Научная статья на тему 'Инструменты “мягкой силы” России и их применение в Центральной Азии'

Инструменты “мягкой силы” России и их применение в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1046
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мягкая сила / политика / международные отношения / геополитика / имидж / soft power / policy / international relations / geopolitics / image

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саримсоков Зохиджон Сайфуллоевич

В последние годы понятия «мягкая сила» и «внешнеполитический имидж», введённые в политическую терминологию американским учёным и теоретиком Дж. Наем, очень прочно вошли в российский политологический дискурс и стали объектом обсуждений в экспертных кругах. В современном мире, где международные отношения обрели более интенсивный характер, в мире, который переживает эпоху масштабных перемен, государства изо всех сил пытаются использовать все доступные им средства для удержания и укрепления своих позиций на мировой арене. В этом процессе Россия пока остаётся далеко позади своих партнёров и традиционных геополитических соперников. Учитывая то, что за последнее десятилетие в мировой политике произошли ряд событий, в эпицентре которых оказалась и Россия, её имидж нуждается в серьёзной корректировке. Потому что произошедшие события поспособствовали возрождению стереотипов времён «холодной войны» и росту русофобских настроений. Именно в таких условиях сегодняшней мировой политики создание позитивного имиджа Российской Федерации и ее положительного восприятия со стороны не только традиционных геополитических конкурентов и партнеров, но и таких стратегических партнеров, как страны Содружества Независимых Государств, является актуальной задачей для внешнеполитического ведомства и высшего руководства страны. Как воспринимается и понимается феномен «мягкой силы» в российском экспертном сообществе, как на это смотрит высшее руководство страны и какими же ресурсами реализации «мягкой силы» она располагает, как и за счёт чего России удастся совершенствовать свой «внешнеполитический имидж»?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instruments of "Soft Power" of Russia and their Application in Central Asia

In recent years, the concepts of “soft power” and “foreign policy image”, introduced into political terminology by the American scientist and theorist J. Nay, have become very strongly included in the Russian political science discourse and have become the subject of discussion in expert circles. In the modern world, where international relations have become more intense, in a world that is experiencing an era of massive change, states are struggling to use all means available to them to hold and strengthen their positions on the world stage. In this process, Russia is still far behind its partners and traditional geopolitical rivals. Considering the fact that over the past decade a number of events have taken place in world politics, at the epicenter of which Russia has been, its image needs to be seriously adjusted. Because the events that took place contributed to the revival of stereotypes of the Cold War and the rise of Russophobia sentiment. It is in such conditions of today's world politics that creating a positive image of the Russian Federation and its positive perception from not only traditional geopolitical competitors and partners, but also such strategic partners as countries of the Commonwealth of Independent States, is an urgent task for the foreign ministry and top leadership of the country. How is the phenomenon of “soft power” perceived and understood in the Russian expert community, how does the country's top leadership look at it and what resources does it have in order to implement “soft power”, and how will Russia manage to improve its “foreign policy image”?

Текст научной работы на тему «Инструменты “мягкой силы” России и их применение в Центральной Азии»

Постсоветские исследования. Т.2. № 5 (2019) Инструменты "мягкой силы" России и их применение в Центральной Азии

З.С. Саримсоков

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. В последние годы понятия «мягкая сила» и «внешнеполитический имидж», введённые в политическую терминологию американским учёным и теоретиком Дж. Наем, очень прочно вошли в российский политологический дискурс и стали объектом обсуждений в экспертных кругах. В современном мире, где международные отношения обрели более интенсивный характер, в мире, который переживает эпоху масштабных перемен, государства изо всех сил пытаются использовать все доступные им средства для удержания и укрепления своих позиций на мировой арене. В этом процессе Россия пока остаётся далеко позади своих партнёров и традиционных геополитических соперников. Учитывая то, что за последнее десятилетие в мировой политике произошли ряд событий, в эпицентре которых оказалась и Россия, её имидж нуждается в серьёзной корректировке. Потому что произошедшие события поспособствовали возрождению стереотипов времён «холодной войны» и росту русофобских настроений. Именно в таких условиях сегодняшней мировой политики создание позитивного имиджа Российской Федерации и ее положительного восприятия со стороны не только традиционных геополитических конкурентов и партнеров, но и таких стратегических партнеров, как страны Содружества Независимых Государств, является актуальной задачей для внешнеполитического ведомства и высшего руководства страны. Как воспринимается и понимается феномен «мягкой силы» в российском экспертном сообществе, как на это смотрит высшее руководство страны и какими же ресурсами реализации «мягкой силы» она располагает, как и за счёт чего России удастся совершенствовать свой «внешнеполитический имидж»?

Ключевые слова: мягкая сила, политика, международные отношения, геополитика, имидж.

Instruments of "Soft Power" of Russia and their Application in Central Asia

Z.S. Sarimsokov

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. In recent years, the concepts of "soft power" and "foreign policy image", introduced into political terminology by the American scientist and theorist J. Nay, have become very strongly included in the Russian political science discourse and have become the subject of discussion in expert circles. In the modern world, where international relations have become more intense, in a world that is experiencing an era of massive change, states are struggling to use all means available to them to hold and strengthen their positions on the world stage. In this process, Russia is still far behind its partners and traditional geopolitical rivals. Considering the fact that over the past decade a number of events have taken place in world politics, at the epicenter of which Russia has been, its image needs to be seriously adjusted. Because the events that took place contributed to the revival of stereotypes of the Cold War and the rise of Russophobia sentiment. It is in such conditions of today's world politics that creating a positive image of the Russian Federation and its positive perception from not only traditional geopolitical competitors and partners, but also such strategic partners as countries of the Commonwealth of Independent States, is an urgent task for the foreign ministry and top leadership of the country. How is the phenomenon of "soft power" perceived and understood in the Russian expert community, how does the country's top leadership look at it and what resources does it have in order to implement "soft power", and how will Russia manage to improve its "foreign policy image"?

