Научная статья на тему 'Инструменты формирования и регулирования организационно-экономического механизма региональных инновационных систем'

Инструменты формирования и регулирования организационно-экономического механизма региональных инновационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Региональная инновационная система / инновационная политика / стратегия / программа / инновационная инфраструктура / regional innovation system / innovation politics / Strategy / Program / innovation infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирова О. Н.

В статье рассматривается инструментарий, применяемый при формировании и регулировании организационно-экономического механизма региональных инновационных систем, используемый регионами Сибирского федерального округа и оценивается уровень его разработанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the tools used in formation and regulation of the organizational-economic mechanism of the regional innovation systems used in the regions of Siberian Federal okrug, and evaluates the degree of its development.

Текст научной работы на тему «Инструменты формирования и регулирования организационно-экономического механизма региональных инновационных систем»

инструменты формирования и регулирования организационно-экономического механизма региональных инновационных систем

О.Н. Владимирова,

профессор кафедры финансов и кредита Красноярского государственного торгово-экономического института, кандидат экономических наук elenasvo@mail.ru

В статье рассматривается инструментарий, применяемый при формировании и регулировании организационно-экономического механизма региональных инновационных систем, используемый регионами Сибирского федерального округа и оценивается уровень его разработанности.

Ключевые слова: региональная инновационная система, инновационная политика, стратегия, программа, инновационная инфраструктура.

УДК 336.563:001.895

Развитие современных экономических отношений должно осуществляться на качественно новом уровне, базирующемся на процессах модернизации и инновации. Поэтому возникает необходимость определения эффективного инструментария государственного регулирования вопросов формирования и функционирования организационно-экономического механизма региональных инновационных систем.

В Базовом докладе к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации отмечается, что после 2012 г. существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, к которым относятся города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики (г.г. Томск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск) [9, с.163].

Проанализируем имеющийся и применяемый инструментарий формирования и регулирования организационно-экономического механизма региональных инновационных систем субъектов Сибирского федерального округа.

Важнейшим концептуальным инструментом формирования региональных инновационных систем является региональная инновационная политика. Анализ законодательных актов в инновационной сфере показал, что в современных условиях определились приоритеты инновационной политики субъектов Сибирского федерального округа:

стимулирование региональных компаний к использованию инноваций;

стимулирование создания малых инновационных предприятий;

привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу);

создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций;

повышение уровня инновационной культуры в регионе; формирование региональной правовой и нормативной базы инновационной деятельности.

Направления и содержание региональной инновационной политики находят отражение в региональном инновационном законодательстве, регулирующем вопросы инновационного развития на мезоуровне.

Основными документами законодательства в этой области являются:

законы об инновационной деятельности; стратегии регионального социально-экономического развития в части, определяющей развитие и использование инновационного потенциала;

региональные целевые программы развития инноваций; положения о специализированных органах, ответственных за проведение региональной инновационной политике.

Обзор региональных правовых актов показал, что законы, непосредственно регулирующие инновационную сферу, приняты и действуют у 8 из 12 регионов СФО, два региона развиваются в рамках Концепций инновационной деятельности, у четырех регионов разработаны программы инновационного развития, пять регионов имеют Стратегии инновационного развития.

Отсутствие Федерального закона «Об инновациях» способствует возможности разнопланового определения сферы регулирования. Так, ряд субъектов принимает нормативы, в которых регулируемое поле — инновационная деятельность — четко обозначено в законах и подзаконных актах, характеризующих инновационную деятельность (Томская область, Алтайский край). В них, в частности указывается, что определяются «... организационные, правовые и экономические условия инновационной деятельности ... и отношения между субъектами инновационной деятельности и субъектами, содействующими инновационной деятельности» [1, 5].

Более узкая область отражается в законах, регламентирующих инновационную политику (Кемеровская область). В тексте указывается, что регулируются «отношения по формированию и реализации политики ... в сфере развития инновационной системы» [7].

У группы субъектов действуют нормативные акты, отражающие государственную поддержку инновационной деятельности (Красноярский край, Иркутская область) и регулирующие вопросы «...связанные с оказанием государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности...» [4].

