Научная статья на тему 'Интегративная оценка типовых признаков морфофункционального статуса студентов'

Интегративная оценка типовых признаков морфофункционального статуса студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / ТИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ГАРМОНИЧНОСТЬ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егоров В. Н.

Рассмотрены особенности общепринятых классификаций физического развития. Дана краткая характеристика типов телосложения студентов и оценка гармоничности их физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE ASSESSMENT OF TYPICAL CHARACTERS OF STUDENTS’ MORPH FUNCTIONAL STATUS

This article is about the peculiarities of generally accepted classification of physical development. The recapitulating characteristic of students’ somatotypes and assessment of their harmonicity physical development is observed in given paper.

Текст научной работы на тему «Интегративная оценка типовых признаков морфофункционального статуса студентов»

УДК 796.012:611

В.Н. Егоров, канд. пед. наук., проф., (4872) 35-54-79, EgorovW@mail.ru (Россия, г. Тула, ТулГУ)

ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА ТИПОВЫХ ПРИЗНАКОВ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ

Рассмотрены особенности общепринятых классификаций физического развития. Дана краткая характеристика типов телосложения студентов и оценка гармоничности их физического развития.

Ключевые слова: конституция человека, типы физического развития, типологические характеристики, гармоничность телосложения.

Проблемы типологии возникают во многих областях наук, не исключением является и физическая культура. Выявление сходства и различий изучаемых характеристик, поиск надёжных способов их идентификации, использовании типологического подхода в оптимизации физических нагрузок - необходимое условие в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи. Однако, признавая важность типологического анализа в педагогической практике, следует отметить, что в настоящее время наблюдается необоснованное падение интереса к изучению типологии со стороны специалистов в сфере физической культуры.

Физическое развитие человека является одним из важнейших критериев оценки его здоровья. В общепринятом понимании физическое развитие рассматривается как комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития организма

[7].

Проблема изучения физического развития во многом сопряжена с проблемой изучения конституции человека, которая в современном понимании представляется как целостность морфологических и функциональных свойств, унаследованных и приобретенных, относительно устойчивых во времени, определяющих особенности реактивности организма, профиль (темпы) его индивидуального развития и материальные предпосылки способностей человека [5, 6].

Выделяют общие и частные конституции. Общая конституция обусловлена ее генотипом, а частные - фенотипическими проявлениями либо в пределах всего организма, либо в отдельных функциональных системах и т.д. [9].

На каждом возрастном этапе под влиянием биологических, медицинских, социальных и других факторов происходят отдельные преобразования генотипических потенций в фенотипические проявления

Терминологическое разнообразие в раскрытии понятия конституции человека привело к появлению различного числа классификаций конституциональных типологий, многие из которых в настоящее время в педагогической практике не используются [13].

Из классификаций отечественных специалистов следует отметить классификационные схемы:

• А.А. Богомольца - астенический, пастозный, фиброзный и липоматозный типы;

• В.В. Бунака - долихопластический, мезопластический, брахипластический и субпластический типы;

• В.Г. Штефко и А. Д. Островского - астеноидный, торакальный (или грудной), мышечный и дигестивный типы;

• М.В. Черноруцкого - нормостенический, астенический и гиперстенический типы.

Наибольшее распространение из классификаций зарубежных специалистов получили классификационные схемы:

• Виолы - лонгитип, брахитип, нормотип или смешанный тип;

• Кречмера - пикнический, лептосомально-астенический и атлетические типы;

• Шелдона - эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный и смешанные типы;

• Сиго - дигестивный, мускульный, церебральный и торакально-респираторный типы;

• Вейденрейха - лептозомный и эйризомный типы.

В настоящее время изменчивость отдельных показателей физического развития под воздействием различных факторов внешней среды активизирует процесс изучения многими исследователями типологических особенностей у учащейся молодежи.

На основе углубленного кластерного анализа комплекса антропометрических тестов, В.Д. Сонькин [12] определил, что конституция студентов, в соответствии с классификацией Штефко-Островского, соответствует астеноторакальному, мышечному и дигестивному типу телосложения, а внутри указанных конституциональных групп типообразующие антропометрические показатели (индекс эктоморфии, соотношение обхватных и продольных размеров тела) подчиняются Гауссову закону распределения.

