Научная статья на тему 'Институциональные условия формирования региональной стратегии повышения здоровья населения'

Институциональные условия формирования региональной стратегии повышения здоровья населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мингалева Жанна Аркадьевна, Игошев Михаил Владиславович

Рассмотрены основные институциональные факторы и причины ухудшения здоровья населения России и отдельных регионов. Предложены изменения парадигмы и механизма управления сферой физической культуры и спорта исходя из новых условий развитияI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the basic are considered factors and the reasons of deterioration of health of the population of Russia and separate regions. Changes of a paradigm and the mechanism of management by sphere of physical training and sports proceeding from new conditions of development are offered.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия формирования региональной стратегии повышения здоровья населения»

УДК 332.145

Мингалева Ж.А., Игошев М.В.

Институциональные условия формирования

региональной стратегии повышения здоровья населения

Повышение внимания к физической культуре и спорту на всех уровнях государственной власти и управления, наметившееся в последнее время, не случайно. Сегодня в обществе происходит кардинальное переосмысление системы индивидуальных и общественных ценностей.

Сегодня мир столкнулся с тем, что экологическая инфляция все интенсивнее съедает те доходы, которые должны служить научно-техническому и гуманитарному прогрессу, социальной стабильности, культурному и духовному обновлению общества, физическому здоровью людей [10]. Для России эта проблема стоит еще острее, поскольку накладывается на задачи создания эффективной социально-экономической политики, поиска инвестиций для укрепления здоровья нации, т. е. преобразования всего способа жизнедеятельности общества [7, 10].

При этом соответствующие изменения должны быть внесены и в парадигму управления [11]. Поскольку сегодня управление представляет собой единую систему методов (экономических, финансовых, социальных, политических, правовых, духовно-культурных и т. п.) воздействия на объект на единой концептуальной основе, от правильности теоретической постановки вопросов и их решения зависит весь комплекс управляющих воздействий, а следовательно, и возможность достижения целей. В то же время если управление сводится к абсолютизации одних, например финансовых или экологических, показателей, то при усложнении объекта оно становится неадекватным ему, разрушающим его целостность и жизнеспособность.

Именно с этой проблемой и столкнулось мировое сообщество. Сегодня идет борьба с последствиями патологической модели развития, разрушившей природу, сферу жизнеобитания людей, а также подорвавшей в значительной степени физическое и моральное здоровье населения многих стран. Главной же проблемой (и бе-

дой) российской парадигмы управления на всех уровнях иерархии, по мнению многих ученых и практиков, является односторонний, линейный подход к социальному и духовному здоровью нации [6, 8].

Попытка пересмотреть указанный односторонний подход к здоровью российской нации предпринята в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где в том числе была определена и роль физической культуры и спорта в формировании и развитии человеческого потенциала России. Свое продолжение основные положения Концепции нашли в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1101-р от 7 августа 2009 г. [1].

Однако реализация положений Концепции и Стратегии, а также принятой ранее федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 № 7) [2] и запланированного в их рамках комплекса мероприятий затруднена целым рядом институциональных препятствий. В частности, существующие в России правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, а также создают препятствия по реализации положений Стратегии. Так, для развития массовой физической культуры и спорта важной задачей является создание спортивных клубов в образовательных учреждениях, по месту жительства населения, на предприятиях и в организациях. В то же время в России и ее регионах отсутствует нормативная база по созданию и функционированию таких учреждений, а разработка примерного положения о спортивном клубе на-

»

ходится лишь в Плане мероприятий по реализации в 2009-2015 годах. Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. [3]. Кроме того, что данный документ (Положение о спортивном клубе) по своему статусу является межведомственным нормативным правовым актом, а ответственными за его разработку и принятие являются Минспорттуризм России, Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивные организации. Многообразие ответственных и заинтересованных лиц, отсутствие адекватной институциональной структуры и действенного институционального механизма принятия подобных решений существенно затрудняют разработку и принятие данного документа.