Keywords: soft power, policy, international relations, geopolitics, image.

Основы для осуществления деятельности организаций, которые играют важную роль в реализации «мягкой силы», закладываются документами, которые фиксируют

основные направления внешней политики страны, и в которых отражены главные задачи этих организаций. В число организаций, осуществляющих государственную

политику в области эффективного использования "мягкой силы", входят государственные и негосударственные институты: министерства, ведомства, агентства, фонды, религиозные организации, другие НКО, СМИ, учебно-научные организации и прочие учреждения. Каждый из этих организаций имеют свою роль в реализации имеющегося потенциала «мягкой силы» и налаживании отношений на основе публичной дипломатии.

При этом не стоит забывать и о том, что имеющиеся документы составляют нормативно-правовую базу, а организации и учреждения ведут свою деятельность в зависимости от намеченных целей и задач. Осознание руководством страны и экспертного сообщества того факта, что важно наращивать инструменты мягкого влияния, сопровождалось созданием соответствующих инструментов и механизмов реализации «мягкой силы». В свою очередь это стало результатом благоприятной экономической конъюнктуры, высоких цен на нефть, следовательно, и темпов экономического роста страны в период двух президентских сроков Владимира Путина.

Действия, которые нацелены на создание арсенала «мягкой силы» России в регионе СНГ через продвижение культурно-гуманитарного сотрудничества, могут быть выделены на три основных направления:

а) меры по поддержке распространения русского языка и культуры;

б) работе по сближению с соотечественниками;

в) укрепление научных и образовательных связей;

В процессе реализации данных направлений стоит особо подчеркнуть роль специально созданных структур, таких как агентство «Россотрудничество» и фонд «Русский мир», которые были призваны для сохранения и укрепления влияние русской культуры. Данные векторы «мягкой силы» России в первую очередь направлены на укрепление связей и сближения со странами СНГ. Нельзя забывать и о том, что Россия стремится играть главенствующую роль в данном регионе через запуск и реализацию региональных интеграционных

процессов на экономической и торговой основе, которые, как ожидается, в перспективе могут привести к политическому сближению стран региона с Россией.

а) Русский язык

В Концепции внешней политики России редакции 2016 года особо отмечена необходимость развития «мягкой силы» страны, учитывая сложившуюся обстановку в мировой политике. Одним из целей и задач стратегической важности является распространение русского языка и укрепление его позиций в мире, особенно в странах ближнего зарубежья. Для достижения данной цели была принята специальная государственная программа по языковой политике страны, которая называется «Русский язык 2016-2020». В этом документе отмечается, что «русский язык имеет огромное значение не только для Российской Федерации, но и для мировой цивилизации, поскольку он является одним из мировых языков».

Не стоит забывать о том, что одним из важнейших факторов «мягкой силы» является русский язык, который используется как средство межнационального общения на обширной территории стран Содружества Независимых Государств. Однако, за 25 лет прошедших после распада СССР и образования новых независимых государств на постсоветском пространстве, особенно на территории Центральной Азии, число владеющих русским языком значительно сократилось. При этом, заметим, что к исходу прошлого столетия (на 1990 г., предшествующий году распада СССР) число владевших русским языком в мире составляло 312 млн. человек, что стало его высшим показателем [Арефьев 2017]. Известный политолог и декан факультета государственного и муниципального управления МГУ Вячеслав Никонов считает, что сокращение числа русскоязычного население в регионе СНГ является результатом естественной убыли и политических решений, которые в основном были направлены на десоветизацию новых независимых государств [Медведева 2014: 97-107].

В последние годы в странах СНГ число носителей русского языка и людей, кото-

рые владеют русским языком, стремительно падает. Такая тенденция особенно заметна в республиках Центральной Азии. Несмотря на все имеющиеся проблемы с распространением русского языка в регионе, Россия все еще сохраняет потенциал для использования русского языка как средство усиления своего влияния. При этом надо подчеркивать, что Центральная Азия является зоной притяжения интересов таких игроков мировой политики, как США, Китай, Турция, Иран и монархий Ближнего Востока.

Политическая и интеллектуальная элита стран Центральной Азии прекрасно осознает важность языка в определении отношений региона с мировым сообществом, причем и с культурной точки зрения, и с точки зрения геополитики. Именно поэтому здесь, как и во многих других регионах мира, продвижение внешнеполитических интересов через обучения языкам, стало одним из важнейших инструментов публичной дипломатии и «мягкой силы» для стран, которые стремятся закрепиться в регионе как доминирующая сила. Здесь стоит особо упомянуть Турцию, роль которой, в регионе растет с каждым годом. Это в первую очередь результат этно-конфесси-ональной общности большинства стран Центральной Азии с Турецкой Республикой. Среди республик региона только Таджикистан не является тюркоязычной страной. А тот факт, что большинство стран региона тюркоязычные, позволяет Турции наращивать свою «мягкую силу» в данном регионе на основе общности языка и культуры. Результатом усиление позиций Турции в регионе можно считать заявление властей Казахстана о переходе с кириллицы на латиницу, что является свидетельством того, что Россия постепенно теряет свое влияние в Центральной Азии. В этом регионе кроме русского и турецкого огромным спросом и популярностью пользуются английский и китайский.

