Научная статья на тему 'Институциональные условия фальсификации истории в музейных учреждениях'

Институциональные условия фальсификации истории в музейных учреждениях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1578
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИЯ / МУЗЕЙНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УСЛОВИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ / FALSIFICATION OF HISTORY / MUSEUM INSTITUTIONS / CONDITIONS OF FALSIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Загоскин Денис Владимирович, Ширко Константин Николаевич

Определены институциональные условия фальсификации истории, показаны возможности для запуска практики фальсификации истории в музейном деле. Сформулированы общие признаки практики фальсификации истории. Апробирована гипотеза об интеграции музея в социум по сценарию монополии стейкхолдера как важном факторе развития практик фальсификации истории. На материалах истории отечественного музейного дела 1920-1930-х гг. описаны прецеденты фальсификации истории, навязанной Томскому краеведческому музею государственно-партийной монополией, на материале архивных документов зафиксировано совпадение этого навязывания с активизацией ресурсного обеспечения музейной деятельности со стороны государственно-партийной монополии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional conditions for falsification of history in museum institutions

The article discusses the meaning of "falsification" prevailing in various spheres of human activity (philosophy, law theory and practice, history), describes the brief history of the concept of existence of "falsification of history", the practice of resistance to detection of signs of history falsification in relation to the museum activities, which include: the availability of conscious intent (the subject of fraud should be aware of their actions), the presence in the actions of the subject of the pragmatic component (the subject of fraud makes meaningful action to extract clear benefits for themselves), targeted actions of the subject of fraud (such a person always acts targetedly and vaguely about the projected effects of their actions, expressed as a rule to bring the consciousness of the person exposed to the desired state of falsifiers, pecuniary interest in the form of theft of property or savings due to the deliberate reduction of the quality of produced representations by substitution and distortion), ill-treatment of primary empirical data (it can be implemented in the following varieties (together or separately): direct replacement of all types of primary data, a certainly incomplete picture of the available source data, the attribution of meaning and significance unusual for a specific group of data, building relationships between groups of data that do not exist in reality). The hypothesis being tested before the integration of the museum in the business interests of influential actors of its environment as an essential condition for the practice of falsification of history, on the historical and archival materials of the 1920s-1930s describes the possible tendencies of practices to falsify history in Soviet museums (in particular, Tomsk Regional Museum), fixed coincidence constraints intensify the museum to create misconceptions about the history and attention to the problems of resource support of its activities. Specific settings are identified in the management of the museum, which entail practices distorting history: control of acquisition and assertion of the right of the party body to determine the value of certain museum objects; the formation of regulations on subjects museum studies almost at the level of their final conclusions, and the expression of provisions on the structure of the exposition. The conditions that start the system of history falsification in museums are: assimilation of museums in the business interests of some external actors, the monopolization of financing the museum by these entities, the establishment of the actors' control over major products of the museum, especially acquisition and study of funds.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия фальсификации истории в музейных учреждениях»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 64-66

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 069.4

Д.В. Загоскин, К.Н. Ширко

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ В МУЗЕЙНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Определены институциональные условия фальсификации истории, показаны возможности для запуска практики фальсификации истории в музейном деле. Сформулированы общие признаки практики фальсификации истории. Апробирована гипотеза об интеграции музея в социум по сценарию монополии стейкхолдера как важном факторе развития практик фальсификации истории. На материалах истории отечественного музейного дела 1920-1930-х гг. описаны прецеденты фальсификации истории, навязанной Томскому краеведческому музею государственно-партийной монополией, на материале архивных документов зафиксировано совпадение этого навязывания с активизацией ресурсного обеспечения музейной деятельности со стороны государственно-партийной монополии.

Ключевые слова: фальсификация история; музейные учреждения; условия фальсификации.

Термин «фальсификация» в различных сферах человеческой деятельности приобретает специфическое значение. Так, в философии он употребляется для обозначения процедуры проверки той или иной формы знания на научность [1. С. 34-45]. В правоведении и правоприменительной практике термин «фальсификация» используется в значении «подделка» - сознательная замена истинного ложным и подлинного - мнимым. Термином «фальсификация» определяются действия по неправильному подсчету голосов на выборах, подделке избирательных документов, бухгалтерских и иных отражающих экономическую деятельность документов, доказательств [2]. Также термином «фальсификация» обозначают изменение с корыстной целью качеств предметов сбыта в сторону их ухудшения при сохранении внешнего вида, а также подделанную вещь, выдаваемую за подлинную. В этих значениях термин «фальсификация» употребляется в сфере производства и торговли, а также в сфере оборота драгоценностей и антиквариата.

