Научная статья на тему 'Инструмент для оценки социальной ответственности бизнеса'

Инструмент для оценки социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ КСО / ОЦЕНКА КСО / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (CSR) / UNITED INFORMATION CENTER / SYSTEM FOR MEASURING CSR / CSR SCORE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Дмитрий Валентинович

В данной статье рассматривается проект — «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей», направленный на создание механизма сбора и распространения информации о степени добросовестности поведения отдельных компаний и предпринимателей для повышения уровня социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьев Дмитрий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes a project — «United information center of socially responsible companies and honest business», aimed at creation of a mechanism for collecting and spreading of information about the level of consciousness of individual companies and entrepreneurs in order to achieve higher level of social responsibility of business.

Текст научной работы на тему «Инструмент для оценки социальной ответственности бизнеса»

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Д. В. Афанасьев

Инструмент для оценки социальной ответственности бизнеса

В данной статье рассматривается проект — «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей», направленный на создание механизма сбора и распространения информации о степени добросовестности поведения отдельных компаний и предпринимателей для повышения уровня социальной ответственности бизнеса.

Ключевыеслова:единый информационный центр, корпоративнаясоциальнаяответственность (КСО), система измерения КСО, оценка КСО.

Проблема социальной ответственности бизнеса актуальна как для западной, так и для российской деловой общественности. Экономическое пространство не симметрично: есть более сильные в финансовом или организационном плане участники рынка, которые могут злоупотреблять своим преимуществом и вести себя не вполне добросовестно по отношению к более слабым и менее информированным участникам рынка.

Еще в 1950-е гг. на Западе возникла концепция корпоративной социальной ответственности (КСО), согласно которой компания несет определенную ответственность перед всеми заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, работниками и т. п.), то есть должна вести себя честно, не злоупотреблять своей властью.

Сегодня концепции корпоративной социальной ответственности, корпоративного гражданства, социальной отчетности и т. п. стали общепризнанными парадигмами измерения и оценки добросовестности деятельности компаний. Разрабатываются методики

измерения КСО и стандарты социальной отчетности, такие как Глобальный договор ООН, Всемирная инициатива добровольной отчетности GRI (Global Reporting Initiative) и др. Однако большинство этих методик и стандартов носит несовершенный характер, поскольку они основаны на самоотчетности (self-reporting), что не позволяет выявить случаи недобросовестного поведения компаний по отношению к заинтересованным сторонам.

В России идет постепенное признание необходимости КСО. Многие крупные компании начинают публиковать социальные отчеты, в школах бизнеса появились курсы и обучающие семинары по корпоративной социальной ответственности и пр. Однако далеко не все имеют представление о данных концепциях, а также инструменты отслеживания и оценки деятельности компаний по отношению к заинтересованным сторонам. В результате возможно осознанное или неосознанное злоупотребление рыночной властью, нанесение ущерба заинтересованным сторонам путем применения недобросовестных маркетинговых

Дмитрий Валентинович Афанасьев — генеральный директор ООО «Центр сопровождения бизнеса», соискатель кафедры экономической теории и социальной политики Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: 9292349@mail.ru

или коммерческих практик, а также в результате вредных условий труда, нарушения прав работников и т. д.

Таким образом, возникает очевидная потребность в разработке и продвижении новых способов решения данной проблемы, которые могли бы научить бизнес и общество оценивать и отслеживать степень добросовестности поведения компаний, помочь им вести хозяйственную деятельность более ответственно и в итоге повысить эффективность и устойчивость экономики в целом.

Предлагаемый проект — «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей» — направлен на создание механизма сбора и распространения информации о степени добросовестности поведения отдельных компаний и предпринимателей для повышения уровня социальной ответственности бизнеса. Планируется сделать следующее:

1) создать инновационный интернет-портал AkmeInfo.ru, где накапливалась бы и структурировалась информация о степени добросовестности поведения предприятий региона, и предоставлять эту информацию в удобной форме всем потребителям, средствам массовой информации, государственным органам и другим заинтересованным сторонам;

2) разработать систему измерения и сертификации социальной ответственности компаний с помощью индекса добросовестности (социальной ответственности), построенной на использовании данных интернет-портала и специальной методики оценки социальной ответственности компании через учет мнения заинтересованных сторон.

