Научная статья на тему 'Институциональный механизм и инструменты управления агломерациями в Бразилии'

Институциональный механизм и инструменты управления агломерациями в Бразилии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
630
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИИ / СТОЛИЧНЫЙ РЕГИОН / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ АГЛОМЕРАЦИЯМИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / БРАЗИЛИЯ / САН-ПАУЛУ / AGGLOMERATIONS / METROPOLITAN AREA / MANAGEMENT TOOLS FOR AGGLOMERATIONS / INSTITUTIONAL MECHANISM / FOREIGN EXPERIENCE / BRAZIL / SAO PAULO

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Строев Павел Викторович, Кан Мария Игоревна

Статья посвящена основным принципам функционирования инструментов управления агломерациями в Бразилии на современном этапе. В статье рассмотрена система управления городскими агломерациями в штате Сан-Паулу с целью применения положительных аспектов в формировании аналогичной системы в Российской Федерации. Кроме того, показана роль государственных, региональных и муниципальных органов в создании столичных регионов (агломераций), а также выявлены механизмы финансирования и межмуниципального взаимодействия агломераций. Институциональная структура управления и реализация функции планирования государственными органами в бразильском штате Сан-Паулу представляет большой интерес с точки зрения применения данной практики к российской действительности. Принципиально важным аспектом в опыте Бразилии является отношение государственных и региональных органов управления к агломерациям. Полезным опытом для России может послужить наличие в штате Сан-Паулу специальных органов управления на уровне агломераций и макрорегиона, объединяющего в себе несколько агломераций. Данный опыт можно апробировать на территории России, поскольку создаваемые органы призваны выполнять функции планирования, управления, координации, мониторинга и контроля не с точки зрения одного муниципалитета, а с точки зрения совокупности муниципалитетов, представляющих собой агломерацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional mechanisms and management tools to administer agglomerations in Brazil

The article highlights the basic principles of operation of management tools used today to administer the agglomerations in Brazil.The article considers the system to manage urban agglomerations in the state of Sao Paulo in view to use the positive experience while creating similar management systems to administer agglomerations in the Russian Federation. In addition, it shows the role of the state, regional and municipal authorities in the creation of metropolitan areas (agglomerations), and identifies the mechanisms for funding and inter-municipal cooperation between agglomerations. The institutional management system and implementation of planning functions by the public authorities in the Brazilian state of Sao Paulo is of great interest in terms of application of best practice in the Russian conditions. A fundamentally important aspect of the experience of Brazil is the relations between the state and regional authorities and agglomerations. A rather valuable experience for Russia is the availability in the state of Sao Paulo of special governing bodies at both the level of agglomerations and the level of macro-region incorporating several agglomerations. The Brazilian experience can be used in Russia since its management bodies which are being created now will carry out planning, management, coordination, monitoring and control functions in the agglomeration integrating several municipalities.

Текст научной работы на тему «Институциональный механизм и инструменты управления агломерациями в Бразилии»

УДК 353.9 JEL R58

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ АГЛОМЕРАЦИЯМИ В БРАЗИЛИИ*

СТРОЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ,

кандидат экономических наук, директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений ИФЭИ, Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: stroevpavel@gmail.com

КАН МАРИЯ ИГОРЕВНА,

аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет, Москва, Россия

E-mail: MaryKan01@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена основным принципам функционирования инструментов управления агломерациями в Бразилии на современном этапе. В статье рассмотрена система управления городскими агломерациями в штате Сан-Паулу с целью применения положительных аспектов в формировании аналогичной системы в Российской Федерации. Кроме того, показана роль государственных, региональных и муниципальных органов в создании столичных регионов (агломераций), а также выявлены механизмы финансирования и межмуниципального взаимодействия агломераций. Институциональная структура управления и реализация функции планирования государственными органами в бразильском штате Сан-Паулу представляет большой интерес с точки зрения применения данной практики к российской действительности. Принципиально важным аспектом в опыте Бразилии является отношение государственных и региональных органов управления к агломерациям. Полезным опытом для России может послужить наличие в штате Сан-Паулу специальных органов управления на уровне агломераций и макрорегиона, объединяющего в себе несколько агломераций. Данный опыт можно апробировать на территории России, поскольку создаваемые органы призваны выполнять функции планирования, управления, координации, мониторинга и контроля не с точки зрения одного муниципалитета, а с точки зрения совокупности муниципалитетов, представляющих собой агломерацию.

