Научная статья на тему 'Инструменты антикризисного управления в промышленности региона'

Инструменты антикризисного управления в промышленности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
738
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Надежда Станиславовна

Показаны актуальность разработки научно обоснованных мер по антикризисному управлению на региональном уровне и возможности кризиса как стимула структурной перестройки экономики, улучшения качества экономического роста. Предложена теоретическая концепция антикризисного управления, представляющая собой применение комплекса антикризисных механизмов на разных стадиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crisis management tools in the industry of the region

The paper shows the urgency of elaborating scientifically substantiated measures for crisis management at the regional level and the possibilities the crisis offers as an incentive for restructuring the economy and for improving the quality of economic growth. The author presents a theoretical crisis management concept providing for the application of a package of crisis management tools at various stages of the crisis.

Текст научной работы на тему «Инструменты антикризисного управления в промышленности региона»

36 ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 332.146.2

Н. С. Давыдова

ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА

Показаны актуальность разработки научно обоснованных мер по антикризисному управлению на региональном уровне и возможности кризиса как стимула структурной перестройки экономики, улучшения качества экономического роста. Предложена теоретическая концепция антикризисного управления, представляющая собой применение комплекса антикризисных механизмов на разных стадиях кризиса.

Ключевые слова: антикризисное управление, региональный промышленный

комплекс, промышленная политика.

Глобальный характер нестабильности на современном этапе, угрозы и возможности, порождаемые ими, требуют изменения характера государственного антикризисного управления. Отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание на то, что кризисы следует рассматривать не только как стечение неблагоприятных ситуаций, хотя для отдельного экономического субъекта это может быть и так, а как общую закономерность, свойственную рыночной экономике, представляющую возможность изменить структуру производства, темпы и уровень социально-экономического развития, выйти на более высокий уровень экономической безопасности [1-5].

В современной практике государственного антикризисного управления приоритет зачастую отдается механизмам непосредственного реагирования. С их помощью устраняются и смягчаются некоторые негативные последствия кризисов, но не создаётся условий для развития. Между тем характер кризисных процессов требует использования новых механизмов антикризисного управления, которые могут не только предотвратить и смягчить негативные последствия кризисов, но и использовать их возможности для кардинального изменения существующей системы после кризиса.

Поскольку кризис представляет собой возможность изменить структуру производства, темпы и уровень социально-экономического развития, выйти на более высокий уровень экономической безопасности региона, задачей антикризисного управления должно стать не только недопущение кризиса, но и заблаговременное определение такой точки бифуркации, которая позволила бы не допустить необратимых негативных изменений и выйти на новый уровень развития с наименьшими негативными последствиями.

Для минимизации негативных последствий кризисов и максимизации представляемых ими возможностей для развития необходимо своевременно эти кризисы диагностировать, прогнозировать их возможные последствия, целевым образом воздействовать на развитие кризисных тенденций и контролировать результаты этих воздействий. Иначе говоря, нужна система специфических мер антикризисного управления.

Исходя из того, что экономические кризисы следует рассматривать как общую закономерность, свойственную рыночной экономике, любое управление должно быть антикризисным, то есть содержать соответствующие инструменты диагностирования, прогнозирования, регулирования и контроля в кризисных ситуациях.

А.З. Бобылевой антикризисное управление рассматривается как составная часть стратегического управления на всех фазах цикла, при этом цель стратегического антикризисного управления формулируется как увеличение ценности (стоимости) организации. В фазе зрелости антикризисная стратегия ориентирована на аналитические задачи, прогнозы динамики изменений, превентивные меры. В первую очередь предлагаются такие составляющие антикризисной стратегии, как мониторинг, прогноз изменений среды; предупреждающие меры, заключающиеся в создании запаса прочности, снижении рисков. Превентивные антикризисные действия проявляются также во влиянии антикризисной стратегии на выбор общей стратегии организации. Стратегическое антикризисное управление в фазе роста направлено на обеспечение управляемого, контролируемого роста, в фазе спада его задача - удерживать снижение показателей в допустимых для конкретной организации пределах, подготовить ее к стадии системной трансформации, сократить продолжительность спада. В стадии трансформации антикризисная стратегия направлена на плановое обновление бизнеса, снижение риска «сползания» в кризис. Она призвана сделать переход в новое качество по возможности плановым, в крайнем случае контролируемым и не допустить кризиса. На этой стадии преобладает активное управление, в то время как на других фазах цикла - плановое и реактивное. В фазе кризиса антикризисная стратегия направлена на реализацию системы возрождающих мер [6].