На наш взгляд, наличие такого многообразия подходов негативно отражается на взаимоотношениях субъектов и объектов инновационной деятельности, которые представляют различные отрасли — промышленность, науку, предпринимательство. Кроме этого, возникает основа для несоответствия при взаимодействии субъектов, представляющих различные регионы. Таким образом, по нашему мнению, видится целесообразным и необходимым установление единых рамок в субъектно-объектном правовом поле инновационного законодательства.

Логика применения инструментария определяется временными рамками и широтой полномочий. Поэтому, следующим по значимости инструментом следует определить Концепцию инновационного развития. Данный документ, отражая основные задачи и приоритетные направления развития инновационной деятельности в регионе, выявляет возможности использования научно-технического и инновационного потенциала, устанавливает приемлемые формы и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Обращение к опыту субъектов, разработавших и принявших Концепции (Республика Тыва и др.) показывает, что в таком документе на основе анализа социально-экономического развития, приоритетов научно-технической сферы определяется перечень мероприятий, необходимых для реализации намеченных целей.

Стратегия формирует основные рамки, в которых будет осуществляться инновационное развитие региона в долгосрочном периоде. В Томской области была принята первая в Российской Федерации «Инновационная стратегия Томской области», разработанная с использованием методологий региональных инновационных стратегий стран Евросоюза. Эти методологии были адаптированы с учетом особенностей Томской области. В документе определяются приоритеты, которые выступают как целевые группы воздействия Инновационной стратегии, так и создающие основу для ее реализации. Таким образом, все

приоритеты, рассматриваются во взаимосвязи и направлены на выполнение миссии и целей Инновационной стратегии.

В тактическом плане субъектам необходимо руководствоваться Программами инновационного развития, которые предполагают комплекс мероприятий на ближайшее время. Это адресный документ, увязывающий ресурсы и исполнителей совокупностью мероприятий, направленных на достижение целей эффективного развития региона, активизацию и стимулирование предприятий по развертыванию ими инновационной деятельности, определение механизма воздействия органов управления на субъекты инновационной деятельности. Как правило, в Программе могут формироваться два основных блока. Первый включает мероприятия, которые реализуются непосредственно исполнительными органами государственной власти субъекта во взаимодействии с субъектами инновационной деятельности. Второй блок представляет совокупность проектов, реализация которых осуществляется в регионе при организационной, финансовой и информационной поддержке федеральных и региональных органов власти.

Наличие разработанных инструментов, их взаимосвязь и логическое развитие идеологии инновационной деятельности в итоге формируют базис для достижения ее максимальной эффективности. Однако приведенные выше примеры констатируют отсутствие комплексного подхода к разработке и использованию рассматриваемых инструментов, что, на наш взгляд, служит определяющим фактором достаточно низкой отдачи формирования и функционирования региональных инновационных систем.

Формирование и развитие инновационных систем должно осуществляться в контексте действий федеральных и региональных программ социально-экономического развития и использовать имеющийся в субъектах потенциал.

Разработка программ определяет необходимость наличия социально-экономических и научно-технических прогнозов в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др. Такие инструменты были сформированы в ходе работы над «Долгосрочным прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года», организованной Минобрнауки России совместно с другими федеральными ведомствами и Российской академией наук. Создание таких инструментов прерогатива федерального центра. На региональном уровне определенные индикаторы могут только корректироваться с учетом географических, демографических, экономических и других параметров.

Неравномерность социально-экономического развития, различия в территориальном аспекте обосновывают необходимость своевременного и полного анализа происходящих процессов. Исходя из этой постановки вопроса, обязательным инструментом является мониторинг. Практика показывает, что существующая статистическая база не соответствует современным требованиям — применяемые показатели не позволяют в полном объеме отражать основные тенденции и, соответственно, выявлять причины негативной динамики инновационных процессов. В качестве позитивного примера приведем опыт Томской области, где разработана региональная система статистических индикаторов, реально оценивающих состояние инновационного развития.

