Научная статья на тему 'Институция антиквариата в современной России: роскошь или культурная ценность?'

Институция антиквариата в современной России: роскошь или культурная ценность? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
314
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ / ВЕЩЬ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / АРТ-РЫНОК / АНТИКВАРИАТ / СТАРЫЕ ВЕЩИ / СТАРИННЫЕ ВЕЩИ / ПРЕДМЕТЫ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ / ОБЛАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Москвина И.К.

В современной России антиквариат как социальная и культурная институция находится еще в стадии становления. Важным аспектом проблемы является определение статуса антиквариата в системе культурной ценности. Функционирование антиквариата в современной российской культуре во многом обусловлено его культурным кодом как идентификатора роскоши в условиях общества потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институция антиквариата в современной России: роскошь или культурная ценность?»

связанных с тембром, расширяется и углубляет существующие представления о данном феномене. Однако формулировка той структурной роли, которую тембр играет в системе музыкального языка, и без которой невозможно определение сущностных характеристик тембра в музыке, до сих пор не найдена, потому отсутствуют ответы на один из важнейших вопросов: каким образом выстраивается процесс передачи эмоционального содержания через тембровые краски.

В настоящее время ведется активное изучение тембра с использованием междисциплинарного подхода, совмещающего как традиционные методы музыковедения и психоакустики, так и методы, принятые в социальной психологии, семиотике. Это позволяет вывести изучение тембра на принципиально новый уровень и определить его роль в системе музыкального языка.

Список литературы:

1. Задерацкий В. Современный симфонический тематизм: вопросы мелодических структур и полифонических предпосылок // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке: сб.ст. / Сост. А. Гольцман, общ. ред. М. Тараканона. - М.: Сов. композитор, 1982. - С. 108-157.

2. Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempf indungen. Friedr. Vieweg& Sohn, Braunschweig, 1863. - 381 s.

3.Miller L. The perception of repeated bursts of noise. - New York, 1965. -293 p.

4. Risset J. Timbre analysis by synthesis: Representation, imitation and variants for musical composition. In Representations of musical signals. - London, 1991. - 317 p.

5. Wessel D.L., Bristow D. Control of phrasing and articulation in synthesis // Proceedings of the 1987 International Computer Music Conference. - San Francisco Computer Music Association, 1987. - Р. 108-116.

ИНСТИТУЦИЯ АНТИКВАРИАТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РОСКОШЬ ИЛИ КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ?

© Москвина И.К.*

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург

В современной России антиквариат как социальная и культурная институция находится еще в стадии становления. Важным аспектом про-

* Доцент кафедры Теории и истории культуры, кандидат философских наук, доцент, член Международной ассоциации историков искусства и художественных критиков.

блемы является определение статуса антиквариата в системе культурной ценности. Функционирование антиквариата в современной российской культуре во многом обусловлено его культурным кодом как идентификатора роскоши в условиях общества потребления.

Ключевые слова: предмет, вещь, культурная ценность, арт-рынок, антиквариат, старые вещи, старинные вещи, предметы коллекционирования, обладание.

В современной России все возрастает мода на антиквариат. Антиквариат как социальная и культурная институция еще находится в нашей стране в стадии своего становления, которое началось в связи с отказом от тотального огосударствления культурных ценностей и открывшейся возможностью владения и торговли предметами искусства и старины частными лицами. О том, что антиквариат как институция находится еще в стадии становления, свидетельствует отсутствие четкого представления о том, что же можно отнести к антиквариату и что соотносится с этим понятием. Важным аспектом проблемы является также определение статуса антиквариата в системе культурных ценностей. Что же представляет собою антиквариат: культурные ценности, предметы роскоши или вещи, имеющие ценность, связанную с их возрастом (старше 50)?

В наиболее общем плане можно сказать, что антиквариат - это старые, редкие художественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства. В ряде нормативно-правовых документов РФ понятие антиквариат трактуется как культурные ценности, созданные более 50 лет назад [1]. Однако существуют различные трактовки дефиниции антиквариата. К антикварным предметам, с точки зрения людей, занятых торговлей и собирательством, будут относиться и просто старые вещи, производство которых сегодня невозможно, и художественные произведения, и различные реликвии, раритеты. Не все они являются культурными ценностями, вместе с тем, эти предметы антиквариата могут быть привлекательны для коллекционеров.

Актуальное бытование вещи в культуре обусловлено во многом ее функциональным назначением. Однако старые вещи приобретаются, в большинстве случаев, вне зависимости от своей изначальной функции. Порой они слишком хрупки, чтобы использовать их по прямому назначению. Зачастую они выступают лишь как объект любования, как отражение пристрастий и желаний своего приобретателя. Здесь мы соприкасаемся с другой, знаковой природой вещи, отраженной в сознание человека. Вещь как знак выступает в общей структуре текста того или иного типа культуры. Она входит в систему культурных кодов того или иного культурного текста. Дискурс о ценностях, заложенный в субъектно-объектном подходе теории ценностей Р. Перри, А. Мейнонг, Дж. Дьюи, сводит представление о них к душевным проявлениям, возникающим в процессе деятельности и направленным на объект.