О.Н. Московченко [10], работая над решением проблемы типологии физического развития у студентов, выделила пять морфофункциональных типов, из которых четыре типа по своим характеристикам были близки к классическому понятию нормостенического, астенического и гиперстенического типов телосложения и только один тип не соотносился

ни с одним классическим понятием, характеризующим какой-либо тип телосложения.

А. Л. Шкляром [15] в ходе изучения типологических особенностей физического развития студентов медицинского вуза, было выявлено, что частота встречаемости различных типов телосложения у юношей и девушек одного года обучения имеет статистически достоверные различия.

При многообразии подходов к изучению характерных типологических признаков физического развития учащихся, в основном исследователи соотносят собственные результаты исследований с традиционными классификациями конституциональных типологий [2, 4, 8, 11 и др.].

Ориентируясь на выполнение основных положений определения типологических особенностей изучаемого объекта посредством использования кластерного анализа, нами установлено, что характеристики физического развития студентов предпочтительно разделять на четыре типа, статистические данные представлены в таблице.

Статистические характеристики типов физического развития

студентов (М ± а)

№ типа Рост, см Масса тела, кг ЖТ, % Частость

Девушки (1173 чел.)

1 163,26 ± 4,72 53,47 ± 4,37 22,66±3,68 0,55

2 167,07 ± 4,31 65,21 ± 2,59 31,09±3,13 0,28

3 171,72 ± 5,22 77,25 ± 3,62 37,44±3,37 0,10

4 175,53 ± 4,69 55,10 ± 4,27 21,92±3,27 0,07

Юноши (1318 чел.)

1 179,19 ± 5,12 71,06 ± 5,37 13,5±4,51 0,53

2 172,37 ± 4,37 59,06 ± 4,04 9,5±2,73 0,32

3 187,80 ± 5,22 83,80 ± 4,99 16,1±5,12 0,10

4 178,00 ± 4,72 99,70 ± 4,65 29,9±3,53 0,05

Анализ встречаемости типов в рассматриваемом массиве показал, что девушки и юноши соответственно в 55 и 53 случаях из ста имеют принадлежность к первому типу. Встречаемость второго типа физического развития, в среднем составляет 30 % от общего числа обследованного контингента. Значения частости третьего типа показывают, что к данному типу можно отнести каждого десятого студента. Четвертый тип встречается редко и наблюдается в 7 % у девушек и 5 % у юношей.

Характерными типовыми признаками физического развития студентов являются:

Первый тип:

• у девушек - показатели роста, массы тела (МТ) и жировой ткани (ЖТ) соответствуют среднему возрастному уровню физического развития;

• у юношей, также все антропометрические показатели находятся в пределах возрастной нормы, отклонение от среднестатистических значений не превышает 1 %.

Второй тип:

• у девушек показатели роста соответствуют среднему возрастному уровню физического развития, показатели МТ и ЖТ находятся в зоне умеренных гиперотклонений и превышение которых относительно средних значений составляет около 20 %;

• у юношей показатели роста, МТ и ЖТ лежат в зоне умеренных гипоотклонений (дефицит физического развития по показателям составляет соответственно, 5 %, 14,4 % и 7,3 %).

Третий тип:

• у девушек росто-весовые характеристики и относительные значения МТ находятся в зонах выраженных и резко выраженных гиперотклонений от нормы. По всем показателям наблюдается превышение средних значений, в росте - 4 %, МТ - 34,4 % и ЖТ - 47,9 %;

• у юношей показатели роста, МТ и ЖТ превышают средний возрастной уровень физического развития, соответственно, на 5,7 %, 21,4 % и 25,4%. Значения антропометрических показателей находятся в пределах зон умеренных и выраженных гиперотклонений.

Четвертый тип:

• у девушек - при росте выше среднего, наблюдается дефицит МТ и ЖТ, который относительно среднестатистических показателей составляет, соответственно, 4,3% и 15,5%.

• у юношей при среднестатистических значениях роста, показатели МТ и ЖТ находятся в зонах резко выраженных гиперотклонений от нормы. Избыток МТ достигает 44,5%, ЖТ - 42,9%.

