УДК 658.01.(075.8)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УСТРАНЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
INSTITUTIONAL BASES OF ELIMINATION OF CONTRADICTIONS BETWEEN THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
Е.И. Лавров, Д.В. Потапов E.I. Lavrov, D.V. Potapov
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Раскрываются причины технологических изменений на предприятиях. Исследованы особенности слияния и поглащений. Обоснованы теоретические основы взаимодействия предприятий. Предложена схема устранения противоречий между промышленными предприятиями.
In article the reasons of technological changes at the enterprises are opened. Features of merge and absorption are investigated. Theoretical bases of interaction of the enterprises are proved. The scheme of elimination of contradictions between the industrial enterprises is offered.
Ключевые слова: технологические изменения, институциональная среда, взаимодействие предприятий.
Key words: technological changes, institutional environment, interaction of the enterprises.
Возникновение и быстрое распространение стратегически ориентированных форм изменений, которые происходили в последнее время, значительно повлияли на внешнюю среду промышленных предприятий. Прежде всего можно выделить три наиболее важные причины, повлекшие стремление промышленных предприятий к изменениям: развитие межотраслевых рынков, сложность и стоимость современных технологий, а также организационно-экономические ошибки, допущенные при слияниях и присоединениях промышленных предприятий, что напрямую связано с явлением глобализации. По мнению большинства исследователей, глобализация имеет весьма общий характер и распространяется на все виды деятельности, в том числе производственные. И в самом деле, с развитием таких наук, как информатика, телекоммуникационные системы, условия общения настолько упростились, что промышленные предприятия могут совместно вести любую деятельность. Помимо этого потребители стали вести себя почти одинаково, особенно в условиях переходной экономики. Это обстоятельство приводит к тому, что производители товара или услуги должны выбросить на рынок продукцию, отвечающую потребностям самого взысканного потребителя. Такое понимание ситуации является преимуществом для одних промышленных пред-
приятий и угрозой для других. Конкуренция, увеличивая размеры рынка сбыта, позволяет производить большее количество продукции, тем самым провоцируя снижение цен.
Тем не менее обобщение феномена глобализации, желание увидеть его результаты во всех отраслях кажется не совсем верным. Дело в том, что рядом с «глобальными» видами производства существуют и такие отрасли, для которых более важно укрепление на местном рынке. Различные формы взаимодействий промышленных предприятий могут оказаться весьма полезными в таких отраслях, которые испытывают острую потребность в ресурсах, современных технологиях и многом другом, не позволяющем стать конкурентоспособными. Речь идет не о стандартизации в мировых масштабах. Наоборот, промышленники должны использовать свой опыт для того, чтобы развить и реализовать продукцию, предназначенную для разных потребителей. Рассмотрим, к примеру, издательства. Одно из крупнейших в России издательств «Детская литература» занята специфическим родом деятельности - оно выпускает высококачественную познавательную детскую литературу, рассчитанную на разные возрастные категории детей. Последние десять лет издательство занимается освоением стратегии интернационализации, то есть постепенно позиционируется на книжном рынке стран ближне-
© Е.И. Лавров, Д.В. Потапов, 2013
го зарубежья. Однако в этой области трудно преуспеть, используя стандартный подход. Необходимо подстраиваться под читателя. В данной области попытки глобализации могут быть просто губительными. Даже в случае таких однородных по составу населения государств, как Белоруссия, Украина, Казахстан, нельзя использовать однотипную тактику завоевания интереса потребителей. Культурные различия настолько очевидны, что их невозможно не учитывать. Образовывать же филиалы за рубежом очень дорого. К тому же это неинтересно с экономической точки зрения, так как вряд ли иностранной компании будет легче освоить рынок, чем местной издательской компании, досконально знающей все его потребности. Вот почему издательство «Детская литература» стала использовать преимущества межотраслевого рынка и сформировало стратегию взаимодействия с региональными партнерами. Основная сложность заключается в определении того, что можно оставить (в целях экономии средств) от производства книжной продукции, а что необходимо привнести нового, чтобы продукция соответствовала по своему содержанию местной культуре и традициям. Предоставление полной свободы местной редакции может повлечь за собой большие затраты. А систематическое навязывание иностранных персонажей, культуры и истории может привести к потере определенной части клиентуры, например, родителей, очень внимательно следящих за образованием своих детей. Вот почему успех подобных операций полностью зависит от умения искусно сочетать знания и опыт разных промышленных предприятий.