Ключевые слова: агломерации, столичный регион, инструменты управления агломерациями, институциональный механизм, зарубежный опыт, Бразилия, Сан-Паулу.

INSTITUTIONAL MECHANISMS AND MANAGEMENT TOOLS TO ADMINISTER AGGLOMERATIONS IN BRAZIL**

P. V. STROEV

PhD (Economics), director of the Center for Regional Economies and Inter-Budgetary Relations at the Institute for Financial and Economic Research, Financial University, Moscow, Russia E-mail: stroevpavel@gmail.com

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2015 г.

** The article uses the results of research funded by the government in the framework of the state task assigned to the Financial University under the Government of the Russian Federation in 2015.

M.I. KAN

post-graduate student of the State and Municipal Management Chair, Financial University, Moscow, Russia E-mail: MaryKan01@gmail.com

ABSTRACT

The article highlights the basic principles of operation of management tools used today to administer the agglomerations in Brazil. The article considers the system to manage urban agglomerations in the state of Sao Paulo in view to use the positive experience while creating similar management systems to administer agglomerations in the Russian Federation. In addition, it shows the role of the state, regional and municipal authorities in the creation of metropolitan areas (agglomerations), and identifies the mechanisms for funding and inter-municipal cooperation between agglomerations. The institutional management system and implementation of planning functions by the public authorities in the Brazilian state of Sao Paulo is of great interest in terms of application of best practice in the Russian conditions. A fundamentally important aspect of the experience of Brazil is the relations between the state and regional authorities and agglomerations. A rather valuable experience for Russia is the availability in the state of Sao Paulo of special governing bodies at both the level of agglomerations and the level of macro-region incorporating several agglomerations. The Brazilian experience can be used in Russia since its management bodies which are being created now will carry out planning, management, coordination, monitoring and control functions in the agglomeration integrating several municipalities.

Keywords: agglomerations, metropolitan area, management tools for agglomerations, institutional mechanism, foreign experience, Brazil, Sao Paulo.

Столичный регион Сан-Паулу (Regiao Metropolitana Sao Paulo, RMSP), или Большой Сан-Паулу (Grande de Sao Paulo), является крупнейшим центром федеративной республики Бразилия. RMSP занимает большую территорию столичного макрорегиона Macrometropolis Paulista (MMP) [1], который, кроме Сан-Паулу, включает в себя четыре столичных региона: Кампинас, Сантос Баиксада, Сорокаба, Вале де Параиба Литорал Норте, две городских агломерации Жундиаи и Пирасикаба, а также два микрорегиона Сан Роке и Брагантина.

В 2010 г. валовой региональный продукт (ВРП) Большого Сан-Паулу достиг 701,85 млрд долл. США, что составляет около 56% ВРП штата и 20% ВВП Бразилии. Столичный регион Сан-Паулу приносит четверть поступающих в федеральный бюджет налогов [2]. Большой Сан-Паулу является главным центром политических и государственных решений; бизнес-центром, где располагаются штаб-квартиры многих транснациональных компаний, и финансовым центром, где находится крупнейшая фондовая биржа Латинской Америки; также регион обладает значительным промышленным комплексом. Кроме того, Сан-Паулу — крупный туристический центр, привлекающий ежегодно порядка 4,2 млн человек.

Как и большинство агломераций мира, Большой Сан-Паулу является моноцентрической агломерацией с ключевым центром в городе Сан-Паулу. Планирование развития столичной области Сан-Паулу на региональном уровне началось до официального создания Большого Сан-Паулу, которое произошло в 1973 г. (Федеральный Дополнительный закон Бразилии № 14 от 1973 г. URL: http://www.planalto.gov.br; дата обращения: 15.12.2015).

В 1960-х годах появляется первый Комплексный план развития столичного региона (Plano Metropolitano de Desenvolvimento Metropolitano, PMD-I), цель которого — реализация развития столичных регионов согласно федеральной Конституции 1967 г. PMD-I был разработан и реализован Исполнительной группой Большого Сан-Паулу (Grupo Executivo da Grande Sao Paulo, GEGRAN), деятельность которой подотчетна Министерству экономики и планирования штата. Документ PMD-I содержал руководящие принципы и предложения для градостроительства, транспортного движения и санитарии в столичном регионе.

