Научная статья на тему 'Институциональные признаки предпринимательства'

Институциональные признаки предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1228
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ДЕЙСТВИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / BUSINESS / SOCIAL INSTITUTE / SOCIOLOGY OF BUSINESS / INNOVATION / SOCIAL RESPONSIBILITY / ORGANIZATIONAL ACTION / ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кох И. А., Сухов В. А.

В статье анализируются различные трактовки предпринимательства с позиции современной социологии и экономической теории, подчеркивается инновационный характер деятельности предпринимателя. Предпринимательство рассматривается как составляющая экономических социальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional features of entrepreneurship

This article analyzes various interpretations of entrepreneurship from the perspective of modern sociology and economic theory. It is emphasized the innovative nature of the entrepreneur. Entrepreneurship is seen as a component of economic and social institutions

Текст научной работы на тему «Институциональные признаки предпринимательства»

№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011

И. А. Кох, д-р соц. наук, профессор, кафедра теории и социологии управления, В. А. Сухов, аспирант, Уральский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург, Россия, kia4@mail.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В государствах с рыночной экономикой значительное место отводится предпринимательству. Особенно велика роль малого бизнеса. В некоторых развитых странах производимая в этом секторе продукция составляет весомую долю валового национального продукта. В современном обществе малое предпринимательство рассматривается как важный фактор устойчивого экономического развития и политической стабильности общества. В Российской Федерации в последние годы предпринимаются большие усилия по развитию малого предпринимательства и созданию институциональных структур для его поддержки.

Предпринимательство в современном понимании — это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»1. То есть современным законодательством предпринимательство рассматривается как с позиции создания нового предприятия, так и с позиции управления и развития уже существующих предприятий. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением рыночной стоимости предприятия.

Однако у предпринимателя есть еще одна очень важная характеристика. Известный австрийский экономист Й. Шумпетер указывал на то, что «быть предпринимателем — значит делать не то, что делают дру-

гие, и не так, как делают другие»2. Следуя за Шумпетером, В. В. Радаев формулирует общее определение предпринимательства: «это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода)»3. Предпринимательство, по В. В. Радаеву, конституирует три необходимых элемента:

♦ организационное действие;

♦ инициирование изменений;

♦ денежный доход как цель и критерий успеха.

Предпринимательство в этом ключе — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все ее институты. Предприниматели же, таким образом, представляют собой достаточно специфичную профессиональную группу, исследование особенностей профессионального становления и профессионального самосознания которой представляется весьма актуальным. В частности, предпринимательство в нашем обществе имеет свои специфические особенности вследствие особого пути формирования этой новой социальной группы. Например, ряд исследователей указывают на то, что «специфика профессионального становления именно российских предпринимателей заключается, в частности, в отсутствии специального образования в области бизнеса»4. Предпринимательство в современной России — это один из видов экономической деятельности, которая характеризуется, регулируется совокупностью социальных норм. Оно интегрировано в социально-политическую, ценностную структуры российского общества. Предпринимательство несет в себе целый комплекс

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

социальных функций: создание для занимающихся этой деятельностью возможности удовлетворять свои потребности и интересы, создание продуктов и услуг для удовлетворения потребностей _ населения, обеспечение стабильности общественной жизни.

В социологии и экономической теории существует множество значений понятий предпринимательства. Они = различны в понимании как природы, так и функционального содержания исследуемого явления. В. В. Радаев, обобщая изменения во взглядах экономистов и социологов, исследовавших предпринимательство, предложил авторскую типологию изменения подходов к предпринимательской функции, которая включает в себя пять различных трактовок5. По мнению авторов данной работы, попытки выбрать верное определение методологически бесперспективно. Социология — полипарадигмальная наука, а в каждой парадигме можно построить непротиворечивую систему категорий и понятийный аппарат. Для исследования предпринимательства следует определиться с подходом, парадигмой. Авторы придерживаются подходов и логики, лежащих в русле системно-структурных построений, это определяет и принимаемую им за основу концепцию предпринимательства Й. Шум-петера.

Данная трактовка (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Шмоллер, Й. Шумпетер, П. Друкер и др.) подчеркивает активный, инновационный характер предпринимательства не только в выборе из имеющихся альтернатив распределения ресурсов, но и в создании новых рыночных возможностей. Стержнем последнего направления стала концепция австрийского экономиста Й. Шумпетера. Предприниматели, по Шум-петеру, не образуют особой профессиональной группы или класса. Речь =

идет о функции, которую они осуществляют. Она может постоянно изменяться. При этом предприниматель не обязательно сам

Специфика профессионального становления именно российских предпринимателей заключается, в частности, в отсутствии специального образования в области бизнеса.

Социальный институт - это относительно устойчивая модель социального поведения, на поддержание которой направлены действия многих людей.

изобретает «новые комбинации». Он может использовать чужой хозяйственный опыт.

С позиции подобного структурно-функционального анализа предпринимательства весьма кстати оказывается концепция американского социолога Дж. К. Хоманса, продолжившего рассмотрение социальных институтов с позиции бихевиоризма и в его рам-= ках описавшего типологию социальных институтов. Социальный институт, по Хомансу, — «это относительно устойчивая модель социального поведения, на поддержание которой направлены действия многих людей»6.

Согласно концепции Дж. Хоманса, есть четыре способа обоснования социальных институтов7. Первый — психологический способ, который рассматривает социальные институты как психологическое образование. Второй способ — исторический, который рассматривает институт как результат исторического развития того или иного вида деятельности. Третий способ — структурный, рассматривающий социальные институты как элемент социальной системы. Четвертый — функциональный, исходящий из того, что существование институтов связано с исполнениями определенных функций в социальной системе, обеспечивая интеграцию ее элементов и стабильность развития и существования.

