Научная статья на тему 'Инструменты регулирования качества профессионального образования и рынка труда'

Инструменты регулирования качества профессионального образования и рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / СЕРТИФИКАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борибеков Кадырбек Козыбаевич

Качество технического и профессионального образования связано с формированием и разви-тием главных инструментов регулирования, усилением позиций, определением приоритетов и повышением конкурентоспособности образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF REGULATING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION AND THE LABOR MARKET

The quality of technical and vocational education is associated with the formation and development of the main regulatory tools, strengthening positions, determining priorities and improving the com-petitiveness of educational programs.

Текст научной работы на тему «Инструменты регулирования качества профессионального образования и рынка труда»

Стратегия развития профессионального образования

Сведения для цитирования: Борибеков, К. К. Инструменты регулирования качества профессионального образования и рынка труда [Текст] / К. К. Борибеков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 12-16.

УДК 377 ББК 74.5

ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА

К. К. Борибеков

Качество технического и профессионального образования связано с формированием и развитием главных инструментов регулирования, усилением позиций, определением приоритетов и повышением конкурентоспособности образовательных программ.

Ключевые слова: профессиональное образование, качество образования, рынок труда, сертификация, аккредитация.

Вопрос регулирования соответствия спроса и предложений между производством и системой профессионального образования является самой актуальной проблемой для аналитиков и политиков, занимающихся вопросами развития рынка труда любого государства. В Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 г. поставлена важная задача — обеспечение высокого качества образования как залог успешности государства [1]. Формирование человеческого потенциала становится основным фактором, определяющим уровень конкурентоспособности страны на мировой арене, ее инновационного прогресса и ориентиров будущего.

В современных условиях организация учебного процесса подготовки кадров в стране должна проводиться в тесной взаимосвязи с производством. Постоянная критика низкого качества профессиональной компетентности выпускни-

ков учебных заведений ПОО, недостаточного участия работодателей в процессе подготовки кадров свидетельствует о необходимости разработки главных двух инструментов регулирования рынка труда.

Между производством и системой профессионального образования условно существует конкурентный рынок труда, востребованность специалистов на котором зависит от ряда объективных причин, касающихся прежде всего профессиональной квалификации и компетентности каждого выпускника индивидуально.

Главная причина (претензия) низкого качества образования — несоответствие структуры и содержания образовательных программ профессионального обучения требованиям производства.

Для определения оптимальной структуры и содержания программ обучения, соответствующих требованиям современного производства, разработчикам программ системы профессионального образования необходимо получить

(иметь) перечень требований к уровням квалификации и компетентности, соответствующий выполнению профессиональной деятельности каждым производственным работником (специалистом). Именно эти требования к уровням квалификации и компетентности являются главным инструментом, обеспечивающим соответствие качества образовательных программ (по результатам обучения) необходимым требованиям производства. Главным инструментом или условным мостом, который может связать «два берега реки» под названием «рынок труда» выступают профессиональные стандарты по специальностям.

Поэтому важным вопросом устройства такого условного моста является разработка профессиональных стандартов, которой должны заниматься эксперты исследовательских центров рынка труда, то есть специалисты, представляющие интересы работодателей по вопросам обеспечения предприятий квалифицированными кадрами и карьерного роста персонала.

Главными инструментами воздействия на обеспечение качества подготовки кадров в учебных заведениях и конкурентоспособности выпускников системы профессионального образования на рынке труда являются:

1) аккредитация образовательных программ и самих организаций профессионального образования;

2) независимая система оценки качества уровня квалификации и компетентности обученных специалистов для производства.

1. Аккредитация образовательных программ и самих организаций технического и профессионального образования направлена на обеспечение высокого качества образования в условиях интеграции и процессов глобализации.

Аккредитация — это постоянная поддержка и продвижение культуры качества образования с целью повышения конкурентоспособности и обеспечения качества образования. Повышение качества технического и профессионального образования — это:

- современные гибкие модульные образовательные программы, соответствующие требованиям профессиональных стандартов и работодателей с учетом международных требований рынка труда;

- высокопрофессиональные методисты, преподаватели и компетентные высококвалифицированные мастера производственного обучения;

- современная учебная, информационная и техническая база учебных заведений ТиПО;

- эффективная система менеджмента — управления учебным и воспитательным процессом;

- усиление позиций организаций ТиПО и повышение престижа на рынке образовательных услуг.

В международной практике национальные системы обеспечения качества образования вошли в новую стадию развития, где основная роль отводится процедуре международной аккредитации. Международная аккредитация образовательных программ и организаций образования является реальным механизмом достижения уровня мировых образовательных стандартов. С учетом международного опыта и присоединения системы высшего образования к Болонскому процессу в нормативно-правовых актах Республики Казахстан отражено единство и взаимодействие европейского и национального уровней в развитии образования, что является поэтапным продвижением вперед [2].

Основными вопросами обеспечения качества образования являются: распространение лучшей практики в области стратегического планирования и мониторинга организаций образования и учебных программ; обеспечение качества образовательных программ в соответствии с международными стандартами; совершенствование нормативно-правового регулирования разработки, реализации и мониторинга стратегий образовательных организаций.

