Научная статья на тему 'Инструменты финансирования инновационных проектов'

Инструменты финансирования инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2435
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / INSTRUMENTS OF INNOVATIVE PROJECTS'' FUNDING / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕЗОНИННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / INNOVATIVE PROJECTS / PROJECT FINANCE / MEZZANINE FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пучкова Марина Валерьевна

Рассмотрено состояние инвестиционной активности российских предприятий и корпораций. На основе анализа факторов, способствующих стимулированию инвестиционной и инновационной активности предприятий, рассмотрены основные источники финансирования инновационных проектов. Также предложено обоснование использования новых инструментов финансирования, таких как проектное и мезонинное финансирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools financing of innovative projects

In the article it was considered the state of the investment activity of Russian companies and corporations. Based on the analysis of the factors contributing to stimulate investment and innovation activities of the enterprises, it was described the main sources of funding for innovative projects. Also it was proposed the use of new funding instruments such as project and mezzanine financing.

Текст научной работы на тему «Инструменты финансирования инновационных проектов»

СПбГЭУ.

В 2011 г. окончила СПбГУЭФ.

Марина Валерьевна ШЧКОВА — аспирантка кафедры финансов

Автор 8 публикаций.

Область научной специализации — финансы корпораций.

МБ. ПУЧКОВА

-Ф- -Ф- -Ф-

ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Обеспечение мирового лидерства в сфере высокотехнологичных производств и инновационных технологий относится к числу фундаментальных приоритетов экономической политики многих стран. В связи с этим данные сферы пользуются активной поддержкой на государственном уровне. При этом усилия государств направлены на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструктор-ских работ (НИОКР) в передовых областях науки и технологий, активизацию частногосударственного партнерства в области исследований и разработок, создание благоприятного предпринимательского климата для осуществления научно-исслсдоватсльских работ, расширение поддержки правительством исследований НИР, реализовывающихся в сфере высшего образования и оставшихся отраслевых

Основной проблемой поддержки и развития научно-технического потенциала любой страны является вопрос инвестирования средств в НИОКР. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть свободные средства предприятий и холдинговых структур или их объединений, инвестиционных и инновационных фондов, органов местного управления, частных лиц и т. д. Все они в той или иной мере участвуют в хозяйственном процессе и способствуют развитию инновационной деятельности [1].

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых на практике для финансирования инновационной деятельности, выступают:

— бюджетные ассигнования, выделяемые из бюджетов различного уровня;

— средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИР;

— собственные средства предприятий и их объединений;

— ресурсы различных типов финансовых посредников (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ);

— иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

— средства национальных и зарубежных научных фондов и некоммерческих объединений;

— средства индивидуальных инвесторов.

Однако для реализации инновационных проектов, как правило, необходимо выполнение стадии НИОКР или их использование непосредственно в проекте для получения новых технологий либо прямое заимствование их на зарубежном рынке инноваций. При этом в РФ ведущую роль играют бюджетные источники финансирования НИОКР, которые, в силу отмеченных ранее бюджетных огра-

НИИ.

ГРНТИ 06.73.02 © М.В. Пучкова, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. М.В. Романовского.

ничений, не могут быть увеличены и остаются на уровне 1,2-1,4 % от ВВП, что существенно ниже многих стран [2].

Мировая практика показывает, что именно бизнес играет ключевую роль в разработке и внедрении инноваций. Доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИОКР превышает 65 %, а в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приближается к 70 % [3].

По мнению автора, инновационная активность частного сектора в какой-то степени может активизироваться за счет такого инструментария, как государственно-частное партнерство (ГЧП), которое позволяет инновационно-активным предприятиям, вкладывающим собственные средства в НИОКР, получить софинансирование своих проектов от государства. Однако это требует существенных изменений в законодательстве и в предполагаемом законе о ГЧП.

Особая ставка в планах развития инновационной деятельности в России делается на крупные госкомпании. Они занимают главные позиции в целом ряде базовых отраслей, таких как: судостроение, авиастроение, энергетика, нефте- и газодобыча и т. д., а следовательно, «инновационный толчок» в этих компаниях активизирует преобразования в приоритетных отраслях экономики страны.

Несмотря на кажущееся обилие источников, российские предприятия имеют очень ограниченные возможности привлечения финансовых ресурсов со стороны при реализации НИОКР и инновационных проектов.

В случае финансирования инновационного проекта инвестор осуществляет все этапы инвестиционного цикла. Таким образом, инновационный проект становится инвестиционным проектом.

Однако вложения в инновационные проекты являются высокорискованными, а финансовые средства собираются под перспективную идею и не оговариваются гарантии их обязательного возвращения за счет части прибыли, имущества, фондов или прочих активов компании. При этом исходно допускается весьма высокая возможность потери вложенных средств.