Что же касается органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за развитие физической культуры и спорта, то здесь наблюдается значительная дифференциация институциональных условий и инфраструктуры поддержки физической культуры и спорта. Например, в Пермском крае (и ряде других субъектов РФ) руководство в области развития физической культуры и спорта на региональном уровне возложено на Агентство по спорту и физической культуре Пермского края, в штате которого чуть более десятка человек. В отличие от этого во многих других субъектах и Приволжского федерального округа, и Уральского в структуре аппарата управления территориями созданы соответствующие министерства с достаточной кадровой, финансовой, властной поддержкой мероприятий в области физической культуры и спорта. Закономерно, что результативность их деятельности выше, а показатели физического благополучия населения на этих территориях лучше, причем не только по сравнению с показателями в Пермском крае, но и в целом по России. Так, выраженные позитивные тенденции по снижению уровня смертности трудоспособного населения (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 года) от внешних причин демонстрируют: - при первоначальном уровне смертности ниже среднероссийского - республики Башкортостан, Калмыкия, Мордовия, Тюменская, Саратовская области;

- при первоначальном уровне смертности, близком к среднероссийскому, - Республика Татарстан, Чувашская Республика, Оренбургская, Челябинская области;

- при первоначальном уровне смертности выше среднероссийского (с высокой смертностью) -республика Карелия, Удмуртская Республика, Республика Тыва, Свердловская, Иркутская области [5].

Что касается Пермского края, то устойчивое снижение численности населения трудоспособного возраста Прикамья продолжается уже несколько лет. В 2008 году численность трудоспособного населения уменьшилась еще на 17,3 тыс. человек, причем сокращение произошло уже на 41 территории края против 35 территорий в 2007 году [12]. Пермский край относится к группе регионов с высокой смертностью (выше среднероссийского уровня), но по разным группам населения демонстрирует разные тенденции: выраженные позитивные тенденции по снижению уровня смертности трудоспособного населения от внешних причин среди женщин в возрасте 40-59 лет; тенденции, близкие к среднероссийским, по всем группам мужчин и выраженные негативные тенденции по группе женщин в возрасте 20-39 лет. Таким образом, ситуация со смертностью трудоспособного населения в Пермском крае хуже, чем у ближайших соседей и в среднем по России, что еще раз заставляет обратить внимание на создание институциональных условий для улучшения здоровья населения края, принятия соответствующей стратегии и программы деятельности, в том числе на основе развития физической культуры и спорта.

Отсутствие в субъектах РФ организационно-властных структур, способных в полной мере выполнять возложенные на них функции, а также многократно возросшие в свете принятия указанной Стратегии задачи в области развития физической культуры являются важнейшим институциональным препятствием на пути развития физической культуры и спорта в нашей стране.

Неадекватность существующей институциональной структуры требованиям и задачам современного развития физкультуры и спорта проявляется также в том, что в предыдущие годы во многих субъектах РФ были разорваны вертикальные связи республиканских, областных и краевых центров с муниципальными образованиями, на которые в рамках разграничения пол-

номочий и были возложены основные функции по организации и проведению физкультурно-спортивной работы. Так, например, в Пермском крае нарушено взаимодействие между краевой исполнительной властью и органами местного самоуправления целого ряда муниципальных образований; в ряде городских округов Пермского края (г. Александровск, г. Губаха и ряд других) были упразднены городские (районные) спорткомитеты, а также должности специалистов по физической культуре и спорту. Это привело к сокращению кадров и, как следствие, к резкому снижению основных показателей развития физической культуры и спорта в крае [12].

Еще одной важной, а может быть, и ключевой проблемой из области институциональных является пренебрежительное, часто крайне небрежное отношение большинства российских граждан к своему здоровью, здоровью своих близких. В результате происходит снижение качества жизни людей, в том числе за счет увеличения количества различных заболеваний, рост социальных аномалий (алкоголизма, наркомании, преступности), ухудшение физического здоровья значительной части населения. А ведь именно нормы поведения, обычаи, традиции, существующие в данном обществе (коллективе, семье) в отношении конкретного социального или экономического явления, составляют основу функционирования общества.

