УДК 371
Ягудин Зямил Габдулхаевич
Кандидат педагогических наук, доцент Альметьевского нефтяного института, гак0п@£05$0У. іаіагяіап. ги, Казань
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Yagudin Zyamil Gabdulkhayevuch
Candidate of pedagogy, senior lecturer of the Almetyevsk Oil Institute, zakon@gossov. tatarstan.ru, Kazan
INTEGRAL MODEL OF FORMATION OF PEDAGOGICAL SPACE FOR REHABILITATION WORK WITH PROBLEM
ADOLESCENTS
Судьбы детей, относимых на традиционном педагогическом языке к трудным, не могут не вызывать всеобщего беспокойства в нашем обществе. По названной проблеме проведено значительное число исследований, издаются книги и методические пособия, проводится множество конференций и совещаний. Достаточно настойчиво работают в этом направлении образовательные учреждения, социально-реабилитационные и кризисные центры. В педагогических вузах гг. Ярославля, Бирска, Перми, Ульяновска и др. разработаны специальные обучающие программы для подготовки специалис-тов-девиантологов [1; 2]. При всем положительном опыте, существующем в стране по защите граждан, остро нуждающихся в социальной помощи, в том числе детей, названная проблема не теряет своей остроты и актуальности. Аргументы для такого вывода более чем очевидны.
Согласно авторитетным источникам, представляющим статистику последних лет, более 1/3 части населения России живет за чертой бедности. Не менее 25% российских семей относятся к категории малообеспеченных [3]. Как подтверждает практика, именно в семьях данного типа достаточно велик риск асоциального поведения, как родителей, так и детей. Как указывается в Концепции федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. в стране проживают 29 млн. детей, из них 731 тыс. - дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 676 тыс. детей, находятся в социально-опасном положении [4],
Исследователи данной проблемы обращают внимание на то, что ее решение зависит от согласованности действий целого ряда ведомств, большого отряда специалистов, обладающих профессиональными компетентностями в работе с девиантными подростками. В интересах дела очень важно, чтобы 260
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ...
эта согласованность не носила формального характера, но представляла собой отлаженный механизм взаимосвязанных продуктивных действий.
Разделяя данный подход, в нашем исследовании ведущей исходной позицией выступает то, что решение проблемы девиантного развития подростка требует* в первую очередь стыковки и продуктивного взаимодействия многих социальных институтов, а также междисциплинарного взаимодействия и сотрудничества представителей ряда самостоятельных наук (педагогики, психологии, социологии, криминологии, права). Соответственно, такое же единство и взаимосвязанность должны сопровождать и деятельность про-фессионалов-практиков, непосредственно и контактно работающих с подростками девиантного поведения: школьных педагогов, психологов, социальных работников, инспекторов по делам несовершеннолетних правонарушителей, воспитателей учреждений дополнительного образования. Как показало изучение практики коррекционно-воспитательной работы, механизмы такого взаимодействия на местах пока еще не доведены до уровня эффективных последствий.
Методологической основой исследования явилась концепция социальнопедагогической поддержки подростков с девиантным поведением, основанная на гуманном подходе к ним и проникнутая идеей интеграции воспитательных действий в социуме. Выделенные нами ключевые концептуальные позиции явились результатом осмысления предшествующего опыта, в частности, идей, содержащихся в трудах А. С. Макаренко; передового педагогического опыта современных воспитателей; личного опыта и теоретических положений общей концепции гуманистического воспитания подростков, превенгивной психологии, зарубежных концепций преодоления девиаций на личностном уровне. Учитывая междисциплинарный характер проблемы, нами также были тщательно проанализированы современные теории политологов и правоведов, в частности, проблемы развития в системе судебно-правовой реформы в России такого её важного звена, как ювенальная юстиция.
Практическая и научная работа в этом направлении ведется достаточно давно, и, следовательно, любые предложения должны исходить из глубокого знания исходной ситуации, бережного учета существующего продуктивного опыта в этой области. Этим мы и руководствовались, приступая к разработке модели структуры осуществления социально-педагогической поддержки трудных подростков, позволяющей спроектировать действенное воспитательно-реабилитационное пространство.