Результаты проведенного анализа создают основу для применения важнейшего инструмента — планирования основных показателей инновационной и экономической деятельности. Достаточно длительный период разработки и реализации инновационных проектов предопределяет актуализацию составления среднесрочных и долгосрочных планов и прогнозов на основе составления балансов и моделей оптимизации экономических процессов. В настоящее время проводится работа по созданию постоянно действующей системы научно-технологического прогнозирования, которая станет интегральным компонентом государственной системы социально-экономического прогнозирования.

Организационно-экономический механизм региональных инновационных систем предполагает создание инновационной инфраструктуры. В настоящее время в России зарегистрировано более 110 технопарков, еще больше инновационно-технологических центров, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, более 80 центров научно-технической информации, 129 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие органи-

зации инновационной инфраструктуры. Всего поддерживается информация о 834 организациях [9, с.114]. На территории СФО по данным, полученным автором на основе анализа информации сайта «Наука и инновации в регионах России», по состоянию на 03.01.10 действовало 187 институтов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, технопарки, научно-технические, научно-исследовательские центры, центры трансфера технологии, технопарки, образовательные, производственные организации и их объединения, инновационно-технологические центры и другие [10].

Одновременно, необходимо отметить, что количественные характеристики не всегда выступают в качестве интенсивной компоненты, обеспечивающей поступательное движение.

К «узким» местам инфраструктурного обеспечения следует отнести отсутствие квалифицированных кадров для коммерциализации научных разработок и трансфера технологий. Как правило, коммерциализацией научных разработок вынужденно занимаются руководители и менеджеры научных и прочих организаций, не имеющие специальных знаний и опыта в данной сфере.

Важным аспектом, по нашему мнению, являются институциональные преобразования (приватизация, малое предпринимательство и т.д.), способствующие активизации инновационной деятельности. Осуществление инновационных процессов свидетельствует, что дополнительно к имеющимся элементам инфраструктуры, необходимо создание чисто рыночных структур, которые являются логическим звеном в цепочке «наука — производство — внедрение». Такими элементами могут быть, например, биржи инноваций для выполнения инновационных проектов, организации открытых торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка.

Значительная роль отводится участникам, осуществляющим регулирование инновационного процесса в регионе. Опыт показывает, что наличие специализированных органов, координирующих инновационную деятельность, в структуре аппарата управления регионов является позитивным фактором. В качестве примера приведем Новосибирскую, Томскую области. В тоже время к отрицательным свойствам этого инструмента следует отнести низкий уровень организационноуправленческой составляющей инновационной структуры. Обозначенная проблема имеет двоякую особенность: с одной стороны — нежелание чиновничьего аппарата воспринимать и содействовать инновациям, с другой — некомпетентностью предпринимателей и руководителей предприятий в вопросах инновационной деятельности.

Трансформация экономических отношений обуславливает появление новых инструментов финансирования. В качестве подтверждения приведем пример, успешно осуществляемый в Красноярском крае. Для реализации проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» создано ОАО «Корпорация развития Красноярского края» с уставным капиталом 120 млн руб., учрежденное в равных долях администрацией края, ОАО «ГидроОГК», Внешэкономбанком и ООО «Базовый элемент». В рассматриваемом варианте частный бизнес имеет возможность участвовать как в капитале самой корпорации, так и в реализуемых с ее участием отраслевых проектах. Данная корпорация сформирована как инструмент, основанный на государственночастном партнерстве.

Формирование целостной системы поддержки инноваций предполагает использование возможностей созданных финансовых институтов развития, таких как Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Российский банк развития», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», ОАО «Российская венчурная компания», некоторые государственные корпорации. Несмотря на значительные объемы финансовой поддержки и предоставления иных, непрямых форм государственной поддержки, в регионах деятельность названных институтов пока еще не достаточно эффективна. Так, в Красноярском крае только в рамках 7 Экономического форума, проходившего в феврале 2010 г., подписано соглашение о сотрудничестве между Российской венчурной компанией и краевым Правительством.

