Инструменты повышения энергоэффективности страны
М.В.Горяинов
Энергоэффективность становится одним из приоритетных направлений общественной политики в России. Рост тарифов на энергоресурсы делает инвестиции в энергоэффективность более привлекательными, а последствия бездействия — более очевидными, чем когда-либо. В России необходимо проведение последовательной политики повышения эффективности использования энергоресурсов.
Ключевые слова: энергоэффективность, тариф, промышленность, экономический потенциал
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 4 (21). С. 48-53.
Политика повышения энергоэффективности в России должна сочетать ряд инструментов, которые можно объединить в следующие группы: «Меры быстрой отдачи», «Базовые меры» и «Высокозатратные, высокоэффективные меры».
Меры быстрой отдачи
Эти мероприятия можно разработать менее чем за год, и они будут иметь значительный эффект при умеренных затратах.
Примеры подобных решений:
♦ информационная кампания по повышению уровня осведомленности в вопросах повышения энергоэффективности;
♦ увеличение сроков бюджетного планирования, введение права распоряжаться сэкономленными энергозатратами, а также установление правил закупок, стимулирующих использование энергоэффективных технологий;
♦ реорганизация муниципальных тепловых компаний в коммерческие предприятия или частно-государственные партнерства.
Горяинов Михаил Владимирович — кандидат экономических наук, докторант Института проблем рынка Российской академии наук. Адрес для корреспонденции: [email protected].
Базовые меры
Эти инструменты представляют собой основу политики повышения энергоэффективности и будут способствовать более быстрому осуществлению финансово оправданных инвестиций.
Примеры подобных решений:
♦ стандарты энергоэффективности в таких секторах, как здания, промышленное оборудование, эффективность использования топлива;
♦ программы управления спросом;
♦ повышение энергоэффективности как условие предоставления субсидий на проведение капитального ремонта;
♦ скоординированные планы по теплоснабжению;
♦ стимулирование финансирования энергоэффективных проектов банками и лизинговыми компаниями.
Высокозатратные, высокоэффективные меры
Данные инициативы устранят основополагающие причины низкой энергоэффективности, а также будут способствовать повышению финансового потенциала до уровня экономического потенциала. Они связаны со значительно более высокими начальными затратами, однако большинство из них также гарантирует более существенную экономию энергоресурсов.
Реализация ряда мер уже началась, остальные еще должны быть разработаны.
Примеры подобных решений:
♦ реформа тарифообразования;
♦ либерализация рынков электроэнергии и газа;
♦ интегрированное планирование работы транспорта;
♦ взимание с автовладельцев полной экономической стоимости использования личного автотранспорта.
Наибольшим техническим потенциалом повышения энергоэффективности обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность.
В частности, финансовый потенциал в секторах конечного потребления в 4 раза выше, чем в производстве электроэнергии и в системах теплоснабжения вместе взятых. Более того, экономия энергии для конечных потребителей сопровождается дополнительным снижением потребления первичной энергии (94 млн т.н.э.) по всей системе произ-
водства и передачи энергоресурсов. Например, снижение потребления электроэнергии на 1 кВт/ч конечным пользователем означает экономию почти 5 кВт/ч первичных энергоресурсов.
В секторах со значительным финансовым потенциалом (промышленность и транспорт) в первую очередь следует осуществить меры, которые не оказывают влияния на уровень цен и не предполагают субсидирования, но направлены на устранение нефинансовых барьеров. В секторах с низким финансовым потенциалом повышения энергоэффективности (производство электроэнергии и тепловой энергии) для достижения экономии необходимо, в первую очередь, скорректировать цены или предложить другие инструменты, которые повысят привлекательность инвестиций в энергоэффективность.
Наиболее значительные барьеры на пути повышения энергоэффективности в жилых зданиях связаны с рекомендательным характером федеральных норм по теплозащите зданий, сложившимися поведенческими стереотипами населения и трудностями в организации и финансировании мер по повышению энергоэффективности в местах общего пользования.
Внедрение обязательных стандартов энергоэффективности для новых и реконструируемых зданий является одним из наиболее экономически эффективных способов обеспечения экономии энергии в жилом секторе. Состоявшийся переход к добровольным нормам технического регулирования, в том числе распространяющийся на стандарты теплозащиты зданий, может пошатнуть достигнутое за последние годы повышение эффективности отопления зданий. Чтобы быть эффективными, стандарты должны: (а) быть обязательными, (б) регулярно обновляться, (в) иметь прозрачный механизм контроля исполнения. Правительство может способствовать становлению энергоэффективности как социальной нормы в России и таким образом влиять на бытовое энергопотребление через проведение информационных кампаний для населения и поощрение повсеместного применения приборов учета.
Для активного внедрения мер по повышению энергоэффективности в местах общего пользования необходимы следующие условия:
♦ разработанные типовые контракты для управляющих компаний, в которых оплата рассчитывается, исходя из достигнутой экономии;
♦ предоставление гарантий по займам на проведение энергоэффективного ремонта и реконструкции зданий;
♦ проведение информационных кампаний для населения о коллективном управлении зданиями.
