Научная статья на тему 'Интегральная концепция П. А. Сорокина и интегрированный подход к изучению социологии в вузе'

Интегральная концепция П. А. Сорокина и интегрированный подход к изучению социологии в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1317
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
P.A. SOROKIN / П.А. СОРОКИН / ПРЕПОДАВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ / СИНТЕЗ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ / МОНИЗМ В СОЦИОЛОГИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД / СОЦИАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА / SOCIOLOGY TEACHING / SYNTHESIS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE / SOCIOLOGICAL STUDIES / MODERN SOCIOLOGY / MONISM IN SOCIOLOGY / INTEGRATED APPROACH / STRUCTURE METHOD / SOCIAL ANALYTICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреенко Елена Александровна

Рассмотрен вклад выдающегося социолога П.А. Сорокина в разработку теории и методологии социологической науки, исследование ее сущности, специфики, структуры, принципов построения, места в интегрированной системе знаний. На опыте комплексного изучения двух программных тем вузовского курса социологии – «Место социологии в системе наук» и «Классические социологические теории» – даны рекомендации по практическому применению положений основного труда ученого «Система социологии» в преподавании социологии в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.A. Sorokin’s integral concept and integrated approach to studying Sociology at higher educational institutions

The article describes a contribution into the theory and methodology made by a prominent sociologist P.A. Sorokin. The author of the article investigates the essence, specificity, structure, fundamental principles, and place of P.A. Sorokin’s concept in the integrated system of knowledge. Relying upon the experience of complex study of two sociological themes in the course of sociology at higher educational institution – “Place of Sociology in the system of knowledge” and “Classical sociological theories” – the author gives recommendations of how to apply theoretical propositions made by P.A. Sorokin in his scientific work “Sociology System” in the course of higher school.

Текст научной работы на тему «Интегральная концепция П. А. Сорокина и интегрированный подход к изучению социологии в вузе»

Наука и образование

Интегральная концепция П.А. Сорокина и интегрированный подход

к изучению социологии в вузе

Е.А. Андреенко

Рассмотрен вклад выдающегося социолога П.А. Сорокина в разработку теории и методологии социологической науки, исследование ее сущности, специфики, структуры, принципов построения, места в интегрированной системе знаний. На опыте комплексного изучения двух программных тем вузовского курса социологии - «Место социологии в системе наук» и «Классические социологические теории» - даны рекомендации по практическому применению положений основного труда ученого «Система социологии» в преподавании социологии в высшей школе.

Ключевые слова: П.А. Сорокин, преподавание социологии, синтез научного знания, социологические исследования, современная социология, монизм в социологии, интегрированный подход, структурный метод, социальная аналитика.

В современном обществе в условиях стремительного расширения потоков информации, накопления эмпирического и теоретического материала наблюдается диалектически протекающий процесс дифференциации и интеграции научного знания. Задачи синтеза приводят к необходимости перехода от совокупности частных явлений к обобщающим инвариантным концепциям и принципам. Информационный век стимулирует исследователя переступать границы отдельных дисциплин и развивать более широкие представления на основе междисциплинарного подхода.

Такой подход представлен в учении выдающегося российскоамериканского социолога XX в. Питирима Александровича Сорокина (18891968). В историю социологической мысли он вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории социальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.

Жизненный и творческий путь П.А. Сорокина до 1922 г. был связан с Россией, а с 1923 г. - с США. После революции 1917 г. социология стала востребованным и жизненно важным предметом в России. В 1919 г. П.А. Сорокин создает первый в стране социологический факультет в Петроградском университете. По воспоминаниям современников, лекции П.А. Сорокина были очень популярны, их посещали не только студенты, но и университетские служащие и просто люди с улицы. Ему удавалось умело расчленять самые запутанные вопросы, искусно их синтезировать в резюмирующие формулы, дающие отчетливые итоги предшествующей аргументации [1, с. 38]. В 1922 г. ученому пришлось эмигрировать из России. Американский период его творчества был более длительным и плодотворным. Основатель социологического факультета в Г арвардском университете, пре-

6

Наука и образование

зидент Международного института социологии, Социологического конгресса, Международного общества сравнительных исследований цивилизаций, Американской социологической ассоциации - вот только часть свидетельств признания его заслуг. П.А. Сорокина по праву называют классиком социологии прошлого столетия. Его многочисленные фундаментальные труды (40 книг и несколько сот статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии.