Общество людей - это социальная система, члены которой взаимодействуют друг с другом через повторяющиеся операции. Общество самостоятельно решает многие проблемы, разрабатывая определенные нормы поведения. Социальные нормы налагают определенные обязательства и координируют ожидания. Например, распространение в обществе идеологии здорового образа жизни, призыв к отказу от вредных привычек, поддержанию физического здоровья предполагают, что граждане, придерживающиеся таких норм поведения, будут соблюдать их добровольно, чувствовать ответственность как за свое здоровье, так и за здоровье других людей. Но, в свою очередь, они будут ожидать и от окружающих, и от государства всемерной поддержки здорового образа жизни, поощрения занятий физической культурой и спортом, причем поощрения не декларативного, а реального. Таким образом, поддержание социальных норм требует их непосредственного проведения в жизнь, поэтому государство придает

некоторым нормам силу закона (упомянутая выше Стратегия).

Однако нормы бывают эффективными лишь в том обществе и именно в том контексте, в котором они появились. Принуждение к выполнению социальных норм со стороны государства может создать нестабильность относительно издержек принуждения. Порождая такую нестабильность, общество может прийти к чрезмерно высокому уровню принуждения (заставлять всех делать по утрам зарядку, как в армии) или оказаться в ситуации абсолютного непринуждения (как сейчас у нас). Таким образом, принудительное проведение норм в жизнь часто не достигает оптимального результата. В целом государственное вмешательство может повысить эффективность действия норм, если эти нормы соответствуют требованиям и тенденциям развития общества или не имеют негативных последствий для него.

Все вышеизложенное требует повышенного внимания федеральных и региональных властей к созданию адекватных новым задачам развития институциональных условий функционирования отрасли физической культуры и спорта на фоне общего требования возрастания роли и влияния физической культуры и спорта на социально-экономическое развитие общества, широкого распространения среди населения идеалов здорового образа жизни и заботы о своем здоровье.

Основная работа в этом направлении должна идти, на наш взгляд, по следующим направлениям:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области развития физической культуры и спорта, включая разработку региональных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта в рамках как общей региональной социально-экономической политики, так и федерального законодательства.

2. Создание институциональной инфраструктуры для развития физической культуры и спорта в каждом конкретном регионе.

3. Налаживание частно-государственного партнерства в сфере физической культуры и спорта, в том числе активное привлечение предпринимателей к поощрению своих работников, занимающихся физической культурой и спортом, и т. д.

4. Широкое распространение среди различных групп населения (особенно среди подрас-

»

тающего поколения и людей трудоспособного возраста) идеологии здорового образа жизни, физической культуры и спорта; создание системы норм и традиций в области физической культуры и спорта.

5. Формирование в регионе эффективной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех региональных субъектов физкультурной и спортивной деятельности.

Основными принципами построения новой модели регионального управления отраслью физической культуры и спорта, на наш взгляд, должны быть:

- принцип сотрудничества - усиление взаимодействия между всеми заинтересованными субъектами, в том числе органами государственной власти и управления, населением, общественными организациями, бизнесом, системой здравоохранения, образования, органами внутренних дел, институтами рынка труда, профсоюзами, другими министерствами и ведомствами и пр. Инструментом реализации данного принципа выступает частно-государственное общественное партнерство, основанное на доверии между обществом, властью и бизнесом;

- принцип иерархии связей - усиление роли региональных органов власти в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении координации с муниципальными образованиями. Это позволит оптимизировать вертикальные связи региональных центров с муниципалитетами;

- принцип демократии - развитие общественных начал в управлении отраслью физической культуры и спорта. Общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры, а также задействовать в работе волонтеров;

- принцип ответственности, поскольку необходимо четкое понимание того, на каких административно-территориальных уровнях принимаются те или иные решения для эффективного управления территориями в интересах граждан. В этих условиях важное значение приобретает реализация модели общественного договора между обществом и властью, который закрепляет взаимные обязанно-