Следует отметить, что преимущества межотраслевых рынков зачастую рассматривается слишком упрощенно. В одних случаях взаимодействие промышленных предприятий позволяет решить стратегические проблемы унификации рынка, а в других оно способствует разнообразию и диверсификации предложения. Так, часто используемые в этой связи упрощения неуместны, поскольку результаты взаимодействия зависят, прежде всего, от характера производимого продукта или оказываемой услуги.
Одно из существенных изменений в применяемых технологиях заключается в том, что их сложность и в связи с этим стоимость значительно возросли. Вот почему в тех отраслях, где современные технологии - важный источник конкурентного преимущества, многие, даже лидирующие промышленные предприятия, более не могут самостоятельно нести все рас-
ходы по разработке новых производственных линий, способных в будущем обеспечить их автономное существование. Такое положение дел, особенно в машиностроительной, приборостроительной и других отраслях, заставляет многие промышленные предприятия объединяться. Сложность используемых технологий подталкивает промышленные предприятия к более тесному сотрудничеству, что, в свою очередь, провоцирует разработку других дополнительных линий производства. Как правило, стремление к взаимодействию возникает либо между клиентами и поставщиками, либо между предприятиями, относившимися, до объединения, к совершено разным отраслям.
Не меньший интерес представляет исследования возможных форм взаимодействия структур из разных промышленных секторов, в данном случае пример удобнее взять из области производства телекоммуникаций. Дело в том, что технологическая схожесть между телекоммуникационной отраслью и отраслью, занятой производством вычислительной техники, привела к заключению целого ряда межотраслевых соглашений.
На сегодняшний день одной из основных проблем для любого промышленного предприятия является технологический прогресс, а точнее та скорость, с которой одна технология сменяет другую. Число научных разработок и их стоимость увеличиваются, а результаты исследований остаются непредсказуемыми. Вот почему развитие различных форм взаимодействия так необходимы в промышленной области. Прежде всего, они позволяют разделить рискованную и довольно дорогостоящую научноисследовательскую работу между партнерами, что, в свою очередь, дает возможность увеличить число тем для исследования и сочетать различные функции.
К тому же ускоренное развитие технологий приводит к сокращению срока жизни продукции. В этом плане очень показательна ситуация, сложившаяся в областях микроинформатики и бытовой электроники. Скорость обновления продукции настолько велика, что потребители стараются покупать аудио-, видео-или компьютерную продукцию не сразу, дабы не попасть в ловушку и не купить продукцию, которая уже через несколько месяцев станет устаревшей. Все виды деятельности, основанные на электронике, такие как авиакосмическая, автомобильная промышленность, фармацевтика, в разной степени подвержены подобной проблеме из-за резкого сокращения срока жизни используемых в производстве состав-
ляющих. Более того, чем выше соотношение между затратами на научно-исследовательскую работу и размером торгового оборота, тем меньше срок жизни производимого продукта.
В результате, чтобы остаться в производстве, промышленным предприятиям приходится тратить всё большие суммы на научно -исследовательскую работу. Но это не увеличивает их шансы на получение прибыли от инвестиций, так как срок, во время которого реализуется товар, постоянно уменьшается. Расширение форм взаимодействия промышленных предприятий могут стать хорошим способом для решения этой проблемы, так как они позволяют достаточно быстро и значительно увеличить размеры рынка сбыта продукции.