К антикризисному управлению на макро- или мезоуровне существует ряд подходов. По мнению П.Н. Завалина, главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного управления является проведение структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с потребностями рынка. [7. С. 327].

Большое количество работ посвящено циклическим процессам развития социально-экономических систем [8]. Анализ циклической формы экономического развития показывает возможности кризиса как необходимого условия перехода экономики на качественно новый уровень развития [9].

Рассуждая о связи цикличности экономического развития с воспроизводственным процессом, К.В. Павлов и М.И. Шишкин отмечают, что при простом воспроизводстве размеры произведенного продукта, а также его качество в каждом последующем цикле остаются неизменными; соответственно и факторы производства не претерпевают изменений. При расширенном воспроизводстве размеры произведенного продукта в каждом последующем цикле возрастают, что достигается за счет улучшения производства [10. С. 23,24].

Однако для того чтобы использовать эти возможности, необходимы разработка и применение различных механизмов антикризисного управления. Общие механизмы антикризисного управления реализуются в государствен-

ной политике регулирования экономики [11].

В общем виде механизмы антикризисного управления представлены на рис. В зависимости от того, на каком этапе развития находится экономика, и от характера решаемых задач приоритет отдается тем или иным механизмам государственного регулирования. Особенности механизма управления в настоящее время требуют необходимости использования методов и механизмов, характерных как для рыночной системы, основанной на частной собственности и относительно свободных ценах, так и для планово-распределительной экономики, основанной на общественной собственности.

Концепция развития в переходный период и состав решаемых задач позволяют говорить о двух основных подходах к механизму управления. Первый подход предполагает максимально возможное устранение государства от регулирования экономики и предельную децентрализацию системы управления. Второй подход ориентирован на активное влияние государства на экономические процессы, включая процесс формирования рыночных отношений. Постепенно складывается механизм управления, сочетающий эти два подхода в соответствии с требованиями каждого периода. С этой точки зрения можно говорить, что работающий в настоящее время механизм управления находится в стадии формирования и объективно еще не может давать ожидаемого эффекта.

Особые задачи государственного регулирования имеют место в переходные, кризисные периоды. В этих условиях усложнение государственного управления, помимо прочего, заключается и в передаче части полномочий на региональный уровень. Это отражает особенности современного этапа мирового хозяйственного развития, который характеризуется двумя тесно взаимосвязанными тенденциями. С одной стороны, это глобализация, охватывающая не только традиционные рынки товаров, технологий, капиталов и рабочей силы, но и системы управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. С другой стороны, регионализация, которая становится в определенной мере обратной стороной глобализации. В условиях глобальной конкуренции даже для высокоразвитых стран нет возможности конкурировать одновременно по всем направлениям научно-технологического развития.

В условиях значительной дифференциации социально-экономического развития регионов особую значимость приобретают возможности влияния на конкурентоспособность различных региональных образований со стороны региональных органов власти. На региональном уровне органы власти субъектов РФ становятся основным субъектом антикризисного регулирования. К особенностям антикризисного управления на региональном уровне, по нашему мнению, следует отнести, во-первых, то, что на уровне региона его приходится применять по отношению к кризисам, вызванным как внешними факторами, так и внутренними. Если внешние кризисные факторы в целом одинаковы для всех регионов, то очевидно, в силу значительной дифференциации регионов РФ по структуре экономики, демографическим, природным условиям внутренние и внешние факторы значительно различаются. Во-вторых, внутренние кризисные факторы могут усиливать действие внешних.