Следует подчеркнуть, что в истории социологии трудно найти другого ученого, который уделял бы столь пристальное внимание выяснению исходных методологических проблем социологии - ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П.А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам. С самого начала ему было свойственно стремление интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую, унифицированную систему.

В 1920 г. вышел в свет главный труд русского периода его творчества «Система социологии» в двух томах. 22 апреля 1922 г. в здании Петроградского университета при большом стечении студентов и именитых ученых был устроен открытый диспут по поводу выхода в свет книги. Именно в этой работе П.А. Сорокин изложил исходные методологические принципы своего учения.

В предисловии к первому тому П.А. Сорокин обозначил ряд методологических принципов, характеризующих исследовательскую позицию автора как последовательный социологический плюрализм: «Во-первых, социология как наука может и должна строиться по типу естественных наук... Во-вторых, социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть. Всякий нормативизм из социологии как науки должен быть изгнан. В-третьих, социология должна быть объективной дисциплиной - объективной не только в смысле отсутствия оценочных норм и в смысле методов изучения явлений, но и в более специальном значении этого термина. Если социология хочет быть наукой, она должна исходить из фактов, идти к фактам и давать обобщения, основанные на тщательном анализе фактов. Поменьше философствования и побольше наблюдения и тщательного анализа фактов - таков очередной лозунг социологии. В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с несчастной идеей “монизма” - незаконным детищем незаконного брака социологии с философией. Монизм в социологии - это попытка решить бесконечно сложную задачу общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным» [4, с. 12].

Здесь хотелось бы осуществить небольшой экскурс в практику преподавания социологии в высшем учебном заведении. Сегодня она входит в федеральный компонент цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин всех специальностей высшего профессионального образования. Собст-

Андреенко Е.А. Интегральная концепция П.А. Сорокина и интегрированный подход к изучению социологии в вузе

7

венный многолетний опыт преподавания социологии, поиска оптимальных форм и методов ее изучения, позволяющих заинтересовать студентов и добиваться высокого качества усвоения материала, привел автора к выводу о необходимости интегрированного подхода к изучению разных разделов и тем курса.

В качестве примера можно представить опыт комплексного изучения таких тем, как «место социологии в системе наук» и «классические социологические теории». На первом семинарском занятии, которому предшествует вводная лекция, студенты знакомятся с личностью и с основными вехами творчества П.А. Сорокина, а затем изучают выдержки из его труда «Система социологии». Тем самым в самом начале учебы студенты соприкасаются с классикой социологической мысли и решают проблему определения места социологии в системе наук с помощью крупнейшего мыслителя XX в. Кстати, при обсуждении данной темы на семинаре будет полезным разделить студентов на четыре микрогруппы, каждая из которых будет знакомиться со взглядами ученого на проблемы взаимоотношения социологии с различными науками: 1) физико-химическими; 2) биологией и экологией; 3) психологией; 4) специальными дисциплинами, изучающими взаимоотношения людей. П.А. Сорокин в своей «Системе социологии» как раз в такой последовательности решает задачу определения места социологии в системе наук. Каждой микрогруппе студентов дается общее задание: выяснить, в чем сходство и в чем различия предметной области социологии и других наук. Затем происходит коллективное обсуждение взглядов ученого на теоретикометодологические проблемы социологии. В ходе такого обсуждения студенты, одновременно с изучением нового материала, учатся работать в группе, учатся конкретизировать свою мысль, делать обобщения, задавать вопросы и т.д.

В своем труде П.А. Сорокин формулирует принципы, от которых не отойдет и в будущем; в совокупности они составляют квинтэссенцию его структурного метода. В социологии он выделяет теоретический и практический уровень исследования. Согласно Сорокину, теоретическая социология распадается фактически на три основных раздела: социальную аналитику (социальная анатомия и морфология); социальную механику (ее объект - социальные процессы); социальную генетику (теория эволюции общественной жизни). Практическая социология характеризуется им как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теория, она должна помогать человеку и обществу управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется также и как социальная политика, направляет и обосновывает ее.