Немаловажную роль в расширении форм взаимодействия промышленных предприятий сыграли организационно-экономические ошибки, допущенные при слияниях и присоединениях промышленных предприятий. Так, 80-е гг. XX в. были отмечены беспрецедентным ростом числа слияний и присоединений. К сожалению, процент успешно завершившихся сделок такого «плана» очень мал. Большинство аналитиков приводят данные о том, что 80 % из осуществленных в тот период российскими структурами вообще не должны были проводиться. Три четверти производственных структур, заключивших подобного рода сделки, признаются в том, что им потом пришлось слишком дорого за это заплатить [1, с. 123].
Слияния неудобны по двум причинам. Во-первых, из-за эффекта «неусваиваемости» производственных структур - цели. Как правило, купленная структура прекращает свою основную деятельность либо из-за того, что утратила свои преимущества, либо из-за того, что ее основные функции сложно использовать. Большое число мелких структур, занятых новаторскими видами деятельности, было куплено крупными структурами (например, предприятия, использующие биотехнологии, часто покупались крупными фармацевтическими компаниями). Войдя в крупную структуру, мелкая структура начинала терять свою гибкость и способность к инновационным видам деятельности, то есть качества, которые и делали ее столь привлекательной мишенью для материнской структуры. И это несмотря на то, что ее численный состав не менялся и все лучшие специалисты по-прежнему оставались на своих местах. Во-вторых, слияния/присоединения неудобны и из-за невозможности «отделять зерна от плевел». Ведь в большинстве случаев присоединенная структура имеет ряд направ-
лений, абсолютно ненужных материнской структуре (как правило, это либо направления, дублирующие деятельность основной структуры, либо направления с нежелательной диверсификацией). А избавиться от них без потерь не всегда получается. И в данном случае выгода не всегда очевидна.
Последствия от сделок слияния и присоединения, к которому пришли многие промышленные предприятия, подтолкнуло их обратиться к поиску взаимовыгодных форм взаимодействия. Ведь взаимовыгодное взаимодействие промышленных предприятий позволяет избежать той ломки структуры и культуры покупаемой организации, которая неизбежно происходит во время присоединения. И в результате материнская структура полностью подчиняет себе структуру купленного предприятия. Взаимодействие же промышленных предприятий, напротив, основывается на сотрудничестве, которое предполагает, что роли и задачи партнеров оговариваются заранее и подтверждаются письменно в договоре. Помимо этого оговаривается область совместных действий, и если в дальнейшем данная область перестает быть интересной одному или нескольким партнерам, то от нее всегда можно отказаться. В этом видно основное преимущество взаимовыгодного взаимодействия промышленных предприятий.
Проведенные исследования доказывают не только то, что в последние годы такой вид сотрудничества, как стратегическое взаимодействие промышленных предприятий, значительно развился, но и то, что он сильно видоизменился. Единичные тактические цели, присущие традиционным совместным предприятиям, сменились глобальными стратегиями, подталкивающими промышленные предприятия к развитию различных форм взаимодействия. Следует также отметить, что число промышленных предприятий, стремящихся к взаимовыгодному сотрудничеству, намного больше, чем кажется на первый взгляд. В этой связи становится ясно, что для получения максимума преимуществ, которые могут принести развивающиеся формы взаимодействия предприятий, руководители промышленных предприятий должны фундаментально пересмотреть свои взгляды и подходы к управлению. Стратегия и организация промышленного предприятия, для которой сотрудничество с другими структурами стало играть немаловажную роль, значительно отличаются от стратегии и организации структур, полностью контролирующих свою деятельность.
Стратегия промышленных предприятий обусловливает коренное преобразование управленческой практики. Теперь все стратегические решения должны приниматься совместно с партнерами, а менеджеры - управлять даже теми процессами, которые до сих пор не поддавались полному контролю.
Развитие кооперационных тенденций вынуждает промышленников пересмотреть не только базовые постулаты классической концепции деловой фирмы, но и общие теоретические положения. При организации взаимодействия промышленных предприятий граница между ними и средой стирается; более того, размывается даже граница между промышленным предприятием и его конкурентами.