Так, Р. Перрри в своих исследованиях подразумевал под ценностями то, что служит удовлетворению потребностей и интересов субъекта. Объект предстает в качестве ценности в фокусе того интереса, который детерминирован для субъекта ожиданием результата. Таким образом, старинная вещь может быть доступна и недоступна для обладания. Она обращена как к прошлому -коллективная и индивидуальная память, традиция, так и к будущему (прогресс). Ценная вещь обладает не только функциональным значением и материальной стоимостью (которое может и не актуализироваться), культурным смыслом, но и особой духовной аурой. Она инициирует сильные человеческие чувства: восхищения, преклонения и, возможно, желания обладания. Не все вещи вызывают желания обладания, так как вещи, исключенные из актуальной реальности и помещенные, например, в пространство музея, рассматриваются как особо ценные, вызывающие восхищение и преклонение, но не доступные для реального обладания (за исключением криминальных посягательств). Общество потребления принесло с собой фетишизацию вещи как объекта обладания и одного из важнейших факторов идентификации субъекта. Отсюда - наделение старых вещей, маргинальных вещей (Ж. Бо-дирьяр) [2, с. 35] новыми культурными смыслами. Старинная вещь лишена входа в практику и существует только для того, чтобы что-то обозначать, а также служить идентификации личности владельца. В эпоху почти неограниченной возможности воспроизведения явлений, причем не только средствами технического копирования (В. Беньямин), но и массовых подделок, старинные вещи создают иллюзию подлинности, причастности к элитарным формам потребления. Приобрести вещь с историей - это возможность приобщиться к кругу «старых денег», «элиты». Отсюда - мода на антиквариат среди людей, сделавших «быстрые» деньги. Но подобное увлечение старинными и художественными вещами соотносится, во многом с понятием роскоши. Понятие роскоши трансформируется в современной культуре. Аристократическая роскошь воплощалась в пышности и великолепии, буржуазная - в комфорте, стремлении к богатству. Современная эпоха - это эпоха потребления. В наши дни, когда «внешние проявления приобретают такое значение, необузданное пользование богатством свидетельствует лишь о вульгарности новоприобретенных состояний и надменности их владельцев» интерес к антиквариату олицетворяет не только роскошь, но и хороший вкус [3, с. 131]. Хороший вкус предполагает на фоне демократизации благородный способ демонстрации богатства, в том числе и коллекционирование старинных вещей и произведений искусства, которые олицетворяют статусность и причастность к «вечным ценностям».

Отсюда проистекает мода на приобретение старых вещей. Не только коллекционеры, собирающие предметы старины, приобретают их. Включение старых вещей в современную жизнь придает владельцам ощущение подлинности бытия, иллюзию бегства от зыбкости современного существо-

вания с его одноразовыми вещами и расширением виртуальной реальности в прошлое, в ушедший «золотой век» традиции и устойчивых форм культуры. Мода на старые вещи породила такие новые формы досуга, как посещение «блошиных рынков», антикварный туризм. Приобретение старых вещей становится не только прерогативой коллекционеров, а массовым увлечением. Интерес вызывают не только старинные вещи и предметы антиквариата, а просто старые вещи. «Блошиные рынки» стали, в отличие от антикварных аукционов, доступной формой приобщения широких слоев общества к старине. В связи с трансформацией культурных смыслов старых вещей возникает множество вопросов, связанных с определением их статуса. Как можно классифицировать старые вещи в системе антикварно-художественного рынка? В настоящее время не существует четких критериев, определяющих статус старых вещей в общей категории антикварные вещи. Старые вещи, старинные вещи, антиквариат - все эти определения носят, скорее, интуитивный характер. В отечественной аукционной практике к антиквариату относят, скорее, вещи дорогостоящие, имеющие значительную художественную или историческую ценность. Антикварные салоны и аукционы предлагают в большинстве случаев вещи люксового сегмента: фарфор, живопись, старинную мебель, изделия из серебра, художественное и антикварное оружие и т.п. Существует также понятие «предметы коллекционирования». К ним относят, по большей части, филателию, филокартию, нумизматику, бонистику и т.п. Старые вещи, приобретенные на «блошиных рынках» Европы и России, не укладываются в сложившееся на российском антикварно-худо-жествнном рынке представление об антиквариате. Зачастую их характеризуют как вещи «второго и третьего плана». В своем большинстве в своей прошлой жизни эти вещи носили бытовой характер. Интерес к ним возрастает год от года. Увеличивается их оборот на рынке, что создает проблему их классификации, например, при таможенном контроле. Эти вещи создают много проблем для экспертов, так как они имеют возрастные характеристики антиквариата (старше 50) лет, но не имеют значительной художественной, исторической ценности. Например, вещи, связанные с жизнью и деятельностью известной личности, часто не имеют статус культурной и художественной ценности. Вместе с тем, на аукционах они находят покупателей и продаются по высокой цене: платья актрисы Мэрлин Монро, автомобили Гитлера и т.п.