Такая структура должна отличаться полнотой и достаточностью функций социальной и правовой защиты интересов трудных подростков; отражать механизмы координации и компенсирующего взаимодополнения различных профильных ведомств; давать представления о содержании и технологиях гуманистически ориентированной коррекционно-воспитательной деятельности.
В нашем исследовании мы исходим из того, что осуществление коррекционно-воспитательной работы, адресованной подросткам с девиантным
поведением, должно базироваться на взаимодействии между различными службами помощи детям данной категории и в режиме активного освоения воспитательных возможностей социума. Интегративную модель организации воспитательно-реабилитационного пространства мы представляем в виде структуры взаимосвязанных компонентов на четырех уровнях организации социально-педагогической поддержки подростков девиантной направленности (см. таблицу).
Интегративная модель формирования воспитательнореабилитационного пространства в работе с трудными подростками
Концептуально-методологический уровень
Учет социально правовых оснований -Индивидуально психологический подаод Социально- педагогическая поддержка Социально педагогическая направленность
1
Содержательный компонент социально-педагогической поддержки
Банк диагностических данных Обеспечение правовой компетенции и ира вственио -но рмативного поведения Деятельностнопрактический компонент
т
«Агенты» деятельности по оказанию социально-педагогической поддержки
1 4- 1 4
Психолого педагогический блок Социально- правовой блок Блок охраны порядка Блок координации
Учитель-воспитатель, социальные педагог и психологи служб социальной реабилитации Юристы- нженологн, законодатели Подразделения ОВД по делам песо верш енно летнш, воспитатели специальных учебновоспитательных учреждений Комиссии по делам несовершеннолетних н защите их црав
4
Технологии профилактики девиантного поведения подростка
1 4 4
Технологии коррекционной н социально педагогической работы Технологии зако нотворческой деятельности в области ювенальной юстиции; защиты прав детей Технологии уголовноправового и исполнительного предупреждения Технологии вза «мод енствия между агентами СПП в управленческой деятельности
I уровень - концептуально-методологический - включает в себя совокупность принципов, отражающих основные положения концепции социально-педагогической поддержки трудных подростков (учет социально- правовых оснований; индивидуально-психологический подход; социально-педагогическая поддержка; социально-педагогическая направленность).
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ...
II уровень отражает содержательную сторону обеспечения социально-педагогической поддержки трудных подростков, составляя ее информативную базу: банк диагностических данных; комплект социально-правовой документации, регламентирующей профессиональную деятельность воспитателей; спектр разнообразных видов деятельности сообразно конкретным ситуациям перевоспитания.
IIIуровень представлен составом "актива" воспитателей, правоведов-ювенологов, инспекторов, координаторов-организаторов деятельности по оказанию социально-педагогической подцержки (“агенты” социально-педагогической поддержки).
IVуровень - технологический — включает технологии профилактической работы с девиантными подростками, соответствующие выбранному аспекту этой работы (психолого-педагогическая помощь, социально-правовое обеспечение, деятельность инспектора по ограничению и пресечению асоциальных действий несовершеннолетних, разработка программ управления перевоспитанием девиантных подростков в координационных советах и комиссиях).
Результаты экспериментальной апробации предложенной модели в работе с трудными подростками имели свою положительную динамику. При этом ключевое значение придавалось такому известному фактору, как вера в возможность исправления, которая нами сформулирована в виде тезиса о том, что даже самый «трудный из трудных» подростков должен получить свой шанс. В этом заключается глубинная суть коррекционно-воспитательной работы, в которой системно и последовательно необходимо решать многообразные задачи физического, нравственного, психического оздоровления подростков, изменения их статуса в межличностных отношениях, привития социально ценных интересов и увлечений, стабилизации эмоциональной устойчивости и др.
Библиографический список
1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением [Текст]: учебно-методическое пособие / Под ред М. И. Рожкова.-М.: Гу манит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-240 с.
2. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст]: учебное пособие для вузов. / Ю, А. Клейберг—М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. 160 с.
3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 г. «Российская газета от 13.04.2007 г.
4. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2007 г. № 79-Р, «Российская газета» от 02.02.2007 г. № 22 (www.rg.ru).