КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Д. В. Афанасьев
Инструмент для оценки социальной ответственности бизнеса
В данной статье рассматривается проект — «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей», направленный на создание механизма сбора и распространения информации о степени добросовестности поведения отдельных компаний и предпринимателей для повышения уровня социальной ответственности бизнеса.
Ключевыеслова:единый информационный центр, корпоративнаясоциальнаяответственность (КСО), система измерения КСО, оценка КСО.
Проблема социальной ответственности бизнеса актуальна как для западной, так и для российской деловой общественности. Экономическое пространство не симметрично: есть более сильные в финансовом или организационном плане участники рынка, которые могут злоупотреблять своим преимуществом и вести себя не вполне добросовестно по отношению к более слабым и менее информированным участникам рынка.
Еще в 1950-е гг. на Западе возникла концепция корпоративной социальной ответственности (КСО), согласно которой компания несет определенную ответственность перед всеми заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, работниками и т. п.), то есть должна вести себя честно, не злоупотреблять своей властью.
Сегодня концепции корпоративной социальной ответственности, корпоративного гражданства, социальной отчетности и т. п. стали общепризнанными парадигмами измерения и оценки добросовестности деятельности компаний. Разрабатываются методики
измерения КСО и стандарты социальной отчетности, такие как Глобальный договор ООН, Всемирная инициатива добровольной отчетности GRI (Global Reporting Initiative) и др. Однако большинство этих методик и стандартов носит несовершенный характер, поскольку они основаны на самоотчетности (self-reporting), что не позволяет выявить случаи недобросовестного поведения компаний по отношению к заинтересованным сторонам.
В России идет постепенное признание необходимости КСО. Многие крупные компании начинают публиковать социальные отчеты, в школах бизнеса появились курсы и обучающие семинары по корпоративной социальной ответственности и пр. Однако далеко не все имеют представление о данных концепциях, а также инструменты отслеживания и оценки деятельности компаний по отношению к заинтересованным сторонам. В результате возможно осознанное или неосознанное злоупотребление рыночной властью, нанесение ущерба заинтересованным сторонам путем применения недобросовестных маркетинговых
Дмитрий Валентинович Афанасьев — генеральный директор ООО «Центр сопровождения бизнеса», соискатель кафедры экономической теории и социальной политики Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: 9292349@mail.ru
или коммерческих практик, а также в результате вредных условий труда, нарушения прав работников и т. д.
Таким образом, возникает очевидная потребность в разработке и продвижении новых способов решения данной проблемы, которые могли бы научить бизнес и общество оценивать и отслеживать степень добросовестности поведения компаний, помочь им вести хозяйственную деятельность более ответственно и в итоге повысить эффективность и устойчивость экономики в целом.
Предлагаемый проект — «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей» — направлен на создание механизма сбора и распространения информации о степени добросовестности поведения отдельных компаний и предпринимателей для повышения уровня социальной ответственности бизнеса. Планируется сделать следующее:
1) создать инновационный интернет-портал AkmeInfo.ru, где накапливалась бы и структурировалась информация о степени добросовестности поведения предприятий региона, и предоставлять эту информацию в удобной форме всем потребителям, средствам массовой информации, государственным органам и другим заинтересованным сторонам;
2) разработать систему измерения и сертификации социальной ответственности компаний с помощью индекса добросовестности (социальной ответственности), построенной на использовании данных интернет-портала и специальной методики оценки социальной ответственности компании через учет мнения заинтересованных сторон.
3) создать систему консультирования и приема претензии потребителей города через сети платежных терминалов, расположенных в метро, магазинах и т. п. Данная система ориентирована на потребителей, которые не пользуются интернетом (например, пожилые люди), но заинтересованы в получении консультации по вопросам защиты прав потребителей, а также в возможности оставить претензию или пожелание поставщикам услуг.
4) рекламировать добросовестные компании путем организации конкурсов по разным номинациям (например: «социально
ответственное предприятие», «доверие общественности», «деловая репутация»).
5) оказывать консультационную помощь компаниям, желающим более эффективно организовать свое внутреннее управление с целью повышения «индекса добросовестности».