сти сторон и порождает полноценную ответственность власти перед местным сообществом. В новой региональной модели управления отраслью физической культуры и спорта возрастает ответственность общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта, привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом;

- принцип экономической эффективности, предполагающий применение экономических механизмов финансирования и софинансирования развития инфраструктуры физической культуры и спорта, направленный на обеспечение максимальной удовлетворенности населения объемом и качеством предоставляемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, решение общечеловеческих проблем. В этой связи, как уже отмечалось, принципиальное значение приобретает включенность местного сообщества в процессы реализации приоритетных направлений регионального социально-экономического развития;

- принцип приоритета личности, означающий, что в соответствии с современной концепцией управления необходим переход на качественно иной уровень человеческой субъективности, когда, с одной стороны, каждая отдельная личность становится субъектом управления, ответственной за все происходящее вокруг, а с другой - требуется активное государственное вмешательство в процесс формирования каждой личности, поскольку в современных условиях важной задачей и функцией государства является коррекция индивидуальных предпочтений в соответствии с требованиями устойчивого развития, здорового образа жизни, повышения качества человеческого капитала.

В заключение сформулируем основные задачи по реформированию системы управления отраслью физической культуры и спорта в современных условиях.

1. Расширение круга ответственности и создание системы взаимоотношений со всеми заинтересованными субъектами. Система должна не только предусматривать ответственность, но и давать необходимые полномочия в управлении (включая управление финансированием каждого конкретного направления: оздоровительные ус-

луги, массовый спорт, спорт высших достижений и пр.).

2. Разработка комплекса плановых показателей по развитию конкретных направлений физической культуры и спорта, в том числе интегрированных показателей физического здоровья.

3. Внедрение системы экономического обоснования бюджета отрасли, включая проведение предварительных публичных слушаний, выработку консолидированного решения, защиту проекта в законодательном собрании края.

4. Укрепление исполнительной дисциплины.

5. Разработка принципов и показателей деятельности организаций в сфере оказания услуг по физической культуре и спорту, дающих право на получение госзаказа (или социального заказа).

6. С целью развития массового спорта создание любительских (местных) спортивных

клубов в учебных заведениях, по месту жительства.

7. Изменение методов управления спортом высших достижений, в том числе создание краевых клубов по отдельным видам спорта с привлечением внебюджетных средств.

8. Расширение и активная популяризация спортивно-массовых мероприятий, пропаганда массовых марафонов и т. д.

Реализация этих и ряда других мероприятий позволит, на наш взгляд, улучшить механизм управления отраслью физической культуры и спорта в регионах, обеспечивая целевую функцию данной отрасли - повышение физического здоровья населения, совершенствование человеческого капитала, и будет способствовать социально-экономическому развитию страны в целом.

список литературы

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1101-р от 7 августа 2009 г.).

2. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 7 от 11.01.2006 г.).

3. План мероприятий по реализации в 20092015 годах Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (Утв. Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации № 905 от 14 октября 2009 г.).

4. Алексеевский В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 2.

5. Антонова О.И. Региональная дифференциация смертности от внешних причин // Вопросы статистики. 2007. № 10. С. 17-21.

6. Иванов В.Н. Управленческая парадигма XXI века // Специалист. 2003. № 4.

7. Молл Е. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. 2000. № 8.

8. Прохоров А.П. Перспективы развития российской модели управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2.

9. Саханова А.Н. Новая парадигма государственного управления «GOOD GOVERNANCE»: пример Японии как перспектива для стран СНГ // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 1.

10. Стародубов В.И., Иванова А.Е. Анализ изменений и прогноз смертности населения в связи с мерами демографической политики // Социальные аспекты здоровья населения. 2008. № 3.

11. Токарев В. Гипотеза о новой парадигме управления // Проблемы теории и практики. 2001. № 3.

12. URL: http://www.permkrai.ru/development_stra-tegy/zadachi/chel_pot/stab/smer/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.