Инновационный проект начинается с идеи, которая нуждается в теоретическом и практическом обосновании, для чего на начальном этапе требуется определенное финансирование. Этап достартово-го финансирования может длиться несколько лет, а инвестиции на этом этапе наиболее рискованные, поскольку нельзя совершенно точно определить жизнеспособность предлагаемого проекта. Инвесторы лишены достоверных сведений о проекте, за исключением общей идеи и некоторых данных инициатора проекта; возможности вмешательства в процесс развития проекта для инвестора ограничены. Все это увеличивает риски инвестиций. Поэтому для данного этапа характерны сложности с получением финансирования. Инициатор инновационного проекта может финансировать НИОКР за счет собственных средств, привлекать государственное финансирование в случае, если проект соответствует федеральным или региональным программам или программам научного учреждения, научного центра, а также если заказчиком проекта является государственное ведомство или частный инвестор [4].

Для снижения рисков финансирования инновационных проектов в условиях современной глобализации особую значимость в экономически развитых странах приобрел такой инструмент, как проектное финансирование. Это связано, прежде всего, со способностью преодолевать ресурсную ограниченность при создании и коренной модернизации производств, что актуально в инновационной экономике. Кроме того, применение методики проектного финансирования в механизме государственно-частного партнерства является одним из перспективных направлений для реализации важнейших приоритетных программ социально-экономического развития.

Проектное финансирование можно рассматривать как метод привлечения долгосрочного кредитования для крупных проектов посредством «финансового инжиниринга», основанного на заимствовании, которое осуществляется под денежный поток, генерируемый самим проектом. Оно зависит от детальной оценки рисков, которые связаны со строительством, эксплуатацией, выручкой и распределением рисков между инвесторами, заимодавцами и другими участниками на основании контрактных и иных соглашений [5].

Кредитные оценки и условия долга, как правило, основываются на прогнозах будущих денежных потоков проекта, поэтому в основе модели проектного финансирования лежит прогнозирование. Проектного финансирования вместе с капиталом от спонсоров проекта должно быть достаточно, чтобы покрыть все расходы, связанные с внедрением проекта, а также с потребностями в оборотном капитале.

Также в кризисной ситуации, когда получение традиционных форм финансирования затруднено, необходимо обращаться к альтернативным источникам финансирования, таким как мезонинное финансирование или мезонинное кредитование.

Мезонинное финансирование — это способ финансирования венчурных проектов, когда инвестор не входит в капитал компании, а представляет ресурсы для ее развития через долговые обязательства, с одновременным приобретением опциона с правом приобретения акций заемщика в будущем по определенной заранее цене.

Несмотря на то, что мезонинное финансирование уже давно и довольно активно используется в западных странах, для российского рынка это совершенно новый продукт, предназначенный для нужд компаний с малой капитализацией.

Данный способ финансирования позволяет снизить риски обеих сторон: долговые обязательства имеют более высокий приоритет в конкурсной очереди, что выгодно венчурному инвестору, а опционное соглашение позволяет заемщику в будущем рассчитаться с кредитором в удобной для него форме — выплаты прибыли держателю опциона или размещение в его пользу акций.

Процесс инвестирования средств в инновационные проекты достаточно сложный и длительный. При этом для финансирования НИОКР проекта сложно найти инвесторов. Инвесторов интересует жизнеспособность проекта и его эффективность, в то время как на начальных стадиях просчитать эти показатели затруднительно. Вместе с тем для выбора наиболее эффективного инновационного проекта целесообразно оценивать экономическую эффективность проекта с точки зрения эффективности инвестиций.

В заключение, оценивая комплекс проблем финансирования инвестиционных проектов, следует отметить:

— механизмы государственного финансирования НИР и ОКР через финансирование целевых программ, конкурсные заказы ведомств и министерств, гранты, субсидии и дотации недостаточны и малоэффективны;

— частное финансирование НИОКР представляется наиболее перспективным в сфере инвестиционного финансирования, которое еще мало развито в России, так же как и устойчивая структура финансирования НИОКР;

— в этой ситуации на начальных этапах развития инновационной экономики целесообразно развитие таких форм финансирования, как государственно-частное партнерство, которое, однако, сопряжено с трудностями разграничения прав и ответственности частного бизнеса и государства;

— взаимодействие инвесторов и инициаторов инновационных проектов требует определенных знаний в области оценки эффективности инновационных проектов, в то время как в России отмечается невысокий уровень развития инновационного менеджмента и знаний в области инновационной стратегии предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романовский М.В. Глобальный кризис и проблемы обеспечения устойчивости национальной финансовой системы // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4.

2. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

3. «Эксперт» — ИННОВАЦИИ. Сборник аналитических материалов рейтингового агентства «Эксперт РА» «Рейтинг Инноваций». URL: http://www.raexpert.ra/researches/expert-inno/

4. Afuah A. Innovation management: stratagies, implementation and profits. New York: Oxford University Press, 2003.

5. Yescombe E.R. Principles of project finance. USA: Academic Press, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.