Научная статья на тему 'Инструменты управления устойчивостью функционирования коммерческой организации'

Инструменты управления устойчивостью функционирования коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тен Александр Валерьевич

Рассмотрены инструменты воздействия на различные аспекты деятельности коммерческой организации, такие как: управление сбытом, управление финансовыми ресурсами и затратами, инвестиционная деятельность. Подчёркивается необходимость комплексного подхода для обеспечения устойчивости функционирования коммерческой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты управления устойчивостью функционирования коммерческой организации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208). Экономика. Вып. 29. С. 96-97.

А. В. Тен

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рассмотрены инструменты воздействия на различные аспекты деятельности коммерческой организации, такие как: управление сбытом, управление финансовыми ресурсами и затратами, инвестиционная деятельность. Подчёркивается необходимость комплексного подхода для обеспечения устойчивости функционирования коммерческой организации.

Ключевые слова: устойчивость; коммерческая организация; эффективное управление.

Финансовый кризис убедительно показал, что устойчивость коммерческой организации к возможным возмущениям во внутренней или внешней среде является ключевым фактором её успешного функционирования и развития, первичным по отношению к поставленным целям и выбранным стратегиям их достижения. По нашему мнению, устойчивость следует рассматривать как комплексное свойство коммерческой организации, характеризующее её возможность на обозримую перспективу эффективно осуществлять операционную, финансовую и инвестиционную деятельность, динамично развиваться и противостоять неблагоприятным воздействиям внешних и внутренних факторов. Это означает, что коммерческая организация должна адаптироваться не только к изменениям параметров, вызывающих отклонения от начального равновесного режима, но и, при необходимости, формировать эти отклонения для адаптации к изменениям в потребностях всех заинтересованных в её деятельности сторон. Отсюда следует, что управление устойчивостью коммерческой организации требует применения разнообразных инструментов воздействия на различные аспекты её операционной, финансовой и инвестиционной деятельности.

Основным условием устойчивого функционирования коммерческой организации является прогнозируемый сбыт поставляемой ею продукции и оказываемых услуг, в максимальной степени застрахованный от негативных проявлений внешней среды. Устойчивый, прогнозируемый сбыт возможен только при наличии стабильной клиентской базы. Вследствие этого необходимо прилагать максимум усилий для удержания существующих клиентов. Это требует применения инструментов маркетинга взаимоотношений и поддерживающих их информационных технологий.

Эффективность сбыта во многом определяется качеством формирования ассортиментной и ценовой политики, адекватной стратегическим целям развития коммерческой организации на текущем этапе и дифференцированной в соответствии с особенностями спроса обслуживаемой клиентуры, а также стадиями жизненного цикла поставляемых товаров и услуг. Формирование эффективной ассортиментной и ценовой политики требует применения моделей и инструментов оптимизации сбыта с учётом особенностей рыночной конъюнктуры, ценовой эластичности спроса на поставляемые товары и услуги с учётом доступных возможностей неценового воздействия на спрос.

Традиционно при обсуждении вопросов финансовой устойчивости предприятий особое внимание уделяется эффективности управления оборотными средствами: денежными активами, запасами, дебиторской и кредиторской задолженностями. Очевидно, что даже при успешном сбыте недостаточное внимание к вопросам управления финансами может иметь самые тяжёлые последствия для коммерческой организации, вплоть до банкротства и утраты контроля над ней со стороны собственников. Поэтому инструменты управления сбытом должны применяться в комплексе с инструментами управления финансовыми ресурсами: бюджетированием, эффективными методами управления денежными активами, дебиторской и кредиторской задолженностями, запасами товарно-материальных ценностей. При этом формирование и контроль исполнения бюджетов, прогнозирование потребностей в материальных ресурсах, расчёт оптимального уровня запасов и формирование плана поставок являются крайне трудоёмкими задачами, для эффективного решения которых необходимо применение адекватных средств информационного и программного обеспечения.

Устойчивое функционирование коммерческой организации предполагает получение стабильных финансовых результатов по основной операционной деятельности, которые в существенной степени зависят от произведённых затрат. Плановые (прогнозируемые) затраты оказывают значительное, а во многих случаях и решающее, влияние на формирование ассортиментной и ценовой политики организации. Поэтому эффективное управление затратами оказывает большое влияние на устойчивость её функционирования. Эффективное управление затратами требует применения рациональной методологии анализа затрат, моделей оценки их оптимальной структуры, инструментов оперативного мониторинга себестоимости продукции, средств контроля за исполнением бюджетов.

Помимо основной операционной деятельности многие коммерческие организации в широких масштабах осуществляют инвестиционную и финансовую деятельность. Устойчивость функционирования и развития таких организаций существенно зависит от их эффективности. Проблемы, возникшие у многих российских предприятий уже в самом начале нынешнего финансового кризиса, показывают, что их операционная, инвестиционная и финансовая деятельность не были должным образом сбалансированы. В связи с этим встают вопросы о выборе рациональной структуры капитала и прежде всего соотношения собственных и заёмных средств, методах определения оптимального пакета прямых инвестиций, оценки влияния осуществляемых прямых инвестиций на финансовую устойчивость компании в будущем.

Представление об устойчивости функционирования коммерческой организации нельзя сводить только к оценке её финансовой устой-

чивости. Удовлетворительные значения финансовых коэффициентов и высокий уровень сбыта могут оказаться не более чем следствием благоприятной рыночной конъюнктуры. Нынешний глобальный финансовый кризис показал, что многие благоденствующие в годы экономического подъёма предприятия при резком изменении условий внешней среды мгновенно стали на грань банкротства. Это означает, что высший менеджмент этих предприятий является неэффективным, а управленческие решения принимались исключительно под влиянием эйфории, вызванной экономическим подъёмом, без оглядки на возможные негативные последствия при переломе тенденций в конъюнктуре. Поэтому выработка условий устойчивого функционирования коммерческой организации не может быть осуществлена без обсуждения вопросов качества организационной структуры, методологии и инструментов управления.

Таким образом, эффективное управление устойчивостью функционирования коммерческой организации требует комплексного применения инструментов управления клиентской базой, формирования адекватных текущим рыночным реалиям ассортиментной и ценовой политики, эффективного неценового воздействия на спрос, управления оборотными средствами, затратами, формирования оптимальной структуры капитала, а также выработки рациональных решений по осуществлению инвестиционной и финансовой деятельности. При этом эффективное применение всей совокупности перечисленных инструментов возможно только при условии формирования системы управления, основанной на применении новейших достижений в области методологии управления и поддерживаемой высокими информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.