Охватив широкий спектр сфер жизнедеятельности населения вместе с прогнозом в экономической, демографической и социальной областях, план впервые учитывал данные землепользования, инфраструктуры, распределения населения

и экономической деятельности Большого Сан-Паулу. Следует отметить, что в PMD-I был также впервые сделан систематический обзор по вопросу урбанизации в столичном регионе с учетом региональных и муниципальных функций.

GEGRAN играл большую роль в оказании технической помощи муниципалитетам, которая заключалась в организации полугодовых встреч в субрегионах Большого Сан-Паулу с участием государственных органов, органов управления штата и муниципалитетов. Таким образом, была создана и площадка для обсуждения предложений по бюджету между тремя уровнями власти. Данная процедура была упразднена при создании компании Emplasa и Системы планирования столичной администрации (Sistema de Planejamento e Administragao Metropolitana, SPAM) [3].

SPAM была разработана на основе опыта GEGRAN, а также с учетом принятия Дополнительных государственных законов № 94/74 и 144/76. С принятием Федерального закона № 14 от 1973 г. о создании столичных регионов Сан-Паулу, Белу-Оризонти, Порту-Алегри, Ресифи, Сальвадор, Куритиба, Белем и Форталеза (Федеральный Дополнительный закон Бразилии № 14 от 1973 г. URL: http://www.planalto.gov.br; дата обращения: 15.12.2015) и Дополнительного закона штата Сан-Паулу № 94 от 1974 г., предусматривающих создание Большого Сан-Паулу, в 1975 г. были учреждены Консультативный совет (CON) и Исполнительный Совет по развитию Большого Сан-Паулу (CODEGRAN) (Дополнительный закон штата Сан-Паулу № 94 от 1974 г. URL: http://www.al.sp.gov.br; дата обращения: 15.12.2015).

Советы входили в SPAM и оба были интегрированы в структуру Секретариата экономики и планирования штата. Исполнительный Совет по комплексному развитию Большого Сан-Паулу состоял из пяти членов: секретарь экономики и планирования; секретарь оказания государственных услуг и благоустройства; секретарь транспортной сферы; представитель столичного муниципалитета Сан-Паулу и представитель других членов столичного региона Сан-Паулу. При этом в законе прописывается, что представитель муниципалитета Сан-Паулу назначается губернатором штата из представленного мэром столицы списка. Другие муниципалитеты выбирают своего представителя согласно внутренним правилам, установленным Консультивным советом. При этом CODEGRAN

имеет право учреждать компанию по развитию столичного региона — Emplasa, которая по функционалу заменяет GEGRAN.

В состав Консультативного совета Большого Сан-Паулу входит один представитель от каждого муниципалитета в столичном регионе под руководством председателя CODEGRAN. Консультативный совет столичного региона Сан-Паулу, кроме утверждения процедур и правил для разработки и реализации программ для Большого Сан-Паулу, по запросу CODEGRAN дает заключения по вопросам, представляющим общественный интерес для столичного региона, а также дает рекомендации и предложения CODEGRAN при разработке региональных планов и принятии мер, касающихся осуществления общественных услуг, предоставляемых столичным регионом Большого Сан-Паулу.

В 1983 г. компания Emplasa разрабатывает новый Комплексный план развития Большого Сан-Паулу PMD-II, внимание которого акцентировано на условиях окружающей среды в столичном регионе с учетом функционирования государственного сектора. Важнейшим фактором, определяющим консолидацию множества понятий и принципов для Большого Сан-Паулу, стало то, что SPAM объединил региональные и муниципальные органы управления в столичной области.

В 1994 г. SPAM разработал План развития Большого Сан-Паулу (Plano Metropolitano para a Grande Sao Paulo, PMGSP), предпосылкой его создания стало принятие новой Конституции Бразилии в 1988 г., которая закрепила создание региональных подразделений — «столичных регионов, городских агломераций и микрорайонов с целью определения новой территориальной политики и нормативно-правовых процедур изменения институционального формата» (Конституция Бразилии 1988 г. URL: http://www.planalto.gov.br; дата обращения: 15.12.2Q15).