В своем выступлении перед депутатами Государственной Думы в 2012 г. К.И. Коса-чев [Тезисы 2012], тогда еще руководитель Россотрудничество, подчеркнул, что для

выработки четкой стратегии по продвижению русского языка надо учитывать стра-новые и региональные особенности. По уровню распространения русского языка, Косачев предложил выделить следующие категории стран:

- славянские государства СНГ;

- неславянские государства СНГ;

- страны, активно участвующие в интеграционных проектах с участием России;

- прочие постсоветские государства;

- страны бывшего соцлагеря;

- страны с большой русской диаспорой;

Он предложил выработать алгоритм

действий по продвижению русского языка исходя из данных особенностей стран мира и региона СНГ. Но стоит подчеркнуть, что на пространстве СНГ есть страны, которые несмотря на то, что они являются неславянскими государствами и странами, активно сотрудничающими с Россией в рамках различных интеграционных проектов, в них наблюдается процесс снижения роли русского языка в различных сферах жизнедеятельности. Хотя бы взять страны все того же региона Центральной Азии. Казахстан и Киргизия тесно сотрудничают с Россией в рамках различного рода региональных организаций, Российская Федерация является стратегическим партнером Таджикистана, учитывая тот факт, что больше 40% таджикского ВВП приходится на денежные переводы трудовых мигрантов из России. Хотя, ни Узбекистан, ни Туркменистан не отличаются особой близостью с Россией, во внешней политики России в этом регионе, они тоже играют важную роль. Приведенная ниже таблица четко демонстрирует насколько «важны» для данных стран отношения с Россией с культурно-гуманитарной точки зрения. Потому что интерес к владению иностранным языком возникает в следствии развитости культурно-гуманитарных связей, а не в ситуации, когда страну воспринимают как «денежный мешок».

Страна Все Русские Всего

Населе- по вла-

ние Нацио- деют/из

(млн.чел)1

1 По данным Всемирного банка за 2016 год

нально- них ак-

сти тивно

(%)1 (%)2

Казах- 17,8 23,7% 84% /

стан 72%

Кирги- 6,083 5,8% 49% /

зия 36%

Узбе- 31,85 5,5% 41% /

кистан 14%

Таджи- 8,735 меньше 33% /

кистан 1% 12%

Турк- 5,663 4% 13% /

мени- 12%

стан

Показатели владения русским языком населения стран Центральной Азии

Как показывает таблица разница между показателями уровня жителей, владеющих русским языком и теми, кто активно используют русский в повседневной жизни, не так уж и велика. Но есть и другие данные, по результатам которых можно наблюдать, что процент утверждающих, что так или иначе владеют русским, в Казахстане составляет 99,9%, в Киргизии -87,1%, Узбекистане - 99,2%, а самый низкий уровень наблюдается в Таджикистане. Здесь доля тех, кто утверждает, что владеет русским, составляет 68,5% от общего числа жителей страны3. Но как показывает практика, эти показатели далеки от истины и обманчивы. Факт того, что даже неофициальные данные об уровне владения русским языком жителями некоторых стран Центральной Азии подтверждается и тем, что большинство трудовых мигрантов, особенно молодое поколение, приезжающих на заработки не владеют русским.

Тенденция снижения уровня численности населения, владеющего русским языком, наблюдается не только в странах Центральной Азии, но и по всему пространству СНГ. После распада СССР венок первенство в этом регионе получил английский

1 По данным официального сайта ЦРУ. https://www. cia. gov/index. html

2 Центральная Азия: русский язык как фактор инте-

грации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.stanradar.com/news/full/6662-tsentralnaja-azija-russkij -j azyk-kak-faktor-integratsii. html-19.12.2013

язык. Этот процесс продолжается уже несколько лет. Уровень распространения русского языка среди населения зависит от расстояния между отдельно взятой страной и Россией, следовательно, можно сделать вывод о том, что насколько далеко от России расположена республика, настолько плохо осуществляется продвижение русского языке в этой стране. Но при всем при этом, не стоит забывать и о том, что русский язык по распространенности занимает четвертое место среди языков мира, является официальным языком таких авторитетных международных организаций как ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ, ВОЗ, а еще и языком межнационального общения в странах СНГ. К тому же, в некоторых странах СНГ положение русского языка закреплено на законодательном уровне и имеет статус государственного наравне с языком титульной нации.