Проект адресован всему населению Петербурга, которое потребляет продукцию/услуги предприятий города, заинтересовано в выборе добросовестных поставщиков и желает получить (оставить) соответствующую информацию о товарах, услугах или самом предприятии. В этой общегородской базе информации о добросовестности компаний можно будет получить полезные сведения о том, услугами/товарами каких магазинов, торговых сетей, производителей стоит воспользоваться, чтобы избежать проблем с качеством, обслуживанием и пр.
Подобная информация будет полезна и для самих предприятий, покупающих продукцию друг друга на рынках B2B. Производители товаров и услуг могут быть пользователями данного проекта, в котором с высокой долей вероятности появится информация о фактах недобросовестности с их стороны. Они также могут быть заинтересованы в обнародовании фактов недобросовестности партнеров — поставщиков или покупателей товаров/услуг. Проект представляет интерес и для размещения на AkmeInfo.ru рекламы.
Использовать данную информацию смогут и некоммерческие организации, органы государственной власти, одна из функций которой, помимо обеспечения сбора налогов и производства общественных благ, — отслеживание социальной ответственности бизнеса. Реализация проекта позволит выявлять недобросовестных участников рынка, снизит нагрузку на государственные регулирующие органы (налоговые, антимонопольные и др.), что сэкономит средства государственного бюджета.
Для реализации этого проекта, рассчитанного на повышение уровня социальной ответственности бизнеса в Санкт-Петербурге, Центром сопровождения бизнеса набран штат высококвалифицированных разработ-чиков-программистов и менеджеров. Под коммерческие (непрофильные) ресурсы
компании также набран менеджмент высшего и среднего звена (в основном это выпускники экономического факультета и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, специалисты в области альтернативного разрешения конфликтов). Главные критерии отбора менеджмента профильных и непрофильных ресурсов — интерес к теме КСО, способность генерировать идеи, желание развивать социальную ответственность и новый интернет-проект.
Для экспертизы деятельности по проекту его инициатор, компания «ЦСБ», привлекает внешних экспертов — представителей вузов, органов власти, НКО.
Проект «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей» (интернет-портал akmeinfo.ru) является инновационным как с точки зрения технологической (будет разработана новая интернет-оболочка, позволяющая всем заинтересованным сторонам накапливать и получать необходимую информацию), так и концептуальной (в основу построения индекса добросовестности будут положены современные представления о КСО, а также авторские идеи петербургских специалистов по менеджменту и КСО).
Это уникальная в своем роде инициатива в области измерения социальной ответственности компаний. Сегодня она оценивается главным образом социальными отчетами компаний, которые готовятся ими самостоятельно и, как следствие, не лишены рекламных и «приукрашивающих» мотивов. Между тем современные технологии позволяют создать такую систему сбора информации о социальной ответственности компаний, которая при низкой стоимости эксплуатации будет обеспечивать максимально широкое покрытие компаний и рынков. В значительной степени данный проект будет базироваться на технологии близкой к вики-проекту1, содержание которого создается и редактируется всеми заинтересованными сторонами, может интегрироваться с социальными сетями для облегчения доступа потребителей к ресурсам проекта, а также
использовать другие преимущества интернета (рейтинги, голосования, рассылки и т. п.).
Еще одна привлекательная идея проекта — использовать терминальные сети для предоставления доступа к веб-сайту проекта людям, которые по тем или иным причинам не пользуются интернетом (возраст, отсутствие компьютера и т. п.). Технических возможностей современных терминалов вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, представить на экране терминала всю необходимую человеку информацию, а с другой — записать его обращение через встроенный микрофон и отправить на веб-сайт проекта. При этом никаких специальных знаний не требуется, так как все взаимодействие с терминалом происходит в интуитивно понятном режиме перемещения по функциям и содержанию системы с помощью сенсорного экрана.
С точки зрения теоретических основ концепций социальной ответственности, проект будет опираться на знания преподавателей Высшей школы менеджмента и экономического факультета Санкт-Петербургского университета, которые входят в число ведущих в нашей стране специалистов по КСО и этике бизнеса, активно участвуют в международных конференциях по данной тематике и сотрудничают с крупнейшими российскими и западными компаниями.