Принципиальной особенностью в управлении агломерациями стало районирование Секретариата планирования и управления, что позволило выявить столичные центры штата и обеспечить функциональный обмен, что в конечном счете привело к образованию макрорегиона MMP [4]. Формирование макрорегиона открыло перспективу более плодотворного и органического сотрудничества в разработке политики и руководящих принципов для сопредельных территорий.

РМОБР просуществовал вплоть до 2010 г. и содержал в себе следующие принципиальные моменты политики столичного региона:

• консолидация пригородных железнодорожных пассажирских перевозок под управлением штата;

• консолидация систем водоснабжения и сточных вод в комплексную программу действий муниципалитетов;

• привлечение международных финансовых ресурсов в наиболее острые проблемы регионального развития (например, загрязнение бассейна рек Тиете и Гуарапиранга);

• пересмотр политики в области охраны природных ресурсов.

В этом плане, в отличие от предыдущих, появляется экологическая проблема в качестве важнейшего требования для финансирования и международной конкурентоспособности, что делает развитие ЯМБР более устойчивым.

В 2011 г. в столичном регионе была проведена реорганизация, после которой в Большой Сан-Паулу вошло 39 муниципалитетов в пяти субрегионах (Северный, Восточный, Юго-Восточный, Юго-Западный, Западный) со столицей Сан-Паулу. Современная модель институционализации в ЯМБР, как и модель 1994 г., предусматривает в Совете по развитию (СотеШо ёв Desenvolvimento, СП) реализацию проектов, работ и услуг, представляющих общий интерес для муниципалитетов [5]. СП состоит из членов муниципалитетов Большого Сан-Паулу, представителей органов власти штата и двух представителей Государственного собрания.

Правительством штата Сан-Паулу разрешено создавать автономное государственное учреждение территориального характера для того, чтобы интегрировать организацию, планирование и выполнение функций, представляющих общественный интерес в Большом Сан-Паулу.

Отдельного внимания заслуживает создание в ЯМБР в 1974 г. Фонда развития столичного региона (ЕиМЕЕР), направленного на обеспечение финансовой поддержки комплексного планирования и совместных действий Большого Сан-Паулу в интересах как штата, так и ЯМБР. Его основной задачей является предоставление технических и финансовых ресурсов для повышения качества жизни и социально-экономического развития региона, подготовки научных исследований и проектов,

направленных на улучшение коммунальных услуг и сокращение социального неравенства в регионе.

Фонд осуществляет деятельность по контрактам, заключенным между бенефициаром (муниципалитетом) и финансовым агентом Фонда — Банком Бразилии. Переводы по оплате работ осуществляются через агента Фонда после осмотра и утверждения техническим агентом компании Етр^а [6].

Руководство Совета ЕиМЕЕ1 несет ответственность за планирование, контроль и управление, распределение и использование финансовых ресурсов Фонда. Совет состоит из секретаря, начальника Исполнительного секретариата и выбранных губернатором штата трех членов: представителей Координационного совета Департамента финансов, официальных кредитных учреждений государства и компании Етр^а.

Стоит отметить, что Банк Бразилии в качестве финансового агента является учреждением, ответственным за переводы получателям финансового инвестирования средств Фонда. Етр^а как технический директор отвечает за наем переданного префектурам, преследуя интерес столичного региона. Кроме того, он также несет ответственность за контроль и надзор проектов, разработанных или выполняемых за счет ресурсов ЕиМЕЕР.

Ежегодное использование ресурсов ЕиМЕЕР в рамках плана оценивается руководством Совета Фонда. Совет рассматривает и одобряет или отклоняет претензии, поданные муниципалитетами в Исполнительный секретариат с целью возврата ресурсов ЕиМЕЕР. При этом работы, финансируемые Фондом, должны строго отвечать общественным интересам столичного региона. После того как работы сертифицированы, муниципалитеты разрабатывают детальный проект. На следующем этапе проект получает всю необходимую документацию, которая направляется на согласование юрисконсульту, уполномоченному генеральным прокурором штата заниматься правовыми вопросами займа. Далее муниципалитет может подписывать контракт с финансовым агентом, после чего приступает к выполнению проекта.