Аккредитация организаций профессионального образования должна создать конкурентную среду в сфере образования, направленную на повышение качества подготовки выпускников и расширение их возможностей трудоустройства по профессии, признание казахстанского образования, а именно образовательных программ, дипломов организаций образования, достойное позиционирование себя как на отечественном, так и на международном рынке образовательных услуг, а также на рынке труда.

2. В международной практике одним из основных инструментов регулирования отношений между рынком труда и обучением является система сертификации квалификаций специалистов.

Система независимой сертификации квалификаций достаточно давно широко используется в зарубежных странах: Голландии, Германии, Франции, Великобритании, Норвегии, Сингапуре, Корее и др.

В этих странах сдача независимых квалификационных экзаменов после завершения профессионального обучения осуществляется в специальных центрах или агентствах. (Опыт этих стран показывает, что оценка уровня профессиональной подготовленности специалистов или сертификация квалификаций специалистов состоит из двух этапов: I этап — оценка теоретической подготовленности и II этап — оценка уровня практических навыков или подтверждения квалификации.)

Например, в Голландии Федерация малого и среднего бизнеса (MKB-NederIand) и Союз предпринимателей и работодателей Нидерландов (VNO-NCW) на основе изучения рынка труда и консалтинга имиджа управления образованием и бизнеса отметили очень важную роль участия промышленного сообщества в управлении системой проведения квалификационных экзаменов и определения уровня квалификации.

В соответствии с законодательством Нидерландов в области профессионального образования и обучения проведением квалификационных экзаменов занимались исключительно сами учебные заведения профобразования. По заключению MKB-Nederland и VNO-NCW, это было очень неудачное решение, принятое разработчиками законов в соответствии с принципом «создание закона для самого себя».

Финансовые средства, выделенные в рамках стандартов обучения на квалификационные экзамены, оставались в системе образования, не давая ожидаемых работодателями результатов. При этом стандартами предусматривается, что содержание программы и оценка качества обучения базируются на национальных квалификационных системах, т. е. на требованиях к компетенциям, предусмотренных в профессиональных стандартах. Это создавало определенный конфликт интересов.

Организованный промышленный сектор (в виде ассоциаций и объединений работодателей) должен принимать решения по определению содержания экзаменационных тестов в качестве равноправного партнера, участвовать в управлении процессом проведения квалификационных экзаменов. (Поэтому в Казахстане предлагалось создавать центры оценки квалификации при ассоциациях и объединениях работодателей.)

Когда такой подход отсутствует, промышленный сектор вынужден создавать свой экзаменационный тестовый фонд и использовать его как входные требования к рынку труда при

приеме на работу. (Подобную практику можно наблюдать и на отдельных предприятиях Казахстана.) Такой подход вызывает вопрос о формальности (ненужности) и эффективности выделенных бюджетом финансовых средств на проведение квалификационных экзаменов самими обучающими организациями.

В 2009 г. между COLO, Советом TVET, Министерством OCW, MKB-Nederland и VNO-NCW было достигнуто соглашение. С этого момента вопросами координации равноправного участия промышленного сектора в управлении процессами организации и проведения квалификационного экзамена занимается COLO.

В Нидерландах создано объединение 17 национальных центров экспертизы в области профессионального образования и обучения, представляющих более 40 отраслей экономики.

Социальные партнеры участвуют в управлении деятельностью таких центров. Уставные функции центров основаны на структуре ассоциации. Каждой из сторон — представителям работников, работодателей и образовательных организаций — принадлежит треть доли управления. Они действуют в интересах промышленного сектора, включая совместной контроль деятельности квалификационных комиссий и принятие решений. В результате деятельность центров квалификационных экзаменов стала тесно связана с промышленностью. Таким образом, осуществляется непосредственный контроль и влияние.

В Германии организацией экзаменов и присвоения квалификации выпускникам учебных заведений технического и профессионального образования занимаются промышленные/ремесленные палаты.

В Великобритании сдача экзаменов по уровням квалификации осуществляется в специальных агентствах сертификации квалификаций (Шотландские квалификационные управления, Альянс оценки и квалификаций, Агентство по сертификации и др.).

Во Франции сертификация квалификаций проводится в соответствии с требованиями национальных стандартов на основе квалификационных требований и норм по уровням квалификаций.

В Корее теоретические тесты принимаются в режиме онлайн центрами квалификации, а практическую часть выпускники сдают в этих же центрах или на базе предприятий (на базе этих центров созданы все условия для проверки уровня практических навыков работы по специальностям).

В Казахстане накоплен определенный опыт, который еще не стал обязательной практикой при приме на работу новых сотрудников.

За период 2011-2014 гг. в рамках реализации проекта «Модернизация технического и профессионального образования Казахстана» Международного банка реконструкции и развития на уровне рабочих квалификаций и специалистов среднего звена, т. е. II-III уровня квалификации Национальной рамки квалификаций (НРК) Казахстана, была проведена определенная работа по внедрению независимой системы оценки квалификаций по всем специальностям отраслей экономики. Для справки: квалификационные уровни НРК Казахстана аналогичны уровням Европейской рамки квалификаций (ЕРК).