На наш взгляд, обоснования первого и второго порядка являются очевидными. Психологический генезис предпринимательства и историческое развитие предпринимательства как элемента экономических институтов нашли отражение в современной социологии. Структурно-функциональное - содержание предпринимательства, хотя и достаточно нами обосновано выше, все же нуждается в доказательстве. Здесь необходимо доказать, что функции изучаемого феномена являются значимыми, а совокупность функций предпринимательства близка по содержанию функциям, выполняемым в

№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

обществе социальными институтами. Для обоснования институциональной природы предпринимательства указанные обстоятельства важны.

Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Исходя из этих посылок, можно сделать вывод, что предпринимательство в функциональном плане обладает признаками социального института: предприниматель реализует функцию удовлетворения потребностей членов общества в товарах и услугах, а для того, чтобы сделать поведение предпринимателя предсказуемым, реальность экономической среды и общество создают правила и нормы поведения, регулирующие поведение каждого предпринимателя. Более того, сами предприниматели создают эти правила поведения (черные списки неплательщиков, работа с отсрочкой платежа, принципы взаимного доверия и т. д.).

Для обоснования институциональной природы предпринимательства целесообразно проанализировать способы его включения в другие сферы общественной жизни, взаимодействие с политическими, идеологическими и иными социальными институтами, доказательство того, что он является неотъемлемым элементом другой сферы общества — культурной, политической и др. Институциональный подход к изучению социальных явлений исходит из того, что социальные институты формируются в процессе исторического развития социальной системы, однако при этом специфика основных механизмов их функционирования обусловлена внутренними закономерностями развития того или иного вида деятельности. Следовательно, рассмотрение предпринимательства невозможно без соотнесения его с функционированием других со-

Сами предприниматели создают эти правила поведения (черные списки неплательщиков, работа с отсрочкой платежа, принципы взаимного доверия).

циальных институтов. Предпринимательство сегодня — это, несомненно, часть института производства и сферы услуг, кото-_ рые, в свою очередь, являются элементами институтов экономической системы. Предпринимательство горизонтально пересекается с другими институтами: экономическими (промышленность, банки), политическими (государство, политические партии), социально-культурными (образование, наука), нормативными (гражданское право, институт частной собственности), семейными, религиозными и другими.

Третий этап, после функционального и структурного обоснования, связан с институциональной идентификацией сущности предпринимательства. Есть определенные трудности в определении институциональных признаков предпринимательства, в правомерности определения функций предпринимательства в качестве институциональных.

Вместе с тем, возникает вопрос, насколько законченным и комплексным его можно считать, насколько эффективно реализуются присущие ему социальные функции. На наш взгляд, для того чтобы понять это, необходимо опираться на уточненное понятие предпринимательства с точки зрения предмета социологии. Так, О. О. Вавиловым предпринимательство в данном контексте определено как «особый вид деятельности, преобразующий природу общества, по созданию продуктов или предо-

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ставлению услуг и связанный с получением прибыли в условиях риска на основе использования предпринимательских качеств личности»8. Таким образом, «индивид, осознанно выбирающий направление своей деятельности, рассматривается как член общества, перед которым он несет социальную ответственность. При этом он стремится к реализации собственных потребностей высшего порядка, а также к удовлетворению этих потребностей остальных членов общества, т. е. к углублению процесса собственной социализации»9. При таком самосознании каждого предпринимателя можно говорить о подлинном завершении процесса институционализации предпринимательства. И в данном случае можно отметить, что процесс институционализации предпринимательства в России пока не завершен. Негативные последствия этого в современной России особенно остро ощущает на себе малое предпринимательство.

Четвертый этап предполагает анализ структуры социального института и характеристику его основных элементов. Структура предпринимательства неразрывно связана с социальной структурой общества. Существующие теоретические взгляды демонстрируют ведущую роль инновационной деятельности предпринимателя и качеств, ей способствующих. «Современное предпринимательство выступает в качестве нового типа организации и формы групповых социально-экономических отношений для отечественного социума. Поведенческие реакции предпринимателей в существенной мере обусловлены историческими традициями и национальной психологией. Можно констатировать, что развитие предпринимательства в Российской Федерации связано не только с современным экономическим состоянием, но и особенностями российской государственности и менталь-ности»10.

По мнению ряда авторов, основой успешного развития предпринимательства является предпринимательская среда, адекватная современным реалиям и требованиям бизнеса11. Связь предпринимательства с социальной, экономической и культурной подсистемами общества очевидна. Поэтому так важна стабильность внешней среды для развития предпринимательства. Кроме того,

творческий и поисковый характер является неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности, а значит, чертой современного отечественного предпринимателя должно стать наличие инновационно-поискового стиля поведения. Инновационная деятельность представляет собой способ удовлетворения потребностей обществом за счет принципиального изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет о таких нововведениях, которые привносят в социокультурную среду революционные элементы и предусматривают переход некой системы из одного состояния в другое. 4

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301. Ст. 2.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В. С. Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. С. 28.

3. Радаев В. В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 94.

4. Вавилов О. О. Предприниматель как объект социально-экономического исследования: Автореферат дис. канд. соц. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 3.

5. Там же. С. 95-97.

6. Homans G. S. The sociological relevance of behaviorism // Behavioral sociology. Ed. R. Burgess, D. Bus-hell. N. Y, 1969. Р. 6.

7. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. С. 11.

8. Вавилов О. О. Предприниматель как объект социально-экономического исследования. С. 10.

9. Там же.

10. Лашкин М. М. Предпринимательская конкуренция в России: социально-экономический анализ. Автореферат дис. канд. соц. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 9.

11. Гурков И. Б., Аврамова Е. М, Тубалов В. А. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2005. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.