Механизмы антикризисного управления

Механизмы диагностики (мониторинга)

Выявление кризисных симптомов, которые свидетельствуют о приближении кризиса

V

Механизмы прогнозирования

Прогнозирование возникновения, развития и вероятностных последствий кризисных ситуаций

Вершина экономического цикла

Механизмы предупреждения

Заблаговременная подготовка на случай возникновения кризисных ситуаций

Механизмы реагирования

Организация действий по преодолению кризисных ситуаций и их последствий в случае возникновения

Механизмы контроля

Проверка соответствия функционирования управляемого объекта принятым антикризисным мерам

Вершина экономического цикла, пик, бум, высшая точка, подъем

Оживление, экспансия, подъем

Дно, низшая точка, депрессия. впадина

Катастрофа

Рис. Группировка механизмов антикризисного управления

PDF created with pdfFactory Pro trial version www. pdffactory. com

По мнению А. Бобылевой, специфическими мерами регионального антикризисного регулирования могут стать:

создание в регионах благоприятных условий для объединения и слияния предприятий, создания концернов, ассоциаций, которые в рамках одной системы будут «вытягивать» слабые звенья за счет более устойчивых;

выстраивание технолого-сбытовых цепочек, в которых местные власти, помогая одному предприятию, например, госзаказом, обеспечат мультипликационный эффект для всех взаимосвязанных производств;

рациональное управление пакетами акций предприятий, находящихся в собственности государства или муниципалитетов. В настоящее время местные органы власти, несмотря на находящиеся в их управлении достаточно большие (а иногда и блокирующие) пакеты акций, часто практически не участвуют в управлении предприятиями [12].

Таким образом, органам регионального управления в условиях новой хозяйственной модели требуется учитывать возможности и угрозы как внешних, так и внутренних кризисов. В связи с этим возникает необходимость в изучении и разработке инструментов антикризисного управления для органов государственной власти регионов (табл.1).

Таблица 1

Инструменты антикризисного вмешательства органов государственной власти

Стадия кризиса Роль государства

Вершина экономического цикла, пик, бум, высшая точка, подъем РЕГУЛИРОВАНИЕ

Определение новых направлений развития - научнотехническое прогнозирование, форсайт. Поддержка и развитие инновационной инфраструктуры. развитие научных основ перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов. Обеспечение справедливых условий для конкуренции. Развитие рыночной инфраструктуры. Развитие человеческого капитала.

Спад, рецессия, депрессия, сжатие СТАБИЛИЗАЦИЯ

Определение новых направлений развития - научнотехническое прогнозирование, форсайт. Меры, направленные на реструктуризацию. Активизация госзакупок.

Дно, низшая точка, депрессия, впадина ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ

Снижение негативных последствий - нейтрализация угроз - предотвращение массовой безработицы и необратимого разрушения научно-промышленного потенциала. Активизация госзакупок. Санация неплатежеспособных предприятий.

Продолжение табл. 1

Стадия кризиса Роль государства

Оживление, экспансия, подъем СТИМУЛИРОВАНИЕ

Коррекция налоговой системы. Расширение финансирования оборотных средств предприятий. Развитие научных основ перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов. Поддержка и развитие инновационной инфраструктуры. Государственное стимулирование инвестиций. Меры по защите внутреннего рынка, таможенная защита, ограничение импорта конечной промышленной продукции. Стимулирование экспорта. Низкие тарифы на импорт, субсидии импортерам оборудования, завышенный реальный валютный курс, помогающий импортерам. Интенсивное развитие государственного сектора; поддержка крупных предприятий. Государственные программы технической реконструкции, индикативное планирование. Льготное кредитование. Прямое субсидирование. Создание рыночной инфраструктуры. Поддержка малых предприятий. Создание государственных институтов развития.

Антикризисное управление, имеющее своей целью обеспечение устойчивого развития, представляет собой совершенствование системы стратегического управления в отношении повышения эффективности и гибкости управления и имеет ряд особенностей, отличающих его от стратегического планирования. Основные отличия модели антикризисного управления от существующей системы управления представлены в табл. 2.