Основная проблема распространение русского языка на пространстве СНГ заключается в том, что в этих странах существует острая нехватка квалифицированных педагогов русского языка, учебников и дополнительной литературы на русском языке. В некоторых странах до сих пор русский язык преподается по программам 20-летней давности. Именно поэтому в 2016 году была создана автономная некоммерческая организация «Русская гуманитарная миссия», основной целью которой является распространение русского языка в странах СНГ путем повышения квалификации преподавателей-русистов и обеспечения учебных заведений учебными материалами на русском языке. Представители данной организации отмечают, что большинство учителей русского языка не имеют достаточной квалификации и не владеют русским языком в достаточной степени. Также. по их мнению, в силу произошедших политических изменений в странах региона, для жителей данных стран русский язык стал

3 Мендкович Н. Русский язык в Средней Азии и на Южном Кавказе [Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1361478180-22.02.2013

«иностранным» и должен преподаваться по другой методике. В своем интервью издательству «Фергана» представитель РГМ заявила, что только в 2017 году миссия передала Таджикистану 40тыс. учебников, а также больше 21тыс. отправила школам Киргизии1. Но данные меры все еще являются недостаточными для восстановления роли русского языка на пространстве СНГ. Вопрос о роли русского языка в данном регионе становится еще более актуальным после серий «цветных революций» в ряде стран региона, а тем более после украинских событий, в результате чего произошел резкий подъем русофобских настроений в мировом сообществе. Такая же ситуация с нехваткой учебных материалов и квалифицированных педагогов наблюдается и в ряде других стран региона. Именно поэтому в рамках реализации «мягкой силы», в последние годы особое внимание обращается продвижению русского языка через разного рода государственных программ и проектов некоммерческих организаций. б) Соотечественники В конце прошлого столетия, когда перестала существовать такая супердержава, как Советский Союз, миллионов русских и те, которые проживают в российском циви-лизационном поле, остались за пределами уже зарубежных стран. С одной стороны, это плачевно, что так много русских осталось вне России, но с другой стороны, власти России превратили данный факт в инструмент своей «мягкой силы», выстроив слаженную работу с соотечественниками за рубежом. Потому что с распад СССР превратил Россию в обладательницу крупнейшей (после китайской, конечно же) диаспоры в мире. Хотя те русские, которые жили в постсоветских странах, в силу общности недавней истории, никогда не ощущали себя диаспорой, так как до недавнего времени, до развала Советского Союза, они в единой стране, где русские являлись гос-ударствообразующим народом. Речь идет о десятках миллионов русскоязычного населения в странах постсоветского простран-

ства, которые в силе изменения политической ситуации в новообразованных республиках подверглись скрытной, а иногда и откровенной дискриминации. Именно поэтому Россия чувствует свою ответственность по защите интересов русских и тех, кто все еще сохраняет свое отношение к России как к своей родине и связывает свое будущее именно с ней. Она имеет полное моральное и политическое право для осуществления данной задачи. Но стоит заметить, что политика России по защите интересов соотечественников носит неопределенный и неясный характер. Также нельзя не упомянуть о том, что в современном мире многие диаспоры действуют в интересах своей исторической родины: еврейская, армянская, греческая, китайская, прибалтийские, центрально-европейские. Именно это и делает отдельных граждан зарубежных стран членами диаспоры, понимаемой как политическая категория. У России тоже есть возможности и ресурсы, чтобы способствовать формированию отдельной диаспоры из русских и представителей этно-конфессиональных групп, которые осознают определенную связь с Российской Федерацией.

Для более подробного изучения данного вопроса стоит обратить внимание на то, как термин «соотечественники» определяется в соответствующем законе. Так, согласно пункту 2 статьи 1 "Закона о соотечественниках" старой редакции от 1999 г., кроме граждан РФ, которые постоянно проживают за пределами территории РФ, российскими соотечественниками также признавались "лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР); выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и России, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства, либо имеющие вид на жительство или ставшие

1 Интервью Ирины Васильевой издательству «Фер- msskij-jazyk-pervyj-iz-mostrannyh-v-tsentralшj-

гана» http://www.stanradar.com/news/full/28340- azii.html

1271

лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств"1.

Принятие новой редакции Федерального закона стало толчком для активизации внешнеполитической деятельности России в сфере содействия соотечественникам в зарубежных странах. Но при рассмотрении проблематики, касаюшейся соотечественников следует помнить, что несколько факторов влияют на формирование политики России в отношении соотечественников. Ключевыми из таких факторов являются:

- юридическая размытость определения понятия "соотечественник";

- идеологическая размытость концепции "Русский мир";

- отсутствие точных цифр, определяющих количество соотечественников;

Новая редакция данного закона, которая была принята в 2010 году, дает несколько иную трактовку термина «соотечественники». А именно, в пункте 3 статьи 1 "Закона о соотечественниках", которая действует и по сей день, говорится, что российскими соотечественниками, кроме "граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ", также "признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории России и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории России, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с России; лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории России, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и России, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства" 2. Из этого

1 Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ (ред.

от 23.07.2013) "О государственной политике Рос-

сийской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" //

следует, что трактовка термина в законе новой редакции имеет более широкий смысловой диапазон и подразумевает, что можно считать соотечественниками не только русских по своей национальной принадлежности, но тех, чьи предки были гражданами СССР и тех, которые сделали свой цивилизационный выбор в пользу России и связывают свою дальнейшую судьбу с ней. Именно об этом и говорится в части 2 статьи 3 данного Федерального закона. Согласно данной статьи закона "признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов России, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с России, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с России"3.