Свойства, определяющие статус вещи как предмета антиквариата многообразны и трудно поддаются рационализации. Но возрастная характеристика является одной из важнейших. Хотя эта возрастная граница может быть весьма неопределенной. Например, в настоящее время идут дискуссии о том, чтобы отодвинуть возрастную границу, определяющую статус вещи как антикварной до 100 лет, то есть примерно с начала 20 века. Категория старости может быть выделена как одна из основных. «Старость» в качест-

ве своеобразного маркера выступает в разных формах. Важной чертой возрастной характеристика антиквариата является возраст создания. Вместе с тем, Не все вещи, имеющие возрастные характеристики являются антикварными и имеющими культурную ценность. Однако они могут вызывать интерес у коллекционеров. Старые бытовые вещи, например, самовары, не всегда выступают как культурная ценность. Существенным моментом выступает причастность вещи к событиям истории, либо к жизни и деятельности исторической личности. Хотя вещи, принадлежавшие исторической личности и окруженные ореолом ее значимости, могут быть весьма банальными с точки зрения их эстетической, художественной ценности. Их значимость как культурной ценности также весьма условна. Это может быть историческая или религиозная реликвия, причем, ценность этих артефактов весьма подвижна и зависит от ценностных установок современности. На современных аукционах огромным спросом пользуются вещи, принадлежавшие звездам Голливуда и шоу бизнеса. Вызывают интерес все реликвии, относящиеся к династии Романовых. Однако предметы, принадлежавшие лидерам ушедшей советской эпохи, рассматриваются лишь как имеющие ограниченное музейное значение. За редким исключением - автомобили и коллекция оружия Л. Брежнева, например, они не вызывают коллекционного интереса.

Важнейшим аспектом антиквариата является невозможность воспроизводства. Однако развитие искусства реставрации, возросший уровень подделок почти сводят на нет это положение. Не подделывается то, что экономически неоправданно, а не то, что трудно воспроизводить из-за сложности процесса. Например, не пользуется популярностью среди фальсификаторов подделка старинных книг. Массово подделываются произведения живописи и декоративно-прикладного искусства.

Обозначенные выше характеристики, в том числе товарности и коллек-ционности, актуализируются при определенных условиях. Можно сказать, что антикварными становятся вещи, входящие в несколько контекстов, имеющие свою «историю». Особую ценность имеют в глазах знатоков и приобретателей вещи, олицетворяющие некую историческую эпоху. Причем, следует отметить, что в разные периоды существует определенная «мода» на ту или иную эпоху, тот или иной стиль. Мнение историков искусства, музейных работников, маститых коллекционеров во многом обуславливало эту своеобразную моду. Важным фактором являлась также наличие достаточно широкого предложения на рынке антиквариата.

Стиль классицизм во всех его проявлениях - мебель, изделия ДПИ - выступал как синоним благородной старины. Стиль историзм до недавнего времени именовался эклектикой. Модерн получил большую популярность в наши дни. Это объясняется во многом еще и потому, что еще возможно най-

ти предложения на антикварным рынке артефактов этой эпохи. Российский антикварный рынок идет не в параллель с Западным. На зарубежных аукционах Западной Европы и США огромной популярностью пользуется конструктивизм и арт-декто.

Для отечественного коллекционера, который отождествляет во многом антиквариат с предметами роскоши, эти стили, отличающиеся минимализмом и строй простотой не кажутся интересными.

Антикварные вещи характеризуют эпоху: «они тождественны време-ни»(Г. Зиммель). Эти вещи выражают эстетику той или иной исторической эпохи, «дух времени», например, представления о комфорте, если речь идет о бытовых предметах, о технических достижениях (мебель, автомобили, приборы). Антикварная вещь отражает исторические события: это - оружие, награды. Различные культовые предметы, в частности иконы, могут воплощать эстетические представления времени, а могут иметь связь с историческими событиями. Они также используются по назначению. В определении антиквариата также необходимо учесть категории, связанные с редкостью, уникальностью. Антикварная уникальность создается временем физическим и временем историческим (благодаря историческим событиям, людям, мастерам, школам). Редкость также связана с художественной ценностью. Произведение искусства - это то, что всегда уникально и неповторимо; художественная ценность есть объективная характеристика, которая позволяет вещи «отправиться в путешествие по времени».

Таким образом, антиквариат - это старые и редкие художественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства. Однако, для того, чтобы вещь считалась антикварной, у нее не обязательно должны быть все данные признаки. Важно их взаимное пересечение и сочетание. Хотя у наиболее ценных предметов антиквариата всё вышеперечисленное имеется в наличии. Центральным признаком, конечно же, является категория старости, и она должна присутствовать всегда. Чтобы попасть в разряд высококлассных раритетов, в предмете обязательно должна художественная индивидуальность или какая-либо историческая особенность.

Список литературы:

1. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-01 «О ввозе и вывозе культурных ценностей» (редакция от 06.12.2011).

2. Жан Бордийяр. Система вещей: пер. с франц. и вступительная статья С. Знкин. - М.: «Рудомино», 2001. - 95 с.

3. Перро Филипп. Роскошь: Богатство между пышностью и комфортом в ХУШ-ХХ веках / Пер.с франц. А.Н. Смирновой. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.