В.И. Солодухин
ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Участие социально-культурных институтов в профессиональном становлении специалистов этнокультурной деятельности - сегодня требование времени. Анализ хода российских реформ выявляет множество проблем, показывает, что структурные и функциональные изменения в обществе предполагают реальное расширение индивидуальных свобод личности, увеличение ответственности человека как в определении собственной судьбы, так и в решении сложнейших социально-культурных задач. Все это предопределяет необходимость поиска новых механизмов формирования специалиста, обладающего социальной активностью, гибкостью, способностью адаптироваться к быстро меняющимся условиям социальной среды.
Проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социально-культурного действия. Современный профессионал в сфере этнокультурной деятельности должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социально-культурных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социально-культурных условиях. Особенно актуализируются данные задачи в период изменения национальной культурной политики в России, выходом к концу ХХ века на передний план общественной жизни этнического фактора, появлением новой парадигмы этнополитики - парадигмы этнокультурного многообразия. Ее суть - создание условий для совместного проживания народов с различным менталитетом, принадлежащих к разным конфессиям, но объединенных общей целью сохранения России как единого целого государства с прочным экономическим и духовным потенциалом.
Исследование профессионального становления специалиста является одним из самых актуальных и многоплановых в педагогике. В современной психологии и педагогике сложилось несколько подходов к профессиональному становлению, в основе которых лежат теория деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теория индивидуально-творческого маршрута (А.А. Хуторской), теории профессионального мышления и становления (М.М. Кашапов, Т.В. Кудрявцев, В.Д. Шадриков и др.), исследования профессиональной компетентности (Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.).
Современная наука рассматривает профессиональное становление как целостный феномен, включающий в себя компоненты как объективного (престижность профессии и ее востребованность на рынке труда, ее социальная конкурентоспособность и т.д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности).
Известный исследователь психологии профессионального развития Э.Ф. Зеер отмечает, что профессиональное становление следует понимать как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление (7, с. 29). В русле данного подхода Л.М. Минина разработала две модели профессионального становления специалиста:
- адаптивную, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм.
Эта модель показывает становление специалиста, являющегося носителем профессиональных знаний, умений и опыта;
- модель профессионального развития, характеризующую способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей (11, с. 6-8).
Качественной характеристикой профессионального становления является профессионализм. С.А. Дружилов под профессионализмом понимает свойство человека выполнять сложную, не всем доступную работу на высоком уровне - систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и многолетнего опыта работы, а может и не приобрести, а лишь «числиться» профессионалом.Следо-вательно, для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство (4). Кроме того, к профессионализму специалистов постоянно предъявляются новые требования со стороны общества, в соответствии с изменяющимися социально-политическими, экономическими и культурными условиями.
Исходя из вышеозначенных методологических посылов, профессионализм следует рассматривать в двух аспектах: 1) как продукт индивидуального профессионального развития человека; 2) как продукт развития профессионального сообщества и профессии как социального института. Это позволяет нам рассматривать профессионализм руководителя этнокультурного объединения как интегральную характеристику, проявляющуюся в деятельности и общении. Характерными признаками профессионализма выступают не только достижение специалистом высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда. Профессионализм руководителя этнокультурного объединения неизбежно связан с профессиональным самосознанием, включающим представление о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. Таким
образом, профессионализм выступает не только как психологический, но и как своеобразный социокультурный феномен.
Термин «профессионализм» широко распространен в науке. В разных отраслях научного знания существует множество его толкований, что объясняется сложностью социально-психологического феномена, отражаемого в данном понятии. Основными являются психологический, социологический и педагогический подходы.
Психологический подход в первую очередь обращает внимание на комплекс личностных характеристик субъекта профессионализма. По мнению Т.Г. Калачевой, «именно в своей профессиональной деятельности человек становится личностью, полноценным субъектом общественных отношений. Профессия является важным фактором и условием развития индивидуальных способностей, роста интеллекта самого человека, в ней он обретает свою социальную силу, становится хозяином своей судьбы» (5, с. 69).
По мнению психологов (А.А. Бодалева, В.Г. Игнатьева, В.К. Белолипецкого и др.) профессионализм отличают такие черты, как:
- высокий уровень мотивации, настоящий профессионализм всегда связан с сильной и устойчивой мотивационно-эмоцио-нальной заряженностью именно на данную деятельность, на достижение в ней неординарного результата (3. с. 9);
- глубокое знание в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, нестандартный набор умений, необходимых для успешного осуществления этой деятельности, а также способность индивида транслировать опыт и знания профессиональному сообществу (2, с. 37-48).