В системе поддержки инновационных процессов важнейшую роль играет поддержка малого бизнеса, вклад которого составлял на 1 января 2009 г. 21% от совокупного объема ВВП. Данные Ресурсного центра малого предпринимательства [9,

с. 128] показывают, что в стране действуют: 88 региональных, межрегиональных и других фондов поддержки малого предпринимательства, 110 муниципальных фондов, 22 лизинговые компании, специализированный банк кредитования малого бизнеса (КМБ-банк) с его 18 региональными офисами, другие банки, имеющие программы поддержки малых предприятий, а также небанковские микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и иные организации.

Стимулирование инновационной деятельности со стороны государства играет существенную роль на этапе осуществления инновационной деятельности. Как инструмент регулирования значительный потенциал имеют государственные заказы и современные контрактные системы. Аккумулирование на федеральном уровне финансовых ресурсов, наличие специально созданных институтов в форме государственных корпораций с целевыми денежными фондами, выступают гарантом реализации инновационного процесса. Высоко затратный характер начальных фаз разработки новых продуктов, высокорисковые условия восприятия их рынком требуют более объемного финансирования, превышающего финансовые ресурсы регионов и предприятий. Целевой характер использования средств госзаказа и контрактов обеспечивает своевременное поддержание инновационных проектов.

В перечне финансового инструментария существенная роль принадлежит налоговой компоненте. С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».

С точки зрения направленности стимулирующих воздействий на инновационную деятельность внесенные в законодательство о налогах и сборах изменения можно разделить на следующие направления:

снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта;

создание стимулов для расширения спроса на научные исследования;

обеспечение стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу;

стимулирование малых инновационных и научных организаций.

С целью стимулирования инновационной деятельности внесены изменения в главы «Налог на добавленную стоимость», «Налог на прибыль организаций» и «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации. На региональном уровне законодательство предусматривает отдельные элементы, но в реальности их обеспечить практически невозможно.

На современном этапе требуется наличие индикативных механизмов и регуляторов деятельности предприятий всех форм собственности.

Особую актуальность как инструмента регулирования приобретает разработка механизмов интеграции регуляторов и структур. В региональных нормативно-правовых актах указываются различные допустимые формы, в том числе, например, участие нескольких субъектов инновационной деятельности, связанных между собой научной, информационной, проектно-конструкторской деятельностью через региональную инновационную программу или проект. Здесь следует особо подчеркнуть необходимость устранения негативного наследия командно-административной экономики и ее бюрократического противодействия. Формализация, длительный период согласования и принятия инновационных проектов нередко влекут за собой утрату как финансового эффекта от их реализации, так и моральное и технологическое устаревание.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что рассмотренный перечень инструментов формирования и регулирования организационно-экономического механизма региональных инновационных систем определен на основе российской практики. Обращение к опыту зарубежных стран, изучение их наработок по данному направлению, заимствование положительных элементов и адаптация к отечественным условиям, на наш взгляд, позволит ускорить преобразование российской экономики. В то же время имеющийся в распоряжении у регионов инструментарий востребуется и используется ими не в полном объеме, что существенным образом сужает возможности субъектов для ускорения формирования полноценных региональных инновационных систем.

Литература

1. Закон Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 95-ЗС «Об инновационной деятельности Алтайского края»

2. Закон Республики Бурятии от 21.12.2006 № 2028-111 «Об инновационной деятельности в Республике Бурятия».

3. Закон Красноярского края от 10.07.08 № 6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края».

4. Закон Новосибирской области от 06.12.2007 № 178-ОСД «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы».

5. Закон Томской области от 4 сентября 2009 года № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области».

6. Постановление Правительства Республики Тыва от 25.03.09 № 116 «О Концепции развития инновационной деятельности в Республике Тыва».

7. Инновационная стратегия Томской области // www.strategia.tomsk.ru

8. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. — М. , 2009.

9. Наука и инновации в регионах России // Интернет-сайт:: http://regions.extech/ru .

10. Инновационная деятельность: толковый словарь. Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я) / Отв. ред. В.И. Суслов. — Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2006.

30 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.