ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ THE ECONOMIC THEORY
УДК 332.1(470+571) ББК 65.049(2Рос) А 15
И.К. Абидова
Преподаватель кафедры финансов и кредита Майкопского государственного технологического университета, г. Майкоп. Тел.: (8772) 52 11 55, e-mail: brantov2006@yandex.ru А.В. Соколовский
Аспирант кафедры экономической теории, экономики и управления, Института экономики, права и гуманитарных специальностей, г. Краснодар. Тел.: (861) 235 42 71, e-mail: avs@yutec.info
ИНСТРУМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ И АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье исследованы инструменты диагностики и активизации развития региональной экономики на основе государственно-частного партнерства на современном этапе развития России. Раскрыты функции механизма управления региональной экономикой, востребованные отношениями государственно-частного партнерства. Сформулированы требования к инструментам активизации развития региональной экономики, адаптированным к условиям стагнации на мезо-уровне.
Ключевые слова: диагностика, развитие, функции, мезо-уровень, партнерство, государство, частный бизнес.
I.K. Abidova
Lecturer of Finance and Credit Department, Maikop State Technological University, Maikop. Ph.: (8772) 52 11 55, e-mail: brantov2006@yandex.ru A.V. Sokolovskiy
Post-Graduate Student economic theory, economics and management Department, Institute of Economics, Law and Humanities, Krasnodar. Ph.: (861 ) 235 42 71, e-mail: avs@yutec.info
DIAGNOSTIC TOOLS AND REGIONAL ECONOMY DEVELOPMENT ON PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP GROUND
Abstract. The scientific article investigates the diagnostic tools, the development of regional economy based on public-private partnership at the present stage of development of Russia. It discloses a mechanism of management of regional economies required by public-private partnership relations. The author reveals requirements to the intensification methods of the development of the regional economy adapted to the conditions of stagnation at the meso-level.
Keywords: diagnosis, development, function, meso-level, partnership, government, private business.
Использование государственно-частного партнерства в качестве основы механизма управления региональной экономикой обусловливает расширение функций данного механизма; новая основа преобразует опирающуюся на нее систему территориального управления хозяйственными процессами. Исходя из логических связей внутри цепочки категорий «потребности — задачи управления — возможности механизма управления — функции механизма управления», правомерно предложить алгоритмическую последовательность этапов исследования функционального содержания механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства:
— выявление приоритетных потребностей функционирования и развития региональной экономики;
— установление обусловленных данными потребностями основных задач, стоящих перед механизмом управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства;
— определение конкретных возможностей решения указанных задач,
которыми обладает данный механизм;
— раскрытие искомых функций в процессе системного анализа основных задач, стоящих перед данным механизмом, и возможностей решения таких задач, которыми он обладает.
Применим указанную последовательность этапов к одной из острейших проблем мезо-уровня современной России. Постоянный дефицит собственных ресурсов развития региональной экономики служит достаточным основанием для определения потребности в данных ресурсах в качестве приоритетной потребности развития региональной экономики [1]. Исходя из данного положения, сформулируем основную задачу управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства — задачу ресурсного обеспечения развития региональной экономики, решение которой предполагает баланс между потребностями в средствах развития и возможностями привлечения таких средств. Оценим возможности, которыми обладает территориальное управление, опирающееся на государственно-частное партнерство (табл. 1).
Таблица 1
Качественная оценка возможностей территориального управления на основе государственно-частного партнерства для решения задачи ресурсного обеспечения развития региональной экономики
Варианты решения задачи ресурсного обеспечения развития региональной экономики Возможности ГЧП в отношении вариантов поставленной задачи развития региональной экономики Необходимые инструменты территориального управления, которые могут быть сформированы на основе ГЧП Объективные ограничения территориального управления на основе ГЧП для данного варианта решения
Привлечение дополнительных государственных ресурсов Наращивание территориального налогового бремени, сборов, расширение финансовой поддержки из центра Налоговые инструменты, трансферты, адресная бюджетная поддержка Рост издержек региональной экономики, отток капитала, рост финансовой зависимости от центра
Привлечение дополнительных частных ресурсов, приток частного капитала Создание в регионе инфраструктурных платформ для кластеров, ОЭЗ, новых промышленных районов Опережающие инвестиции в территориальную инфраструктуру, стратегические контракты о развитии региона Дефицит средств, усугубляемый стагнацией национальной экономики, высокие инвестиционные риски
Сбережение ресурсов развития региональной экономики Развитие индикативного планирования, финансового контроля, санация региональной экономики Инструменты стратегического планирования, модернизации экономической политики,трансформации территориального бюджета Неадекватная институциональная среда, слабая социальная база для реальной модернизации механизма управления
Обобщая результаты качественного анализа (табл. 1) с учетом реалий современного этапа развития региональной экономики России (продолжительная стагнация), определим одну из искомых функций механизма управления региональной экономикой, возникающих на основе государственно-частного партнерства, — функцию сбережения ресурсов развития региональной экономики. Сбережение ресурсов представляет собой способ расширения ресурсной базы экономической системы, присущий ее интенсивному развитию в неблагоприятных условиях внешней среды.