Применительно к историографии термин «фальсификация» имеет давнюю историю. Ранние примеры фальсификации относятся к Древнему Египту XIV-XIII вв. до н.э. - эпохе реформы Эхнатона и хеттоегипетских войн. Уже тогда враждующие стороны выдвигали взаимоисключающие версии этих событий. Известны также крупные средневековые фальсификации, например, так называемый «Константинов дар» -подложный акт византийского императора Константина Великого о передаче верховной власти в Западной Римской империи римскому папе, датируемый якобы IV в. н.э., но изготовленный не ранее VIII в. н.э. Начиная с Х! столетия этот подложный документ активно использовался Римской церковью для обоснования ее притязаний на сюзеренитет в христианском мире. Процессы возрастания роли общественного мнения в политике, экономике и обществе повели к возникновению ярких фальсификаций, имеющих целью прямое воздействие на общественное сознание (например, «Завещание Петра Великого» - геополитическая подделка XVIII столетия - и «Протоколы сионских мудрецов» -фальсификат начала XX в., оказавший серьезное влияние на сферу современной конспирологии).

В современной исторической науке принято следующее определение понятия фальсификации применительно к истории: «Фальсификация истории - ложное описание исторических событий в угоду предвзятой идее. Цели и мотивы исторических фальсификаций могут быть самыми разнообразными: закрепить за тем или иным народом историческое право на определенную территорию, обосновать легитимность правящей династии, обосновать правопреемство государства по отношению к тому или иному историческому предшественнику, “облагородить” процесс этногенеза и т.д.» [3]. При этом к методам фальсификации истории в обобщенном виде относят:

- «прямое измышление фактов и подделку документов»;

- «односторонний подбор и произвольное толкование фактов, в результате чего между фактами выстраиваются связи, в реальности отсутствующие, и делаются выводы, которые на основании полной картины сделать никак невозможно» [3].

Таким образом, можно сделать некое обобщение. Фальсифицирующая историю практика (включая практику музейной деятельности) должна обладать как минимум следующими устойчивыми признаками:

- наличие сознательного умысла (субъект фальсификации должен отдавать себе отчет в своих действиях);

- наличие в действиях субъекта прагматической составляющей (субъект фальсификации совершает осмысленные действия, направленные на извлечение понятной для себя выгоды);

- целенаправленный характер действий субъекта фальсификации (такой субъект всегда действует адресно и четко представляет себе проектируемый эффект своих действий, выражаемый, как правило, в приведении сознания объекта воздействия в нужное фальсификатору состояние, извлечение материальной выгоды в форме хищения ценностей или экономии средств в результате заведомого снижения качества производимых представлений путем подмен и искажений);

- некорректное обращение с первичными эмпирическими данными (оно может реализовываться в следующих разновидностях (одновременно или по отдельности) - прямая подмена всех видов первичных

данных, заведомо неполное представление имеющихся первичных данных, приписывание несвойственного смысла и значения определенной группе данных, построение между группами данных связей, не существующих в реальности).

Если это так, то музей (и как социокультурный институт, обеспечивающий значимые функции своего социума, и как производственная система, нацеленная на создание и трансляцию специфического информационно-смыслового продукта) не может иметь собственной мотивации к развитию практик фальсификации истории. Он возникает не столько как «проект» какого-либо консолидированного субъекта интересов, преследующего определенные прагматические цели и имеющего на это соответствующие умыслы, сколько как достаточно спонтанный ответ на потребности зрелого социума в сохранении материалов прошлого, имеющих важность для настоящего и будущего этого социума и накопленных в системе его наследия. Эта потребность проявляет себя на всех уровнях социальной системы - ее субъектами выступают «человечество в целом, конкретные общества (российское, французское, польское и т.д.), социальные группы, в частности этнические, и личности» [4. С. 13]. Потребности последних, очевидно, переводят общее ощущение необходимости сохранения накопившегося наследия на операциональный уровень. В силу этого начало истории большинства музейных учреждений связано с именами индивидов-основоположников или групп таких индивидов, развивающих эти учреждения на определенном этапе за счет собственного энтузиазма и реализующих свои собственные амбиции [5. С. 81].

В основе этих амбиций могут лежать увлечение искусством (вариант П.М. Третьякова и других), научные интересы (вариант Н.М. Мартьянова и многих других) или престиж императорской фамилии, мотивировавший Александра III и Николая II на создание Русского музея. Важно, что в любом случае музеи возникают не как инструмент чьих-то деловых интересов, а как формат самовыражения (на персональном уровне социума), попадающий в такт вызревшей общественной потребности (на внеперсональных уровнях социальной системы). Это самовыражение не нуждается в умышленных и целенаправленных искажениях прошлого, поскольку не преследует целей, для достижения коих такие искажения имели бы смысл.