В социологическом подходе определяющими для понятия «профессионализма» выступают характеристики группы или профессионального сообщества, их поведенческий контекст. Профессионалы, считают В.А. Мансуров и О.В. Юрченко, это специалисты, которые служат интересам общества и государства (10, с. 64).
В педагогическом понимании «профессионализм» - это творческое владение специальностью, способность решать нестандартные задачи, умение добиваться большего результата с наименьшими затратами и в кратчайшее время; понимание сущности и владение основами профессиональной деятельности; готовность к смене вида
и характера профессиональной деятельности в условиях неопределенности и изменчивости спроса на рынке труда; готовность и способность к решению проблемных (практических) задач и заданий стратегического характера.
Применение интегрированного социально-психолого-педагогического подхода позволяет определить профессионализм как обобщенную характеристику качества деятельности специалиста, требующую для своего осуществления специальной подготовки и соответствующих организационно-педагогических условий. Однако в этом процессе велика роль внутренних факторов развития специалиста. По мнению Т.Г. Калачевой, понятие профессионализма должно включать в себя:
- целеполагание как осознанную смыс-ложизненную самоидентификацию индивида, связанную с его профессиональной деятельностью;
- мотивацию как осознание механизмов, способствующих или торможению, или достижению цели;
- эффективность деятельности как осуществление оптимального достижения цели» (5, с. 67).
Обращение к исследованиям профессионализма специалистов в области культуры на западе (П. Мангест, П. ДиМаджио и др.) позволяет нам актуализировать роль социально-культурных институтов в становлении профессионализма. Так, можно выделить тесные связи между развитием профессионализма и:
- институтом образования. Представители профессии (руководители этнокультурного центра) должны иметь: соответствующее специальное образование; склонность к данной профессии; исключительное право на работу в данной сфере; профессиональные знания;
- институтами социального партнерства. В становлении молодого специалиста важно наличие сильной профессиональной организации, члены которой защищают профессиональные интересы, подчиняются профессиональной этике и соответствуют профессиональным стандартам, а также общественная поддержка (9, с. 92); множество разновидностей самоорганизации, которая позволяет практикам, овладевшим профессией, отстаивать важность их вклада в общее дело и легитимность принимаемых ими решений (12, с. 52-53).
Подчеркивая роль социально-культурных институтов в становлении профессионализма будущих специалистов - руководителей этнокультурных объединений, П. ДиМаджио выделяет две стороны: позиционную и поведенческую.
В аспекте позиционности профессионализм обычно предполагает наличие:
- властного ресурса (возможности выдвигать властям требования, основанные на знаниях и опыте);
- специальных образовательных программ как обязательной базы для начинающих профессиональную деятельность;
- обязательных для соблюдения профессиональных стандартов и этических норм деятельности, формируемых самим профессиональным сообществом;
- опыта практической деятельности, способствующего профессиональному росту;
- возможности вступить в профессиональное сообщество, отвечая только профессиональным требованиям, независимо от идеологических или национальных различий.
Поведенческий профессионализм предусматривает взаимодействие профессионалов между собой, знакомство с достижениями в отрасли, укрепление репутации, стремление к профессиональному успеху и общественному одобрению тех требований и экспертных оценок, с которыми профессионалы обращаются к органам власти. Это подразумевает:
- участие в деятельности профессиональных организаций, особенно на региональном и государственном уровне;
- изучение профессиональных изданий, нормативных, правовых актов, методических и т.п. материалов, способствующих профессиональной управленческой практике;
- приобретение университетской подготовки для применения профессиональных знаний на практике;
- посещение профессиональных конференций, семинаров и т.п. мероприятий;
- сохранение тесных связей и дружеских отношений с профессионалами из смежных организаций (12, с. 52-53).
Таким образом, анализ существующих в зарубежных исследованиях подходов к определению профессионализма показывает, что в целом в науке имеет место постепенный переход от субъективного представления о профессионализме к такому его
пониманию, в рамках которого существенное место отводится не одному профессионалу, а целой их группе или сообществу.