В случае успешной реализации проекта в Санкт-Петербурге полученный опыт можно будет масштабировать в рамках страны.
Основные продукты проекта — веб-сайт AkmeInfo.ru, а также «индекс добросовестности» Akme. Любой потребитель или предприятие, желающие получить информацию о добросовестности какой-либо петербургской компании, могут зайти на сайт, найти ее (по названию или адресу, по поиску на карте) и узнать о наличии (отсутствии) по поводу ее деятельности рекламаций (жалоб), а также рассчитывался ли для нее «индекс добросовестности» и пр. Перед заключением сделки или совершением покупки можно проверить возможность рисков. Данная услуга будет особенно полезна для
1 Вики (англ. wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.
тех, кто, намереваясь совершить дорогостоящую покупку, не хотел бы иметь дело с недобросовестным поставщиком.
Сайт AkmeInfo.ru обеспечит самозащиту потребителей. Любой потребитель/предприятие может оставить рекламацию по поводу недобросовестного поведения какой-либо компании. То есть сайт становится простым и эффективным средством защиты от недобросовестного поведения продавцов товаров/услуг.
Каждое предприятие, чей индекс добросовестности не ниже определенного уровня (например, 90 % от максимального показателя) и которое не имеет неурегулированных рекламаций в течение года, получает право разместить на своем сайте, продукции, в своих магазинах индекс (логотип) AkmeInfo.ru. При правильной «раскрутке» и поддержке со стороны администрации города логотип может стать желанным и необходимым элементом ведения бизнеса для компаний города.
Инициаторы проекта видят несколько трудностей, которые могут поставить под вопрос его эффективность. Например, недоверие со стороны потенциальных пользователей к результатам деятельности проекта. В частности, предприятия города могут воспринимать «индекс добросовестности» Akme как что-то неважное для их деятельности и отказаться от участия в проекте, проигнорировать его результаты. Нужно признать, что определенное число потенциальных пользователей может встретить в штыки любую инициативу, поставить под сомнение уместность подобного рода оценок и целесообразность участия в проекте. Скептицизм и недоверие можно преодолеть тремя способами: 1) предоставить подробные сведения о концепции проекта, 2) использовать авторитет городской администрации и крупных компаний — участников проекта, 3) продемонстрировать реальное влияние откликов на имидж предприятий в глазах потребителей.
Среди сложностей, которые предстоит преодолеть, — вероятность недостоверной
анонимной информации и нежелание потребителей оставлять личную информацию на сайте. Анонимность порождает безответственность и недобросовестность самих потребителей, которые могут искажать результаты своего взаимодействия с поставщиками услуг, а также оставлять необоснованные рекламации, например, с целью дискредитации компании в конкурентной борьбе. Для исключения подобных явлений будут учитываться только персонифицированные рекламации, то есть их авторы должны указать свои контактные данные, с помощью которых можно будет подтвердить или уточнить изложенную информацию. Однако, как показывает опыт, многие люди избегают персонифицированного контакта с обществом, поскольку, по их мнению, он может иметь какие-либо негативные последствия (месть поставщика, недовольного жалобой; отказ в дальнейшем обслуживании и т. п.) либо просто причинить беспокойство (со стороны реализаторов проекта, журналистов и т. д.). Для преодоления подобных неконструктивных потребительских установок нужна пропаганда проекта, признание факта участия в нем важной общественной деятельностью, защищаемой законом и одобряемой сообществом.
Может возникнуть вопрос и о юридической правомерности деятельности в рамках проекта AkmeInfo.ru, что в свою очередь, может привести к судебным искам и юридическим претензиям предприятий, которые посчитают себя незаслуженно пострадавшими. Неоправданные правовые претензии могут быть предъявлены и отдельными потребителями, имеющими завышенные ожидания. Поэтому сейчас идет активная работа совместно с юристами Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые тоже заинтересованы в данном проекте. На основе этого сотрудничества формируется правовая стратегия деятельности. Все необходимые правовые документы будут размещены на сайте.