Итак, Сорокин предлагает пять принципов построения социологии: социология может и должна быть построена по принципу естественных наук; она должна отказаться от какого-либо нормативизма; должна изучать только

8

Наука и образование

те явления, которые доступны наблюдению, измерению, проверке; социология должна исходить из фактов и отказаться от всякого философствования; социология является изначально плюралистической дисциплиной. Но коль скоро социология изучает взаимодействия (духовное и психологическое), то ее задачей будет являться выявление черт этих взаимодействий. Такое видение структуры социологического знания Сорокин сохранит на долгие годы практически без существенных изменений.

По Сорокину, общество - это «совокупность людей, находящихся в процессе общения». Социология определяется им как «наука, изучающая явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса - с другой» [4, с. 112]. Помимо общей теории, автор дает конкретный анализ связи социологии с другими науками. В частности, говоря о ее соотношении с физико-химическими науками, он указывает на принципиальные отличия «явлений человеческого взаимодействия» от «всех других видов взаимодействия - неорганического и органического», подчеркивая при этом, что существуют и общие характеристики взаимодействия вообще. Но «если люди и их взаимоотношения, рассматриваемые с точки зрения физика как простые “центры сил” или ’’комплексы материи”, подлежат изучению физико-химических наук, если они же, рассматриваемые как организмы, подлежат ведению биолога, то человеческие отношения как явления, несводимые пока к физико-химическим и биологическим взаимоотношениям и отличные от первых, дают основание для существования особой научной дисциплины, называемой нами социологией» [4, с. 215].

Рассматривая взаимоотношение социологии и биологии, П.А. Сорокин делает ряд принципиальных выводов: 1) явления человеческого взаимодействия пока что несводимы к чисто биологическим процессам; 2) если даже они будут сведены, то от этого анализа они не перестанут быть процессами sui generis, ибо никакой анализ не может показать, что люди не есть люди и что человек есть амеба; 3) в силу этого изучение этих явлений требует особой дисциплины; 4) биология искомой дисциплиной не является; 5) таковой должна быть социология или homo-социология.

При этом ученый опять же подчеркивает, что «социолог может и должен строить свою дисциплину на данных биологии, он обязан считаться с ними ... но было бы ошибкой думать, что это сведение ... позволит поставить знак равенства между homo-социальными явлениями, с одной стороны, и фито-и зоосоциальными процессами - с другой» [4, с. 226]. В наши дни резко возросший уровень интеграции наук также не привел к подобному тождеству; в результате взаимодействия социологии и биологии получил дальнейшее развитие системный подход, стали развиваться социальная экология и социальная медицина.

П.А. Сорокин подчеркивает также принципиальное отличие социологии, изучающей человека через призму его социальных связей и отношений, и психологии, сосредоточенной на внутреннем мире человека и особенностях

Андреенко Е.А. Интегральная концепция П.А. Сорокина и интегрированный подход к изучению социологии в вузе

9

его восприятия. «Области явлений, изучаемых психологией и социологией, совершенно различны и не дают ни малейшего основания для их смешения или отождествления», - делает вывод ученый [4, с. 231].

Определяя место социологии в системе наук, изучающих взаимоотношения людей, П.А. Сорокин называет социологию «генерализирующей» дисциплиной, сравнивая ее положение по отношению к частным дисциплинам с положением общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и другим специальным биологическим отраслям знания, с положением общей части физики - к акустике, электрологии, учению о свете и т.д., с положением химии по отношению к химии органической и неорганической. Социология исследует все социальные процессы, независимо от того, какими они являются: экономическими, политическими правовыми, творческими, религиозными, философскими, нравственными и др. Социология анализирует общество в единстве всех его сторон, отраслей и сфер.

