, а также применить оптимальные методы и средства обучения.

В настоящее время существует множество различных технологий. Условно их можно разделить на традиционные и инновационные технологии.

Инновация (от англ. — іппоуаііоп) — это изменение внутри системы, такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (Ш- внутри) резервов 121.

Традиционные технологии обучения— технологии, построенные на основе классно-урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу [2]. По своему характеру и содержанию цели традиционной технологии обучения ориентированы на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности и представляют собой авторитарную педагогику требований.

Процесс обучения современного специалиста не должен заканчиваться в вузе, он должен стать непре-р шві 1ым. Важі ю научить человека добывать знания само-сгоягельно, уметь интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний. Этого нельзя достигнуть при традиционной системе обучения, когда студент привыкает, что ему преподносят знания в готовом виде. Если же в процессе обучения используются различные технологии обучения, то каждый обучаемый вовлекается в активную познавательную деятельность, учится гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Одной из таких иинопатщои-ных технологий является шггегративпо-модулыюе обучение.

Принципиальные отличия интегративно-модуль-иого обучения от других технологий обучения:

— содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах - модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению;

— с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучаемыми определенного уровня предварительной подготовленности к каждому занятию;

— неизбежно соблюдаются паритетные субъект-суб ьектные взаимоотношения между педагогом и обучаемыми в учебном процессе.

Исследованиям в области интегративно-модульного обучения посвящено много работ отечественных педагогов-ученых (А.И. Алексюк и С.А. Кашин; Р.С. Бекирова; О.Л. Егорова; С.В. Рудницкая; ГІ.И. Третьяков и И.Б. Сенновский; Ю.Ф. Тимофеева; М.А. Чошанов; П.А. Юцявичене и другие).

Проблемы перевода с традиционной модели организации учебного процесса на модульную технологию обучения в условиях средней школы анализируются П.И. Третьяковым и И.Б. Сенновским.

Современные исследователи (Т.И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г.Н. Шибанова и др.) подчеркиваю т, что модульное обучение (модульная технология) преобразует образовательный процесс так, что обучаемый самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе [3|.

Сравнительно глубоко модульную систему обучения разработала П.А. Юцявичене, и мы разделяем ее точку зрения. Она отмечает, что сущность технологии модульного обучения «сос тоит в том, что обучающийся более самостоятельно может работать с пред-

ложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога могут варьировать от информационно-контроли-рующей, до консультативно-коордипирующей» (4].

Интегративно-модульное обучение обеспечивав! индивидуализацию обучения по содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля, а цель модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности студентов [4].

Важнейшими компонентами интегративно-модульного обучения являются: ин тегрированный учебный план, модульная программа, модуль, учебный элемент.

Интегрированный учебный план представляет собой модель содержания образования и для любого уровня профессионального образования состоит из образовательных блоков (гуманитарного, естествен ненаучного, общетехнического, специального), которые структурируются надисциплины нрофесси-онально-обязательные, дисциплины по выбору и факультативные. В основе модульных профессионалыюобязатель-ных программ лежа т модули, представляющие собой профессионально значимые действия (учебные элементы). Изучаемые дисциплины формально разобщены в учебных планах вузов, понятийно-терминологический аппарат в смежных дисциплинах различается даже в близких областях знания, используемая символика взаимно не увязана. Обучаемые испытывают затруднения при одновременном или последовательном изучении таких учебных дисциплин. Интеграция учебных дисциплин позволяет избежать многодисциплинарности и исключить из учебного плана дисциплины с малым количеством часов, эффективность которых очень низка, что способствует формированию у студентов целостного восприятия объема знаний. Достоинством модульной программы является гибкость, вариантность, возможность ее адаптации к изменяющимся условиям. Для каждой модульной программы учебной дисциплины составляется пакет обучающих модулей. Эффективность применения модуля в учебном процессе зависит не только от полноты учебной информации, пои оттого, какими формами и средствами она представлена. Форма представления должна обеспечить наиболее эффективное усвоение учебного материала обучаемыми в конкретных условиях учебного заведения.

Анализируя понятие «интегративно-модульное обучение», реализующее учебные модули, подчеркнем, что в современной педагогике оно определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (отно-сительно законченные и самостоя тельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины.