Необходимо отметить: в законодательстве штата указывается, что муниципальные образования столичного региона, которые участвуют в реализации комплексного планирования, имеют предпочтение в получении федеральных и региональных ресурсов, в том числе в виде кредитов и гарантий по кредитам.

Государственные органы, таким образом, стимулируют развитие агломераций.

Государственная система столичного развития была реорганизована в 2011 г. для решения вопросов не одного столичного региона Сан-Паулу, а всего пространства макрорегиона MMP. В 2011 г. с целью разработки столичной государственной политики на территории MMP был создан Департамент развития столичного региона (Secretaria Estadualde Desenvolvimento Metropolitano, SEDM), который играет ведущую роль во взаимодействии с другими государственными ведомствами при реализации планов, особенно в части острых вопросов, носящих региональный характер.

В систему столичного развития был включен Совет по развитию столичных регионов (Cámarade Desenvolvimento Metropolitano, CDM) в качестве коллегиального органа для обсуждения вопросов на всей территории MMP и Исполнительный секретариат (Casa Civil) [7]. Совет по развитию макрорегиона MMP состоит из 11 секретарей (секретари финансов, охраны окружающей среды, планирования и регионального развития, санитарии и водных ресурсов, энергетики, столичного транспорта, экономического развития, науки и технологий, логистики и транспорта, Исполнительного секретариата) под председательством губернатора штата Сан-Паулу [4]. Правление отвечает за установление государственной политики на данной территории для решения проблем, носящих общий характер для всех муниципалитетов MMP.

Со сменой объекта управления в 2011 г. произошли преобразования и в планировании — разработан План действий макрорегиона Паулиста (Plano de Agao da Macrometrópole, PAM), техническую координацию которого обеспечила Emplasa при содействии Департамента развития столичного региона (SEDM) и активном участии отраслевых органов и городских учреждений. Долгосрочный план развития основан на диагностике и потенциале основных проблем в развитии столичных регионов MMP. В качестве конечного результата был представлен План мероприятий, направленный на обеспечение устойчивости регионального и городского социально-экономического развития. PAM провозглашает следующие задачи [7]:

• повышение эффективности действий правительства и рациональное использование государственных ресурсов, в первую очередь с применением механизма государственно-частного

партнерства, особенно на территориях с большой социальной уязвимостью;

• создание инструментов планирования, определяющих государственную политику в среднесрочной и долгосрочной перспективе, проекты и стратегические действия, которые способствуют содействию координации и интеграции целей и задач городского социально-экономического развития;

• создание инструментов для реализации постоянного процесса планирования, открытого для участия представителей государственного сектора различного уровня, бизнеса и гражданского общества; планирование должно быть организовано на принципах подотчетности и с правом участвующих субъектов вносить предложения в План мероприятий;

• техническая поддержка Исполнительного секретариата в разработке и осуществлении политики в области развития столичного региона;

• составление дорожной карты по предотвращению угроз, препятствующих достижению поставленных целей;

• определение действий государственного сектора в отношении вопросов, представляющих общественный интерес, на основании комплексного видения и консенсуса между правительственными и негосударственными субъектами.

Можно выделить три основных стратегических приоритета РАМ:

1. Создание конкурентных экономических и территориальных условий — предложения и действия, направленные на решение вопросов, связанных с экономической конкурентоспособностью ММР с акцентом на интеграцию территории, обусловленной для поддержки экономического производства.

2. Территориальная сплоченность и урбанизация — решение проблемы объединения и устойчивого развития с равным доступом к возможностям, созданным в процессе урбанизации.

3. Управление столичным регионом — проработка вопросов, связанных с руководящими принципами и предложениями в области политических и институциональных требований достаточности для разработки и реализации государственной политики развития столичных регионов и преодоления возникающих в этой связи барьеров.

Государственная система развития столичных регионов предусматривает право каждого столичного региона учреждать столичные агентства [4], такие как Agemcamp для Столичного региона Кампинас и

AgemBaixada для Столичного региона Сантос Баикса-да, а в случае Сан-Паулу и Столичного региона Вале де Параиба Литорал Норте Emplasa, кроме прочего, выполняет и функции столичного агентства.