Дело в том, что зачастую большинство производственных операций осуществляется в автономном режиме не внутри самого предприятия, а в рамках соглашений о сотрудничестве, причем нередко заключенных с конкурентами.
Таким образом, развитие межотраслевых рынков, сложность и стоимость современных технологий, а также организационно-экономические ошибки, допущенные при слияниях и присоединениях промышленных предприятий, способствуют расширению форм взаимодействия промышленных предприятий.
Учитывая приведенные обстоятельства, рассмотрим более подробно теорию, изучающую производство как процесс и организационную структуру субъекта как среду, определяющую совокупность устойчивых связей системы, обеспечивающую ее целостность и тождественность самой себе: теорию трансакционных издержек [2, с. 323].
Поскольку в теории трансакционных издержек рассматривается проблема границ промышленных предприятий, определяется и очерчивается их структурный контур, эта теория может служить основанием для анализа и интерпретации взаимодействия промышленных предприятий.
В рамках данной теории обосновываются такие ситуации, при которых кооперация двух организаций предпочтительнее, с одной стороны, чем слияние и присоединение, и с другой - чем установление обыкновенных контрактных или договорных отношений.
Теория трансакционных издержек рассматривает коммерческие операции в рыночных условиях как одну из причин высоких издержек. В этом заключается ее основополагающее теоретическое новаторство. И действительно, в классической экономической теории подобные издержки не принимаются во внимание. Считается, что предложение и спрос прямо воздействуют друг на друга, а цена, которая немедленно становится известной всем заинтересованным лицам, регулируется автоматически - в результате сопоставления спроса и предложения.
В рамках институциональной среды устранение противоречий между промышленными предприятиями разрешается при условии наличия институтов правовой фиксации производственных взаимодействий: имущественных прав, имущественных обязанностей и необходимой свободы осуществления производственных действий.
Средством разрешения противоречий между промышленными предприятиями может выступать трансакция: совокупность действий, связанных с достижением взаимных уступок с возможным ограничением и передачей прав на использование экономических благ (см. рис.).
Исходя из этой гипотезы, можно сделать логический вывод: в рыночных условиях трансакционные издержки выходят за допустимые рамки в том случае, если трансакция, или совершение сделки, характеризуются следующими тремя обстоятельствами:
- неопределенная ситуация на рынке, препятствующая заключению полного и удовлетворительного контракта;
- промышленные предприятия заключают сделку, предмет которой - очень специфичные активы: товары, услуги и т. п., что может привести к «замыканию» партнеров в двусторонние отношения, опасные для одного из них;
- если эти операции между партнерами время от времени повторяются, то, с одной стороны, опасность «замыкания» возрастает, но, с другой, - увеличивается и рентабельность возможной устойчивой управленческой структуры, которая могла бы взять на себя координацию трансакционных операций и устранить необходимость постоянного обращения партнеров к рынку для заключения сделок.
Трансакция
Схема разрешения противоречий между промышленными предприятиями
Каждый из трех перечисленных факторов способствует увеличению трансакционных издержек. Когда эти издержки выходят за допустимые рамки, стороны пытаются вывести свои экономические операции за пределы рынка и вместо постоянного оформления новых сделок создать структурированную организацию. В крайнем случае коммерческие партнеры могут объединиться в рамках единого промышленного предприятия - при условии, конечно, что организационные издержки при таком развитии событий не превысят уровня трансакционных издержек на данный момент. Практи-
ческое использование этих положении в данном виде возможно только при условии, что принятие решения о совместных коммерческих операции никак не повлияет на уровень других издержек, то есть не увеличит совокупных производственных издержек.
1. Лавров Е. И. Слияния и поглащения в промышленности // Экономические науки. -2007.- № 36. - С. 122-124.
2. Смелик Р. Г. Эффективность труда в условиях государственной монополии // Экономические науки. - 2007. - № 36. - С. 321-324.