Промышленность медленно реализует свой потенциал повышения энергоэффективности, т.к. руководители большинства предприятий недооценивают возможности и выгоды энергосбережения, а также не могут получить доступ к долгосрочному заемному финансированию для инвестиций в энергоэффективную модернизацию оборудования. Кроме того, в ряде отраслей у предприятий отсутствуют стимулы к экономии энергии, т.к. тарифы на энергоресурсы растут медленнее, чем отпускные цены на продукцию. Проведение целенаправленных информационных кампаний и предоставление долгосрочного финансирования для проектов по повышению энергоэффективности через российские финансовые институты будут способствовать реализации предприятиями имеющихся возможностей по повышению эффективности использования энергии. Продолжение реформирования электроэнергетики и газового сектора будет играть важную роль в повышении финансовой привлекательности инвестиций в энергоэффективность. Фискальные инструменты, такие как налоговые льготы или ускоренная амортизация, в текущей макроэкономической ситуации могут дать дополнительные стимулы для инвестирования в самое современное и эффективное оборудование, а также для совершенствования практики энергоменеджмента, что приведет к усилению конкурентных позиций российских производителей [1].
Сектор государственных учреждений может дать наиболее быструю отдачу для государства, однако повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях в настоящее время минимально в силу ряда причин. Бюджетным учреждениям не разрешено оставлять себе или перераспределять достигнутую экономию затрат на энергоресурсы, и они не могут заключать долгосрочные договоры или договоры с возвратом инвестиций из будущей экономии. Кроме того, процедуры закупок требуют заключения договоров на основе наименьшей цены заявки, а не наименьших затрат в течение всего срока эксплуатации. Правительство может стимулировать экономию предоставив возможность бюджетным учреждениям распоряжаться сэкономленными средствами либо трансформировав их в автономные некоммерческие организации. Однако эти меры должны сопровождаться установкой целевых индикаторов по снижению энергопотребления на основе сравнительного анализа с эталонными показателями (бенчмаркинга). Для содействия закупкам энергоэффективного оборудования и энергосервисных услуг бюджетными организациями необходимо изменение требований к государственным закупкам: внедрение долгосрочных (5 лет и более) договоров, договоров, построенных по принципу оплаты по факту достижения экономии, и принципа наименьших затрат в течение всего срока эксплуатации.
Автомобильный транспорт является быстрорастущим потребителем энергоресурсов из-за быстрого роста количества частных автомобилей и снижения использования общественного транспорта. Качество общественного транспорта не отвечает современным требованиям, а усилия местных властей направлены, главным образом, на обеспечение большего пространства и большей протяженности дорог для использования частными автомобилями, а не на развитие сети современного общественного транспорта. Кроме того, у владельцев личного автотранспорта отсутствует альтернатива более эффективного передвижения, также они не учитывают фактор энергоэффективности при выборе автомобиля. Для повышения привлекательности общественного транспорта необходимо внедрять интегрированный подход к планированию его работы, повышать качество общественного транспорта и содействовать оптимальному сочетанию частного и общественного транспорта (например, безопасные парковки около железнодорожных станций). Стимулирование производства более экономичных автомобилей и внедрение схем утилизации автотранспорта может ускорить модернизацию автопарка. Взимание с автовладельцев полной экономической стоимости использования частных автомобилей путем внедрения платы за пиковые нагрузки автодорог и налогов на владение транспортными средствами/топливо, а также маркировка автомобилей и проведение кампаний по повышению осведомленности населения могут изменить поведение владельцев автотранспорта [2].
Энергоэффективность становится одним из приоритетных направлений общественной политики в России. Рост тарифов на энергоресурсы делает инвестиции в энергоэффективность более привлекательными, а последствия бездействия — более очевидными, чем когда-либо. Для полного использования ресурса энергоэффективности России необходимо проведение последовательной политики повышения эффективности использования энергоресурсов. Правительству необходимо закрепить приоритетность этой задачи и сосредоточиться на изменении существующих норм поведения организаций и домохозяйств, а также на создании благоприятной среды для инвестиций в энергоэффективность. Одной из первых задач является создание агентства или наделение существующего министерства полномочиями, ответственностью и финансированием для разработки и реализации политики энергоэффективности. Это даст возможность правительству устранить как общие, так и присущие каждому конкретному сектору барьеры, а также создать благоприятные условия для бюджетных и частных инвестиций в повышение энергоэффективности. Россия может задействовать «скрытый»
ресурс энергоэффективности и, используя его, способствовать подъему экономики, повышению конкурентоспособности промышленности и оздоровлению окружающей среды, превращая страну в энергетическую супердержаву в полном смысле этого слова. Для этого необходимо четкое понимание потенциала, ясное видение того, как его можно использовать, а также политическая воля для воплощения необходимых перемен на практике.
Литература
1. Завалько Н.А. Современные аспекты категории продвижения // Креативная экономика. 2011. № 5. С. 40-45.
2. Рагулина Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики // Научное образование. 2011. № 5. С. 486-491.
Tools of energy efficiency increase in Russia
Goryainov Mikhail — Candidate of Economic Sciences, doctoral student of the Market Economy Institute of the Russian Academy of Sciences Address for correspondence: [email protected]
Energy efficiency is becoming a priority for public policy in Russia. The rising cost of energy makes investments in energy efficiency more attractive, and the consequences of inaction more apparent than ever. To fully utilize the resource of energy efficiency, Russia needs a coherent policy to increase energy efficiency.
Key words: energy efficiency, tariff, industry, economic potential
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 4 (21). P. 48-53.