Модуль состоит из следующих структурных элементов:

— информационный блок;

— исполнительский блок;

— методический блок;

— контролирующий блок.

Система знаний формируется содержанием информационного блока. Чтобы знания обучаемых имели осознанный характер, необходимо выполнение ими практических работ. Для этого в обучающий модуль включается исполни тельский блок, содержащий

лабораторные, практические работы, различные задания. Эти два блока представляют систему содержания обучения. Контролирующий блок включается в обучающий модуль для определения уровня сфор-миропанности знаний, умений и вместе с методическим блоком представляет систему управления взаимодействием педагога и обучаемою в процессе изучения модуля.

Перед началом изучения модуля каждый обучаемый проходит входной контроль, способствующий актуализации опорных (ранее усвоенных) понятий и умений, на основе которых будут формироваться новые знания и умения. После успешного прохождения входного контроля обучаемый получает необходимый информационный и исполнительский блоки. Начинается процесс изучения модуля. Преподаватель исполняет роль консультанта, проводит занятия по основным проблемам, обобщает учебный материал. Рассмотрим каждый из этих блоков.

Информационный блок содержит:

— теоретический материал, подлежащий изучению (н/р: лекции, дающие обобщенную информацию по узловым вопросам курса);

— расширяющая и углубляющая процесс усвоения информация (дополнительные литературные источники, справочники, научные издания);

— иллюстрированный материал, позволяющий глубже понять изучаемую информацию {в виде рисунков, опорных схем).

При формировании информационного блока составляется таблица спецификации учебных элементов и понятой. Затем переходят к разработке опорною конспекта. Одна из основных характеристик опорною конспекта — наглядное выражение основной идеи содержания учебного материала.

Опорный конспект представляет собой листе рисунками, отдельными словами, формулами, в которых закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы (рисунки, слова), обучаемый фактически запоминает и их расшифровку.

Исполнительский блок предполагает:

1) самостоятельную работу над материалом темы (чтение указанной литературы, знакомство с опорной схемой соответствующей лекции, выполнение приведенных заданий и внесение требуемых записей по модулю);

2) лабораторные и практические работы;

3) пакеты заданий разных уровней для работы на семинарских занятиях, где предлагаются задания разных уровней сложностей — Л, В и С:

— низкий уровень - это уровень усвоения базовых знаний, соответствующих требованию государственною стандарта, носит репродуктивный характер (задание А);

— средний уровеньпредусматривает задания, направленные на трансформацию полученных знаний (анализ, синтез новых знаний, ряд мыслительных операций), носит эвристический характер (задание В);

— высокий — направлен на развитие творческих способностей, мотивирует студента к изложению собственной позиции, носит креативный характер (задание С);

4) составление вопросов по пройденному материалу.

При индивидуально-обособленной (внеаудиторной) подготовке к занятию, студенты прорабатывают содержание лекционной темы по конспекту лекций, учебникам, учебным пособиям и другим источникам. Они готовят вопросы для участия в экспресс-опросе на семинарском занятии, где делятся на две команды

и задают друг другу подготовленные вопросы различною уровня сложности. Если ответ на поставленный вопрос оказался полным, то отвечавший задает свой вопрос домашней заготовки, а если недостаточно полным, то содержание ответа дополняют, уточняют или углубляют другие участники команд. Экспресс-опрос оценивают в баллах по данным, разработанным для технологии модульно-рейтингового обучения.

5) оформление материала модуля в виде рисунков или опорных схем.

Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля в виде рисунков, опорных схем, диаграмм и т.д.

6) подготовку докладов и выступления с ними на семинарских занят иях.

В модуле представлен план соответствующего семинара или лабораторно-практического занятия. Студенты но выбору могуг сделать основной или дополнительный доклад сообщение. Слушатели докладов должны выделить главное в услышанном сообщении и резюмировать ответ, за что получают соответствующее количество баллов.

Методический блок содержит:

— рекомендации по изучению материала при самостоятельной работе обучаемого;

— систему управления учебными действиями обучаемого;

— комплект методических документов и программных педагогических средств, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемою;

— рекомендации для преподавателя но проведению учебных занятий с описанием конкретных методик и алгоритмов.