Что касается концепции «Русского мира», то в последние годы в связи с событиями в Украине и присоединением Крыма к России, она получила еще большую актуальность. Следует заметить, что идея «русского мира» мира не нова, ее сегодняшняя активация произошла в конце прошлого и начале нового столетия. Как любая идейная конструкция, которая претендует если не на идеологию, то по крайней мере, на выработку приоритетов внешней политики, концепция «русского мира» тоже имеет свой исторический и политический контекст, хотя и термин «русский мир» вошел в политический оборот только в 2007 году, когда был создан Фонд «Русский мир». Обычно русский мир воспринимается как сеть людей и сообществ за пределами России, которые так или иначе включены в русскую культурно-языковую и цивилизационную

http://www.consultantm/document/cons_doc_LAW_2 3178/

2 Там же.

3 Там же.

среду. В последнее время, на фоне обострения отношений между Россией и Западом, возросла актуальность понятия "Русского мира" как цивилизационной общности людей и народов, объединяющихся вокруг своего исторического и культурного центра - Российской Федерации. Она стала актуальной и была продумана в поисках ответа на вопрос о влиянии глобализации на развитие и культуру России. Другими причинами стали череда «цветных революций» на постсоветском пространстве и «твиттер-ных революций» в странах Ближнего Востока. Именно поэтому многие российские эксперты на стыке веков рассматривали глобализацию в негативном свете и были озабочены тем, что Россия постепенно утрачивает свое могущество и влияние. Идея тесного сотрудничества и интеграции на пространстве СНГ стала акцентироваться с начала нового века и неизменно является одним из приоритетных направлений внешней политики России. Как констатирует один из исследователей русского мира Кочеров С.Н, на сегодняшний день понятие "Русский мир" трактуется в работах российских исследователей, по меньшей мере, с четырех различных точек зрения [Кочеров 2014: 163-167]. Он утверждает, что представители одной группы понимают "Русский мир" как геополитическая реальность, стремящаяся вернуться к своим естественным границам. А с точки зрения других, "Русский мир" осознается как сеть сообществ, в которых происходит концентрация и повышение производительности русского капитала с целью формирования инновационной экономики, развития человеческих ресурсов и совершенствования институтов в ядре русского мира - России. Есть и третья группа, для представителей которой, "Русский мир" воспринимается как уникальная этнокультурная общность людей, которые проживают не только на территории России, объединенных русским языком, своей общей историей, общими нормами и ценностями. И наконец,

защитники четвертой точки зрения утверждают, что "Русский мир" позиционируется как православная цивилизация, включающая в себя под именем Святой Руси, помимо России, также Белоруссию, Украину и Молдову. Разночтения в трактовке понятия «русский мир» создает некоторые сложности в процессе выработки стратегии в данном направлении.

Существующая неясность в определении и расширительное толкование, что из себя представляет термин «соотечественник», ведет к тому, что мы не имеем точного представления о том, сколько наших соотечественников проживает за пределами России. Когда речь заходит о количестве наших соотечественников, то чаще всего фигурирует цифра в 30 млн. человек. Заметим, что отсутствие точных данных о количестве соотечественников создает очевидные проблемы в процессе выработки стратегии, «начиная от определения объемов финансирования на нужды их поддержки, и заканчивая возможными ошибками в расчетах на их политическую и иную поддержку интересов России на ме-стах»1.

В заключении заметим, что для выработки четкой стратегии по поддержке соотечественников в среднесрочной и долгосрочной перспективе внешнеполитическому ведомству и другим организациям следует прийти к единому мнению по поводу трактовки термина «соотечественники», четко определить роль соотечественников и членов диаспоры во внешней политике страны, создать базу данных о количестве членов диаспоры. Только в таком случае, российская диаспора может превратиться в действующий инструмент реализации «мягкой силы» России не только на пространстве СНГ, но и во всем мире.

в) Наука, образование, культура

Сто раз сразиться и сто раз победить -это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить противника, не сражаясь.

Сунь Цзы. Искусство войны.

1 Курылев К.П. Соотечественники - инструмент "мягкой силы" России за рубежом. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1511014260

Вышеуказанная формула, сформулированная несколько столетий тому назад, была и остается актуальной во все времена. Учитывая технологический прорыв последних десятилетий эти слова получили еще большую актуальность. Поэтому одним из ключевых направлений реализации «мягкой силы» России на пространстве ЦА является культурное сотрудничество и сотрудничество в научно-образовательной сфере. Не зря Владимир Путин в своей предвыборной статье в 2012 году, которая называлась «Россия и меняющийся мир», четко заметил важность развития культурно-гуманитарного сотрудничества и повышения научно-образовательного престижа страны. Тогда анализируя причины изменений в мировой политике, В.В. Путин заметил следующее: «...Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире — и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский».1

Здесь нельзя не упомянуть, что во второй части данного тезиса автор имеет в виду именно страны, которые когда-то входили в состав Советского Союза или имели социалистическую ориентацию. Предоставляя образовательные услуги иностранным студентам, которые обучаются в стране, Россия может расширить диапазоны своего влияние через воспитание иностранной молодежи. Потому что именно в студенческие годы у молодых людей возникает определенное понимание происходящих событий в мире и формируется мировоззрение. Талантливая и творческая молодежь иностранных стран в ходе своего обучения в России имеют возможность не только изучить русский язык, но и познакомиться с достижениями культуры и науки.

1 Путин В. Россия и меняющийся мир // Российская газета. 2012. 27 февраля. [Электронный ресурс].