А вот развиваться в зрелые профессиональные формы на мотивации самовыражения музейное дело, по-видимому, не может. Как хозяйствующий субъект музей нуждается в инфраструктуре, дорогостоящей и в приобретении, и в эксплуатации, а следовательно - в регулярном поступлении ресурсов и средств. Как социокультурный институт он должен обладать четкой системой распределения функций, прав, обязанностей, а также зрелой системой распределения труда [4. С. 11]. Это, в свою очередь, требует глубокой профессионализации музейного дела, которая мало совместима с мотивами личного самовыражения и требует посвящать музейным занятиям все оплачиваемое рабочее время.

Именно поэтому «интенсивное развитие музея происходит при условии разносторонней поддержки государства или лиц, обладающих властью» [4. С. 8].

В этом смысле музейное дело практически ничем не отличается от других культурных производств. Его история в формате складывающегося сектора общенациональной отрасли культуры (вторая половина XIX -начало XX в.) развивается за счет общественных и частных финансовых пожертвований, достаточно скромных и нерегулярных. Только в первое десятилетие XX столетия возникают элементы системы государственных инвестиций в отрасль культуры и в частности в музейный сектор [6. С. 97]. Эта тенденция получит форсированное развитие после 1917 г., особенно с рубежа 1920-1930-х гг. Для организации музейного дела это означает переход от сообщества энтузиастов, мотивированных самовыражением и своим пониманием общественного блага, к системе регулярных учреждений, встроенной в деловые интересы субъектов, которые по отношению к ней являются внешними.

Это встраивание во внешние деловые интересы уже само по себе создает предпосылки для развития в музейном деле практик фальсификации истории. Цели и мотивации носителей этих интересов могут отстоять достаточно далеко от собственных целевых установок представителей музейного сообщества. Вместе с тем исторические данные свидетельствуют о том, что подчинение музеев указанным внешним интересам происходит не сразу. Даже в 1920-е гг. музеи сохраняют уровень автономии, позволяющий держать риски искажений производимых ими представлений на относительно невысоком уровне. Этот уровень характеризуется следующим:

- музеи располагают достаточно большой самостоятельностью в отношении политики комплектования фонда и могут осуществлять формирование ресурсной базы своей основной деятельности на принципах максимально возможной полноты, позволяющей отражать профильные объекты изучения и показа без серьезных искажений. Музеи в этот период стремятся, по словам М.Б. Шатилова, «зафиксировать былое, которое отходит в область преданий и познавать старое, чтобы творить новое» [7. С. 32];

- музеи, даже получившие в 1923 г. государственное финансирование в системе Главнауки, не были лишены альтернативных источников финансовых средств. В том же 1923 г. музейные учреждения получили право свободной реализации на антикварном рынке музейных предметов, не обладающих историкохудожественным значением. С конца 1920-х гг. эта практика была монополизирована государством в лице Наркомата внешней торговли и Государственной конторой по скупке и продаже антиквариата с целью сбыта предметов за рубеж, а со второй половины 1930-х гг. -прекращена [8]. Существовала и практика выполнения заказов различных предприятий и органов власти на экспедиционные исследования и сборы предметов в целях их дальнейшей реализации. В частности, такие заказы в «Шатиловский период» (1920-е - начало 1930-х гг.) своей истории выполнял Томский краеведческий музей [9. С. 44-47];

- музеи в этот период располагали обширными горизонтальными социальными связями, группируя вокруг себя краеведческое движение и взаимодействуя с вузовской наукой; в это время существовало масштаб-

ное «дарительское» движение, включающее в себя как организации, так и частных лиц. Так, в Томском краеведческом музее в 1920-е гг. насчитывается 120 дарителей (характерно, что десятилетие спустя - почти в десять раз меньше - 14) [9. С. 49, 84].

В связи с этим государство как субъект, в чьи деловые интересы музеи оказываются встроенными, может весьма ограниченно влиять на их производственную политику. Оно не располагает средствами, чтобы монополизировать источники финансирования музея и тем самым получить их полное подчинение в обмен на решение финансовых проблем. Государство не может жестко форматировать политику комплектования и изучения музейных фондов и тем самым в полной мере задавать готовые матрицы для производства исторических представлений. Оно до известной степени нуждается в музеях как субъектах экономической деятельности (производство знаний о значимых природных и трудовых ресурсах, сбор предметов для их последующей реализации), поэтому допускает самостоятельность в исследовательской политике.