Кроме вышеуказанных органов управления, в решении общих проблем муниципалитетов столичного региона большую роль играют межмуниципальные консорциумы (Consorcios Intermunicipais). Консорциумы являются формой сотрудничества между муниципалитетами, предназначенного для решения проблем и получения результатов совместной работы их финансовых и административных участников. Право создания консорциумов в Сан-Паулу было закреплено еще федеральной Конституцией 1891 г. (Конституция Бразилии 1891 г. URL: http://www.planalto.gov.br; дата обращения: 15.12.2015).

При реорганизации в 2011 г. были определены 11 активных консорциумов, которые занимаются вопросами санитарии, здоровья населения и бассейнами рек. Однако, согласно научным исследованиям в области муниципального управления SEPAM, в 2011 г. количество консорциумов в штате Сан-Паулу составило 105, в том числе 55 в области инфраструктуры, 15 — охраны здоровья, 13 — развития туризма [7].

Институциональная структура управления, а также реализация функции планирования государственными органами в бразильском штате Сан-Паулу представляет большой интерес с точки зрения применения данной практики к российской действительности. Принципиально важным аспектом в опыте Бразилии является отношение государственных и региональных органов управления к агломерациям. Так, право создавать столичные регионы, агломерации и микрорегионы, закрепленное в федеральной Конституции, говорит о том, что правительство Бразилии заинтересовано в развитии агломерации и устойчивом развитии муниципалитетов в их тесном сотрудничестве. Закрепление такого права было бы полезно и для Российской Федерации, поскольку, столкнувшись в одиночку с проблемами, муниципалитеты испытывают большие трудности, так как часто их решение (например, по улучшению городской мобильности, транспортной инфраструктуры, предот-

вращению наводнений и др.) зависит от скоординированной работы нескольких муниципальных образований, штата и государства.

Полезным опытом для России может послужить наличие в штате Сан-Паулу специальных органов управления на уровне агломераций и макрорегиона, объединяющего в себе несколько агломераций. Данный опыт можно апробировать на территории Российского государства, поскольку создаваемые органы призваны выполнять функции планирования, управления, координации, мониторинга и контроля с точки зрения не одного муниципалитета, а совокупности муниципалитетов, представляющих собой агломерацию. Важным аспектом является то, что органы управления агломерации интегрированы в систему управления штата, а соответственно несут ответственность перед губернатором штата.

Немаловажным фактором в управлении городскими агломерациями в штате Сан-Паулу является участие всех уровней власти в осуществлении планирования развития столичного региона и макрорегиона. Такой опыт будет полезен в России, особенно в наиболее крупных агломерациях.

Очевидно, что для полноценного функционирования и финансирования проектов для российских агломераций необходимо создание органа финансирования, однако остается открытым вопрос наполнения данного фонда. В бразильской модели управления городскими агломерациями капитал финансового фонда формируется за счет государственных бюджетных трансфертов. Однако в настоящее время федеральный бюджет России испытывает большие сложности, а большинство бюджетов регионов являются дефицитными, в связи с чем необходимо продумать источники и механизм привлечения средств в Фонд развития агломераций. Нельзя не отметить положительный опыт создания межмуниципальных консорциумов как инструмента взаимодействия муниципалитетов в решении общих задач. Резюмируя, можно отметить, что со стороны органов управления в Бразилии большое внимание уделяется развитию агломераций и осуществляется стимулирование их развития разными способами, что необходимо делать и на территории Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Правительства Бразилии. [Электронный ресурс] URL: http://www.planalto.gov.br (дата обращения: 15.12.2015).

2. Бразильский институт географии и статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.ibge.gov.br (дата обращения: 15.12.2015).

3. Bonduki N. O modelo de desenvolvimento urbano de Sao Paulo precisa ser revertido. Estudos avan ?ados, 2011, no. 25 (71), pp. 24-36.

4. Официальный сайт Правительства Штата Сан-Паулу [Электронный ресурс]. URL: http://www.saopaulo. sp.gov.br (дата обращения: 15.12.2015).

5. Официальный сайт Департамента развития столичного региона. [Электронный ресурс] URL: http://www.sdmetropolitano.sp.gov.br (дата обращения: 15.12.2015).

6. Официальный сайт Emplasa [Электронный ресурс] URL: www.emplasa.sp.gov.br (дата обращения: 15.09.2015).