Преобладание региональных экономик депрессивного типа, недостаточно сфокусированная региональная экономическая политика и низкая эффективность территориальных воспроизводственных процессов в своей совокупности составляют достаточное основание для определения потребности в изменении способа развития в качестве приоритетной потребности региональной экономики современной России [2]. Опираясь на данный вывод, сформулируем следующую основную задачу управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства — задачу модернизации механизмов территориального управления и региональной экономической политики.
Следует отметить, что данная задача предполагает инициативу федерального центра и дальнейших согласованных действий центра и регионов. Сконцентрируем внимание на мезо-уровне ее решения. Определим дополнительные возможности стратегической коррекции региональной экономики, обусловленные использованием механизма управления на основе государственно-частного партнерства:
— динамическое согласование интересов партнеров при изменении траектории движения региональной экономики;
— партнерское перераспределение территориальных инвестиционных ресурсов в соответствии с новым курсом развития региональной экономики;
— выявление и мобилизация скрытых резервов развития региональной экономики из внутренней и внешней среды данного процесса;
— обеспечение системного характера преобразований на мезо-уровне и единой стратегической траектории движения региональной экономики, в которую вписываются все реализуемые территорией стратегии.
Приведенные выше дополнительные возможности дают возможность определить еще одну из искомых функций механизма управления региональной экономикой, возникающих на основе государственно-частного партнерства — функцию стратегической коррекции региональной экономики
[3]. Такая коррекция представляет собой системный компонент процесса модернизации механизмов территориального управления и региональной экономической политики, дополнительно актуализированный стагнацией развития на мезо-уровне.
В условиях огосударствления среднего класса, разрастания административного давления на бизнес приоритетной потребностью функционирования региональной экономики современной России выступает потребность обеспечения достаточного уровня доверия в поле взаимодействия субъектов территориального воспроизводства
[4]. Существенный дефицит доверия в данном поле усиливается в условиях замедления экономического роста на мезо-уровне, когда полученные экономическими субъектами доходы оказываются ниже ожидаемых. Именно такая ситуация характерна для современного этапа.
Особо выделим кризисную зону исследуемого доверия — результаты деятельности правоохранительных и контролирующих органов региона, где уровень доверия наиболее низкий, а оценки поляризованы. Опираясь на представленные выше положения и выводы, сформулируем третью основную задачу управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства — задачу укрепления и развития доверия между
субъектами, представляющими институт государственной власти на мезо-уровне, и субъектами, представляющими институт частной собственности на данном уровне [5].
Для решения указанной управленческой задачи востребован потенциал государственно-частного партнерства в деле укрепления и развития доверия между органами территориальной государственной власти, крупными корпорациями и субъектами малого и среднего бизнеса, заинтересованными в развитии региональной экономики. Возобновление роста экономики имеет здесь определяющее значение. Качественно новые ростки доверия, сформированные на базе такого партнерства, в условиях преодоления стагнации дают старт процессу возрождения доверия в поле территориального воспроизводства. Отсюда вытекает еще одна функция механизма управления региональной экономикой, возникающая на основе отношения государственно-частного партнерства — функция развития доверия между органами государственной власти и субъектами бизнеса на мезо-уровне [6].
Незавершенность процесса становления механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства обусловливает потребность в его системной диагностике. С целью разработки инструментов такой диагностики осуществлено преобразование модели ССП:
— метод определения проблемных узлов экономической системы предложен для решения задач диагностики исследуемого механизма;
— на основе анализа основных проблемных узлов механизма управления региональной экономикой установлены зоны диагностики данного механизма;
— указанные зоны положены в основу формирования компактной инструментальной модели в целях обеспечения потребностей экспресс-диагностики.
Обобщение основных результатов проведенного исследования позволило
определить основные проблемные узлы механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства:
— продуктивность деятельности партнерства и характер распределения полученных эффектов между его участниками;
— бюрократизация процесса управления региональной экономикой;
— устойчивость функционирования объекта управления — региональной экономической системы;
— уровень доверия между органами государственной власти и субъектами бизнеса на мезо-уровне [7].
С учетом системного характера исследуемого механизма и наличия в нем четырех проблемных узлов востребована специальная инструментальная модель системной диагностики механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства, ориентированная на задачи экспресс-диагностики. По своей конфигурации данная модель относится к типу координатных моделей, ориентированных по осям.