Ученый специально указывает на то, что «дифференциация наук не только не исключает, но, напротив, требует существования генерализирующей науки». Это положение основывается «прежде всего на том, что там, где дан ряд явлений, распадающихся на несколько видов, там должна быть дана и наука, изучающая общеродовые свойства данного разряда явлений... В целях лучшего и детального изучения явлений социальной жизни здесь необходима специализация наук; каждая из специальных дисциплин будет изучать и изучает частный вид явлений человеческого взаимодействия. Но все эти виды как частные случаи родового факта - человеческого взаимодействия -должны иметь и ряд общих свойств. Изучение их требует “генерализирующей” науки об этих родовых свойствах; такой дисциплиной является социология» [4, с. 248].

Интересен пример, данный П.А. Сорокиным при определении понятия социологии. Ученый пишет, что если имеется «п» разных объектов изучения, то их будет изучать «п» частных наук, к которым присоединится «n+1-я» наука - социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам. Этот пример сегодня цитируют практически все авторы учебников по социологии.

Таким образом, если частные науки, изучающие взаимоотношения людей, обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон их жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они уже исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведения. Включаясь в новые связи и отношения, они приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъектов деятельности.

Успех работы социолога во многом обусловлен прогрессом частных наук об обществе. Но, с другой стороны, и прогресс специальных исследований

10

Наука и образование

зависит от совершенства социологии. В этом нас убеждают и история социологии, и история специальных наук. «Совершенствование последних, - пишет П.А. Сорокин, - влекло за собой улучшение социологии, и обратно - сам факт обоснования и развития последней вызвал в итоге почти во всех частных науках настоящую революцию». Ученый как на «неоспоримый факт» указывает на тенденцию «социологизирования» частных наук об обществе: «И наука о праве, и наука о хозяйстве, и дисциплины, изучающие явления религиозные, эстетические, психологические, язык, нравы, обычаи, движение народонаселения и т.д., - все они за эти десятилетия в большей или меньшей мере “социологизировались”, прониклись общесоциологическими принципами и понятиями, соответственным образом перекрасились, короче - не избегли влияния этой дисциплины» [4, с. 261]. Вот почему вполне правильно утверждение, что сами интересы специальных наук требуют существования генерализирующей науки в форме социологии.

И в американский период своего творчества П.А. Сорокин сознательно стремился выйти за узкие рамки социологии через синтез всех частных наук социогуманитарной области знания, создать интегральную систему или методологию. Он признавал, что идея создания интегральных теорий не нова, что попытки объединения нескольких познавательных координат встречаются у многих исследователей, но его стратегия представляет собой последовательно дисциплинированное и глобальное объединение их в одну объяснительную концепцию. Особенность интегральной концепции П.А. Сорокина, ее отличие от других концепций состоит в том, что она зиждется на анализе как исторического, так и современного материала и отвечает целям и задачам всего социокультурного познания - прошлого, настоящего и будущего общества и культуры. Автор всегда подчеркивал особую миссию ученых-гуманитариев.

Выводы, сделанные ученым еще в первой четверти прошлого века, нашли свое подтверждение на современном этапе развития науки. Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда новых научных отраслей - экономической социологии, индустриальной социологии, социологии образования, социологии культуры, социологии политики и др. На междисциплинарной основе возникла и развивается социолингвистика, социопедагогика и т.д.

На семинарском занятии студенты, знакомясь с положениями, изложенными П.А. Сорокиным в его классическом труде, получают возможность в самом начале изучения дисциплины вникнуть в ее теоретикометодологическую основу, сделать при помощи выдающегося ученого фундаментальные выводы о месте социологии в системе наук, о процессах интеграции и дифференциации, происходящих в научном исследовании.

В 1920 г. П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих... плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество...

Андреенко Е.А. Интегральная концепция П.А. Сорокина и интегрированный подход к изучению социологии в вузе

11

Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно будет рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать... как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение» [1, с. 36]. П.А. Сорокин мечтал о новой будущности через очищение и воскрешение культуры, будущности, основанной на альтруистической любви и этике солидарности.

Литература

1. Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - Вып. 4. - С. 35-51.

2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии Х1Х-ХХ вв. - М.: Онега, 1995.

3. Согомонов А.Ю. П.А. Сорокин и М.М. Ковалевский: методологические воззрения // Социологические исследования. - 1989. - № 3. - С. 12-25.

4. Сорокин П.А. Система социологии. - М.: Астрель, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.