Контролирующий блок содержит:

— входные контрольные теоретические тесты;

— промежуточные контрольные тесты и задания различной степени сложности;

— текущий контроль для диагностирования усвоения учебных элементов модуля;

— карточки-задания различной степени сложности;

— итоговые контрольные тесты.

Переход к рейтинговой системе оценки знаний позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности обучающегося, а с другой — увеличить состязательность учения, учитывать не только одноразовые результаты контроля, но и особенности работы в течение семестра. Именно установление рейтинговой системы оценки знаний способствует самостоятельности и активности студента при выполнении учебной программы и, п конечном счете, улучшению его профессиональной подюювки. Каждый вид учебной деятельности имеет свою «стоимость» (весовой коэффициент). Таким образом, «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешною освоения модуля.

Понятие «рейтинг» (от англ. to rate — оценивать) трактуется как процедура определения места обучающихся в процессе выполнения и контроля заранее определенной системы заданий, оценки их баллами на основе различных контрольных мероприятий [2].

Введение рейтинговой системы - это еще и хороший способ стимулирования здоровой конкуренции среди ст удентов, что должно упорядочить систематическую самостоятельную работу. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу

студентов, вызывает живой интерес большинства обучаемых, прежде всего, из-за возможности сопоставления результатов своего обучения с результатами однокурсников. При этом повышаются мотивация к обучению, состязательность в учебе, что способствует формированию важного для обучающегося качества, такого как умение рационально распоряжаться своим временем. Рейтинговая система оценки знаний исключает случайности при сдаче экзаменов.

Рейтинги неплохо зарекомендовали себя во многих российских вузах как инструмент дополнительного стимулирования учёбы студентов, как способ активного вовлечения студентов в образовательный процесс. При научно обоснованном применении рейтинга способны в значи тельной степени повыси ть качество учебной работы студентов, поддержать наиболее способных и активных из них.

Таким образом, применение интегративно-по-дульной технологии в процессе обучения студентов вуза способствует активизации их познавательной деятельности, разви тию креативности, самостоятельности и одновременно<1>ормированик> определенных личностных качеств.

Библиографический список

1. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогическою сЛра-КШжия/М.М. Левина. — М.: Академия,2001. - 272 с.

2. Педагогика: Большаясовременная энциклопедия/сост. Е.С. Рапацевнч. — Мн.: Соврем, слово. 2005. — 720 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие дли студ. нед. вузов и системы аоиыш. квалиф. иед. кадров /Е.С. Полат и [др.|; иод ред Е.С. Поллт. — М.: Академия, 2003. — 272 с.

4. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.Л. Юцявнчене. — Каунас, 1089. — 271 с.

НАСЫРОВА Эльмира Фанилевна. кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования.

Адрес для переписки: e-mail: elm.n@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.12.2009 г.

© Э. Ф. Насырова

Книжная полка

ББК67.62/Б69

Близнец, И. А Авторс кое право и смежные права [Текст]: учебннк / И. А. Близнец. К. Б. Леонтьев; под ред. И. А. Близнеца.-М.: Проспект, 2010.-416с. -151^ 978-5-392-01451-4.

Учебник опирается на радикально обновленное российское законодательство в области авторского права, новый этап в развитии которого связан с частью IV ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г.

В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав: их место в структуре правового ре!-улирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных нрав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения. Особое внимание уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав.

Для студен тов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей авторских и смежных нрав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баздаиных и компьютерных программ.

БГ.К 60.5^44

Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: крат, курс лекций для вузов / Н. Ф.Дивицына.-М.: ВЛЛДОС, 2008.-351 с.-(Краткий курс лекций для вузов).-Библиогр. в конце лекций. - ISBN 978-5-691-01626-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книга подготовлена в соответствии с программой курса «Социальная работа с детьми и подростками группы риска» и соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и методическим рекомендациям по его изучению.

В курсе лекций рассматриваются категории детей и подростков группы риска, наиболее незащищенных в социальном плане, порой брошенных на произвол суд ьбы—детей-сирот, безнадзорных и беспризорных, детей-инвалидов, подростков с девиантным поведением — и система социальной работы с ними.

Рекомендуется для стулшггов вузов, обучающихся по специальности «Социальная работа», прак тикующим социальным работникам, психологам.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТНИК К»I <89) І010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.