2 Торкунов А.В. Образование как инструмент мяг-

кой силы во внешней политике // http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/obrazovame-kak-instrument-

Как заметил академик А.В.Торкунов в одной из своих статей, «такие студенты приобретают ценный социальный капитал и, вернувшись на родину с новым багажом накопленных знаний, связей, симпатий и новых друзей, как правило, становятся эффективными проводниками языка и культуры той страны, где учились2.» Именно поэтому В.В.Путин вполне осознает реалии сегодняшней мировой политики и особо отмечает важность экспорта образовательных услуг, как эффективный инструмент реализации «мягкой силы». Потому что такой инструмент работает намного эффективнее чем военное воздействие или давление. Благо у России имеется огромный исторический опыт в этом направлении, так как в период существования СССР, его система образования была одной из сильнейших в мире, что позволяла привлечь студентов из всех стран соцориентации. Таким образом, система экспорта советского образования была очень развита и работала во благо внешнеполитического имиджа СССР, так как после получения образования многие выпускники советских вузов возвращались к себе на родину и занимали ключевые посты в руководстве своей страны. Ярким примером может послужить целая дюжина выпускников Университета Дружбы Народов, которые после получения высшего образования в СССР стали видными государственными и политическими деятелями в своих странах.

Распад СССР и последовавшие за этим проблемы социально-экономического характера стали причиной приостановки процесса экспорта образовательных услуг, ухудшения качества высшего образования и падения престижа российского высшего образования. В 2012 г. данная проблема была подробно изучена со стороны заведующей сектором экономики науки и инновационных процессов ИМЭМО РАН И.Г.Дежиной3, и она в своей статье, которая называлась «Российская наука как фактор

myagkoy-sily-vo-vneshney-politike/ 3 Дежина И.Г. Российская наука как фактор «мягкого влияния» [Электронный ресурс] / Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncü.ru/inner/?id_4=495#top

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"мягкого влияния"» приводит факторы, которые могут способствовать или не способствовать превращению российского образования и науки в эффективный инструмент реализации «мягкой силы» страны. Анализируя ситуацию вокруг престижа и привлекательности российской системы образования и науки, она делает вывод о том, что российское образование слабо представлена на международной арене, так как не так уж интернационализирована и нуждается в серьезных внутрисистемных изменениях, чтобы повысить свою привлекательность и стать инструментом «мягкого влияния» на международной арене.

В новое тысячилетие в мировой политике и международных отношениях можно заметить такую тенденцию, при которой лидерство стран на международной арене во все большей степени определяется их способностью управлять своими партнерами и конкурентами без использования грубой силы. Особенно нужно подчеркивать тот факт, что в последние годы идет «острая борьба за право определять ценностную и нормативную составляющую мирового порядка»1. Как отмечает академик А.В. Торкунов, в число основных трендов мировой политики нового тысячилетия можно отнести и «конкуренцию ценностей и моделей общественного, социально-экономического развития»2. Именно поэтому и предоставление

образовательных услуг иностранным студентам является одним из важнейших факторов возрастания авторитета и престижа страны за рубежом. А для того, чтобы привлечь все большее количество интсранных студентов прежде всего образовательная система должна быть привлекательной, востребованной и цена на услуги доступной. При рассмотрении данной проблемы нельзя забывать о том, что в сфере образовательных услуг в мире лидирующие позиции занимают

1 Торкунов А.В. Образование как инструмент мягкой силы во внешней политике // http://russiancouncil.ru/analytics-and-соттеШх/апа^^/оЬ^оуате-каЫш^тей-myagkoy-sily-vo-vneshney-politike/

2 Там же.

англосаксонские страны, за счет привлекательности своих систем высшего образования и элитарности учебных заведений, не смотря на то, что они стоят очень дорого. Затем идут вузы Центральной и Восточной Европы, где образовательные услуги в какой-то степени соответсвуют критериям "цена-качество". В гонку за иностранными студентами с немногим опозданием включились страны БРИКС и АТР. За последние годы в России обострилась борьба за за талантливую молодежь из стран близкого и дальнего зарубежья. В свою очередь такая острая борьба способствовала тому, что российские вузы улучшили свои позиции в мировых и региональных рейтингах. Важно упомянуть, что с целью повышения конкурентоспособности российского

высшего образования на международной арене, в 2012 году Министерством образования и науки РФ была принята государственная программа "Проект 5100". Целью данной программы, где участвуют два десятка ведущих университетов и исследовательких институтов страны, является повышение престижа российского высшего образования и выведение не менее пяти вузов страны из числа участников проекта в сотню лучших вузов мира.

Академик А.В.Торкунов в своей статье отмечает, что «половина иностранных студентов, обучающихся в американских университетах, являются выходцами из Индии, Китая, Тайваня, Южной Кореи и Японии.3» Если крупными поставщиками «молодых умов» для США на сегодняшний день являются страны Азии, то говоря об иностранных студентах в России стоит заметить, что большинство студентов являютя гражданами и выходцами из стран СНГ. Среди молодежи стран больше всего интересуются российским высшим образованием в Казахстане. Не

удивительно, что именно Казахстан

3

Торкунов А.В. Образование как инструмент мягкой силы во внешней политике // http ://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/obrazovanie-kak-instrument-myagkoy-sily-vo-vneshney-politike/

занимет первую строчку в списке стран, молодое поколение которых обучается в России. Затем идет Узбекистан, откуда в Россию приехали 14тыс. студентов. Также нельзя не упомнянуть и другие страны СНГ, абитуриентам которых ежегодно выделяется квоты со стороны Правительства РФ. Именно эти ежегодно выделяемые квоты на обучение иностранных студентов за счет бюджетных ассегнований РФ, могут поспособствовать повышению престижа российского образования в зарубежных странах, а также формировать большой спрос на получения высшего образование в России на контрактной основе. А приток финансовых средств за счет иностранных студентов позволит увеличить финансирование ведущих учебных заведений страны.