Аналогичные подходы мы находим в трудах отечественных исследователей профессионализма. Так, по мнению Л.С. Жарковой, каждый индивид должен приобретать и непрерывно совершенствовать свою профессиональную подготовку, в этом процессе ведущая роль отводится вузам культуры и искусств, учреждениям культуры, которые в своей совместной деятельности развивают активную позицию человека в подготовке к конкретному профессиональному занятию (6). Рассматривая профессиограмму специалиста культурно-досуговой деятельности, А.Д. Жарков и В.М. Чижиков подчеркивают, что профессионализм и мастерство - это тот уровень, к которому специалист постоянно стремится, а достигая его, стремится достичь еще более высоких вершин (8). На этом пути начинающего специалиста должно поддерживать и сопровождать профессиональное сообщество.
Становлениепрофессионализма специалиста этнокультурной деятельности охватывает длительный период жизни человека и прохо-дитв своемразвитии четыре основные стадии:
1) формирование профессиональных намерений (осознанный выбор профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей);
2) профессиональное обучение (освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонности и интереса к будущей профессии);
3) профессиональная адаптация (вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта организационно-управленческой, этнокультурной, этно-педагогической и организационно-исполнительной деятельности, с которыми он будет непосредственно связан в своей дальнейшей профессиональной карьере, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности);
4) частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности (качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности).
На всех этапах становления профессионализма специалистов этнокультурной деятельности важная роль отводится партисипации (интегрированному участию социально-культурных институтов) в управлении процессом профессиональной подготовки.
Интеграция совместных действий социально-культурных институтов может быть представлена в виде их участия в образовательном процессе вуза, в создании условий включенного обучения будущих специалистов в этнокультурном центре, участия федеральных, региональных и местных национально-культурных автономий в попечительских советах вузов культуры и искусств и пр. Следовательно, партисипация позволяет реализовать внешние и внутренние психолого-педагогические предпосылки, обеспечивающие формирование необходимых профессиональных качеств.
К внутренним условиям можно отнести: сформированность мотивов, ценностей этнокультурной деятельности, профессиональной направленности, осознанных профессиональных целей; профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков специалиста. Ктаким качествам личности специалиста культуры Н.К. Бакланова отнесла профессиональные знания, умения и навыки, профессиональную направленность, профессиональное самосознание, профессиональные способности (общие умственные, общие художественные, специальные - организаторские, педагогические, художественно-творческие), профессионально важные качества: коммуникативные, познавательные, волевые, эмоциональные, эстетические, духовно-творческие качества (1, с. 126-128).
К внешним условиям относятся: демократизация, гуманизация и личностная ориентация образовательного процесса в вузах культуры и искусств; привлечение института социального партнерства, обеспечивающего комплексный подход к профессиональному становлению будущего специалиста, интегрирующего финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение педагогического процесса; наличие системы менеджмента качества профессиональной подготовки будущих руководителей этнокультурных центров; использование широкого спектра образовательных технологий: активного, контекстного, проблемного обучения, новых информационных технологий и т.д.
Проведенное в 2004-2006 годах исследование региональных менеджеров культуры, руководителей этнокультурных объединений (Иркутская и Читинская области, Республики Бурятия и Тыва, всего - 54 человека) показало возможные варианты участия социально-культурных институтов в образовательной деятельности вузов по развитию профессионализма специалистов этнокультурной деятельности. Применив метод ранжирования, мы получили следующие результаты (см. таблицу 1).
Таким образом, исследования современных ученых подтверждаются мнением практических работников в необходимости участия социально-культурныхинститутов в профессиональном становлении специалистов этнокультурной деятельности, в создании разнообразных условий для развития профессионализма. Интегративная деятельность включает сотрудничество и взаимодействие социальныхпартнеров в образовательной, научно-исследовательской, художественно-творческой и управленческой деятельности.
Н^риги 1тьз участия <::]им.и,ми культурных [исгтнту тил £ рШиШ СИИДШНСТЙй 7тиикуль-г^]1н.ил |РПШаК11 2ПСЦ «д >003 ГОД
ЦСЛСВМ П5СГ01 СПСЦКПНСТОВ для региона * ?