Эта ситуация меняется в начале 1930-х гг. Особенностями вектора этих изменений являются монополизация источников финансирования при его общем увеличении и установление контроля за музейными производственными процессами. Характерные свидетельства этих перемен хранятся в документах обследования Томского краеведческого музея комиссией Томского городского комитета ВКП(б), которое проводилось в 1933 и 1935 гг. Обобщая эту информацию, можно отметить следующее:

- Томский горком ВКП(б) предъявляет претензии к политике комплектования фондов. Музей «является кунсткамерой», собирает совершенно ненужные предметы (буддийская коллекция, портреты Троцкого, Зиновьева и т.д.). Необходимо организовать чистку фондов и не представляющие ценности предметы передать в школы в качестве учебно-вспомогательного материала;

- музей неправильно показывает историю края; в экспозиции слабо представлена колониальная политика царизма в среде коренных народов Севера и не представлены в должной мере современные достижения социалистического строительства; не отмечена 50-летняя дата со дня смерти К. Маркса; не отражена роль указа Сталина о партийности в науке, затушевывается роль классовой борьбы; также в экспозиции упоминаются такие ненужные факты, как события 1917 г. до Октябрьской революции (представлены вырезки из журналов с фотографиями Керенского, фотографии похорон солдат и казаков, убитых летом 1917 г.);

- музей игнорирует указания руководящих органов, не участвует в движении ударничества, не организует социалистическое соревнование;

- финансирование музея хронически недостаточно и должно быть увеличено [10, 11].

Указанные документы наглядно иллюстрируют определенные тенденции в политике развития музейного дела в Томске. Эти тенденции сводятся к следующему:

- власть готова пойти на увеличение финансирования Томского краеведческого музея;

- при этом власть ставит под жесткий контроль практики комплектования и презентации музейных фондов - вплоть до полномочий решать, каким предметам в фондах быть и каким не быть;

- власть внятно формулирует образ истории края, который музей должен производить и транслировать, предлагает своего рода матрицы для «отливки» готовых исторических представлений;

- власть руководствуется не соображениями «фиксации того, что отходит в область преданий», с тем чтобы поставить его на службу «творения нового», а задачами укрепления своего влияния на сознание людей («обслуживание политики партии»);

- власть намерена регламентировать все производственные процессы в музее так же, как это делается повсюду («ударничество», «соцсоревнование» и т.д.).

По существу в рассмотренных документах Томский горком ВКП(б) прямо предписывает музею фильтрацию «ненужных» предметов, игнорирование определенных событий и персоналий, приписывание нужных значений и смыслов определенным явлениям истории. Другими словами - ориентирует музей на производство фальсификаций истории.

Итак, условиями для превращения музея в фальсификатора истории являются:

- выход музейного дела на зрелый уровень развития, требующий его профессионализации и регулярного поступления ресурсов и средств;

- встраивание музейного дела в систему деловых интересов неких внешних для него субъектов;

- монополизация этими субъектами источников финансирования музея;

- установление этими субъектами контроля за основными производственными процессами музея, прежде всего за комплектованием и изучением фондов.

Выполнение этих условий создает возможности для запуска практики фальсификации истории в музейном деле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поппер К. Логика и рост научного знания : избр. работы / пер. с англ. ; сост., общ. ред. и вступ. ст. В.Н. Садовского. М. : Прогресс, 1983.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Ст. 195, 303.

3. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов // Институт этнологии и антропологии РАН: офици-

альный сайт. ИНЬ: http://www.iea.ras.ru/cntnt/levoe_meny/publikacii/bibliograf (дата обращения: 30.11.2012 г.).

4. Акулич ЕМ. Музей как социокультурный институт : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Тюмень, 2004.

5. Дукельский В.Ю. Музейный социум // Музей и личность : сб. ст. / отв. ред. А.В. Лебедев. М. : Российский институт культурологи, 2007.

6. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2: Конец XIX - начало XX в. Новосибирск, 2001.

7. Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1.

8. Поправко ЕА. Музееведение // Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС. ИНЬ: http://abc.vvsu.ru/Books/muzeebed/

page0004.asp (дата обращения: 01.12.2012).

9. Григорьева С.Е. История Томского областного краеведческого музея 1920-2000-е гг. : дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2010. С. 44-47.

10. ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 303. Выводы по обследованию Томского краеведческого музея. Приложение к протоколу заседания бюро Томского горкома ВКП(б) № 91 от 28.04.1933 г.

11. ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 440. Постановление от 29.04.1935 г. «О состоянии работы Томского государственного музея».

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 16 января 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.