Полученные данные свидетельствуют, что у девушек, отнесенных по базовым характеристикам физического развития к наиболее распространенным первым двум типам, принципиальное отличие заключается в показателях МТ и ЖТ, при средних значениях роста. У девушек, отнесенных к первому типу, наблюдается умеренный дефицит МТ и ЖТ, ко второму - умеренный его избыток. Отличительными особенностями девушек, отнесенных к третьему и четвертому типам физического развития, является их высокий рост с существенными

отклонениями в показателях МТ и ЖТ либо в сторону избытка, либо дефицита.

В отличие от типологических особенностей девушек, у юношей просматривается более четкое разграничение между типами. У представителей первого типа все базовые характеристики физического развития находятся в пределах возрастной нормы. Отставание по всем показателям в физическом развитии свойственно юношам, отнесенным ко второму типу. Напротив, у юношей, отнесенных к третьему типу, все показатели физического развития существенно превышают средние значения. Отличительной особенностью юношей редко встречающегося четвертого типа является резко выраженный избыток МТ и ЖТ, на фоне среднестатистических показателей роста.

Наряду с определением характерных признаков выделенных типологий физического развития студентов нам представляется важным проанализировать их соотносительность с классическими понятиями типов телосложения, а также определить гармоничность физического развития девушек и юношей.

Анализ типологической соотносительности с классификацией М.В. Черноруцкого [14] показал, что первый тип физического развития, как у девушек, так и юношей соотносителен с характеристиками нормостенического типа телосложения. Второму типу физического развития девушек характерна смешанная нормо-гиперстеническая соотносительность, у юношей данный тип близок к классическому понятию астенического типа телосложения. Третий тип физического развития девушек имеет гиперстеническую соотносительность к классическому типологическому понятию, у юношей - смешанную нормо-гиперстеническую. Четвертый тип физического развития девушек близок к смешанному нормоастеническому типу телосложения, у юношей - гиперстеническому.

В соответствии с классификационной схемой В. Г. Штефко и А.Д. Островского [16], у девушек, отнесенных к первому и четвертому типам физического развития, соматометрические характеристики близки к астеноидному типу телосложения. Типологическая соотносительность физического развития девушек второго и третьего типов близка к классическому понятию соответственно мышечного и дигестивного типов телосложения.

У юношей мышечная конституционная типология свойственна первому и третьему типам физического развития. Второму типу физического развития юношей близка астеноидная соотносительность к классическому типологическому понятию, а четвертому типу -дигестивная.

Неоднозначность в определении типологической принадлежности физического развития студентов относительно традиционно принятых

классификаций конституциональных типов возможно обусловлено изменениями внутри каждой возрастно-половой группы на протяжении длительного времени. По данным Е.М. Аг-оол [1], показатели физического развития дифференцируются уровнями биологического развития и типами телосложения, процентное соотношение и соматотипический состав которых подвержен изменениям в молодежной среде.

Используя двухмерные центильные шкалы «рост - масса тела» (двухмерный квадрат гармоничности), определялась пропорциональность росто-весовых характеристик студентов. Физическое развитие считалось гармоничным при наличии принадлежности роста и МТ одному к тому же центильном ряду. Допускалось отклонение их относительно друг друга в пределах соседнего центиля. Превышение допустимых отклонений свидетельствовало о дисгармоничном или резко дисгармоничном физическом развитии студентов.

Оценка гармоничности физического развития девушек показала, что пропорциональность росто-весовых характеристик свойственна только представительницам первого типа, у которых показатели роста и МТ находились в пределах зоны нормы. У студенток, отнесенных к другим типам, отмечалась дисгармония в тотальных размерах физического развития. Непропорциональность антропометрических показателей второго и третьего типов была обусловлена превышением должных значений МТ. Четвертому типу была характерна резко выраженная дисгармония физического развития за счет дефицита МТ.

У юношей, в отличие от девушек, сложилось диаметрально противоположное положение относительно гармоничности физического развития. Первым трем типам была свойственна пропорциональность тотальных размеров и только четвертый тип оценивался как дисгармоничный за счет существенного превышения должных значений МТ.