3) создать систему консультирования и приема претензии потребителей города через сети платежных терминалов, расположенных в метро, магазинах и т. п. Данная система ориентирована на потребителей, которые не пользуются интернетом (например, пожилые люди), но заинтересованы в получении консультации по вопросам защиты прав потребителей, а также в возможности оставить претензию или пожелание поставщикам услуг.

4) рекламировать добросовестные компании путем организации конкурсов по разным номинациям (например: «социально

ответственное предприятие», «доверие общественности», «деловая репутация»).

5) оказывать консультационную помощь компаниям, желающим более эффективно организовать свое внутреннее управление с целью повышения «индекса добросовестности».

Проект адресован всему населению Петербурга, которое потребляет продукцию/услуги предприятий города, заинтересовано в выборе добросовестных поставщиков и желает получить (оставить) соответствующую информацию о товарах, услугах или самом предприятии. В этой общегородской базе информации о добросовестности компаний можно будет получить полезные сведения о том, услугами/товарами каких магазинов, торговых сетей, производителей стоит воспользоваться, чтобы избежать проблем с качеством, обслуживанием и пр.

Подобная информация будет полезна и для самих предприятий, покупающих продукцию друг друга на рынках B2B. Производители товаров и услуг могут быть пользователями данного проекта, в котором с высокой долей вероятности появится информация о фактах недобросовестности с их стороны. Они также могут быть заинтересованы в обнародовании фактов недобросовестности партнеров — поставщиков или покупателей товаров/услуг. Проект представляет интерес и для размещения на AkmeInfo.ru рекламы.

Использовать данную информацию смогут и некоммерческие организации, органы государственной власти, одна из функций которой, помимо обеспечения сбора налогов и производства общественных благ, — отслеживание социальной ответственности бизнеса. Реализация проекта позволит выявлять недобросовестных участников рынка, снизит нагрузку на государственные регулирующие органы (налоговые, антимонопольные и др.), что сэкономит средства государственного бюджета.

Для реализации этого проекта, рассчитанного на повышение уровня социальной ответственности бизнеса в Санкт-Петербурге, Центром сопровождения бизнеса набран штат высококвалифицированных разработ-чиков-программистов и менеджеров. Под коммерческие (непрофильные) ресурсы

компании также набран менеджмент высшего и среднего звена (в основном это выпускники экономического факультета и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, специалисты в области альтернативного разрешения конфликтов). Главные критерии отбора менеджмента профильных и непрофильных ресурсов — интерес к теме КСО, способность генерировать идеи, желание развивать социальную ответственность и новый интернет-проект.

Для экспертизы деятельности по проекту его инициатор, компания «ЦСБ», привлекает внешних экспертов — представителей вузов, органов власти, НКО.

Проект «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей» (интернет-портал akmeinfo.ru) является инновационным как с точки зрения технологической (будет разработана новая интернет-оболочка, позволяющая всем заинтересованным сторонам накапливать и получать необходимую информацию), так и концептуальной (в основу построения индекса добросовестности будут положены современные представления о КСО, а также авторские идеи петербургских специалистов по менеджменту и КСО).

Это уникальная в своем роде инициатива в области измерения социальной ответственности компаний. Сегодня она оценивается главным образом социальными отчетами компаний, которые готовятся ими самостоятельно и, как следствие, не лишены рекламных и «приукрашивающих» мотивов. Между тем современные технологии позволяют создать такую систему сбора информации о социальной ответственности компаний, которая при низкой стоимости эксплуатации будет обеспечивать максимально широкое покрытие компаний и рынков. В значительной степени данный проект будет базироваться на технологии близкой к вики-проекту1, содержание которого создается и редактируется всеми заинтересованными сторонами, может интегрироваться с социальными сетями для облегчения доступа потребителей к ресурсам проекта, а также

использовать другие преимущества интернета (рейтинги, голосования, рассылки и т. п.).

Еще одна привлекательная идея проекта — использовать терминальные сети для предоставления доступа к веб-сайту проекта людям, которые по тем или иным причинам не пользуются интернетом (возраст, отсутствие компьютера и т. п.). Технических возможностей современных терминалов вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, представить на экране терминала всю необходимую человеку информацию, а с другой — записать его обращение через встроенный микрофон и отправить на веб-сайт проекта. При этом никаких специальных знаний не требуется, так как все взаимодействие с терминалом происходит в интуитивно понятном режиме перемещения по функциям и содержанию системы с помощью сенсорного экрана.

