Интегративно-комплексный подход к профилактике подрастковой алкоголизации
экспериментальных социальных площадок, проведение школ мобильности, создание тьютерских бригад, организацию творческих клубов и студий, научных обществ учащихся и т.д.
Итак, интеграция является непременным педагогическим условием организации реабилитации, направленной на социальное развитие подростка. Она обеспечивает качество жизни реабилитируемого подростка в том случае, если она
(интеграция) рассматривается не как процесс включения (инклюзия), а как новая целостность. Как новая целостность интеграция снимает в силу своей природы неравноправные отношения и связи.
Педагогическими средствами, создающими условия интеграции, выступают: 1) дисстигматизация; 2) новая образовательная интегральная среда; 3) смена позиции реабилитируемого подростка с позиции «особого ребенка» на позицию «партнера».
А.В. Давыдов
ИНТЕГРАТИВНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ
АЛКОГОЛИЗАЦИИ
Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Низкая эффективность лечения, отсутствие надежных социальных барьеров, сдерживающих рост употребления спиртных напитков, снижение ценности здорового образа жизни — все это выдвигает на передний план проблему организации профилактической работы в молодежной среде.
Обострение проблемы формирования интереса молодежи к алкоголю приводит к необходимости поиска новых подходов к организации профилактического процесса в образовательных учреждениях. На сегодняшний день решение проблем организации по настоящему эффективной профилактической работы невозможно без организации взаимодействия различных социальных институтов.
Опираясь на результаты наших исследований, мы предлагаем использовать интегративно-комплексный подход к профилактике употребления подростками алкогольных напитков. По нашему мнению, именно такой подход может стать одним из предполагаемых путей улучшения и развития профилактической деятельности как интегративной и комплексной по своей сущности.
В его основу мы положили объединение наиболее эффективных, на наш взгляд, подходов -интегративного и комплексного.
Под подходом мы понимаем, согласно теории деятельности О.С. Анисимова, то основание, которое выбирается неизменным в анализе и проектировании
любого явления. Эта неизменная часть выступает в функции подхода для проектирования, программирования, реализации и рефлексии деятельности (в нашем случае — профилактического процесса). В качестве таких оснований мы выбираем интеграцию и комплексность.
Интеграция профилактической деятельности предполагает как осуществление
междисциплинарных связей, взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, так и преемственность различных этапов профилактики, а также взаимодействие процессов освоения информации и его практического применения.
На наш взгляд, интеграцию возможно рассматривать как процесс и результат не столько достижения целостности профилактического процесса за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, сколько взаимодействия между различными этапами профилактики (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами). Такой подход дает возможность подростку пересмотреть свои ценности, осознать свою уникальность и самоценность как человека, что ведет его к пониманию необходимости заботы о своем здоровье и благополучии.
Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о наркотиках и последствиях их употребления, развитие
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова* 2007. Том 13
©А.В. Давыдов, 2007
Вариативность социально-педагогической деятельности
мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков, навыков разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, обучения навыкам противостояния давлению употребить наркотики и защиты себя и других сверстников в ситуациях, связанных с возможным употреблением наркотиков. Несовместимая с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ.
Что касается комплексности, то этот подход выдвигается в качестве наиболее эффективного у многих авторов (А.Д. Гонеев, С.А. Беличева, Д.В. Колесов, М.А. Ковальчук, А.Н. Маюров, А.Н. Якушев и др.). На основе проведенного анализа психологопедагогической литературы по исследуемой теме мы можем утверждать, что проблема употребления подростками алкоголя - полидетерменированное явление. Ведущими факторами формирования зависимости являются как биологические факторы, так и социально-психологические, и факторы психологического неблагополучия. Из этого следует, что профилактика употребления ПАВ среди подростков должна носить комплексный характер, в том числе психокоррекционный, лечебный, социально-педагогический, и осуществляться на основе взаимодействия субъектов оказания этих видов
помощи.
Взаимодействие является универсальным средством развития обоюдного изменения явления и взаимодействующих сторон. Суть взаимодействия субъектов процесса социально-педагогической и психологической помощи детям склонным к употреблению алкоголя заключается в том, что все должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем положительных качеств и свойств, предупреждении возможных отклонений в поведении, а если они возникли - их коррекции. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет объединить совместные усилия в создании таких условий, которые будут способствовать формированию у ребенка качеств и свойств, необходимых для преодоления возникающих трудностей, самокоррекции поведения, самореабилитации в кризисных ситуациях, самоопределения и самореализации своего внутреннего потенциала.
Таким образом, под интегративно-комплексным подходом к профилактике подросткового алкоголизма мы понимаем подход, основанный на комбинации профилактических стратегий, объединенных единой целью и реализуемых во взаимодействии различных специалистов на последовательных этапах реализации профилактической программы.
И.Б. Сазонова
МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКУ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Сложный период коренной перестройки политической, социальной, идеологической сфер, пройденный нашим обществом в последние десятилетия, привел к ситуации разрушения привычных систем нравственных ориентиров человека, девальвации устоявшихся ценностей, общепринятых ранее норм и правил поведения в обществе. Современные подростки взрослеют в многополярном, часто противоречивом ценностном мире современной России. Это, наряду с семейным неблагополучием, распространением в молодежной
и взрослой среде различных по силе тяжести девиаций, становится причиной негативных результатов социального развития личности, формирования асоциальных и антисоциальных моделей поведения взрослеющего человека.
Ввиду этого особенно актуальной становится организация педагогической работы, направленной на нивелирование негативных факторов стихийной социализации, раннее выявление различных форм отклоняющегося поведения и оказание помощи воспитаннику в их преодолении. Поскольку сам
©И.Б. Сазонова, 2007
159