Таким образом, антикризисное управление развитием региона направлено на повышение устойчивости развития и гибкости управления. Формирование антикризисной системы управления должно происходить путем совершенствования организации процесса управления развитием региона и внедрения новых подходов разработки и принятия управленческих решений. Одним из критериев формирования антикризисной системы управления является изменение идеологии управления - переход к инициативному развитию региона.

Таблица 2

Основные отличия традиционной и антикризисной моделей управления

Параметры сравнения моделей управления Традиционное управление Антикризисное управление

Характер управляемых процессов Относительно медленные изменения. Предсказуемость ситуации. Типовые повторяющиеся управленческие задачи. Тиражируемые решения. Динамичность изменений. Непредсказуемость ситуации. Неповторяющиеся и новые управленческие проблемы.

Подходы к решению управленческих проблем Решение - ответ на возникшую проблему. Тиражирование опыта ранее решаемых проблем на текущую. Прогнозирование и предупреждение проблем. Ориентация на уникальные, не имеющие аналогов решения.

Цели субъекта управления Обеспечение расширенного воспроизводства. Структурная перестройка промышленности.

Критерии достижения целей Обеспечение количественного роста промышленного производства. Обеспечение качественного развития промышленного производства.

Организация ресурсов для достижения целей Жесткая структура. Гибкая структура распределения ресурсов в соответствии со стратегическими приоритетами.

Характер управленческой информации Регламентированные информационные потоки. Точная, избыточная информация. Зависимость информационных потоков от складывающейся кризисной ситуации. Недостоверная, недостаточная информация.

Организационная структура управления Жесткая. Слабо изменяющаяся. Четкое распределение функций на длительный период. Гибкая. Быстро изменяющаяся.

Стратегия государственной поддержки Устранение проблем. Предупреждение проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евстигнеева Л. Трансформационные риски российской экономики / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопр. экономики. - 2006. - № 11.

2. Воробьев Ю.Л. Кризисы современной России и система научного мониторинга / Ю.Л. Воробьев, А.В. Гусев, М.Ч. Залиханов и др.: Препринт ИПМ № 56. - Москва, 2002.

3. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: в 2 т. - М.: Наука, 1989.

4. Батчаев А.Р. Государственное регулирование региональной экономики: учеб.-метод. пособие / А.Р. Батчаев, С.М. Климов, А.М. Ходачек - СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2003.

5. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия. - М.: Экономика, 1999.

6. Бобылева А.З. Формирование антикризисной финансовой стратегии современной компании // Корпоративный финансовый менеджмент. - 2007. - Май - Вып. 3.

7. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учеб. пособие / под. ред. П.Н. Завалина и др. - М.: ОАО «НПО «Издательство экономика», 2000.

8. Клименко С.М. Длинные волны в экономике / С.М. Клименко, Л.А. Меньшиков. -М.: Международные отношения, 1989.

9. Экономика переходного периода: учеб. пособие / Под ред. В.В Радаева, А. В. Буз-галина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

10. Павлов К.В. Теория экономического ядра / К.В. Павлов, М.И. Шишкин. - Ижевск: Удмуртия, 1996.

11. Мазур И.И. Управление проектами: учеб. пособие / И.И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге / под общ. ред. И.И. Мазура. - М.: Омега-Л, 2006.

12. Бобылева А. Развитие механизма государственного антикризисного управления //

Эффективное антикризисное управление. - 2005. - №33 URL:

http://www.soautpprf.ru/ site.xp/ 057049056.html. (дата обращения: 18.10.2008).

Поступила в редакцию 20.12.08

N.S. Davydova, candidate of economics, associate professor Crisis management tools in the industry of the region

The paper shows the urgency of elaborating scientifically substantiated measures for crisis management at the regional level and the possibilities the crisis offers as an incentive for restructuring the economy and for improving the quality of economic growth. The author presents a theoretical crisis management concept providing for the application of a package of crisis management tools at various stages of the crisis.

Давыдова Надежда Станиславовна, кандидат экономических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: davvdova@minprom.udmlink.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.