В составе инструментальной модели четыре сбалансированных индикатора основных проблемных узлов данного механизма:
— индикатор эффективности, рассчитываемый как отношение консолидированного финансового результата организаций-резидентов региона, к ВРП;
— индикатор бюрократизации, рассчитываемый как отношение совокупных бюрократических трансакци-онных издержек к ВРП;
— индикатор устойчивости функционирования региональной экономики, рассчитываемый как отношение суммы отклонений ВРП за пять последних лет от средней величины ВРП за данный период;
— индикатор доверия между органами государственной власти и субъектами бизнеса на мезо-уровне, рассчитываемый как отношение совокупного результата деятельности в рамках региональных государственно-частных партнерств к ВРП.
Принадлежность всех предложенных индикаторов обеспечивает однородность состава инструментальной модели. При расчете ряда индикаторов (например, индикатора бюрократизации) могут быть использованы экспертные оценки, поскольку отсутствуют необходимые статистические данные.
Сфокусируем внимание на требованиях, предъявляемых к инструментам активизации развития региональной экономики, принимая во внимание затяжную стагнацию на мезо-уровне. Во-первых, речь идет о таких инструментах, которые обладают как бы двойным эффектом: с одной стороны, в достижении заданных параметров хозяйственного развития; с другой стороны, в коррекции параметров институциональной среды, контрактов, форм экономического поведения и статусов субъектов мезо-уровня [8]. Во-вторых, для активизации развития региональной экономики в условиях стагнации требуются локально ориентированные инструменты, обеспечивающие не продвижение «по всему фронту», а точечные и зональные успехи на тех направлениях, которые обеспечат региональной экономике формирование перспективных конкурентных преимуществ.
В условиях затяжной стагнации на мезо-уровне увеличивается число региональных экономических систем
депрессивного типа, для которых характерна концентрация множества факторов эволюционного процесса, которые выступают как рискогенные. Отсюда — основная проблема активизации развития указанных региональных систем — проблема защиты от избыточных рисков и угроз, стабилизация весьма неустойчивого эволюционного процесса. Попытка ускорить развитие региональной экономической системы депрессивного типа чревата скатыванием в глубокий кризис с потерей тех небольших достижений, которыми обладала такая система.
В региональных экономических системах депрессивного типа практически не действуют механизмы трансформации сбережений в инвестиции, что обусловливает зависимость территориального инвестиционного процесса от внешних заимствований и федеральных финансовых ресурсов. Данное обстоятельство выводит на первое место среди инструментов активизации развития таких систем инструменты, ориентированные на поиск скрытых резервов и сбережение дефицитных ресурсов регионального развития. В частности, целесообразно учесть опыт глобальной рецессии 2008—2009 гг. и использовать возможности для создания региональных резервных фондов и аналогичных финансовых инструментов мезо-уровня.
Примечания:
1. Ермоленко A.A. Потерянное пространство России // Научная мысль Кавказа. 2012.
№4.
2. Попов P.A. Системология регионального хозяйства. М.: Высшая школа, 2010.
3. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. М.: Изд-во МГУ, 2010.
4. Татаркин А.И. Системный подход к модернизации пространственного развития Российской Федерации // Образование и наука. 2012. №1.
5. Мокрушин A.A. Взаимодействие вертикально интегрированных корпораций с региональными экономическими системами современной России: функции, формы, стратегии управления. М.: Вузовская книга, 2011.
6. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2010.
7. Зелинская М.В. Интегрированные информативные инструменты развития региональной экономической системы. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2010.
8. Чернявская С.А., Ермоленко A.A. Метод формирования продовольственной подсистемы региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 3.
References:
1. Ermolenko A.A. Lost space of Russia // Scientific thought of Caucasus. 2012. №4.
2. Popov R.A. The systemology of regional economy. M.: Higher School, 2010.
3. Prokhorov V.V. Subregional resources and tools of intensive development of modern Russia territorial and economic systems. M.: MSU Publishing House, 2010.
4. Tatarkin A.I. System approach to modernization of the spatial development of the Russian Federation // Education and Science. 2012. №1.
5. Mokrushin A.A. Interaction of vertically integrated corporations with regional economic system of modern Russia: functions, forms, management strategies. M.: The university book 2011.
6. Norton D., Kaplan R. Balanced Scorecard. From strategy to action. M.: Olympus Business 2010.
7. Zelinskaya M.V. Integrated informative tools for the development of regional economic systems. Krasnodar: YUIM Publishing House, 2010.
8. Chernjavskaja S.A., Ermolenko A.A. The method of region's food subsystem forming // The Bulletin of the Adyghe State University. Series Economics. 2011. Issue 3.