7. Caracteriza?ao e Quadros de Analise Comparativa da Governan£a Metropolitana no Brasil: Arranjos Institucionais de Gestao Metropolitana, 2013. Available at: http://ipea.gov.br/redeipea/images/pdfs/governanca_ metropolitana/rel_1_1_caracterizacao_rmsp.pdf (Accessed 15 Decembre 2015).

8. Нещадин А. А., Строев П. В. Агломерации и агломеративные коридоры: Московская и Санкт-Петербургская агломерации // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6. С. 71-75.

9. Строев П. В. Пространственная организация экономики России: тенденции и перспективы развития городов как точек экономического роста. М.: А-проджект, 2015. 144 с.

10. Фаттахов Р. В, Нещадин А. А. Приоритеты государственной политики в сфере регионального развития Российской Федерации // Общество и экономика. 2013. № 1-2. С. 108-123.

11. Фаттахов Р.В., Нещадин А. А., Колбасов А. С., Фаттахов М.Р., Строев П. В. и др. Инновационные кластеры — точки роста XXI века: теоретические подходы, методологические и методические основы их формирования и развития. М.: Финуниверситет, 2013. 202 с.

REFERENCES

1. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Brazilii [Governo do Brasil]. Available at: http://www.planalto.gov.br (Accessed 15 Decembre 2015) (in Spanich).

2. Brazil'skij institut geografii i statistiki [Instituto Brasileiro de Geografia e Estatistica]. Available at: http://www.ibge.gov.br (Accessed 15 Decembre 2015) (in Spanich).

3. Bonduki N. O modelo de desenvolvimento urbano de Sao Paulo precisa ser revertido. Estudos avan gados, 2011, no. 25 (71), pp. 24-36 (in Spanich).

4. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Shtata San-Paulu [Governo do Estado Sao Paulo]. Available at: http://www.saopaulo.sp.gov.br (Accessed 15 Decembre 2015) (in Spanich).

5. Oficial'nyj sajt Departamenta razvitija stolichnogo regiona [Secretaria de Desenvolvimento Metropolitano]. Available at: http://www.sdmetropolitano.sp.gov.br (Accessed 15 Decembre 2015) (in Spanich).

6. Oficial'nyj sajt Emplasa [Emplasa]. Available at: www.emplasa.sp.gov.br (Accessed 15 October 2015) (in Spanich).

7. Caracteriza?ao e Quadros de Analise Comparativa da Governan?a Metropolitana no Brasil: Arranjos Institucionais de Gestao Metropolitana, 2013. Available at: http://ipea.gov.br/redeipea/images/pdfs/governanca_ metropolitana/rel_1_1_caracterizacao_rmsp.pdf (Accessed 15 Decembre 2015) (in Spanich).

8. Neshchadin A.A, StroevP. V. Aglomeracii i aglomerativnye koridory: Moskovskaja i Sankt-Peterburgskaja aglomeracii [Agglomeration and agglomerate corridors: Moscow and St. Petersburg metropolitan area]. Jekonomika. Nalogi. Pravo — Economics. Taxes. Law, 2013, no. 6, pp. 71-75 (in Russian).

9. Stroev P. V. Prostranstvennaja organizacija jekonomiki Rossii: tendencii i perspektivy razvitija gorodov kak tochek jekonomicheskogo rosta [The spatial organization of the Russian economy: trends and prospects of ur-ban development as a point of economic growth]. Moscow, A-Project, 2015. 144 p.

10. FattakhovR.V., NeshchadinA.A. Prioritety gosudarstvennoj politiki v sfere regional'nogo razvitija Rossijskoj Federacii.[The priorities of the state policy in the fi eld of Regional Development ofthe Russian Federation]. Obshhestvo i jekonomika - Society and Economy, 2013, no. 1-2, pp. 108-123 (in Russian).

11. Fattakhov R. V., Neshchadin A.A, Kolbasov A.S, Fattakhov M.R., Stroev P. V. Innovacionnye klastery — tochki rosta XXI veka: teoreticheskie podhody, metodologicheskie i metodicheskie osnovy ih formirovanija i razvitija [Innovative clusters — in terms of growth of the XXI century: theoretical approaches, methodological and methodical bases of formation and development]. Moscow, Finuniversitet, 2013, 202 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.