На сегодняшний день сотрудничество в области культуры как никогда прежде, превратилось в поле борьбы за умы, сердца и кошельки людей по всему миру. В такую эпоху, когда в международных отношениях превалируют конфликты и нестабильности роль культуры как одного из самых эффективных инструментов «мягкой силы» невозможно переоценить. Потому что культура является важным ресурсом дипломатии, который используется в целях продвижения интересов страны, для улучшения взаимопонимания между представителями разных этно-конфессиональных групп. Учитывая историю и масштабы России можно прийти к выводу, что в плане культуры Россия имеет больше ресурсов и потенциала чем другие страны. На протяжении веков Россия охватывала такую территорию, где проживали люди разных национальностей, культур и религий. Именно этот исторический опыт сосуществования столь разных народов и культур на территории одной страны должен быть использован для налаживания отношений с другими странами на культурно-гуманитарной основе. Благо в недавней истории России есть много примеров того, как культурная дипломатия может повлиять на отношения между двумя странами. Термин «культурная дипломатия» начала эксплуатироваться

в 1930-х гг. и имел оттенок пропаганды СССР в зарубежных странах. Один из американских исследователей данной тематики Ф. Баргхорн определял это понятие как «манипуляцию культурными материалами и кадрами в пропагандистских целях» 1960].

В этот период получила распространение практика культурного обмена, когда в страну приглашались известные деятели культуры и науки, философы и мыслители - элита интеллигенции зарубежных стран. Их приглашали для ознакомления с достижениями Советской власти, чтобы они своими глазами увидели, на что способна советская система. В рамках данных мероприятий особое значение имело особое гостеприимство советской власти. За процессом приема и пребывания наблюдало непосредственное руководство страны, а одним из самых эффективных инструментов в создании положительного имиджа страны на глазах гостей были длительные беседы по поводу актуальных вопросов внутренней и внешней политики с И.В. Сталиным. А.В. Голубев, давая характеристику периода 1929-1939 гг. как «звездный час» советской культурной дипломатии, сформулирует такую мысль: «Культурная дипломатия - это использование государством для достижения политических, дипломатических, пропагандистских целей, существующих или специально установленных культурных, общественных и научных связей» [Журавлева 2007: 161].

Также стоит упомянуть, что в современной политической литературе наряду с термином «культурная дипломатия», так же употребляется понятие «внешняя культурная политика». МИД РФ в программном документе «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей с зарубежными странами» дает такую формулировку данного понятия: «внешняя культурная политика - это специфический инструмент достижения внешнеполитических целей государства посредством развития международного культурного сотруд-ничества.»1 Документ также особо подчеркивает, что взаимодействие дипломатии и

1 Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными

1276

культуры имеет давние исторические корни и традиции, а также служит национальным интересам России. Культурная дипломатия способна вносить существенный вклад в достижение основополагающих целей и повышение эффективности внешней политики России не только в регионе СНГ, но и во всем мире. В документе, также говорится о том, что культурные связи как один из самых гибких и наиболее эффективных инструментов во внешнеполитической деятельности страны, используются в целях создание благоприятного и объективного образа России в мире1. В данном случае следует помнить о том, что культура, должна развивать и укреплять чувства симпатии к стране, упрочить позитивный имидж России за рубежом, способствовать налаживанию и развитию связей между государствами на долгосрочной перспективе. Именно данный набор функций делает культурную дипломатию одним из наиболее эффективных инструментов публичной дипломатии и «мягкой силы». Нельзя забывать и о том, что связи с общественными организациями и людьми, вклад в налаживание межгосударственных отношений в различных областях, в том числе в сфере экономики входят в перечень задач, которые должны быть осуществлены культурной дипломатией. В этой связи важно подчеркивать роль государственных организаций, негосударственных и некоммерческих учреждений, различных фондов, а процессе налаживания культурных связей с иностранными государствами. Самыми активными из таких учреждений являются Россотрудничество и фонд «Русский мир», которые ведут свою деятельность в различных странах. Данные организации особо активно работают в странах СНГ, где за последние годы были созданы множество представительств под названием Российских центров науки и культуры. РЦНК ведут свою деятельность по распространению русской культуры и русского языка по всему миру, что позволяет иностранным гражданам, которые интересуются Россией

странами // Официальный сайт МИД РФ. 13.02.2004.

и русской культурой, по ближе познакомиться с особенностями культуры и спецификой каждого народа, проживающего в России.