Оценка и подтверждение уровня квалификации предусматривают проведение квалификационных экзаменов по теоретическим знаниям (письменные тесты) и выполнение квалификационной работы (практические навыки) по соответствующим уровням квалификации специальностей.

Разработана методология подтверждения уровня профессиональной подготовленности и программное обеспечение для его проведения. Сформирована база теоретических и практических тестовых заданий.

Вначале были созданы шесть независимых центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций работодателей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (горнодобывающая, машиностроительная, нефтегазовая, туристская, сельскохозяйственная, транспортная отрасли).

Разработаны рекомендации по созданию центров сертификации квалификаций специалистов в отраслях национальной экономики. В реестре НПП РК «Атамекен» зарегистрированы около 30 агентств и центров, занимающихся оценкой квалификаций. Работа по внедрению системы независимой оценки квалификаций проводится с учетом правовой базы и норм, со-

зданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан (законы «Об аккредитации в области оценки соответствия», «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан», Трудовой кодекс Республики Казахстан, СТ РК КОЛЕС 17024-2014 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, осуществляющим сертификацию персонала» и др.).

В настоящее время в рамках стратегического сотрудничества Всемирного банка с Правительством Республики Казахстан, направленного на поддержку экономической диверсификации, развития навыков, реформ, связанных с рабочими местами, начата релизация проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест».

В рамках данного проекта Группой управления проектом при Министерстве труда и социальной защиты населения (МТиСЗН) РК проводится работа по формированию основы для Национальной системы квалификаций, в том числе:

- совершенствование профессиональных стандартов, включая процессы пересмотра и согласования;

- разработка и реализация системы пересмотра и обновления образовательных программ технического и профессионального образования (ТиПО) и высшего образования;

- разработка дорожной карты по созданию независимой системы оценки и присвоения квалификаций через оказание консультационной поддержки пилотным отраслевым центрам тестирования и профессиональной сертификации;

- оказание методической и консультационной поддержки в организации деятельности вновь созданных центров подтверждения квалификации;

- обучение персонала центров подтверждения квалификации, принимающих участие в апробации проекта;

- прохождение аккредитации центрами и включение их в реестр Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

Библиографический список

1. Рост благосостояния казахстанцев : повышение доходов и качества жизни [Электронный ресурс] : Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 05.10.2018. — Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru.

2. Об образовании [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 № 319-III ЗРК с изм. и доп. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18150.

For citation: Boribekov K. K. Tools of regulating the quality of professional education and the labor market [Text] / K. K. Boribekov // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 12-16.

TOOLS OF REGULATING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION

AND THE LABOR MARKET

K. K. Boribekov

The quality of technical and vocational education is associated with the formation and development of the main regulatory tools, strengthening positions, determining priorities and improving the competitiveness of educational programs.

Key words: vocational education, quality of education, labor market, certification, accreditation.

References

1. Rost blagosostojanija kazahstancev: povyshenie dohodov i kachestva zhizni: Poslanie Prezi-denta Respubliki Kazahstan N. A. Nazarbaeva narodu Kazahstana ot 05.10.2018, available at: http:// www.akorda.kz/ru.

2. Ob obrazovanii: Zakon Respubliki Kazahstan ot 27.07.2007 № 319-III ZRK s izm. i dop, available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18150.

Борибеков Кадырбек Козыбаевич, начальник управления учебно-методического обеспечения ТиППО НАО «Холдинг "Кэсш^ор"», Республика Казахстан, г. Астана, e-mail: k_bek5@mail.ru

Boribekov K. K., Head, Department of Academic and Methodological Support, Non-commercial Joint Stock Company "Holding "Kasipkor", Republic of Kazakhstan, Astana, e-mail: k_bek5@mail.ru

Сведения для цитирования: Суйкова, О. А. Андрагогические аспекты непрерывного образования [Текст] / О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 16-22.

УДК 37.013.83 ББК 74.4

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. А. Суйкова

В статье обосновывается актуальность андрагогического подхода в вопросе непрерывного образования взрослых, определяется принадлежность андрагогики к гуманистической парадигме, рассматриваются различные методологические подходы как теоретико-практическое обеспечение андрагогической теории образования взрослых людей, формулируются принципы андрагогического образования.

Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, андрагогический подход, социальная функция образования, андрагогическая модель обучения, андрагогическая подготовка, анд-рагогические принципы организации обучения взрослых.

Динамика основных мировых процессов — глобализации и информатизации — порождает в современном обществе проблему управления знаниями. «Общество, основанное на знаниях» — эта дефиниция появилась на Западе еще в 70-х годах прошлого столетия. Однако в наше время она получает непосредственное прикладное значение, так как описывает современное

объективное состояние потребности общества в огромном количестве компетентных специалистов, способных на субъективном уровне мобильно включаться в деятельность в новых условиях, с новыми знаниями, новыми ценностями. Такая общественная ситуация требует от специалиста владения новой компетенцией — умением обучаться постоянно на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.