С точки зрения теоретических основ концепций социальной ответственности, проект будет опираться на знания преподавателей Высшей школы менеджмента и экономического факультета Санкт-Петербургского университета, которые входят в число ведущих в нашей стране специалистов по КСО и этике бизнеса, активно участвуют в международных конференциях по данной тематике и сотрудничают с крупнейшими российскими и западными компаниями.

В случае успешной реализации проекта в Санкт-Петербурге полученный опыт можно будет масштабировать в рамках страны.

Основные продукты проекта — веб-сайт AkmeInfo.ru, а также «индекс добросовестности» Akme. Любой потребитель или предприятие, желающие получить информацию о добросовестности какой-либо петербургской компании, могут зайти на сайт, найти ее (по названию или адресу, по поиску на карте) и узнать о наличии (отсутствии) по поводу ее деятельности рекламаций (жалоб), а также рассчитывался ли для нее «индекс добросовестности» и пр. Перед заключением сделки или совершением покупки можно проверить возможность рисков. Данная услуга будет особенно полезна для

1 Вики (англ. wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.

тех, кто, намереваясь совершить дорогостоящую покупку, не хотел бы иметь дело с недобросовестным поставщиком.

Сайт AkmeInfo.ru обеспечит самозащиту потребителей. Любой потребитель/предприятие может оставить рекламацию по поводу недобросовестного поведения какой-либо компании. То есть сайт становится простым и эффективным средством защиты от недобросовестного поведения продавцов товаров/услуг.

Каждое предприятие, чей индекс добросовестности не ниже определенного уровня (например, 90 % от максимального показателя) и которое не имеет неурегулированных рекламаций в течение года, получает право разместить на своем сайте, продукции, в своих магазинах индекс (логотип) AkmeInfo.ru. При правильной «раскрутке» и поддержке со стороны администрации города логотип может стать желанным и необходимым элементом ведения бизнеса для компаний города.

Инициаторы проекта видят несколько трудностей, которые могут поставить под вопрос его эффективность. Например, недоверие со стороны потенциальных пользователей к результатам деятельности проекта. В частности, предприятия города могут воспринимать «индекс добросовестности» Akme как что-то неважное для их деятельности и отказаться от участия в проекте, проигнорировать его результаты. Нужно признать, что определенное число потенциальных пользователей может встретить в штыки любую инициативу, поставить под сомнение уместность подобного рода оценок и целесообразность участия в проекте. Скептицизм и недоверие можно преодолеть тремя способами: 1) предоставить подробные сведения о концепции проекта, 2) использовать авторитет городской администрации и крупных компаний — участников проекта, 3) продемонстрировать реальное влияние откликов на имидж предприятий в глазах потребителей.

Среди сложностей, которые предстоит преодолеть, — вероятность недостоверной

анонимной информации и нежелание потребителей оставлять личную информацию на сайте. Анонимность порождает безответственность и недобросовестность самих потребителей, которые могут искажать результаты своего взаимодействия с поставщиками услуг, а также оставлять необоснованные рекламации, например, с целью дискредитации компании в конкурентной борьбе. Для исключения подобных явлений будут учитываться только персонифицированные рекламации, то есть их авторы должны указать свои контактные данные, с помощью которых можно будет подтвердить или уточнить изложенную информацию. Однако, как показывает опыт, многие люди избегают персонифицированного контакта с обществом, поскольку, по их мнению, он может иметь какие-либо негативные последствия (месть поставщика, недовольного жалобой; отказ в дальнейшем обслуживании и т. п.) либо просто причинить беспокойство (со стороны реализаторов проекта, журналистов и т. д.). Для преодоления подобных неконструктивных потребительских установок нужна пропаганда проекта, признание факта участия в нем важной общественной деятельностью, защищаемой законом и одобряемой сообществом.

Может возникнуть вопрос и о юридической правомерности деятельности в рамках проекта AkmeInfo.ru, что в свою очередь, может привести к судебным искам и юридическим претензиям предприятий, которые посчитают себя незаслуженно пострадавшими. Неоправданные правовые претензии могут быть предъявлены и отдельными потребителями, имеющими завышенные ожидания. Поэтому сейчас идет активная работа совместно с юристами Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые тоже заинтересованы в данном проекте. На основе этого сотрудничества формируется правовая стратегия деятельности. Все необходимые правовые документы будут размещены на сайте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.