Ипфцрнацнопто-нстолпчссхвки тлртпн попоил. пг^ьг*- тагл лпгокультуризЛ дклте-лышсгги, Ггл^жи* ии^грэисшгнны^ ^ЗЯПГОЕ л-эднынч> состоянии и тгерсгкганрак рВКВПН этнический уул.турв.! рппгпка 10 10
П | -Е1 ргнкпьнък (локз ль ка} этнокужтур ньш цнх- т™ С УЧИПВГК ПЖШ И^^ТУРЬ' П HE.VyfC.Ti 10 10
Фннансс поддержка студеэнескнк нлкциатиь I 9
Финансирование тектщгй творчсотой ч ч-этчно-исис^опатгт. г.к'ои де^кл.ипстигз-псску.гьгувзп.зя йбъЕдчзпеин:! с участиеИ вузов культуры & 3
Создана* нсгр-цщд-прд'жса ийннчноаывнвпи! уче(>Н)0-1Гр 0 ЮВСДСТВв ННСЯ ДСЯТеЛЬНОСТН 1 в
Смпякне ^оФргмеччой чайчип-тетпл^сигой биы 3 £
Создание УчЁвна-прижаадотеенн^н инплек™ с учасииы. учречщеккй КГЛЬТГРЬГ 7 9
:/часн« & райот-е Уч*1Ы}1 сий*-™ ьуао® 6 1
Ухаете г попЕч:гте.~^сас1х свистах т:;,п г и а
Корпоративное обучение сотрудников лиокулыурньЕ обьс- лнккннй г 3
Участие в разработке содержания профессионального о&ра-ю-ъ-эичя ^ ?
Участие и аи^едитадкеныьш ¿омисоля^ г-йсударстаелноД а»-тестшщн ныпускнвндв лт.д ю 10
Таблица 1. Представления региональных менеджеров культуры
о возможности участия в подготовке специалистов этнокультурной деятельности (руководителей этнокультурных объединений)
Примечания
1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов. М.: МГУКИ, 2001. 222 с.
2. Белолипецкий В.К. Профессиональный анализ деятельности региональных административно-политических элит (на примере Южного федерального округа) / В.Г. Игнатов, А.В. Понеделков, А.М. Старостин // Государственное и муниципальное управление. Ростов н/Д,2003.
3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, Наука, 1998.
4. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. М.: ЭКО, 2004. №6. С. 40—45.
5. Калачева Т.Г. Технологические основания управления профессионализмом // Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень. М.: РАГС, 1997. № 4—5.
6. Жаркова Л.С. Профессионализм в подготовке кадров для учреждений культуры: Монография. М., 2007.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. 336 с.
8. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. 461 с.
9. Мангсет П. Риски и достижения децентрализации: развитие местной культурной администрации в Норвегии // Экология культуры: Информационный бюллетень. Архангельск, 2002. №2. С. 166—194.
10. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Перспективы профессионализации в реформирующемся обществе // Россия реформирующаяся: Ежегодник 2004. М.: Ин-т социологии РАН, 2004.
11. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л.М. Митиной. М., 1998.
12. DiMaggio P. Manager of the Arts. Careers and Opinions of Senior Administrators in US. Washington: Seven Locks Press, 1987.
Д.А. Горбачева
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКСИОЛОГИГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В современном техногенном мире главным движителем обновления производства становится сам человек как подлинный субъект инновационной деятельности, и в первую очередь творческий потенциал. Развитие деятельной личности, подготовка высококвалифицированных специалистов с использованием новейших форм и методов профессионального образования становятся эффективным направлением инвестиций, а само профессиональное знание превращается в подлинное богатство (1).
Первоначально в эпоху индустриализации (в массовом потребительском обществе) предложение превышает спрос и формируется пассивный человек-потребитель. Актуализируется социальная задача формирования и развития культуры инновационной деятельности общества и личности.
Человек как субъект подлинной социально-культурной деятельности преобразует окружающие его миры и самого себя
таким образом, что эти миры и сам человек все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, т.е. обретают черты универсального социокультурного триединства Истины, Добра и Красоты. Но такая мировоззренческая установка в понимании инновационной деятельности является не единственной. В современной гуманитаристике существуют и релятивистские концепции, в которых отвергается сама правомерность дихотомии «культурное - примитивное». Психологические представления в понимании сущности инновационной деятельности (прежде всего, в ее прикладных аспектах) позволяют раскрыть социально-культурную деятельность целостно и логически последовательно. Теория социально-культурной деятельности - это наука о том, какими должны быть технологии создания новшеств (новых идей, отношений) и каковы те социально-культурные, организационные, психологические и иные