Несмотря на превалирование гармоничности физического развития у юношей, следует отметить, что только первому типу свойствен возрастной норматив показателей роста и МТ. У юношей, отнесенных ко второму типу, наблюдается ретардация уровня физического развития, а у юношей, отнесенных к третьему типу - акселерация.

Таким образом, результаты кластерного анализа экспериментальных данных показали, что с учетом значений росто-весовых характеристик и МТ предпочтительно выделять четыре типа физического развития студентов, характерные признаки которых однородны в рамках выделенных типологических групп и имеют близкую соотносительность с классическими понятиями типов телосложения. Гармоничность физического развития у девушек и юношей характеризуется отчетливыми различиями в пропорциональности их

тотальных размеров за счет избытка или дефицита МТ, а также в уровне физического развития относительно возрастных норм.

Список литературы

1. Аг-оол Е.М. Модернизация школьного физкультурного образования в республике Тыва на основе учета особенностей физического и моторного развития коренного населения и национально-региональных традиций двигательной активности (на примере старших классов средней школы): автореф. дис. ...д-ра пед. наук. Омск, 2007.52 с.

2. Аг-оол Е.М. Физическое развитие и конституциональные особенности школьников // Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона. Кызыл, 2002. С. 6-11.

3. Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. М.: Медицина, 1985. 240 с.

4. Асланян Е.М. Влияние индивидуально-типологических особенностей на динамику функционального состояния человека в условиях монотонной деятельности : дис. ... канд. биол. наук. Ростов н/Д, 2002. 178 с.

5. Башкиров П.И. Учение о физическом развитии человека. М.: Изд-во МГУ, 1962. 340 с.

6. Бунак В.В. Теоретические вопросы учения о физическом развитии человека и его типах // Ученые записки МГУ. М.,1940. Т. 34. С.7-57.

7. Властовский В. Г. Акцелерация роста развития детей . М.: Изд-во МГУ, 1976. 229 с.

8. Вятскин И.Е. Особенности физического развития, сердечнососудистой и дыхательной систем призывников города Красноярска 17-21 года в зависимости от типа телосложения : автореф. дис. ... канд. мед. наук. Красноярск, 2006. 18 с.

9. Клиорин А.И., Чтецов В.П. Основные подходы и краткий исторический очерк развития учения о конституциях // Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л, 1979. 206-209.

10. Московченко О.Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом (с применением компьютерных технологий) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 62 с.

11. Пономарев А.А. Технология дифференцирования силовой подготовки школьников на основе учета типологических особенностей телосложения и биологической зрелости : автореф. дис. ... канд. пед. наук . Волгоград, 2006. 23 с.

12. Сонькин В.Д. Индивидуально-типологические подходы в физическом воспитании школьников и студентов // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) М., 1999. С. 191-195.

13. Сонькин В. Д., Зайцев В.В. , Маслов Г.М. Новый взгляд на старую проблему: конституция человека и физическое воспитание // Теория и практика физической культуры. 1995. № 1. С. 47-48.

14. Черноруцкий М.В. Учение о конституции в клинике внутренних болезней // Труды /7-ой съезд росс. терапевтов. Л.: Наркомздрав, 1925. С. 304-312.

15. Шкляр А. Л. Типологические особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза в динамике лет обучения : автореферат дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2006. 22 с.

16. Штефко В.Г., Островский А.Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. М.,1929. 79 с.

V.N. Egorov

INTEGRATIVE ASSESSMENT OF TYPICAL CHARACTERS OF STUDENTS' MORPHFUNCTIONAL STATUS.

This article is about the peculiarities of generally accepted classification of physical development. The recapitulating characteristic of students' somatotypes and assessment of their harmonicity physical development is observed in given paper.

Key words: characters, morph functional status, physical development.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378.147.016:514.18

О.С. Замазий, ассист., 8-920-270-13-06,

lelya211083@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ

Рассмотрены графическая подготовка и графическая деятельность, обеспечивающие формирование у студентов приемов выполнения различных графических изображений с помощью познавательных процессов, а также развитие пространственного восприятие и мышления при изучении начертательной геометрии, инженерной графики.

Ключевые слова: графическая деятельность и подготовка, методы начертательной геометрии, познавательные процессы, пространственное восприятие, мышление.

В образовательных стандартах высшего профессионального образования определен круг задач, к решению которых должен быть готов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.