Подводя итоги рассмотрения инструментов «мягкой силы» России в ее внешней политики, можно заметить, что сегодня в мировой политике идет конкуренция цивилизаций и общественно-политических концепций, международная арена превратилась в поле борьбы за умы, сердца людей по всему миру. В эпоху конфликтов и международной нестабильности роль публичной и культурной дипломатии, науки и образования как инструмента «мягкой силы» во внешней политике невозможно недооценить. Несмотря на это, Россия пока в недостаточной степени использует свой огромный потенциал инструментов «мягкой силы» для формирования привлекательного образа страны хотя бы в своих ближайших рубежах. И государственные учреждения, и немногочисленные фонды вкладывают в развитие рынка образовательных услуг и культурной дипломатии очень мало средств. Только с недавнего времени государство начало инвестировать деньги в такие проекты, как построение русскоязычных школ в странах, которые играют ключевые роли в системе координат российской внешней политики. Но также стоит заметить, что данная политика в некоторых странах воспринимается скептически, как это наблюдается в Таджикистане, например. Для консервативного крыла таджикских интеллектуалов открытие новых русскоязычных школ в ряде крупных городов страны является индикатором "империалистических" стремлений России. То же самое происходит и в соседнем Узбекистане, где слухи о присвоении русскому языку статуса государственного языка повлияли за собой негативную реакцию общественности и разделили узбекскую интеллигенцию на два лагеря. Поэтому деятели, которые занимаются продвижением российских интересов и ее имиджа за рубежом через

1 Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами // Официальный сайт МИД РФ. 13.02.2004.

мягкую силу, должны найти ту самую тонкую грань, которая позволила бы защитить и продвигать интересы России, не задевая национальные чувства народов региона.

Следует помнить, что в самые критические моменты истории, в периоды разногласий и противостояний, именно культурная дипломатия была инструментом, источником вдохновения и притягательности России для иностранцев. На стыке веков Россия начала активно «экспортировать» свою литературу, оперу и балет; в середине прошлого столетия пропагандировала до-

стижения в области освоения космоса, в области точных и естественных наук. Поэтому в настоящее время перед внешнеполитическим ведомством страны и теми, кто принимает непосредственное участие в создании имиджа России за рубежом, стоит задача найти новые способы создания образов и символов, чтобы формировать достойный имидж России и привлечь внимание иностранцев в ее сторону используя имеющийся потенциал «мягкой силы», благо этот потенциал является поистине неисчерпаемым.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Арефьев А. Л. Современное состояние и тенденции распространения русского языка в мире. Научное издание I Под ред. академика Г. В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 2017. - 320 с.

2. Баргхорн Ф. Культурное наступление Советского Союза. Роль культурной дипломатии во внешней политике Советского Союза. Принстон, 1960 г.

3. Гарасимова В.А. Инструменты и ресурсы «мягкой силы» России на пространстве СНГ II Постсоветские исследования. Т. 1. M 6 (2018). С. 574-582.

4. Герасимова В.А. Российские соотечественники за рубежом II Постсоветские исследования. Т. 2. M 1 (2019). С. 904-922.

5. Журавлева Н.Н. Коммуникативные стратегии в сфере культурной дипломатии: современные дискуссии. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2007, M 2, (ч. 2). С. 161.

6. Кочеров С.Н. Русский мир: проблема определения. II Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014. Серия Философия, M 5, с. 163-167.

7. Курылев К.П., Никулин М.А., Гончарова А.А. Мягкая сила» культурной дипломатии Исламской Республики Иран II Вестник Московского государственного областного университета. Серия: история и политические науки, 2017, N°2. С. 46-55.

8. Медведева Т. А. Значение языкового фактора в современном мире. Латинская Америка. 2014. M 8. С. 97-107.

9. Тезисы выступления Руководителя Россотрудничества К.И. Косачева на встрече депутатов Государственной Думы с деятелями культуры в Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате 5 июня 2012 г.

Сведения об авторе: Саримсоков Зохиджон Сайфуллоевич - магистр в области международных отношений кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: zohidjon990@gmail.com).

REFERENCES

1. Arefev A.L. Sovremennoe sostoyanie i tendencii rasprostraneniya russkogo yazyka v mire. Nauchnoe izdanie / Pod red. akademika G. V. Osipova. - M.: ISPI RAN, 2017. - 320 s.

2. Barghorn F. Kul'turnoe nastuplenie Sovetskogo Soyuza. Rol' kul'turnoj diplomatii vo vnesh-nej politike Sovetskogo Soyuza. Prinston, 1960 g.

3. Garasimova V.A. Instrumenty i resursy «myagkoj sily» Rossii na prostranstve SNG II Postso-vetskie issledovaniya. T. 1. M 6 (2018). S. 574-582.

4. Gerasimova V.A. Rossijskie sootechestvenniki za rubezhom // Postsovetskie issledovaniya. T. 2. M 1 (2019). S. 904-922.

5. ZHuravleva N.N. Kommunikativnye strategii v sfere kul'turnoj diplomatii: sovremennye diskussii. Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya, 2007, M 2, (ch. 2). C. 161.

6. Kocherov S.N. Russkij mir: problema opredeleniya. // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2014. Seriya Filosofiya, № 5, s. 163-167

7. Medvedeva T.A. Znachenie yazykovogo faktora v sovremennom mire. Latinskaya Amerika. 2014. № 8. S. 97-107.

8. Tezisy vystupleniya Rukovoditelya Rossotrudnichestva K.I. Kosacheva na vstreche deputatov Gosudarstvennoj Dumy s deyatelyami kul'tury v Memorial'noj kvartire A.S. Pushkina na Arbate 5 iyunya 2012 g.

About the author: Sarimsokov Zokhidzon S. Master of International Relations interna-tional relations of the Department of Theory and History of International Relations of the RUDN University (e-mail: zohidjon990@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.